Традиции Квантунской армии: чем удивили красноармейцев японские пленные?
СССР, проявив мастерство дипломатии, вывела Японию из игры против себя ещё до войны. Однако в мае 1945 года Советский Союз совместно с Монголией всё равно был вынужден выполнить свои обязательства, поэтому направил силы на помощь Китаю и США против японской армии.
Как итог, в советском плену оказалось около 1 млн солдат Квантунской армии, которые не раз удивляли красноармейцев своим поведением. Но чем же именно?
Например, манерой умываться. Несмотря на то, что японцы – очень чистоплотны, они не шибко любят мыться целиком, предпочитая регулярно обтирать все части тела влажными тряпками и полотенцами. К слову, эта традиция у них сохраняется и сегодня, поэтому одним из самых ходовых товаров в Японии остаются влажные салфетки.
Пленные же не мыли даже руки, предпочитая так же их обтирать.
Больше советских солдат поразило отношение к суициду, присутствовавшему в японской культуре. Из всей прослойки Квантунской армии больше всего промыты идеологией был младший офицерский состав. Из-за этого лагерному руководству нередко приходилось пресекать попытки ритуальных самоубийств. Стоит ли говорить, что далеко не всегда удачно…
СССР жил идеей, что все люди равны, у каждого есть честь и достоинство. Всё это не мешало существованию армейской субординации, но при этом всячески пресекалось унижение личности другого человека. В японской культуре всё было иначе, поскольку всё ещё сохранялись традиции феодализма.
В японской армии сохранялось понятие, что одни должны служить другим, из-за чего среди пленных начиналась дедовщина в самом негативном её проявлении. В первую очередь, это касалось совместного быта офицеров и рядовых солдат.
Понятно, что с этой проблемой столкнётся и советская армия, но после 60-х годов, когда начнётся хрущёвская амнистия, из-за чего в ряды вооружённых сил попало немало молодёжи с криминальным прошлым.
Но чем же занимались японцы после отбытия плена? Несмотря на то, что они должны были вернуться на родину, делали это далеко не все, поскольку там их ждала страна, лежащая в руинах. Кроме того, имперский режим пал, а значит, необходимо было перестраиваться.
Те, кто больше всего был пропитан милитаристскими традициями, увидели в капитуляции предательство, поэтому отправились в другие страны Азии, а через 10 лет воевали против американцев во Вьетнаме.
Нашлись и те, кто просто разорвал все связи с фашизмом и своим домом, оставшись жить на территориях Дальнего Востока.
Источник:
48 комментариев
2 года назад
"которые не раз удивляли красноармейцев своим поведением"(с) живших в центральной, южной или западной частях СССР возможно, а вот для жителей Дальнего Востока или отслуживших в той части ничего незнакомого или шокирующего не было. Для справки там целые дивизии всю войну стояли в противовес Японии и рапортами об отправки на действующий фронт начальство засыпали.
Для Дальнего Востока умывание, питание, поведение японцев - немного странноватая, но довольно знакомая культура. Там схоже себя ведет множество других местных народностей.
"поразило отношение к суициду"(с) и "попытки ритуальных самоубийств"(с) - это не есть одно и то же... Суицидники были - травились, вешались - отношение к ним у самих японцев было еще более выражено негативно-презрительное и непонимающее, чем у жителей Союза. А вот !ритуальные_самоубийства! это целый сложнейший комплекс, да еще с поддержкой друзей и близких. В том самом известном сэпуку (харакири) - так это привилегия самураев, еще и кайсяку нужно достойного найти...
"СССР жил идеей.... В японской армии.... среди пленных начиналась дедовщина"(с) это не дедовщина, а самая настоящая, только японская уставщина. Военнопленные любой армии мира, будучи в плену, придерживались своих уставных взаимоотношений, у германцев был их «Ordnung muss sein», у японцев - "традиции феодализма". Для массы обычных тогда уже не бойцов, а солдат РККА было такое непривычно, а вот для жителей Дальнего Востока или служивших там - такие "традиции феодализма" были чужды, но вполне понятны и привычны. Командиров (впоследствии офицеров) РККА специально обучали что есть "традиции феодализма" и как их использовать.
У нас они стоили дома - так охрана была не нужна - достаточно было взять слово чести со старшего. Хотя были и эксцессы - один (по их меркам деревенский чухан) что-то украл и набухался - так медленно удавили перед строем остальных военнопленных, да еще все очень огорчились, что им не разрешили "жестокие советские командиры" его сварить на медленном огне (такое наказание положено было в Японии за такой проступок) - причем удавливаемый даже не пытался удрать или сопротивляться - такая смерть для него была более достойная, чем варка или жизнь во всеобщем презрении. В другом случае мастер из офицеров требовал ритуальные мечи, чтоб совершить сэпуку - он слишком серьёзно отнесся к "План - закон, выполнение - долг, перевыполнение - честь"...
Насчет возвращения домой - там тоже не всё однозначно. Многим было некуда возвращаться - Япония тогда потеряла огромные территории и сжалась до своих островов. Многие не могли вернуться домой из-за позора поражения в войне и пленения. Некоторые завели семьи.
Восток - дело тонкое. Дальний Восток - это вообще иной мир с иными историко-культурными устоями...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена