Леонардо Да Винчи
На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая все последующее развитие европейской цивилизации.
Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель – вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Археолог, метеоролог, астроном, архитектор… Все это – Леонардо да Винчи. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо – символ безграничных устремлений человеческого разума.
Титан Ренессанса
Леонардо да Винчи при жизни переходил от одного королевского двора к другому, подобно фамильной драгоценности. Не понятый современниками, он был бесконечно одинок. «Божественный» мастер жил и страдал, как обычный земной человек.
Рожденный вне брака
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в живописном тосканском городке Винчи.
Его родители были 25 – летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо все жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах.
В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Сейчас трудно сказать, догадывался ли кто – нибудь из них, что имеет дело с будущим гением.
Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно – и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 78 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Был у Пьеро и младший брат, Франческо. Пока отец пропадал на работе, мальчика воспитывал дядя, философ по складу мышления и бездельник по роду занятий. Дух свободы, с детства привитый Леонардо легкомысленным мечтателем Франческо, возможно, побуждал впоследствии художника бросать незавершенные шедевры и устремился к новым вершинам. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.
Щит Дракона
Существует легенда о начале пути великого художника. К отцу Леонардо будто бы обратился крестьянин. Он передал нотариусу круглый щит из фигового дерева и попросил найти художника, способного расписать этот щит. Пьеро не стал искать специалиста и поручил работу сыну. Леонардо решил изобразить нечто «страшное». Он принес в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида, и написал на щите фантастического дракона. Ошеломленный отец после этого отправил Леонардо учиться к лучшему живописцу Тосканы, Андреа дель Верроккьо. Так юноша очутился в знаменитой художественной мастерской того времени.
Начало пути. Флоренция, город цветов.
В то время крупные итальянские города – Флоренция, Милан, Неаполь – являлись отдельными государствами. Флоренцией правила династия Медичи. Этот род, основанный аптекарями, со времен разбогател, прославился и приобрел политический вес.
Мастерская Андреа дель Верроккьо, в которую поступил учиться юный Леонардо, находилась под покровительством известного мецената Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Он заказывал Верроккьо картины, скульптуры и элементы интерьера для своих флорентийских дворцов. Благодаря этим заказам родились первые творения Леонардо: медный шар и распятие для купола собора Санта Мария дель Фьоре.
В средние века живопись и скульптура не считались высоким искусством, а на художников смотрели как на обычных ремесленников. Большинство из них вполне соответствовали такому взгляду, ограничиваясь лишь узкопрофессиональными интересами. Верроккьо на этом фоне смотрелся более чем выигрышно. Он развивал художественный вкус своих подопечных, был озабочен их интеллектуальным развитием. Мастер исследовал античные образцы и в то же время широко использовал современные научные и технические достижения. Он изучал тригонометрию, а для того чтобы точнее изображать человеческое тело, занимался вскрытие трупов. Учитель оказал огромное влияние на метод и творчество Леонардо да Винчи.
Побежденный учитель
В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодежь проводила время в оживленных дискуссиях.
Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство.
Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками – учениками.
Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
Зигзаги судьбы. Скандал с Сальтарелли
В 1472 году 20 – летний Леонардо стал членом флорентийской Гильдии художников. Однако до 27 – летнего возраста молодой мастер не имел собственной мастерской и продолжал работать под крылом учителя. А в 1476 году Леонардо оказался на скамье подсудимых.
Аноним обвинял его и еще трех мужчин в гомосексуальных контактах с 17 – летним ювелиром Джакопо Сальтарелли. Все четверо предстали перед судом и за отсутствием улик были оправданы. Старший товарищ Леонардо по мастерской Верроккьо, знаменитый Сандро Боттичелли, также дважды становился жертвой подобных доносов. Неизвестно, настолько достоверны были обвинения в адрес Леонардо. Как бы то ни было, он проявлял определенный интерес к гомосексуальной эстетике.
Мастер Леонардо всегда окружал себя прекрасными молодыми учениками. В дневниках художника можно обнаружить естественнонаучные наблюдения, чертежи, хозяйственные расходы и даже описания и рисунки пищи, которую он ел. Но когда умер его отец, Леонардо записал лишь дату смерти, возраст и род занятий родителя, ни словом не упомянув о своих чувствах. Зато день, когда художник взял в подмастерья приглянувшегося ему юношу, описан в мельчайших подробностях, с большим пафосом и эмоциональным подъемом. Исторические документы умалчивают, стоял ли учитель в любовной связи с кем – либо из учеников, однако хорошо известно, что Леонардо не интересовался женщинами и умер холостяком.
Мастер был убежден, что между его родителями не было истинной любви. «А кто не сумеет обуздать своих плотских страстей, превратится в животное», - писал он в дневнике. Это одно из множества высказываний Леонардо, свидетельствующих о его аскетизме.
Первые шедевры
В 1478 году молодой Леонардо впервые получил частный заказ. Ему поручили расписать алтарный образ для капеллы Святого Бернарда во флорентийском дворце Синьории. Для молодого маэстро это был отличный шанс заработать денег и заявить о себе. Однако алтарь так и не был закончен. Та же участь постигла и «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато в Скопето близ Флоренции, за которое Леонардо взялся в 1481 году. Из – за этого он прослыл во Флоренции ненадежным мастером, чудаком.
В те времена отношения между художником и заказчиком строились на основе торгового соглашения. Деньги за работу обычно выплачивались по частям, так что многие мастера зачастую едва сводили концы с концами. Ярким примером того, что талант Леонардо далеко не всегда оценивается по достоинству, является его письмо миланскому герцогу с просьбой о деньгах. Великий художник был весьма небогат.
Роспись алтаря в капелле святого Бернарда закончил другой мастер. Леонардо покинул Флоренцию, оставив несколько незавершенных работ.
Новые горизонты. Глиняный колосс
В 1482 году Леонардо уезжает из Флоренции в Милан. В те годы Милан был крупнейшим центром оружейного производства. Между городами – государствами на территории Италии постоянно вспыхивали междоусобные войны, поэтому мастера – оружейники и военные строители были чрезвычайно востребованы. Имея это в виду, Леонардо привез в Милан созданные им чертежи оригинального оружия и хитроумной военной техники.
Миланский герцог Лодовико Сфорца, прозванный за темную кожу «Мавром» («Иль Моро»), искал скульптора, который мог бы изваять огромную конную статую его отца, Франческо Сфорца. Прослышав об этом, Леонардо написал герцогу письмо – резюме. В нем мастер предлагал себя в качестве опытного военного инженера и оружейника, а в завершение отмечал: «Могу также изготовить и статую бронзового всадника – такую, что слава Вашего великого отца, как и всего рода Сфорца, будет увековечена»
«Живопись есть искусства ума, а скульптура – не более чем физическая работа», - считал Леонардо, к 30 годам не создавший ни одной статуи. Тем не менее, когда в 1491 году он закончил глиняную модель и установил ее на площади перед дворцом, публика была потрясена грандиозным сооружением. До тех пор величайшим в мире изваянием всадника считалась статуя римского императора Марка Аврелия высотой более 4 – х метров. Всадник Леонардо превосходил ее почти вдвое. Однако технологии, необходимые для осуществления замысла, были слишком сложными для того времени, и создание памятника продвигалось очень медленно. Когда же в 1499 году на Милан напали французы, вся бронза, приготовленная для скульптуры, была пущена на литье пушек, и работу пришлось прекратить.
Несмотря на создание колоссальной статуи, Леонардо прославился среди миланцев прежде всего как искусный музыкант, декоратор и режиссер придворных торжеств.
Тайная вечеря
В Милане Леонардо создал эпохальный шедевр – фреску «Тайная вечеря» на стене трапезной в монастыре Санта Мария делле Грацие. Согласно некоторым свидетельствам, одиннадцать апостолов были списаны с обычных людей, которых Леонардо встречал в окрестностях Милана. Прообраз Христа неизвестен. Чтобы написать Иуду, мастер ходил по притонам и искал модель среди преступников. Когда же приор монастыря выразил недовольство проволочкой, уязвленный Леонардо предложил самому священнику стать моделью Иуды.
К драматической сцене Тайной вечери, когда Иисус объявляет своим ученикам, что один из них вскоре предаст его, до Леонардо обращались многие мастера. Однако именно его уникальная интерпретация с математически просчитанной композицией и выверенной перспективой приобрела всемирную славу.
Между искусством и войной. На службе у тирана
В 1499 году Милан был захвачен французами, и Лодовико Сфорца бежал за границу. Потеряв покровителя, Леонардо переехал сперва в Мантую, а затем в Венецию, где в качестве военного инженера провел несколько месяцев на службе у герцога Чезаре Борджиа.
Борджия – легендарный отравитель эпохи Ренессанса, незаконный сын римского папы Александра VI. В возрасте семнадцати лет по протекции отца он становится кардиналом, а в двадцать семь при помощи коварных интриг и вероломных убийств подчиняет себе часть Италии. Приглашая в военные советники Леонардо, честолюбивый тиран рассчитывал на еще большие завоевания.
На службе у Борджиа Леонардо составил детальную карту крепости Имола, а для расширения герцогских владений изобрел уникальные способы орошения болот. Но после смерти Александра VI Борджиа не удержался у власти, и Леонардо, вновь оставшийся без работы, вернулся во Флоренцию.
Битва титанов
В 1504 году флорентинцы заказали Леонардо фреску для Палаццо Веккьо. Темой изображения должна была стать состоявшаяся в 1440 году битва при Ангиари, в которой Флоренция нанесла поражение Милану.
Поражал даже сам масштаб заказанной росписи – высотой 6,6 м и шириной 17,4 м. Противоположную стену дворца расписывал молодой Микеланджело Буонарроти. Состязание двух гигантов приковало внимание всей Флоренции.
Два гения придерживались различных взглядов. Леонардо называл живопись интеллектуальным искусством, в скульптуру – физической работой. Микеланджело, напротив, считал высшей формой искусства скульптуру, уподобляя ее солнцу, а живопись – луне. Предание о словесной перепалке двух художников дошло до наших дней. «Вы, скульпторы, вечно обляпаны мраморной пылью с головы до ног, словно булочники, - ворчал Леонардо. – Ваши дома завалены каменной крошкой да обломками нерожденных творений!» «Кто же, как не ты, не доделал и бросил в Милане всадника Сфорца?» - парировал Микеланджело.
Битва титанов осталось «неоконченной». Создав за полгода на картоне эскиз «Битвы при Кашине», Микеланджело уехал в Рим заниматься папской усыпальницей. Леонардо решил прибегнуть к экспериментальной технике письма, и результат вышел удручающий – изображение «поплыло». Художник начал было переписывать все заново, но впал в отчаяние и бросил работу.
Мона Лиза. Версии и легенды
Работая над «Битвой при Ангриари», Леонардо одновременно начал писать самый известный в истории живописи портрет – «Мону Лизу». В его дневнике нет ни единого упоминая о работе над портретом. Кто заказал картину? Кто был моделью Леонардо? Никаких документальных свидетельств художник не оставил.
Самая популярная версия принадлежит Джорджо Вазари. В своем труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» он пишет: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо создал портрет Моны Лизы, его жены». Согласно другой версии, моделью была флорентийская дама, любовница герцога Джулиано Медичи. Еще одна кандидатка в героини полотна – герцогиня Мантуи Изабелла д’ Эсте, приятельница художника. Некоторые исследователи утверждают, что никакой модели не было вовсе и что Леонардо воплотил в «Джоконде» образ покойной матери. Наконец, очень популярна точка зрения, что «Мона Лиза» - автопортрет мастера.
Ряд историков искусства считают, что существует две разные картины Леонардо – «Мона Лиза» и «Джоконда». В 1505 году Рафаэль, гостивший у Леонардо, создал копию «Моны Лизы», где за спиной модели возвышается античная колонна. Но на известной нам версии картины никакой колонны нет. Поэтому есть вероятность того, что Леонардо написал два похожих женских портрета. Как бы то ни было, несомненно одно: для самого мастера картина была очень дорога. И в Милане, и в Риме, и в своем последнем прибежище, французском Амбуазе, он не расставался с ней.
Разочарование
В 1506 году Леонардо отправился в Милан, где хозяйничали французы. Там он создал знаменитое полотно «Святая Анна с Марией и Младенцем Христом», спроектировал судоходный канал и продолжал исследовать загадки природы.
В 1513 году Леонардо переехал в Рим под покровительство папы Льва Х из рода Медичи.
Мастер надеялся получить заказ на «Страшный суд» - главную фреску Сикстинской капеллы, но вожделенный заказ достался давнему сопернику мастера, Микеланджело. Однако тот вроде бы не спешил приступать к «Страшному суду». Леонардо втайне начал работу над эскизами «Страшного суда», однако никакого заказа от Ватикана мастер так и не дождался. «Медичи вскормили меня – они же меня и уничтожили», - писал Леонардо в дневнике.
Подобные разочарования преследовали Леонардо всю жизнь. Его знатные покровители не осознавали масштаб личности да Винчи и использовали его гений для осуществления сиюминутных потребностей и капризов. Так, при миланском дворе герцога Сфорца Леонардо подвигался прежде всего как организатор праздников, а Чезаре Борджиа видел в гениальном живописце инструмент для реализации политических и военных амбиций. Впрочем, сам Леонардо философски смотрел на отношения с сильными мира сего, прекрасно понимая преходящий характер их славы. «Сколько ушло императоров и сколько князей, и не осталось о них никакого воспоминания! А они добивались государств и богатств только для того, чтобы оставить славу о себе», - писал Леонардо да Винчи. Зато выдающиеся достижения в области науки и искусства, как предсказывал Леонардо, поистине стали «трубным гласом своего творца».
Последний приют. Прощание с Италией
Король Франциск I, сменивший на престоле Людовика XII, мечтал, чтобы во Франции тоже «зацвели» искусства. Он стал последним покровителем Леонардо да Винчи. По преданию, монарх приглашал ко двору и Микеланджело, и Рафаэля, но получил отказ. Престарелый же Леонардо принял приглашение и с несколькими любимыми учениками отправился в свое последнее путешествие.
Резиденция Франциска I находилась в королевском замке Амбуаз к юго – западу от Парижа. Там Леонардо получил в подарок усадьбу Клу. Король часто навещал мастера, чтобы поговорить об искусстве. Юный монарх называл 64 – летнего гения отцом и окружил его высочайшим почетом. «Я убежден, что нет на свете человека, более сведущего в науке и искусстве», - заявлял король Франции.
Смерть Леонардо
Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи.
Третий год жизни в Амбуазе 68 – летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он составил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».
Феномен Леонардо
Пожалуй, самое удивительное свойство Леонардо да Винчи – это универсальность. Всеохватность его гения заставляла современников подозревать мастера в колдовстве, а потомков приводила к мысли о том, что тут не обошлось без вмешательства внеземных цивилизаций.
Синтез науки и искусства
Леонардо – признанный мастер пейзажа. Чудесный мир на его полотнах был плодом глубокого знания реального мира. В своем творчестве гений соединил воедино научные данные из самых разных областей: физики, астрономии, геодезии, ботаники, медицины.
Чтобы исследовать атмосферное явления, художник совершил переход через самый высокий альпийский перевал, а для изучения свойств воды он путешествовал по горным рекам и озерам. Из этих наблюдений и экспериментов рождались пейзажи, подобные заднему плану «Моны Лизы»: мистические и в то же время удивительно реалистичные.
Искусство Леонардо служило науке. Когда мастер хотел создать проект города или построить ирригационную систему, он делал множество зарисовок местности. Леонардо, считающийся самым универсальным гением в истории человечества, счастливо соединил в своем творчестве науку и искусство.
Анатомия – мать «Джоконды»
Нетрудно догадаться , что при изображении людей и животных Леонардо широко использовал научные методы. Мастер был убежден, что, поняв механизм движения тела и формы его существования, можно постичь его внутреннюю духовную суть.
Совершенство фигур на полотнах Леонардо является следствием скрупулезного изучения анатомии. Вскрывая тела покойников, он исследовал каждый орган. Его равно интересовали и структура костей, и устройства мозга. Гуманист высочайшей пробы, он посещал казни, чтобы наблюдать за лицами преступников, искаженными болью и страхом. Результаты своих наблюдений Леонардо заключены во множестве анатомических рисунков. Автор легендарной улыбки «Моны Лизы» был большим знатоком мимических мышц, связанных с движением губ.
Дневники Леонардо
На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц, находящихся в разных коллекциях. Сначала бесценные заметки принадлежали любимому ученику мастера, Франческо Мельци, но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII – XIX вв. Поначалу они не встретили должного интереса. Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало к ним в руки! Но когда ученые установили авторство, выяснилось, что и амбарные книги, и искусствоведческие эссе, и анатомические зарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуре, гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка – плод жизни одного человека.
Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображение. Возможно, он хотел оставить зашифрованные послания потомкам, но только тем, кто по – настоящему захочет их прочесть.
Как бы то ни было, только во второй половине XIX века мир узнал Леонардо – ученого.
Среди прочих чудес Леонардо особое место занимают его механизмы. В инженерных конструкциях гений искал ключ к тайнам мироздания. Так, он уподоблял отдельные части механизма внутренним органам. Чтобы понять действие всего устройства, надо выяснить, как работает каждая его деталь. Леонардо пришел к открытию шарикового подшипника, нескольких вариантов зубчатых передач, роликовой цепи. Он создал эскизы подводной лодки, парашюта, дельтаплана, металлургических печей, печатного станка. Гуманист Ренессанса стремился облегчить человеческий труд.
Свой многолетний опыт воспитания молодых живописцев прославленный мастер обобщил в ряде практических рекомендаций. Ученик должен вначале овладеть перспективой, исследовать формы предметов, затем копировать рисунки мастера, рисовать с натуры, изучить произведения разных живописцев, и только после этого приниматься за собственное творение. «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», - советует Леонардо. Мастер рекомендует развивать память и особенно фантазию, побуждая всматриваться в неясные контуры пламени и находить в них новые, удивительные формы. Леонардо призывает живописца исследовать природу, дабы не уподобиться зеркалу, которое отражает предметы, не обладая знанием о них. Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Помимо эстетических принципов великого мастера, его записки содержат мудрые житейские советы молодым художникам.
4 комментария
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена