Экспонаты виртуального «Музея диковинок» (“The Museum of Ridiculously Interesting Things”). Часть 3
Переведено автором публикации.
Добро пожаловать в Музей диковинок, воображаемый онлайн-музей. Созданный куратором и историком, доктором философии Челси Никольс (Chelsea Nichols) в 2011 году как её персональный блог, сегодня от стал сайтом, исследующим пространство между искусством и курьёзами.
Тазы Кристины Борланд
Один из тазов
Кристина Борланд (Christine Borland) – шотландская художница, которую увлекают пересечения между искусством и медициной, жизнью и смертью. Одно из любимейших мной её творений – «Пять наборов обрывков разговоров» (1998 год) [Five Set Conversation Pieces – я не сумел лучше перевести], инсталляция из пяти тазов с черепами зародышей из керамики, которые Борланд создала, опираясь на антикварные акушерские образцы.
Ещё один таз
Тазы и черепа сделаны из костного фарфора (bone china), типа фарфора, традиционно содержащего настоящий костный пепел. Каждый набор раскрашен вручную «восточным» узором, позаимствованным у английского столового фарфора XVIII-XIX веков, который, в свою очередь, происходит от фарфора Восточной Азии. Художница любовно разместила тазы на чистые полки, подобно тому, как леди тех далёких лет, возможно, расставляли свой свадебный фарфор.
Тазы в ряд
В те времена деторождение представляло большой риск для женщины, при этом её значимость в обществе была неразрывно связана с её способностью к замужеству и воспроизводству. Вместо чашек и блюдец Борланд представляет женское тело – самое дорогое, самое хрупкое и превращённое в домашней обстановке в товар.
Этот шедевр сейчас хранится в Галерее искусств Абердина (Aberdeen Art Gallery).
Мисс Сьюки кормит спелёнатую кошку
Мисс Сьюки и её детская
Джон Рафаэль Смит (John Raphael Smith), «Мисс Сьюки и её детская» (1772 год. Раскрашенная вручную гравюра меццо-тинто. Бумага, 35,2 x25 см. Опубликовано 15 июня 1772 года Уильямом Хамфри (William Humphrey), лондонским торговцем репродукциями. Коллекция Британского Музея.
Не люблю судить о родительских навыках другого человека, но дымящаяся еда не годится для малыша. К тому же, очень важно постоянно проверять, не подменили ли вашего ребёнка хитрой кошкой.
Женщина эпохи Георгов с мудрёным тюрбаном на голове кормит спелёнатую кошку ложкой из дымящейся миски.
Я не смогла найти сведений о том, кем была Мисс Сьюки (Miss Sukey), но в домах среднего класса георгианской эпохи это было распространённое прозвище для Сьюзен».
Обратная сторона монашки
Монашка
На первый взгляд, это полотно XVIII века изображает монахиню, стоящую на коленях в благочестивой молитве.
Но секрет в том, что у полотна две стороны! Если перевернуть картину, открывается задняя сторона полотна.
Обратная сторона картины
Эта пикантная картина была написана в 1731 (!) году голландско-шведским художником Мартином Ван Майтенсом младшим (Martin Van Meytens), которого серьёзные знатоки искусства вроде меня называют «Сэр Всё Напутал» (Sir Mix-A-Lot) XVIII века. Обратите внимание на похотливого монаха в правой части картины. Это можно понять как намёк на то, что художнику нравились пышные ягодицы, и он не может солгать, а вы, остальные братья, не можете отрицать.
Похотливый монах. О боже, сестра Беки, посмотрите на её задницу
Из Национального музея Стокгольма (Nationalmuseum). С благодарностью к потрясающим шлюхам былого, совершенной сокровищнице похоти, наготы и грубых исторических восторгов.
Мария Антуанетта потеряла туфельку, а потом и голову
Туфелька
Нет, это не про Золушку. Это про туфельку, которую Мария Антуанетта потеряла, поднимаясь к гильотине в утро казни, 16 октября 1793 года.
Туфелька
Впрочем, этот мрачный экспонат более чем свидетель её казни. Это также символ того, что именно роскошный образ жизни и экстравагантные наряды Марии Антуанетты и её супруга, Людовика XVI, привели к их исчезновению во время Французской революции.
Туфелька
Нет никаких сведений о том человеке, который подобрал туфельку после казни, но сейчас она находится в Музее изящных искусств Кана (Musée des Beaux-Arts de Caen), Франция.
Марию Антуанетту ведут на казнь
«Марию Антуанетту ведут на казнь. 16 октября 1793 года». Уильям Гамильтон (William Hamilton). 1794 год. Холст, масло. 152 x 197 см. Музей Французской революции (Musée de la Révolution Francaise)
Обезьяна-автомат с отрубленной кошачьей головой
Шеф-повар
Обезьяна-автомат XIX века в одеянии шеф-повара подаёт отрубленную кошачью голову в пироге.
Все автоматы чертовски странные, но от этого у меня прямо мурашки по коже. Что-то в рычании обезьяны пугает.
Она была сделана известными французскими мастерами игрушек Рулле и Декамп (Roullet & Decamps) примерно в 1880 году. Автомат заводится ключом сзади, при этом обезьяна моргает, шевелит головой и поднимает корку пирога, показывая приготовленное ею ужасное блюдо.
Вид сзади
Эрнест Декамп хранил этот автомат в своей личной коллекции всю жизнь – допускаю, чтобы досаждать своим неблагодарным детям. Семья избавилась от него, наконец, в 2014 году на аукционе через продавца антиквариата Douglas Fisher Antiques более чем за $36,000 плюс стоимость длительного лечения от постоянных ночных кошмаров.
Пикантный автопортрет 1828 года
Бюст
Сара Гудридж (Sarah Goodridge). «Обнажённая красота» (Beauty Revealed), 1828 год. Акварельная миниатюра на слоновой кости. Метрополитен-музей (Metropolitan Museum of Art)
Представьте, что сейчас 1828 год, и девушка живёт в консервативной Новой Англии, но хочет послать любимому пикантную картинку. Что ей делать?
«Обнажённая красота» - провокационный автопортрет Сары Гудридж (1788–1853), американской художницы, специализировавшейся на портретных миниатюрах. Автопортрет совсем крошечный – 6,7 x 8 см – и показывает её голые груди, нарисованные акварелью на слоновой кости.
Гудридж написала его, когда ей было уже сорок, но её грудь выглядит на удивление свежей и молодой. Слоновая кость позволяет мягкому свету проникать внутрь, придавая тонко нарисованным полушариям нежное неземное сияние. Маленькая родинка над левой грудью [левой для зрителя, для художницы эта грудь правая] указывает на то, что изображение – не отвлечённая эротика, что эти груди конкретные и уникальные. И, чёрт возьми, ими можно гордиться.
Она подарила автопортрет Даниэлю Уэбстеру (Daniel Webster), человеку, которого все считали её любовником, по случаю смерти его первой жены. Очень смелый подарок только что овдовевшему мужчине, но, возможно, более утешающий, чем обычные траурные цветы… [в это самое время в дикой России выходит роман в стихах, в котором Татьяна пишет письмо Евгению, и то, что девушка призналась в любви первой, считается совершенно неприличным. Автор романа, правнук негра, вместо того, чтобы трудиться на хлопковой плантации, пописывает стишки и имеет наглость жениться на первой красавице России. Но не будем о дикарях].
Автопортрет
Сара Гудридж. Автопортрет, 1830 год. Акварель, слоновая кость. Музей изящных искусств (Museum of Fine Arts), Бостон
Уэбстер был не последний массачусетский политик и юрист, он дважды был госсекретарём США. Правда, репутация его была несколько подмочена распутством, финансовым безрассудством и непомерным честолюбием. Историки считают, что Гудридж пыталась этим подарком обольстить Уэбстера и женить его на себе. Но оставим сказки детям, политик женился на более молодой и, что немаловажно, более богатой женщине. Что не помешало ему потом занять деньги у отвергнутой художницы.
Тигр Типу
Тигр Типу
Тигр Типу (или Типпу) – это механический орган 1793 года, изображающий тигра в натуральную величину, терзающего европейца. Когда он заведён, скрытый механизм заставляет руку мужчины подниматься и опускаться и воспроизводит предсмертные стоны жертвы и рычание тигра. Под «капотом» у тигра есть маленький орган, который может играть 18 нот.
Музыкальный автомат был сделан для Типу Султана, правителя Майсура (Mysore, город в Южной Индии) в 1782-1799 годах. Султан, провозгласивший себя Майсурским Тигром, представлял серьёзную угрозу британскому владычеству в Индии. Дизайн, возможно, позаимствован из реального сюжета: в 1792 году Бритон Хью Манро (Briton Hugh Munro) стал жертвой тигра в Бенгальском заливе и погиб; его отец, сэр Гектор Манро (Hector Munro), командовал дивизией, разгромившей отца султана Типу во время Второй англо-майсорской войны. Поэтому тигр Типу – не только мрачное развлечение, но символическое отмщение за тот разгром и желание одержать верх над Британией.
Тигр Типу. Вид сзади
Типу Султан был убит при штурме британцами его дворца в Серингапатаме в 1799 году, и солдаты забрали тигра вместе с другим награбленным добром. Типу отправили морем в Лондон в 1800 году, и он после ряда переездов обрёл постоянное место жительства в Музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum).
Katzenklavier: кошачье пианино
Кошачий орган
Иллюстрация кошачьего органа из журнала La Nature (1883)
Когда я была ребёнком, моя чудная и чудесная мать забавляла нас, взяв кошку и делая вид, что играет на ней, как на волынке, используя хвост как мундштук. Увы, её немудрёный кошачий инструмент был превзойдён катценклавиром, или кошачьим пианино, задуманном ещё в XVI веке.
Кошек в порядке тональности их «мяу» предполагалось помещать в ящики, прикреплённые к клавишам пианино (органа). Хвосты следовало протянуть под клавиатуру, и при нажатии клавиши острый гвоздь бил их снизу по хвосту, заставляя их кричать, издавая нужную ноту.
К счастью, кажется, катценклавир так никогда и не был построен, хотя только в конце XVI века подобные проекты появлялись несколько раз. Хотя… он, кажется, всё-таки был, и не в одном экземпляре.
Кошачье пианино
Иллюстрация из книги Иоганна Теодора де Боя (Johann Theodor de Boy) ‘Emblemata Saecularia…’ (1596 год)
Кошачье пианино должно было развлекать королевских особ. Учёный-иезуит Афанасий Кирхер (Athanasius Kircher) писал в своём труде 1650 года Musurgia Universalis, что его применяли для поднятия настроения подавленного монарха: «Чтобы поднять дух итальянского принца, угнетённого заботами своего положения, музыкант создал для него кошачье пианино. Музыкант отобрал кошек, чьи природные голоса имели разную высоту, и усадил их в клетки бок о бок так, что, когда клавиша пианино нажималась, механизм вгонял острый шип в хвост соответствующей кошки. В результате получалась мелодия из «мяу», которая становилась всё энергичнее по мере того, как кошки приходили в отчаяние. Кто мог удержаться от смеха при такой музыке? Так принц был излечен от своей меланхолии».
Катценклавир
Иллюстрация катценклавира (фрагмент) из «Музицианы» (‘Musiciana‘) Жана-Батиста Векерлена (Jean-Baptiste Weckerlin). 1887 год
В своём исследовании редких и странных музыкальных инструментов музыкальный издатель Жан-Батист Векерлен описал парад в Брюсселе в 1549 году, на котором присутствовал король испанский Филипп II (Felipe II). На параде также был кошачий орган… хотя на этот раз на нём играл медведь(!)
«Самой любопытной была колесница, которая везла самую невероятную музыку, которую только можно вообразить. Там был медведь, игравший на органе; вместо труб у органа было шестнадцать кошачьих голов, тело каждой было заключено; хвосты торчали наружу, и на них играли, как на струнах пианино, если нажималась клавиша, сильно тянулся соответствующий хвост, и каждый раз звучало жалобное мяу»».
Но кошачье пианино нашло себя не только в королевских семействах, но и в современной психиатрии. В 1803 году немецкий психиатр Иоганн Христиан Рейль (Johann Christian Reil), который и придумал термин «психиатрия», писал о кошачьем органе в своём важном труде «Рапсодии применительно к психологическим методам лечения душевнобольных» (Rhapsodies on the Application of Psychological Methods to Cure the Mentally Disturbed). Рейль предполагал, что кошачье пианино можно использовать как средство для вывода пациентов из замкнутого психического состояния и возвращения их к восприятию мира.
Другими словами, Рейль думал, что кошачье пианино настолько дико, что даже безумные поймут, как оно безумно.
1 комментарий
2 года назад
Фотошоп.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена