Тираннозавр-глэм
Английский музыкант, гитарист, автор музыки и текстов песен Марк «Болан» Фелд (свой псевдоним он образовал от имени американского автора-исполнителя Боба Дилана, сократив его — Бо (б Ди) лан) появился на свет 30 сентября 1947 года в лондонском районе Хакни в еврейской семье. Ещё в детстве мальчик увлёкся рок-н-роллом, получив в 9-летнем возрасте в подарок свою первую гитару. И уже в 12 лет он сколотил свою первую группу, играющую в модном направлении скиффл — облегченном варианте рок-н-ролла.
А в 14 лет, из-за его бунтарского нрава, Марка выгнали из школы, что подтолкнуло его в свою очередь к более серьёзному занятию музыкой. Он стал исполнять песни Чака Берри, Джина Винсента и Боба Дилана. Эти первые его музыкальные пристрастия не пройдут даром и дадут позже благодатные всходы. А творчество Дилана он полюбил настолько, что даже своё сценическое имя сконструировал из Бо-б Ди-лан.
Юность будущей рок-звезды прошла в Уимблдоне, где парень помогал матери, которая торговала на рынке.
Ещё будучи подростком, молодой Фелд стремился к славе: в 1967 году благодаря своей аутентичной внешности (хотя рост его и был маловат — всего 165 см) Марк нашёл подработку в качестве фотомодели и снимался для молодёжных журналов.
Его первоначальные попытки попасть в музыкальный бизнес потерпели неудачу, поэтому амбициозный парень подался в актёры, сыграв несколько эпизодических ролей в некоторых телесериалах, включая несовершеннолетнего преступника в британском телевтриллере для молодёжи, сериале компании Associated-Rediffusion для сети ITV, «Орландо»/Orlando (1965-68).
А в 1965 году первая запись песни Марка «The Wizard» привела его на молодёжное музыкальное шоу «Ready, Steady, Go!» («На старт! Внимание! Марш!»).
В 19 лет Марк стал модом, и в 1967 году присоединился а качестве гитариста к группе под названием John's Children. В композиции «Desdemona» можно услышать не только гитару, но и узнаваемый бэк-вокал Болана. Но, несмотря на её очевидное качество, песня в чарты не попала, отчасти из-за того, что руководство компании BBC возмутила фраза из неё: «подними юбку и лети». John’s Children играли на разогреве у The Who и тоже ломали инструменты, стремясь превзойти старших товарищей.
John's Children, Марк Болан
Марк был нужен для этой группы как своего рода Пит Таунсенд для The Who, отвечающий, как и он, за написание песен и игру на гитаре. Для этого ему вручили «SG Gibson», на котором он и создавал настоящий ураган звуковых искажений. Однако дальше дело не пошло, и уже через 3 месяца Марк группу покинул.
Он отправился в путешествие по Европе, придумал себе псевдоним и подрабатывал уличным музыкантом. В этот период музыкант и начал работать над своими фантастическими текстами. А затем создал в дуэте с перкуссионистом Стивом Тернером, позднее взявшего себе псевдоним Стив Перегрин Тук (в честь персонажа «Властелина колец» Дж. Р.Р. Толкина), группу Tyrannosaurus Rex.
Уроженец лондонского Элтэма, 17-летний Стив увидел тогда в музыкальном еженедельнике «Melody Maker» объявление о том, что некий Марк Болан собирает группу для концерта в Ковент-Гарден, и решил попытать счастья. Газета вышла уже в день первого концерта нового коллектива, в 15-00 музыканты впервые встретились, а в 17-00 уже вышли вместе на сцену!
Первые выступления группы в Лондоне вызвали некоторое замешательство. Хотя Марка никогда нельзя было назвать хиппи, его первая самостоятельная группа, как и у большинства музыкантов из «детей цветов», обошлась без большого состава. Лишь он, играющий на акустической гитаре так, словно никто раньше этого никогда не делал, и ударник, легонько стучащий на каком-нибудь экзотическом инструменте, типа индийского табла или кубинской конги.
Они создавали эксцентричные, пасторальные, фольклорно-окрашенные песни, вдохновленные мифологией Толкина. Но сочетание гитары Болана и его кошачьих воплей с бонгами Тука, а также ещё и ассорти из различных ударных, включающих зачастую и детский пиксифон, заработало им последующий успех. Известный британский диск-жокей и ведущий «BBC Radio-1» Джон Пил транслировал их музыку и тем самым поддержал группу.
Дуэт быстро приобрёл большое количество поклонников среди представителей андеграунда. Но в тот период в руках Марка была пока ещё акустическая гитара, и, хотя его фольклороподобные песни были любопытны, о собственной гитарной стилистике говорить было пока ещё рано. Это была скорее некая эволюция исполнения всё того же Дилана. Марк вообще любил этническую музыку: кельтскую, индийскую, арабскую. И её элементы можно отчётливо услышать во многих его песнях, особенно в раннем творчестве.
Tyrannosaurus Rex выпустили 3 альбома и 5 синглов, которые имели некоторый успех, но, увы, не коммерческий.
Несмотря на то, что ранние композиции Болана звучали как фолк-рок, затем он пишет драматические барочные песни с глубокой мелодией и сюрреалистической лирикой, наполненной греческой и персидской мифологией, а также его собственными фантазиями. Благодаря Пилу, дуэт регулярно появляется на ВВС. Однако получает не лучшие отзывы от журналистов и критиков, которых раздражает их постоянное появление в радиошоу Джона.
Отваги в продвижении своего коллектива Марку было не занимать — едва находилась свободная площадка и аудитория, он садился, скрестив ноги с акустической гитарой, и творил своими песнями удивительный мир. «На каком языке сейчас пел этот парень?» — недоумевали зрители.
А в конце 1969 года группой заинтересовался молодой продюсер Тони Висконти. С ним и были затем записаны лучшие альбомы «тираннозавров». Сам Тони так вспоминал свою первую встречу с Боланом:
«Я был впечатлён этим странным маленьким человеком, который сидел на полу и пел на каком-то не вполне английском языке».
С 1969 года Марк писал песни и жил тихой и спокойной жизнью с Джун Чайлд — секретарём группы Pink Floyd, — которая вскоре стала его женой (однако уже в 1973 году брак распался, и Болан завязал отношения с темнокожей американской соул-певицей Глорией Ричеттой Джонс).
Тук же был раздолбаем. И он тоже сочинял свои песни, которые хотел исполнять с Боланом, но тот постоянно отказывался. Со временем Стив подсел на наркоту, поэтому после 3 акустических альбомов Марк принял в состав ещё одного участника — Микки Финна, который затем и заменил покинувшего группу Тука.
Сотрудничество же Болана и Тука завершилось ещё после выхода альбома «Unicorn» (1969), хотя они и были связаны контрактными обязательствами по проведению тура по США, который был обречён ещё до того как начался. Его плохое продвижение и планирование привело к тому, что мягкое звучание акустического дуэта на фоне звучавшей повсеместно громкой электронной музыки, не воспринималось зрителями. Стив по-своему решил эту проблему, заимствуя шок-роковый стиль Игги Попа: стянул рубашку и лупил себя: «лупил ремнём до крови до тех пор, пока весь Лос-Анжелес не заткнулся». Этот психический припадок на сцене стал последней каплей, и сразу по возвращении в Великобританию, Болан вывел Тука из состава группы, полностью заменив его Финном, который оставался с ним до 1975 года.
Марк купил себе тогда белый «Fender Stratocaster», и обновленный дуэт сходу записал 4-й альбом — «A Beard of Stars», последний, вышедший под именем Tyrannosaurus Rex, на котором и стали появляться звуки электрогитары, уже стилистически узнаваемые, но пока ещё теряющиеся в акустическом обрамлении.
В отличие от Тука, Микки не был честолюбивым сочинителем но, как отмечал Висконти, был далеко не так талантлив как Стив.
Выпуск в 1970 году альбома, более жёсткого и рок-н-рольного, стал поворотным моментом в карьере Болана. Популярность начала набирать обороты: пластинки слетали с полок как горячие пончики, сингл «Ride a White Swan» возглавлял хит-парады, а на группу обратили внимание такие именитые музыканты, как Ринго Старр и Дэвид Боуи.
В январе 1971 года, через 3 месяца после старта, «Ride A White Swan» поднялся уже на 2-е место в чартах. В том же месяце Висконти, добавив в помощники Болану и Финну барабанщика Билла Леджента, а также Говарда Кейлана и Марка Волмана в качестве бэк-вокалистов, собрал всех в студии, чтобы развить успех. У Марка была для этого как раз нужная песня — «Hot Love», в которой он собирался увековечить свой саунд. Великолепные струнные, самый сексуальный голос всех времён, гитарные отсылки к рок-н-роллу 1950-х гг., наркотический ритм и стали теми наживками на крючке, на которые клюнули все.
«Hot Love» продержалась в британских чартах 7 недель. Она несла уже глэм-роковый саунд, ближе к хард-року. «Stratocaster» там записывался с сильным эхом, напоминая некоторые из альбомов Элвиса Пресли на «Sun-Records». Гитара Марка обрела глубину, мощь, размах, и все наконец-то узрели в нём Музыканта. Особенно впечатляет концертный вариант этой песни. И хотя в нём проглядываются ритм-блюзовые корни, это уже нечто новое, трансформированное и переработанное Боланом.
На альбоме, выпущенном в том же году, Марк с Микки уже полностью отошли от акустического звучания, полноценно введя в арсенал электрогитару и ударные. Ко всему они ещё и сократили название группы до T. Rex (Висконти, в процессе работы, обозначая студийные варианты, не писал название группы полностью, а сокращал его до «T. Rex», и когда Болан это заметил, был очень возмущён, но позднее утверждал, что эта идея принадлежала именно ему). И альбом называли также — «T. Rex».
И в 1971 году группа выпустила свой 2-ой по успешности альбом — «Electric Warrior». В одно утро Марк проснулся знаменитым, а хит «Get It On» занимает ведущие места и в британском, и в американском хит-парадах. Сам Болан говорил: «Если кто-то в мире захочет узнать, почему мы были так велики, этот альбом расскажет всё!». Напрочь лишённый проходных номеров, самый продаваемый альбом Британии 1971 года заложил нерушимый фундамент под хард-рок, постпанк и «новую волну».
Так родился «Король глэм-рока» со своим «Gibson Les Paul Custom», с сияющими каплями блеска на щеках и в зелёной атласной рубашке. Так началась эпоха «тирексомании», не уступающая битломании десятилетием раньше.
Альбомы «Electric Warrior», «The Slider» (1972), «Tanx» (1973) раскупались моментально, множа славу группы. Стиль окончательно формируется и приходится по душе многочисленным поклонникам. А их новый сингл «Get It On (Bang a Gong)» становится официальным гимном движения и 2-м подряд №1.
И эта песня, простая по своей структуре, и ритмичные и драйвовые «Jeepster», «Metal Guru», «Children of Revolution» и «20th Century Boy», пронизаны захватывающими рифами в обрамлении изящной ритм-гитары, звучащей неизменно массивно и зажигательно. Особенно хороши они в живом исполнении.
Яркий герой глэм-рока, Болан, безусловно, подпитывал свою игру больше страстью, нежели техническими способностями, хотя он никогда не стеснялся позволять своему «Les Paul» реветь, как например, наглое и мускулистое насыщение, плотные звуки, льющиеся из его гитары, в живом клипе 1973 года «Buick McKane».
Неудивительно, что Болан был одним из немногих рок-идолов начала 1970-х гг., которым поклонялось и панк-поколение: чистая радость и самоотдача, полная восторга живая игра на гитаре.
Лучший рок-н-ролл всегда строился на эффектных риффах и захватывающих хуках, Марк знал об этом всё, и, хотя, техника его как гитариста и оставляла желать лучшего, но его «Gibson Les Paul Custom» выдавал чистый рок-н-ролл, перенося энергию, простоту и энтузиазм от отцов-родоначальников 1950-х в начало 1970-х гг., но на этот раз уже с глэмовыми блесками, чтобы снова вызвать у подростков «рок-н-рольную истерию и лихорадку буги-вуги».
И если ранее рок-н-ролл и утратил своё бурное начало и желание повеселиться, Болан и Т. Rex вернули его обратно.
Своим успехом они подняли глэм-рок на волну популярности, но к 1973 году подъём этот пошёл на спад. В группе началась текучка, и Болан исчез с радаров на 3 года, продолжая, впрочем, при этом выдавать новые синглы и альбомы.
Отголоском эпохи глэм-рока стал фильм «Born to Boogie» (переиздан в 2005 г. на 2-х DVD), который Марк сделал в сотрудничестве с Р. Старром, используя возможности созданной ещё в «битловский период» студии Apple Corps. В его основу легли 2 концерта марта 1972 года: на стадионе «Уэмбли» и в лондонском «Empire Pool» с участием T. Rex, Болана, Э. Джона и самого Ринго. Атмосфера безумия в зрительном зале, тысячи «копий» Болана обоего пола, с блестками на щеках, невообразимый Марк, буквально, лучащийся энергией. Следом — идиллические, а, при ближайшем рассмотрении, сюрреалистические пейзажи в окрестностях особняка Джона Леннона (ещё одного кумира Болана) с чаепитием в духе «Алисы в стране чудес», где Болан — в образе лукавого Шляпника. И соло на рояле Элтона Джона, с торчащей из него, из рояля, головой Марка. И, конечно, прыскающие от смеха на протяжении нескольких минут Болан и Старр, которым никак не удается выговорить: «Some people to like to rock/Some people to like to roll».
Премьера фильма состоялась в декабре 1972 года в «Oscar One cinema» в Лондоне. Он получил негативные отзывы критиков, и горячее одобрение фанов группы.
Как гитарист Марк всегда имел точно акцентированный спокойный тон и играл именно то, что было необходимо. Он писал риффы-убийцы, а его соло на записи всегда были запоминающимися и несли индивидуальный четко выраженный подчерк.
Поэтому не стоит удивляться его востребованности и в качестве сессионного музыканта. И хотя его статус «суперзвезды» и не позволял ему размениваться на многочисленные проекты, он в тоже время не мог отказать своим друзьям.
Так в январе 1970 года Боуи записывал свою новую композицию «The Prettiest Star», написанную им для своей будущей жены Анжелы Барнетт, на которой присутствовавший в студии Болан и сыграл партию гитары.
Позже Марк поучаствовал в сессиях записи песни «Have You Seen My Baby» с альбома Старра «Ringo» (1973). Ритм-н-блюзовый стандарт Рэнди Ньюмана был решён у Ринго в глэмовой стилистике, и гитара Болана наряду с фортепиано Джеймса Букера держит весь саунд.
Марк много гастролировал и по США, и даже как-то проживал в районе Лос-Анджелеса в июне 1974 года вместе со своей 2-ой женой Глорией, которая была в 1960-х гг. бэк-вокалисткой у дуэта Айка и Тины Тёрнер. Поэтому вряд ли кого удивил тот факт, что он как сессионный гитарист принял участие и в записи ряда песен, записанных дуэтом Айка и Тины в студии «Bolic-Sound» в Инглвуд (Лос-Анджелес). Во время сессий Болан записал свою нервную версию гитары на треках: «Sexy Ida (Part 2)», «Baby — Get It On» и «Nutbush City Limits».
А в 1972 году приятель Марка, лидер-вокалист Electric Light Orchestra Джефф Линн расстался с сооснователем группы Роем Вудом и существенно обновил состав музыкантов для работы над альбомом «ELO-2». В сентябре Болан заглянул в лондонскую «Air Studios», где в это время ELO работали над песней «Everyone's Born to Die», написанную Линном в стиле столь любимого Марком Дилана. И он не избежал соблазна поучаствовать в записи. Правда, песня в альбом тогда не попала, но позже вышла отдельным синглом. Также Болан исполнил партию гитары, придав нужный саунд своим «Gibson Les Paul» в песне «Ma-Ma-Ma Belle», выходившей как отдельным синглом, так и на 3-ем альбоме ELO — «On the Third Day». Партию гитары Марк разделил на записи с Джеффом.
И ещё одна песня с этого альбома — «Dreaming of 4000», — хороший пример эффективного соединения рока и классики, с прекрасной мелодией и множеством инструментальных изяществ — была добавлена гитарой Марка характерными роковыми красками.
Когда Стив Харли, фронтмен английской глэм-группы Steve Harley & Cockney Rebel в июле 1977 года приступил к записи своего сольного альбома «Hobo with a Grin», ему помогала многочисленная команда — от Майкла Джексона до Дункана Маккея. И, конечно же, Стив не мог не пригласить своего друга Болана. Его гитара звучит на песне «Amerika the Brave». В песне же «Someone's Coming» Марк не только сыграл гитарную партию, но и был бэк-вокалистом.
В начале 1974 года, после выхода альбома «Zinc Alloy and the Hidden Riders of Tomorrow» Болан расстается с Висконти. Группа расширила свой состав, включив в него ещё 2 гитариста. Альбом был выпущен 1 февраля 1974 года и занял 12-ю позицию в хит-параде Великобритании. Он возвращал слушателей к раннему периоду T. Rex, с длинными названиями песен и сложной лирикой, но одобрения критиков не получил.
В следующем году вышел альбом «Bolan’s Zip Gun», спродюсированный самим Марком. Музыка, звучащая на нём была более тяжёлая и футуристическая. Для этого альбома Боланом была перезаписана песня «Till Dawn» — последняя, из записанных ещё с Висконти. Альбом не получает хорошей прессы — так журнал «Rolling Stone», присудил ему лишь 1 звезду из 5, а британская пресса обвинила автора в копировании Боуи.
В декабре 1974 года покидает группу Финн, Джонс же становится бэк-вокалисткой Болана, музыкантом его группы, возлюбленной и матерью его единственного сына Ролана, родившегося в сентябре 1975 года (его крёстным отцом был Боуи). По слухам, страдавший комплексом Наполеона Болан, становится чрезвычайно замкнутым, и от недоброжелательства прессы на 3 года скрывается в Монте-Карло и в США, продолжая, однако, выпускать синглы.
Музыкант, который раньше, вопреки рок-н-ролльному образу, был вегетарианцем, очень редко употреблял алкоголь и старался держаться подальше от наркотиков, пошёл по наклонной: он переходит на тяжёлую пищу и подсаживается на кокаин. Новая «диета» в сочетании с алкоголем приводит к тому, что Болан активно набирает вес. Пресса не простила и этого преображения, называя Марка «толстым Элвисом». Не лучшим образом отразились на душевном состоянии артиста и его затворничество, и слишком пристальное внимание прессы.
Но в 1975 году выходит новый, предпоследний, альбом T. Rex — «Futuristic Dragon», дисгармоничное, шизофреническое звучание которого становится полной противоположно звучанию предыдущих, в которых явно прослеживалась ностальгия по-прежнему, раннему T. Rex. Несмотря на то, что критиками он был принят лучше, чем предыдущий, альбом достигает лишь 50-го места в английском хит-параде. Однако сингл из него «New York City» летом 1975 года занимает 15-е место, а «Dreamy Lady» — 30-е. В поддержку этого альбома Марк принимает участие в телевизионных передачах и отправляется в турне по Британии.
В конце лета 1976 года T. Rex представляет 2 новых сингла — «I Love To Boogie», который занимает 13-е место в хит-параде и входит затем в последний их альбом «Dandy in the Underworld», и «Laser Love» (42-е место).
Альбом «Dandy in the Underworld» вышел в начале 1977 года. Синглы из него «I Love To Boogie» и «Cosmic Dancer», вместе с несколькими другими песнями T. Rex, вошли затем в саундтрек британского комедийно-драматического фильма «Билли Элиот»/Billy Elliot (реж. С. Долдри, 2000).
Вновь похудевший Болан возвращается к своему прежнему облику эльфа. Кроме того, он неожиданно даже для себя самого, становится флагманом растущего панк-движения, и весной 1977 года уезжает в тур по Великобритании вместе с группой The Damned. А в конце лета музыкант начинает вести и своё шоу на ТВ, которое незамысловато называет «Marc». В нём он старается навести мосты между рок-н-роллом начала 1970-х гг. и новым поколением музыкантов. В шоу Болан исполняет свои старые и новые песни, а также приглашает начинающих музыкантов. Он наслаждается новой волной популярности, он ведёт переговоры о воссоединение с Финном, Туком, а также с Тони Висконти, однако триумфального возвращения так и не состоялось.
7 сентября 1977 года был записан последний эпизод, в котором Марк спел дуэтом со своим старым другом Боуи. Шоу это стало последним публичным выступлением музыканта.
В течение всей карьеры Болан панически боялся разделить судьбу известно актёра Джеймса Дина, погибшего в автокатастрофе. Поэтому никогда не садился за руль автомобиля и никогда не учился вождению. Но по иронии судьбы встретил свою смерть именно так, как и опасался...
Рано утром 16 сентября 1977 года, Глория и Марк на своем «Mini-1275 GT» возвращались домой из клуба. По дороге Джонс, сидевшая за рулём, не справилась с управлением и врезалась в растущее на обочине дерево, не доехав 1,5 км до дома. Глория получила повреждения, но выжила, а вот Болан погиб на месте, не дожив всего 2 недели до своего 30-летия. Позже выяснилось, что к аварии привело слишком низкое давление в шинах автомобиля.
Существует миф, будто после аварии в машине нашли номер еженедельника New Musical Express, раскрытый как раз на его интервью, озаглавленном: «Надеюсь, я умру до того, как состарюсь».
Также по слухам, Болан говорил Глории, что он не надеется дожить до своего 30-летия и до 2-го дня рождения сына. Однако было известно также и то, что Марк планировал свадьбу с Джонс в начале 1978 года.
На похоронах Болана присутствовали Дэвид Боуи, Род Стюарт, Стив Харли. Музыканта кремировали, а прах зарыли под кустом роз.
Вскоре после похорон, Глория вместе с сыном Роланом покинула Англию и вернулась в США.
А место катастрофы моментально превратилось в Мекку для поклонников творчества рокера: в 1977 году там появилась мемориальная табличка, а 5 лет спустя был установлен бронзовый бюст Марка. И по сей день к этому мемориалу стекаются фанаты, украшая его ленточками, цветами и памятными поделками.
Болан был одной из ярчайшей фигур среди британских музыкантов 1970-х гг. Прославился он, конечно же, прежде всего как композитор, поэт, фронтмен, вокалист и гитарист T. Rex. Его музыка, его оригинальное чувство стиля и необычайное сценическое поведение помогли создать эру глэм-рока, и сделали его одной из главных икон британской рок-музыки.
Созданный им образ рок-звезды порой затмевал его достоинства как музыканта, а они были столь ощутимы, что их не могли ни оценить его коллеги-музыканты и критики. Пусть как гитарист Марк и не блистал виртуозными пассажами и сложными аранжировками, но зато создал собственный хорошо узнаваемый стиль, а это порой гораздо важнее исполнительской техники.
T. Rex задали стандарт британского рока на десятилетия вперед. Среди прочих, в любви к музыке группы признавались британцы Морриси и Джонни Марр из The Smiths. Дань уважения Болану отдали The Who в хите «You Better Bet» (1981), Боуи в «All The Young Dudes», The Ramones в «Do You Remember Rock ‘n’ Roll Radio?». А Oasis «позаимствовали» гитарный рифф из «Get It On» для своей «Cigarettes And Alcohol». Но рифф этот был настолько прост и эффектен, что, кажется, на его основе появится ещё немало забойных рок-боевиков.
Болана называют британской глэм-иконой. Изящный, красивый, как эльф, музыкант был воплощением бунтарского духа этого жанра. Подобно Курту Кобейну (подробнее — здесь: Из «Нирваны» в нирвану (часть 2)), Джиму Моррисону (подробнее — здесь: "Волшебные Двери") и Сиду Вишесу, (подробнее — здесь: «Live fast, die young» (Живи быстро, умри молодым)) он прожил яркую на события, хоть и короткую жизнь.
15 сентября 2017 года в Лондоне состоялся памятный концерт, посвященный 70-й годовщине со дня рождения музыканта. В концерте приняли участие исполнители, лично знавшие Марка, а также более молодые музыканты.
« — Если бы Марк был жив, то что вы хотели бы сказать ему, в связи с юбилеем?
— Я бы сказал: «70? Seven TEE?? (букв. — 7 тинэйджеров). Неужели 70, Марк? И у тебя всё ещё вьющиеся волосы! Давай выпьем!» (из интервью С. Харли (Cockney Rebel) Элле Молочковецкой, «Молодёжная газета», 19.09.2017).
Дискография М. Болана:
С группой John's Children: «The Legendary Orgasm Album» (1982), «Smashed Blocked!» (1997);
С группой T. Rex: «My People Were Fair and Had Sky in Their Hair... But Now They're Content to Wear Stars on Their Brows» (1968), «Prophets, Seers & Sages: The Angels of the Ages» (1968), «Unicorn» (1969), «A Beard of Stars» (1970), «T. Rex» (1970), «Electric Warrior» (1971), «The Slider» (1972), «Tanx» (1973), «Zinc Alloy and the Hidden Riders of Tomorrow» (1974), «Bolan's Zip Gun» (1975), «Futuristic Dragon» (1976), «Dandy in the Underworld» (1977).
Соло: «The Beginning of Doves» (1974), «You Scare Me to Death» (1981), «Dance in the Midnight» (1983), «Observations» (1992).
Источники:
https://24smi.org/celebrity/161602-mark-bolan.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5d9721d10a451800b260bd05/velikii-gitarist-mark-bolan-5e747fb1375fb21d41706c9d
https://utvamu.livejournal.com/73518.html
https://biography.wikireading.ru/154596
8 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена