Тайны и загадки - Ученые в поисках Бога
Найти бога, наверное, пытается каждый из нас. Ученые – не исключение. Насколько они преуспели в своих поисках?
Я знаю, что я ничего не знаю
Еще каких – нибудь 30 – 40 лет назад ученые, во всяком случае советские, отрицали возможность существования Бога как таковую. «Вера в Бога несовместима с научным мышлением», - провозгласил академик Виталий Гинзбург. Остальная ученая братия подтянулось под предложенное знамя. Да и как можно было не подтянуться? В XX веке наука делала такие невероятные успехи, совершала такие грандиозные прорывы, что, казалось, вот – вот – и ответы на все вопросы будут найдены, еще немного – и Вселенная будет познана. Увы, надежды не оправдались.
Наука теперь уже XXI века не в состоянии ответить на простые, казалось бы, вопросы: Что такое энергия? Что такое электрон? Что такое притяжение? Мы уверенно оперируем этими понятиями, но не знаем их сути. Как говорит доктор Бернард Вальдман, декан факультета естественных наук университета Нотр – Дам (Индиана, США): «Наука не может ответить на вопрос: «Почему?» Наука только отвечает на вопрос: «Как?» Почему мы имеем земное притяжение? Ни один ученый не может дать ответа на этот вопрос. Я не думаю, что в этом отношении мы знаем хотя бы на йоту больше, чем знали 50 лет тому назад. Мы просто принимаем факт существования притяжения. Мы понимаем явления, пользуемся ими, но не знаем, почему они происходят. Мы, например, не знаем природы электричества, хотя знаем его законы и пользуемся ими».
Спору нет, ученые не сидят без дела, и каждый день в мире совершается открытие – большое или малое. Но вот парадокс: ответ на один вопрос порождает сотни других загадок, разгадать которые исследователи не в силах. За одной дверью обнаруживается десятки других. Директор астрономического научно – исследовательского центра Линдхаймера (Иллинойс, США) доктор Дж. Аллен Хайнек в этой связи любит вспоминать о своей преподавательской деятельности: «Уже в начале курса я спрашивал моих студентов, какой вопрос их больше всего интересует. Этими вопросами мы заполняли классную доску. Мы обнаружили, что наука не может ответить на 80 или 90 % из этих вопросов». Ну и что с того?
Пройдет немного времени, и от этих процентов не останется и следа…
Увы, нынче думать так может лишь человек очень далекий от науки. «Пророк Иеремия говорил, что звезды Вселенной сосчитать невозможно. Ученый Иппарх, живший несколько столетий после Иеремии, догматически сообщил, что Вселенная имеет 1026 звезд. Птомелей, который жил через несколько сот лет после Рождества Христова, внес поправку. Он сообщил, что Вселенная имеет 1056 звезд. И только в 1610 году Галилей, посмотрев в телескоп, воскликнул: «Звезд гораздо больше!» Сегодня астрономы насчитывают приблизительно 100 биллионов звезд в нашей Галактике, а таких галактик – миллионы! Таким образом, мы должны согласиться с древним пророком и признать: количество звезд во Вселенной – неисчислимо…» Эти слова Ульриха Джелинека, известного изобретателя и конструктора приборов и систем для исследования космоса, - прекрасная иллюстрация того, что Вселенная непознаваема.
Даже простейшая клетка представляет собой очень сложное сочетание молекул, ДНК, РНК и т.д. Устройство простейшей бактерии намного сложнее, чем устройство самой совершенной машины, когда – либо созданной человеком. Иначе говоря, даже изучению такой «мелочи», как насекомое, можно посвятить всю жизнь, да так и не постичь всех закономерностей ее бытия.
Все из ничего
Если верить теории молекулярной эволюции, весьма распространенной в научной среде, то наша Вселенная – некая упорядоченная система – возникла не по воле Бога, а сама по себе, из неорганизованной массы химических веществ в результате случайного взаимодействия различных молекул. То есть безо всякого руководящего взора, совершенно спонтанно и из ничего. Это как будто вы взяли кубик Рубика, покрутили его бессистемно, а головоломка взяла да и сложилась! Даже не так: вы свалили запчасти для игрушки в большую коробку, немного потрясли ее – и детали состыковались между собой чудесным образом. Абсурд? Похоже на то.
Даже самые оголтелые эволюционисты признают: вероятность того, чтобы нужные атомы и молекулы случайно соединились в одну простую белковую молекулу. Но чтобы на Земле зародилась жизнь, нужна не одна только молекула. «Чтобы поддержать жизнедеятельность хотя бы одной клетки, требуется около 2000 видов белков» - рассказывает астроном Фред Хойл.
Большой взрыв
Пожалуй, самым ярым и авторитетным сторонником теории молекулярной эволюции являлся небезызвестный Стивен Хокинг. Он был уверен, что наука в состоянии объяснить возникновение мира без помощи Бога. Хотя свой бог был и у него – Его величество Большой взрыв. Именно из – за него, по мысли Хокинга, да и многих других выдающихся ученых, возникла Вселенная, до него же не было ничего. Человеку, от науки далекому, очень трудно представить, что такое «ничего», как, впрочем, и вообразить «бесконечность». Но у Хокинга была теория, согласно которой «до Большого взрыва существовало Идеальное Время, в котором заключался весь смысл будущей материальной Вселенной». Тут он шел дорогой Платона. Древнегреческий философ был уверен, что «до материального мира существовал мир вечных первообразов, который частично материализовался, из чего и возникла Вселенная». То есть суть все та же: не было ничего, потом вдруг как шарахнуло – и возникла Вселенная. Конечно, не сразу. Для начала появился один атом, от которого все и пошло. Проверка этой теории дорого обходится налогоплательщикам: на Большой адронный коллайдер было потрачено 12 с половиной миллиардов долларов. И сумма вложений будет еще расти. Основная задача этого проекта состоит в том, чтобы синтезировать бозон Хиггса – неуловимую частицу, которую никто никогда не видел, но которая теоретически должна быть. Якобы именно она дает жизнь массе других частиц. И именно она призвана объяснить наконец ученым: как Вселенная возникла из одного атома. Что примечательно, неуловимый бозон Хиггса исследователи, принимающие участие в работе коллайдера, окрестили «частицей Бога». И с этим даже Хокинг ничего не смог поделать.
Высший разум
А пока исследователи гоняются за неуловимой частицей, немецкие математики подсчитали: существует 62% вероятности того, что Бог существует. От чего же они отталкивались в своих расчетах?
От своей беспомощности, как ни парадоксально это звучит. «Многие ученые в результате своих исследований бывают вынуждены прийти к выводу, что за порядком, сложностью и красотой, которые они наблюдают, стоит разум гораздо более высший, чем их собственный», - признается английский ученый Найджел Катленд. И таких, как он, в научной среде становится все больше. Американские социологи из Университета Райса и Университета Чикаго провели опрос, в результате которого выяснилось: две трети ученых США верят в Бога!
В России этот показатель в два раза меньше: сказываются заветы марксистско - ленинской школы и Гинзбурга в придачу. Но лишь один российский ученый нашел в себе смелость признаться в том, что верит в Бога, - Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению человеческого мозга: «Я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительного процесса. Но как ученый я еще не нашла этому доказательств».
Хаос или рука Господа?
Но как раз с доказательствами существования Бога – большие проблемы. Обосновать, что никакого Творца нет, впрочем, тоже не получается. По сути, у исследователей на руках сегодня два сценария возникновения Вселенной: согласно первому – все возникло спонтанно, из хаоса, согласно второму – некий неведомый конструктор руководил работами по созданию мира.
В какую из гипотез проще поверить? Мы знаем, что христианин верит: Иисус восстал из мертвых. Атеист не сомневается: жизнь произошла из мертвой материи. Христианин убежден, будто Вселенная создана Божьей силой и Его мудростью. Атеист стоит на том, что Вселенная произошла случайно, и даже больше того: все произошло «из ничего».
Как видите, для того чтобы быть атеистом, нужно иметь гораздо больше веры, чем для того, чтобы быть христианином. Рассуждая таким образом, доктор Роальд Танген – декан факультета математики и естествознания в университете Осло – стал верующим человеком. А директор госпиталя для больных раковых заболеваниями в Лос – Анджелесе доктор Ралф Байрон так и вовсе предлагает: «Посмотрите на устройство своего тела. Вы имеете 30 триллионов клеток. Каждая клетка имеет 10 000 химических реакций, действующих во всякое время. Нужно гораздо больше веры в то, что это тело произошло случайно, чем в то, что его создал разумный Бог».
Техническое совершенство
Действительно, нельзя не восхищаться тем совершенством, с которым сконструирована Вселенная. «Земля не вращается по абсолютному кругу, и при этом она не теряет больше одной тысячной секунды в сто лет. Как конструктор точных приборов, я поражен такой точностью. Посмотрите на удивительный баланс наших планет. Если бы мы были на 10% ближе к Солнцу, мы бы сгорели и превратились в порошок. Если бы мы были на 10% дальше от Солнца – мы бы замерзли до смерти. Земля вращается вокруг своей оси с определенной скоростью, чтобы дать нам точную продолжительность дня и ночи. Любая и незначительная перемена моментально бы положила конец жизни на Земле». Будучи изобретателем и конструктором, Ульрих Джелинек (Нью – Джерси, США) знает, о чем говорит. И действительно, надо признать: пока ни одному из инженеров не удалось создать систему, в которой бы, как во Вселенной, сохранился удивительный баланс планет, не дающий человечеству сгореть или замерзнуть. «Еще много лет назад ученые доказали: если бы гравитационная, магнитная и многие другие константы были другими, например отличались от нынешних всего на 1 %, то не возникли бы ни атомы, ни галактики. Не говоря уже о людях – рассказывает российский философ, научный сотрудник РГГУ Алексей Григорьев. – Не поддающиеся объяснению упорядоченность и согласованность строения Вселенной и человека и приводят многих ученых к вере в Создателя».
Да, но не только это. Случилось невероятное: сама наука разочаровались в познании. Ученые понимают, что, оперируя теми знаниями, которыми они обладают, они не могут объяснить законов мироздания. Давнишние антагонисты, это лед и пламень – наука и религия, - больше не противоречат друг другу. Более того, согласно мнению председателя Департамента атомной молекулярной физики Льежского университета в Бельгии доктора Жюля С. Дюшезна, «связь науки с религией никогда не была такой близкой и тесной, как в наше время. Ученые, изучающие космическое пространство, открыли так много прекрасного и неожиданного, что теперь труднее сказать ученому, что Бог не существует».
52 комментария
2 года назад
Автор с этой статьёй опоздал лет на 15. Бозон Хиггса давно уже найден в 2012 году, в 2013 году его открытие подтвердилось.
Проще говоря, автор просто скопировал древнюю американскую статью, и толком не перевёл на русский язык. Во всём мире, кроме США и Британии, не используют термин "биллион", у нас он называется "миллиард".
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
"Сегодня астрономы насчитывают приблизительно 100 биллионов звезд в нашей Галактике, а таких галактик – миллионы!"
Именно так. Если кубик Рубика прокрутить бессистемно 100 биллионов помноженное на миллионы раз, то он сложится не один раз.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Обезьяна, посаженная за пишущую машинку, не сможет составить осмысленное предложение.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена