Про комсомольцев-добровольцев и ударное освоение севера
Почему молодые советские люди ехали в неизвестность и строили города, заводы и дороги там, где не ступала нога человека?
Большие советские стройки второй половины XX века до сих пор окутаны романтическим ореолом. Осваивать Сибирь, Арктику, соединять железными дорогами города и посёлки в тундре и тайге обычно отправлялась молодёжь в составе комсомольских стройотрядов. Из разных уголков большой страны на стройки века съезжалась молодёжь, которая теперь, состарившись на несколько десятков лет, с ностальгией вспоминает не только дружбу народов и свой походный быт, но даже и тучи мошкары и лютый мороз. На север ехали“за туманом, за мечтами и за запахом тайги”, но и, конечно же, за деньгами. Работа в тяжёлых северны условиях компенсировалась повышенным заработком.
Кстати о повышенной зарплате. Партнёр* этого поста - Ярмарка вакансий работодателей Арктической зоны Российский Федерации. Посмотреть вакансии можно по ссылке.
На ударную стройку ехали как студенты, так и молодые специалисты. Студенты отправлялись на заработки в малообжитые районы страны и районы Крайнего Севера на лето. Добровольцев, желающих заработать и приобщиться к большому общему делу, было много, но кого попало на Север не брали. Чтобы попасть на ударную стройку, надо было закрыть все “хвосты”, досрочно сдать зачёты и участвовать в общественной жизни учебного заведения. Называлась летняя работа “третьим трудовым семестром”. Благодаря этому семестру студенты могли неплохо заработать и сделать свои бурные студенческие годы ещё более яркими и по-настоящему незабываемыми.
Комсомольская путёвка
Те, кто планировал дольше работать на ударных стройках, получал комсомольскую путёвку. “Товарищ Иванов Иван Иванович, отвечая на призыв Коммунистической партии Советского Союза, изъявил желание участвовать в сооружении важнейшей стройки пятилетки”, — так писали в путёвках. Отправившиеся по путёвке работники могли остаться на Севере или в Сибири на всю жизнь. За 2-3 года работы на ударной стройке можно было получить квартиру.
Один из строителей Надыма
Благодаря комсомольцам новые северные города стали городами молодых. Так, средний возраст жителя Надыма составлял 27,5 лет, средний возраст жителей-строителей Норильска - 26 лет, согласно данным переписи населения СССР 1979 года.
Норильск, 1956 год
А вот статистика по тем, кто приехал за романтикой, но в итоге остался жить. Первый комсомольский десант был набран летом 1956 года. На первом этапе отстраивать и обустраивать Норильск отправились 6500 москвичей и ленинградцев. “Согреем молодыми горячими сердцами просторы бескрайнего Севера!” - так встречали гостей из двух столиц в молодом Норильске. Через полгода, в январе 1957-го, всего лишь 500 человек вернулись домой, а остальные остались. А через 15 лет в Норильске проживало 1500 из тех первых комсомольцев. Вспоминает заслуженный строитель России, участник комсомольского десанта 56-го:
Сейчас нам привычны дома, поднятые над вечной мерзлотой на сваях, а тогда это было ещё ново, неожиданно и казалось не слишком надёжным: вдруг осядут, железобетонные ноги сломаются, как спички. Ничего, стоят. И сегодня мы гордимся своей работой.
Память сохранила то, как на морозе металл становился хрупким, резина разбивалась, как стекло, трубопроводы рвались, словно нити, а сорокасуточная полярная ночь казалась бесконечной. И это здорово угнетало: за пару лет, бросив трудовые книжки, сбежали две тысячи человек, но истинный десант 1956–го продолжал ударно трудиться.
В тяжёлых северных условиях комсомольцы умудрялись и перевыполнять план. Их лозунг: “Две нормы — норма комсомола”.
ВАЗ, КамАЗ, Саяно-Шушенскую ГЭС - всё это тоже строили силами комсомольских отрядов. И, конечно же, “важнейшую стройку девятой пятилетки” БАМ. Байкало-Амурская магистраль - самый грандиозный и дорогой советский инфраструктурный проект. В 1991 году было подсчитано, что строительство 4324 км магистрали века, проложенные по неосвоенной горной тайге обошлось в 17,7 млрд рублей. Магистраль строили всей страной почти до самого распада этой страны.
Об особом отношении к БАМовцам рассказывает ветеран стройки века Алексей Конюхов, приехавший на БАМ в 1976 году:
Нам привозили дефицитные продукты, которых больше нигде в СССР не было. Например, во всей стране гречка продавалась по талонам, за ней очереди выстраивались, а нам ее привозили мешками. В наших магазинах были паштет, джем… Нам доставляли качественную японскую одежду. А детские вещи были просто отличные.
Платили на БАМе, как и на других ударных стройках, в 2-3 раза больше, чем в среднем по стране, в конце 1970-х выходило не меньше 400-600 рублей в месяц. О деньгах и демографическом взрыве на БАМе рассказывает Анатолий Кошкин, БАМовец с 1975-го:
Первое время нам в тайге даже некуда было тратить деньги. А потом почти все переженились, и зарплата стала уходить на детей. Кстати, в Новом Уаяне — поселке, который построили в том числе ленинградцы, — была самая высокая рождаемость по всему БАМу. Вот где был демографический взрыв! Кроме того, деньги тратили на покупку автомобилей: один мой товарищ потом купил сразу три машины. Другие — ездили в отпуск за границу: во Францию, Германию, Японию. Были такие хулиганы, которые в ванную наливали шампанское и купались. Но это уже после того, как на БАМе отменили сухой закон.
Перевал Даван
О рабочей стороне БАМа рассказывает Андрей Антипин:
Одним из самых тяжелых участков БАМа считался перевал Даван. Между железнодорожниками даже существовала такая молва о том, что тот, кто отработал на Даване, уже ничего не боится. Зимой в любую погоду, будь то сильный ветер или снег, в 50-градусный мороз работникам приходится стоять и пропускать поезда. Можно с уверенностью сказать, что здесь трудились самые закаленные и стойкие люди БАМа, на которых всегда было можно положиться.
Под старыми постами о БАМе удалось найти немало комментариев наших пользователей, которые работали на БАМе.
А есть и те, кто очень хотел, но не успел.
Сколько было осуществлено масштабных строек, а сколько ещё не успели. Масштабность замысла просто не дала воплотить некоторые проекты. Стройки века оказались стройками не XX, а XXI века. Например, железнодорожная магистраль “Северный широтный ход” в Ямало-Ненецком автономном округе протяжённостью 707 км. Она соединит Северную железную дорогу со Свердловской и откроет прямой путь к промышленным предприятиям Урала. Проект был разработан при Сталине для защиты советской Арктики. Часть дороги успели построить силами заключённых, но после 1953 года проект заморозили. Снова за “Северный широтный путь” взялись в 2018 году и планируют завершить его к 2025-му (первоначально планировали закончить к 2022 году, но сроки постоянно отодвигаются).
Других масштабных проектов на Севере хватает. То есть если вы мечтали поехать на БАМ, хотите поучаствовать в большом и полезном для страны деле и, конечно же, хорошо заработать, то бескрайний север ждёт вашего молодого или средних лет горячего сердца. Посмотреть вакансии можно по ссылке.
* - Реклама. expo.hh.ruИсточник:
10 комментариев
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена