Зачем запорожским казакам нужны были чубы на голове?
Все наверняка знают эту легендарную прическу запорожских казаков - чуб на голове. То есть, длинный клок волос, свисающий с бритой башки. Сегодня расскажу, откуда такая прическа вообще взялась.
На самом деле, корни ее уходят далеко в глубину степных веков. Из находок скифских мумий мы знаем, что подобные прически кочевники носили еще тысячи лет назад. Буквально на всех просторах Евразии: от Венгрии до Манчжурии.
Кстати, к чубу у запорожцев еще длинные висячие усы прилагалась часто
Существует даже особое (тюрское) название для подобной прически - айдар. У запорожцев он именовался чуб, чупрына или оселедец (в буквально переводе - селедка). Ну или просто xoxoл - откуда шутливое прозвище малороссийского народа. При том, что запорожцы себя малороссами вообще-то не считали.
Прообраз оселедца носил, согласно византийским источникам, еще великий древнерусский князь и полководец Святослав. Понятное дело, весьма близко контактировавший с Диким Полем и скорее оттуда взявший эту моду - у хазар или печенегов.
Князь Святослав носил на голове чуб еще в X-м столетии
Запорожские же казаки переняли традицию носить чуб в XVI-XVII вв. Причем либо у непосредственно кочевников - тюрков, тех же крымских татар, ногайцев или даже половцев-куманов. Либо же, как нестранно, у поляков, чья шляхта (знать) считала себя потомками вовсе не славян, древнего степного народа сарматов. И тоже обожала всякие степные штуки, навроде чуба на голове.
Последняя теория кажется нам наиболее вероятной - ибо другие русские казаки, те же донцы, чуб хоть и знали и не носили. Ибо от польского влияния далеко были. А языческие степные традиции, как крепко веровавшие христиане, перенимать особого желания не испытывали. Так что чуб запорожцам от польских панов достался, скорее всего.
Кстати, чуб имеет вполне практичные цели - это вовсе не просто какая-то мода или дешевый понт.
Во-первых, бритье волос на голове помогает поддерживать гигиену в непростых степных условиях, где, ясен пень, с душем и ванной дело не очень обстоит хорошо.
Во-вторых, чуб имели право носить вовсе не все запорожцы - а только опытные казаки (козаки), прошедшие горнило не одной битвы. По чубу можно было сразу понять - перед тобой бывалый воин, беседуй-ка, друг, с ним уважительно!
Чуб помогал и отличать запорожских казаков среди толпы. Молодых, только ушедших на Сечь парней, кстати, стригли под горшок или в скобку. Никогда не получали права на ношение чубов всякого вроде сечевые тыловики, навроде писарей.
А вот малоросс, не казак, что осмелился б сделать себе чуб по казацкому образцу, при встрече с реальными запорожцами, непременно отхватил бы люлей. И лишился б понтовой прически.
Именно казаков с чубами, как наиболее опытных вояк, брали атаманы на самое опасное дело. Длинная чуприна в таком случае показывала полное пренебрежение запорожца к гибели. Мол, можете меня оскальпировать попробовать, я готов!
У запорожских казаков имелись и свои поверья насчет чуба - мол, Бог, Христос или архангел Михаил (покровитель воинов) может вытащить казака за вихор во время последнего его боя. И забрать прямиком в рай. Может даже из адского котла вытянет - казаки-то люто грешили!
Чуб издавна являлся предметом гордости для каждого бывалого запорожского казака. Если запорожец в чем-то сильно накосячил, то запросто мог быть наказан острижением чуба. Что считалось величайшим позором и карой похуже смерти!
Такая вот веселая история с запорожскими чубами - всем добра!
Источник:
50 комментариев
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Потомки рабов ненавидят потомков свободных людей за то что те хотят оставаться свободными? Рабский сворный инстинкт
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена