Невозможные стаканы, существующие вопреки законам науки
Некоторые русские мастера не только опережали своё время, но и ухитрялись делать это как бы между делом, просто, легко и изящно.
А потом их работы по косточкам разбирают потомки, располагающие совершенно другими технологиями. Но ничего не могут понять.
Александр Вершинин глазами современного художника
За право считаться первопроходцами и виртуозами стеклодувного дела бьются итальянцы, французы, греки и не только. Русские в этот спор не вмешивались и держались особняком. Пока в нью-йоркском музее не обнаружилась пара стеклянных стаканов нашего производства. Которых, по мнению экспертов, не должно быть в природе. Но они есть.
На первый взгляд, обычные стаканы. Сейчас на стекло можно нанести любое изображение. Обычное дело. Но с этими не всё так просто. Сделал их виртуоз-стеклодув – крепостной мастер Александр Вершинин, трудившийся на Никольско-Бахметевском заводе, который начал работать в 1764 году в Пензенской области.
Собственно, по поводу того, что он был крепостным, есть сомнения. Вполне может быть, что и просто мастером. А история обросла романтизированными выдуманными подробностями. Но одно ясно точно: для того времени (1765-1828 – годы жизни Вершинина) он был человеком незаурядного ума. И обладал не только художественным вкусом, но и талантом инженера.
Мастер выполнял сложные заказы для правящей династии. Делал сервизы, наградные и юбилейные предметы и не только.
Стаканы Вершинина
Но истинным шедевром, существование которого отрицают современные эксперты, являются стаканы. Невероятная ценность, которая встречается в единичных экземплярах в музеях.
Дело в том, что внутри двойных стеклянных стенок расположена композиция. Фигурки людей нарисованы, а всё остальное изготовлено с использованием подручных природных материалов – соломинок, мха, щепок, гальки, песка, а также ниток, бумаги, текстиля.
Если слоя два, то как они соединены друг с другом? Вершинин работал один, и секреты технологии никому не раскрывал. Эксперты не нашли признаков спайки, клея или других материалов.
В наши дни и с использованием современных технологий изготовление такой посуды не является каким-то волшебством. Но как это сделал крепостной мастер, как выдумал технологию, о которой до этого никто не знал?
Касаемо способов соединения двух слоёв выдвигались разные версии. Одна другой фантастичнее. И спаивание горячего и холодного слоя (что заставило бы стекло треснуть), и применение особого клеевого состава (признаков которого не было обнаружено), и задействование для спайки фосфора (который испортил бы внутреннее наполнение и подкоптил стенки).
Правду помог выяснить случай: в реставрационную мастерскую поступил такой же стакан, какой был выставлен в музее. Но со сколом на ободке. В ходе исследования эксперты выяснили, что внешний и внутренний стаканы были объединены особой мастикой на основе фотополимера. Под воздействием солнечного света она превращалась в кристаллы и становилась невидимой.
То есть человек, который, вероятно, и себе не принадлежал, умудрился изобрести формулу вещества, которое в наши дни известно как ультрафиолетовый клей на базе метакрилата. Это смесь для склеивания стекла на основе метакрилата – сложных эфиров метакрилатовой кислоты, ее солей, формирующая полностью прозрачный шов. На тот момент до появления УФ-клея оставался примерно век.
Расстояние между внутренней и внешней частью не превышает 1/10 мм. То есть простой мастер умудрился больше 200 лет тому назад сделать объект, который сейчас может воспроизвести только высокоточный станок с ЧПУ и точностью А-класса.
Не верите в стаканы Вершинина? А они существуют. Как капсула времени, хранящая в себе частицу неразгаданной русской души, непостижимого мастерства и абсолютной уникальной красоты.
Источник:
33 комментария
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Давайте рассуждать логически. Неудавшихся подобных композиций должно быть тысячи - где они?
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Где-то должны быть скульптуры, у которых отсутствует лишь несколько ячеек. Либо отколотили всю сетку, хотя она должна быть по сюжету.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена