Насколько сложно украсть музейный экспонат
Кто смотрел фильм "Любовь-Морковь" с Куценко и Орбакайте (не реклама), наверняка помнит, что сюжет там максимально нереалистичный. И дело даже не в переселении душ персонажей, а в том, с какой подозрительной легкостью похитили картину Марка Шагала "Над городом" по дороге на экспертизу.
Сразу вспомнил другие фильмы, где герои или антагонисты крадут музейные экспонаты - от Моны Лизы (Украсть Джоконду, 2006) до Декларации независимости (Сокровище Нации, 2004) и решил немного копнуть вглубь проблематики.
Так ли просто украсть музейный экспонат в реальной жизни?
Находясь в музее картина/предмет по большей части в безопасности: современные системы барьерной-механической защиты, установленные охранные сигнализации, СКУД, видеонаблюдение и круглосуточная охрана хорошо обеспечивают полную сохранность.
Где может быть уязвимость?
В одном фильм прав, при транспортировке появляется некоторое "окно возможностей" для грабителя. Только в реальности картины задолго готовят к поездке - проводят осмотр, подробно описывают состояние, готовят индивидуальную упаковку.
Как для хранения так и для перевозки строго прописаны нормы температуры и влажности. Резкий перепад может быть губительным для полотна, поэтому после прибытия в новое помещение картины остаются в ящиках для акклиматизации минимум на сутки в тех помещениях, где они будут выставляться. И очевидно, что везти их в обычном автомобиле никто не позволит, в виду огромной денежной и культурной ценности.
Кто перевозит предметы искусства?
Только компании, специализирующиеся на перевозке предметов культуры и других ценностей, имеющие соответствующие лицензии.
Едва ли не единственной такой организацией в России является ФГУП "Главный центр специальной связи". По-простому - Спецсвязь. Это государственное предприятие перевозит секретные правительственные документы, предметы искусства, религиозные святыни, драгоценности, оружие и другие "особые" грузы.
Автомобили этой специальной организации оборудованы всем необходимым для перевозки дорогущих предметов: пуленепробиваемые стекла, система пожаротушения, мягкая подвеска, климат-контроль, система отслеживания местоположения. Конвой подготовлен и снабжен огнестрельным оружием.
Из того, что удалось найти о их деятельности:
- в этом году сотрудники Спецсвязи сопроводили ценные экспонаты на выставки более 30 раз. Например, в июле предприятие осуществило перевозку ювелирных изделий для выставки "ЮвелирЭкспо.Казань".
- Спецсвязь также осуществляет перевозку за рубеж. Так в 2011 году предприятие перевозило картину Рембрандта "Неверие апостола Фомы" из коллекции Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на выставку в парижский Лувр
- недавно перевозили янтарного амурского тигра весом больше 50кг.
Получится ли увести картину "из под носа" сотрудников Спецсвязи?
Вероятность кражи объективно стремится к нулю. Маршрут строго засекречен и непредсказуем. Автомобиль не имеют права досматривать даже сотрудники ДПС. В машине кроме видеонаблюдения есть тревожная кнопка, которая поставит "на уши" абсолютно все силовые структуры (вплоть до охранников из Пятерочки).
Сотрудники фельдъегерской службы проходят специальную подготовку и чаще состоят из бывших военных и сотрудников силовых структур, кандидатуру которых тщательно отсматривает ФСБ.
Вывод?
А он тривиальный: создатели фильмов не любят заморачиваться с реалистичностью. Иногда это осознанно, а иногда - просто халтура.
3 комментария
2 года назад
одна из первых" краж культурных ценностей" была показана в фильме "Старики-разбойники". тогда и носатая табуретка, и лысый решала еще под стол ходили. уж если и приводишь примеры, обращайся к отечественной классике.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена