Понаровская Ирина Витальевна
Ирина Витальевна Понаровская – довольно известная отечественная эстрадная и джазовая исполнительница, телеведущая и актриса. Обладательница звания заслуженной артистки РФ начала свой творческий путь на заре 70-х годов, но истинный успех, всенародная любовь и признание обрушились на неё в 80-е годы. Тогда во всей огромной стране, пожалуй, не нашлось человека, который бы не знал, кто такая Ирина Понаровская.
Помимо многочисленных талантов, певица также славилась своим стилем и неповторимым шармом. Её не по-советски элегантные, роскошные наряды вызывали восхищение и зависть, а французский модный дом «Chanel» назвал артистку «мисс Шанель СССР».
Ирина Понаровская, биография которой во многом напоминает сказку, буквально купалась в лучах славы и любви миллионов поклонников. Но за красивой картинкой скрывалось немало личных трагедий: любовные неудачи, проблемы со здоровьем, клиническая смерть, долгий и тернистый путь к материнству.
Детство и семья
Биография Ирины Понаровской берет свое начало в Северной столице, где она появилась на свет двенадцатого марта, 1953-го года в уважаемой творческой семье. Семейство Понаровских проживало в коммунальной квартире, но в годы войны и блокады (еще до рождения будущей артистки) они вынуждены были покинуть свой дом и уехать в эвакуацию.
Когда военные действия закончились, город был освобожден, и семья наконец-то смогла вернуться, они с удивлением обнаружили, что их жилище уже занято другими людьми. Пришлось им ютиться в маленькой комнатушке, где большую часть общей площади занимали музыкальные инструменты: аккордеон, виолончель, пианино и контрабас.
В детстве Ира была очень полным и невзрачным ребенком, к тому же, она носила очки и страдала косоглазием, за что ей в школе даже дали нелестное прозвище «Косуля». Но уже тогда малышка стала проявлять живой интерес к музыке и пению. Девочка самостоятельно начала осваивать игру на имевшихся в доме музыкальных инструментах, причем получалось у неё это весьма недурно.
Бабушка и дедушка
С ранних лет было очевидно, что девочка не лишена музыкального таланта, однако, мало кто верил, что однажды она станет звездой эстрады, признанной красавицей и иконой стиля. К стремлению Иры попасть на большую сцену родители относились скептически, чего не скажешь о её бабушке с дедушкой.
В детстве будущая артистка нередко гостила в курортном городке Усть-Нарва, что на северо-востоке Эстонии, в доме бабушки, которая души не чаяли в своей внучке.
- Дедушка – Николай Арнольди был потомком дворян, а его дядька некогда являлся генералом царской армии. В годы войны дед был назначен начальником ПВО, но неосторожное высказывание о недостаточном оснащении войск загубило его жизнь. На мужчину написали донос и приговорили к расстрелу, но позже заменили смертную казнь на десять лет лагерей. На свободу Николай больше не вышел, и скончался в неволе.
Шарлотта, овдовев в 41 год, больше замуж так и не вышла, посвятив всю себя детям и внукам. Бабушка, как никто, поддерживала Иру в её стремлении стать известной певицей, верила в талант и способности внучки. Во многом, именно благодаря Шарлотте Арнольди девочка не останавливалась на пути к своей мечте и смогла добиться успеха.
Поэтому утрата бабушки стала большим потрясением для певицы. Стоит отметить, что женщина скончалась в почтенном возрасте – ей было 96 лет. Ирина Витальевна по сей день хранит о ней светлую память, и периодически навещает её могилку в Эстонии. По некоторым данным, исполнительница также не стала продавать бабушкин дом, и сейчас проводит там немало времени.
Кока
Еще одним человеком, сыгравшим важную роль в жизни и становлении Понаровской, была сестра её бабушки – Тамара, которую близкие ласково называли Кока. Собственных детей у женщины не было, поэтому она уделяла немало внимания своей внучатой племяннице, отдавая ей всю нерастраченную материнскую любовь. Некогда Тамара была замужем за влиятельным мужчиной, они жили в достатке в просторной квартире в центре Москвы, а также имели дачу в Подмосковье. Но после смерти супруга она осталась совсем одна, и много времени проводила на загородной даче. Именно там у Коки нередко гостила юная Ирина.
Тетка охотно обучала девочку тонкостям этикета, сервировке стола и прочим премудростям, которые в будущем немало пригодились артистке. Они вместе читали, пешком ходили к озеру и проводили много времени за неспешными светскими беседами. Овдовевшая Тамара продала свою столичную квартиру и помогла семье Арнольди-Понаровских, ютившейся в маленькой комнатке коммуналки, обзавестись собственным жильем, а еще она щедро поделилась с семьей сестры остатками своих сбережений.
По некоторым данным, Кока подарила маме Ирины эксклюзивное и очень дорогостоящее украшение – жука Фаберже. Он долгое время хранился, как главная семейная ценность, но однажды, во время одного из мероприятий, жук бесследно исчез. Судьба самой Коки сложилась печально. Она дожила до преклонного возраста, но последним её пристанищем стала небольшая палата в закрытой психиатрической лечебнице, где она и скончалась на девяностом году жизни.
Брат Саша
Один из двух старших братьев Ирины – Александр также решил связать свою жизнь с музыкой и стал пианистом. Саша был на шесть лет старше Иры, в детстве они вместе играли, вместе бренчали на имевшихся дома музыкальных инструментах и мечтали однажды выступать на сцене.
В советские годы Александр был концертмейстером, но судьба его отнюдь не баловала, и построить успешную карьеру ему, несмотря на талант и старания, так и не удалось. Личная жизнь мужчины также не ладилась, и на заре 90-х годов, после того, как распалась его семья, он эмигрировал за океан и обосновался в Соединенных Штатах.
В то время перебраться в Америку было довольно сложно, и чтобы ускорить процесс получения необходимых документов, Александр заявил, что его мать является еврейкой по национальности, и в девичестве носила фамилию Арнович. Хитрость удалась, и, оформив необходимые разрешения и визы, мужчина улетел в США. Там он много лет проработал преподавателем музыки в одном из колледжей.
Родители
Родители Ирины Витальевны, как мы уже отметили, были людьми творческими, довольно известными и уважаемыми.
- Глава семейства – Виталий Борисович Понаровский играл на нескольких музыкальных инструментах, в частности, на контрабасе. Он работал дирижером и худруком джазового оркестра, а также выступал в ансамбле легендарного советского джазового музыканта – Ореста Оскаровича Кандата.
- Мама – Нина Николаевна Понаровская (в девичестве Арнольди) была концертмейстером в музыкальной школе Ленинградской государственной консерватории. Неоднократно награждалась дипломами различных всесоюзных и международных конкурсов классической музыки, как лучший аккомпаниатор.
Когда-то подопечным Нины Николаевны был начинающий виолончелист по имени Михаил Майский, которого она сопровождала на конкурсе в Москве, где парнишка одержал уверенную победу. В жюри сидел Мстислав Леопольдович Ростропович, который обратил внимание на юное дарование и его педагога. Знакомство с выдающимся музыкантом и композитором стало судьбоносным и для Майского, и для Понаровской-Арнольди. Женщина после того конкурса стала регулярно получать приглашения от Ростроповича аккомпанировать ему на занятиях с лучшими студентами столичной консерватории, а также сопровождать их на всевозможных конкурсах.
Виталий Борисович был выпускником Ленинградской консерватории, после окончания которой руководил джазовым оркестром. Около двенадцати лет он также был худруком квартета «Ритм», а позднее руководил театром-варьете.
К сожалению, даже рождение двоих общих детей не спасло этот союз, и после тринадцати лет совместной жизни супруги расстались. На тот момент маленькая Ира только пошла в школу. Некоторое время спустя её отец повторно женился, и у девочки появилась младшая единокровная сестра Надя. Она также выбрала творческую профессию, с детства занималась музыкой, пела в ансамбле, а ныне работает на радиостанции «Вертикаль» музыкальным редактором.
Начало творческого пути
В возрасте пяти лет маленькая Ира стала посещать музыкальную школу при Ленинградской консерватории, где работала её мама, она же стала для дочери первым педагогом. Одаренная девочка смогла поступить в престижное учебное заведение, но вскоре её под надуманным предлогом отчислили, потому как это место понадобилось ребенку высокопоставленного чиновника.
Несколько лет Понаровская посещала обычную общеобразовательную и музыкальную школы, где педагоги позволяли себе бить детей по пальцам в качестве наказания. Кроме того, класс Ирины невзлюбил талантливую ученицу, её дразнили за полноту и косоглазие, и даже портили ей вещи.
Но, как только в заветном учебном заведении появилось место в классе арфы, девочка, не раздумывая, перешла туда. Она также осваивала игру на скрипке, фортепиано и занималась с педагогом по вокалу. Школу девушка окончила с отличием, и поступила в консерваторию имени Римского-Корсакова. Уже тогда было очевидно, что поет Ирина просто великолепно, и её ждет большое будущее на сцене.
В детстве девочка не слишком комплексовала по поводу избыточного веса, несмотря на насмешки одноклассников. Но в подростковом возрасте, когда её внешность стала меняться, лишние килограммы оказались проблемой. В возрасте тринадцати лет её вес достигал восьмидесяти килограммов, а в пятнадцать она сама решила сесть на диету. Но урезанный рацион и занятия спортом не давали желаемого результата. Тогда Ирина стала принимать специальные пилюли для похудения, которые были весьма эффективны в борьбе за стройность, но нанесли её здоровью непоправимый вред.
В 1971-м году девушка стала солисткой ВИА «Поющие гитары». Произошло это во многом благодаря её отцу, который обратился к своему другу – худруку ансамбля, с просьбой пригласить на прослушивание его дочь. Ирину утвердили сразу. В коллективе она исполняла такие композиции как «Вода бывает горькая», а также «Неприметная красота». Позднее девушка стала солисткой ВИА «Коробейники».
В 1975-м году Ирина сыграла Эвридику в первой отечественной рок опере «Орфей и Эвридика». После этого её пригласили на фестиваль в Дрезден, где она получила первый приз. Девушка перевелась на вечернее отделение, чтобы иметь возможность учиться и выступать параллельно.
Музыка
Вокальная карьера начинающей исполнительницы развивалась стремительно. На международном песенном фестивале «Сопот-1976», проходившем в Польше, девушка исполнила песню «Мольба», после чего её девять раз вызывали на бис. Это был настоящий успех, о котором многие могли лишь мечтать. Публика была готова носить Понаровскую на руках, а её фотографии украшали обложки ведущих изданий. К слову, тогда же певице присвоили звание «Мисс объектив», как самой привлекательной и фотогеничной участнице конкурса.
После своего триумфа Ирина перебралась в Москву, там она около двух лет выступала в джазовом оркестре Олега Леонидовича Лундстрема. В 1978-м году восходящая звезда эстрады получила диплом консерватории, исполнив на выпускных экзаменах произведения Сергея Васильевича Рахманинова, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, а также Людвига вана Бетховена.
Дебютный сольный альбом исполнительницы вышел в середине 70-х, туда вошли такие композиции, как «Кто виноват», «Люблю», «Пусть это сбудется» и другие. В 80-е артистка стала все чаще появляться на телевидении в популярных передачах «Утренняя почта», «Голубой огонек», «Песня года» и это далеко не весь список. Также она вела детскую программу «Будильник».
Композиция «Знаю – любил» попала в первый советский хит-парад и получила приз на фестивале «Песня года». В 1988-м году прошел первый большой сольный концерт певицы в московском концертном зале «Россия». Летом следующего года на всесоюзном музыкальном фестивале в Юрмале Понаровская получила гран-при.
В 1993-м году был снят первый видеоклип исполнительницы на песню «Так проходит жизнь моя». Выступала вместе с Борисом Моисеевым, Богданом Титомиром и другими звездными коллегами. Среди наиболее известных хитов Понаровской: «Рябиновые бусы», «Я больше не хочу», «Единственный мой», «Женщина всегда права» и другие.
Кино
Ирина Витальевна также прославилась как довольно успешная актриса. Она снялась в десятке художественных фильмов, нескольких документальных проектах, а еще попробовала свои силы в дубляже. Самыми успешными её экранными работами стали:
- детективная лента «Меня это не касается…»;
- музыкальная кинокомедия «Ограбление в полночь»;
- трехсерийный музыкальный фильм «Трест, который лопнул»;
- телеспектакль «Золотая рыбка»;
- фильм-концерт «Голубые города»;
- семейный фильм-сказка «Синяя птица» (вокал).
Личная жизнь
Исполнительница и актриса трижды официально выходила замуж и крутила немало ярких романов. Во втором браке она родила своего единственного ребенка – сына Энтони, а также у неё была приемная дочь, с которой связана драматическая история.
Первый брак
Первым супругом Ирины стал музыкант и худрук ВИА «Поющие гитары» – Григорий Давидович Клеймиц. На момент их первой встречи девушке едва исполнилось восемнадцать лет, а мужчина был на восемь лет старше. Между ними вспыхнули взаимные чувства, и вскоре пара сыграла свадьбу. Но этот брак продержался лишь немногим больше года, и распался из-за измен Клеймица.
Отношения с Леонидом Квинихидзе
После развода с первым мужем Понаровская около трех лет жила в гражданском браке с известным советским кинематографистом – Леонидом Александровичем Квинихидзе. Однако за все это время певица так и не дождалась от возлюбленного официального предложения руки и сердца. В тот период она пережила клиническую смерть из-за проблем с почками.
Муж Вейланд Родд
Вторым законным супругом исполнительницы стал темнокожий джазовый музыкант по имени Вейланд Родд-младший. Пара мечтала о детях, но из-за проблем со здоровьем у Ирины осуществить эту мечту у них никак не получалось. Однажды после концерта к Ирине подошла женщина с крошечной девочкой-мулаткой на руках, и предложила забрать её ребенка. Как оказалось, она родила дочь от студента из Африки, а когда тот вернулся на родину, осталась одна в бедственном положении, с ребенком.
Певица пожалела девочку, и решила её удочерить. Вот только супруг, с которым она даже не посоветовалась, был вовсе этому не рад. А через несколько лет женщине все же удалось забеременеть, и когда на свет появился их с Вейландом сын – Энтони, музыкант стал настаивать на том, чтобы отдать приемную дочь в детский дом. В конце концов, он так и сделал, воспользовавшись отсутствием супруги, а Ирине сказал, что ребенка забрала родная мать.
Понаровская и Родд прожили в браке семь лет, но отношения супругов с годами сильно испортились, и развод оказался единственным правильным выходом. Женщина тяжело переживала разрыв с отцом своего единственного ребенка, и даже глушила нахлынувшую депрессию алкоголем, но, к счастью, ей удалось избавиться от этого пагубного пристрастия.
Переезд во Францию с Дмитрием Пушкарем
Третьим официальным мужем артистки стал хирург-уролог и профессор по имени Дмитрий Юрьевич Пушкарь, с которым она познакомилась, когда лечила почки. Её избранник являлся членом Американской и Европейской ассоциаций урологов, а также членом президиума Европейской школы урологов. Он жил фактически на две страны и много времени проводил во Франции. Исполнительница перебралась к нему в Ниццу, но в чужой стране чувствовала себя неуютно. Семейная жизнь не задалась, и через несколько лет этот брак распался.
После развода
Расставшись с третьим мужем, Ирина Витальевна решила больше не обременять себя брачными узами. В 00-х у неё был роман с неким Юрием Мальцевым, с которым она также пыталась вести общий бизнес, связанный с продажей модной одежды. Но бизнес прогорел, а чувства вскоре угасли.
Ирина Понаровская сейчас
Последние годы исполнительница практически не общается с прессой и ведет довольно закрытый образ жизни. Она много времени проводит с внуками и помогает своей невестке – художнице Анне Чайкиной с организацией выставок.
Несмотря на уже давно неюный возраст, Ирина Витальевна старается следить за модой и тщательно за собой ухаживает. Навскидку довольно сложно определить, сколько лет певице, ведь выглядит она моложе своего возраста. Многие уверены, что у артистки есть личный стилист, но сама она утверждает, что вполне справляется и без посторонней помощи.
В 2019-м году, после длительного перерыва, исполнительница дала концерт в память о безвременно ушедшей коллеге – Юлии Началовой. Год спустя она порадовала поклонников сразу двумя новыми синглами и выпустила сборник лучших композиций.
Дискография
За свою продолжительную творческую карьеру исполнительница выпустила почти полтора десятка студийных альбомов и сборников. Наиболее успешными были пластинки «Так проходит жизнь моя», «Женщина всегда права», а также «Поет Ирина Понаровская». Последним на сегодняшний день её альбомом является «Я до слёз люблю тебя», который был выпущен в 2021-м году.
Интересные факты
- Много лет спустя артистка разыскала свою приемную дочь и пыталась наладить с ней отношения, но из этого ничего не вышло.
- В 90-х у Понаровской был бурный роман с женатым Сосо Павлиашвили, которому она также помогла пробиться на большую сцену.
- Певица делает украшения и аксессуары ручной работы, но чисто для души, а не ради бизнеса.
Источник:
1 комментарий
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена