Фея Мелюзина: кем она была и как повлияла на общество
Сказания об этой фее есть у каждого европейского народа и многие династии ведут свой род от неё. Изображение Мелюзины даже стало эмблемой кофеен Starbucks. В патриархальном Средневековье этот символ женской власти даже стал настоящим орудием пропаганды.
Впервые она упоминается в средневековой литературе в конце 12 и начале 13 веков. Её связывают с самыми могущественными французскими дворянами того времени - семьёй Лузиньян.
Есть в исторических текстах романтичный миф - это история о молодом человеке по имени Хенно. Он встретил в нормандском лесу плачущую девушку, которая рассказала ему о том, что её корабль потерпел кораблекрушение и она одна спаслась. А корабль шёл во Францию, везя её ко двору короля, за которого девушка должна была выйти замуж.
Девушка представилась Мелюзиной.
Они влюбились друг в друга и поженились. Жили они долго, счастливо и родили много детей и всё было хорошо, пока в дело не вмешалась свекровь. Матушка Хенно обратила внимание, что невестка не причащается и боится быть окроплённой святой водой. Она решила проследить за девушкой, когда та купалась и увидела, что Мелюзина превращается в дракона. Хенно, подговорённый матерью, облил супругу святой водой, от чего та страшно взвыла, выскочила в окно и пропала навсегда.
Многие из потомства Хенно и его жены-дракона были современниками Готье, который описал эту легенду.
А ещё одно произведение на эту тему написал английский клирик Гервасий Тильбрюйский. Он рассказал, как молодой дворянин Раймонде случайно пристрелили на охоте своего хозяина. От страха он сбежал куда глаза глядят и в лесной чаще повстречал прекрасную девушку Мелюзину. Она пообещала помочь ему в беде, а Раймонде с первого взгляда влюбился в неё и позвал замуж. Мелюзина согласилась, но при одном условии - муж никогда не должен заходить в её омывальню, иначе на него обрушится страшная кара. Муж пообещал.
Жизнь у них была счастливая, богатая. Раймонде благодаря жене серьёзно разбогател и приумножил свои владения, а ещё у пары было много детей. И как-то раз брат Раймонде из зависти оболгал Мелюзину, сказав, что она изменяет. Муж, полный ярости, ворвался в покои жены и отдёрнул занавесь, где вместо жены было жуткое существо с двумя рыбьими хвостами. Мелюзина издала отчаянный крик и обратившись в дракона вылетела в окно. Никогда больше Раймонде её не видел, а кормилицы рассказывали, что иногда Мелюзина прилетала по ночам, чтобы посмотреть на своих детей.
Такой сюжет в фольклоре называют историей о нарушенном запрете. Нимфа выходит замуж за обычного человека и дарит ему счастье и богатство, пока тот выполняет данное обещание.
Но если отбросить символический смысл предательства, то вперёд выходит другая суть этой истории. Для общества верность играла большое значение, но дело не в этом. Существо такого рода, как смесь змеи и дракона несёт в себе смысл личности дьявола и здесь прекрасно отражается двойственность его натуры: прекрасный ангел и ужасное чудище.
Отношения Мелюзины и Раймонде демонстрируют продажу души дьяволу - суть феодального процветания. Нимфа даёт своему обычному смертному мужу счастье и богатство в том понимании, который видели в Средневековье. Уничтожение лесов и строительство замков, больших мостов, дорог и городов. Образ феи феодальных времён современные люди видят как положительный - она даёт мужу всё, а он её предаёт и делает несчастной. В Мелюзине видели прообраз первой сотворённой женщины (если быть занудными - второй, потому что про Лилит частенько забывают). В ней видели Еву, которой не может быть никакого прощения.
Известная королевская династия Плантагенетов, графов Анжуйских, в глазах подданных воплощала потомство Мелюзины. Стремление к власти и постоянные кровопролитные внутрисемейные разборки. Если посмотреть на тексты Жиро де Барри, то король Ричард Львиное Сердце, когда ему указали на жестокость и семейные ссоры, ответил: "А с чего это, по-вашему, всё должно быть иначе? Разве мы все не дети Дьяволицы?"
В 15 веке романы о Мелюзине были распространены по Европе и имели огромный успех. В 16 веке дошёл и до славянского мира: сначала в Польше, а потом в Чехии. В 17 веке романы перевели на русский. История Мелюзины стала невероятно успешной - писали пьесы, ставили по ним спектакли, писали песни.
Образ был невероятно популярен во многих культурах.
Мелюзина стала феминистическим образом благодаря двум своим чертам.
Потому что стала симбиозом негативного и позитивного в отношениях между смертными и существами другого мира. Добрые феи несли людям власть, богатство и славу. В Средневековье образ Мелюзины демонизировали на максимум.
А вторым признаком стало то, что Мелюзина выступает главной в союзе. Она полностью реализована и её история - это самое яркое проявление смысла успеха с его падениями и взлётами. Во многом это предопределило направленность общества на богатство и преуспевание.
Образ Мелюзины никогда не даст забыть, что как и средневековый феодал, так и современный капиталист ради богатства и власти могут даже на сделку с дьяволом пойти.
Источник:
21 комментарий
2 года назад
сюрстремминг...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена