Это «Чекаго», детка: фильм, в котором события закручиваются с молниеносной скоростью
Начнем из далека. Это ваш дебютный фильм, а по первой профессии – вы военный журналист. Как вы попали в кинопроизводство?
Ну, журналистика — это тоже творческая профессия. Стремление к творчеству у меня началось в детстве. Мне всегда очень хотелось рисовать от руки – но получалось плохо. Зато, очень хорошо получались школьные сочинения – тогда я понял, что если я что-то, не могу нарисовать, то я могу описать это словами. Я стал писать всякую небольшую прозу – повести и рассказы. Поэтому, в итоге я поступил на журналистику, а выбрал именно военную - потому что это романтично, и как-бы ты находишься в центре событий.
В итоге я закончил Университет Министерства Обороны РФ, и я кадровый офицер запаса. Послужить в Министерстве Обороны мне не удалось, и я ушел в спортивную журналистику. Работал спортивным комментатором в экстремальных видах спорта – всякие BMX, сноуборд, скейтборд и так далее. Мне всегда нравилось что-то такое, жесткое, пацанское. Потом я понял, что мне не очень интересно снимать просто репортажи и я начал снимать документальное кино.
Но и этого мне оказалось мало, и я стал изучать кинодраматургию, сначала самостоятельно, по книгам, а потом поступил во ВГИК, в мастерскую режиссера Валерия Бакиевича Ахадова. Пока учился – снял неофициальный клип для группы «Ленинград», на песню «Платье» (который, кстати, получил в два раза больше просмотров, чем их официальный клип)
Клип «Платье»
После этого я снял короткометражку, которая выиграла Гран-При Международного фестиваля в Эстонии, и я понял, что у меня что-то получается, как-то поверил в себя. Как выпускную работу во ВГИКе я снял короткометражную комедию «Окурок», она взяла много фестивальных наград, и я начал готовиться к полному метру.
Клип для «Ленинграда», «Окурок» - добрые, веселые комедии. Почему вы начали с комедий?
Смотрите, просто комедия — это самый близкий для зрителя жанр, а мне очень хочется снимать зрительское кино. Конечно, мне очень интересно смотреть какие-то «элитарные» фильмы, но я не хочу такое снимать. Мне интереснее делать какое-то вот прям зрительское, массовое, но умное кино. Комедия «не работает», если в ней нет настоящих, живых персонажей. Например, у меня в топе любимых фильмов – «Брат», «Брат 2», «Сестры»: это очень честные фильмы, которые очень много говорят о нас, нашим простым языком, делают срез времени, и мы видим на экране живых людей.
И вот тут это перекликается с «Чекаго» - в нем есть много таких моментов, очень жизненных. Их совсем уж комедией не назовёшь, но благодаря им - кино получилось настоящим, близким к жизни, когда ты видишь реальную ситуацию и понимаешь, что она либо с тобой была, либо с твоими друзьями, знакомыми. Получаются такие тёплые, комедийные моменты, которые «работают» в страшной криминальной драме.
Км «Окурок»
Сейчас есть большой запрос и от студий, и от продюсеров, и от общества на добрые, семейные фильмы. Почему вы выбрали такую сложную, тяжелую тему и сняли криминальную драму?
Когда все идут куда-то в одну сторону – мне всегда хочется посмотреть по сторонам. Кино – это очень длительный процесс. От запроса студий до выхода на экраны часто проходят годы, а на дебютный фильм бывает уходит и 4-5 лет. Получается, чтобы правильно выбрать тему фильма – надо очень хорошо прогнозировать то, каким будет общество. Я понимаю, что в провинции, как в моей родной, любимой провинции, так и в любой другой – мало что изменится за ближайшие пять лет с точки зрения методов решения проблем. Поэтому мы брали такую проблему, которая и была актуальна тогда, и, как мы понимали, будет актуальна теперь.
Проблема – это только форма, через которую можно подать классное содержание. Для меня это – настоящие пацаны, настоящие девчонки, настоящие взрослые с которыми они коммуницируют. В «Чекаго» мы поднимаем большую проблему отцов и детей, взаимосвязи поколений. Это же вечные темы, они никуда не денутся.
По поводу провинции. В фильме есть прекрасная, очень трогательная сцена, когда ребята говорят отцу, которого гениально сыграл Кузнецов, что они уезжают в Москву. Насколько вообще серьезная проблема того, что молодежь уезжает из провинции?
Честно говоря, не считаю это проблемой. Я считаю, что это просто норма жизни такая, это так работает. Я живу в Москве уже 17 лет, но сейчас разговариваю с вами из своего родного Пскова. У меня тут очень много друзей, которые съездили в Питер или в Москву, пожили там и вернулись обратно. Они «поели» этой столичной жизни, покрутились там в графике «18 часов в день мне надо работать», и сейчас вернулись, и спокойненько живут, счастливые вообще.
Ну, едет молодежь в столицы - да пусть едет. Кто-то останется, кто-то вернётся, это такое течение жизни, я в этом ничего плохого не вижу. Та сцена, про которую вы сказали, это моя история, когда я сказал родителям, что я хочу уехать поступать в Москву. Я не хотел жить в Пскове, на меня там все давило. А теперь на меня очень давит Москва, и я серьезно думаю о том, чтобы переехать с семьей обратно, сюда, работать удаленно, только ездить на съемки. Сейчас я смотрю на своих друзей: они счастливы, реально никуда не надо спешить, они живут в другом ритме, им хорошо. Вот, я сегодня поеду к другу в баню, он живёт на берегу реки, он в любой момент, летом, может прыгнуть в лодку, и уехать на Псковское озеро, на острова, там потрясающая красота!
А что я могу позволить себе в Москве? Могу только на метро поехать на ВДНХ, потому что в пробках стоять очень долго. Поэтому, я ничего плохого не вижу в том, чтобы съездить в Москву, посмотреть, поработать и вернуться. И для регионов очень полезен опыт людей, которые возвращаются. Они приезжают с другим уровнем мышления, они поднимают регионы — это тоже очень частая история.
Мы нашли какие-то комментарии к трейлеру, к ролику про сами съемки, что мол зачем так пачкать в грязи Хакасию...
Типичный комментарий человека, который не смотрел само кино. Я прямо уверен, что когда он посмотрит фильм, он изменит свое мнение, потому что я очень хотел уйти от грязи. Кино не про грязь в Хакасии, не про грязь в России.
Это кино про настоящих людей, которые живут в настоящих условиях. Ржавый гараж можно снять так, что это будет безысходность и героин какой-то, а можно снять, так, что это мой ржавый гараж, в котором я велосипед чинил в детстве. Я снимал Хакасию также, как снимал бы свой родной город, потому что они очень похожи. Везде все одинаковое, провинция очень похожая одна на другую, и я в каждый кадр вкладывал любовь. Даже когда начинается жесткий экшен – я не упивался этим, там нет разлетающейся крови и всего такого. Там все снято «по жизни», нет ничего, чего нету в жизни. Комментаторы, которые смотрят трейлер, видят, что это опять фильм про бандитов, опять какая-то фигня. Плюс, это русское кино, значит это говно сразу же, а если это дебютное кино, то там вообще трешняк полный. А когда он посмотрит, он подумает «как я соскучился, позвоню родным», даже если он живет не в Хакасии.
Вы упоминали отечественные криминальные фильмы. А какие криминальные драмы вы считаете лучшими в мире?
Я мыслю категориями русского кино, я считаю, что русское кино оно другое. Я не считаю, что оно плохое. В американском кинематографе есть коммерческое кино, которое делается большими мастерами, такими как Кэмерон или Спилберг, но есть и огромное количество фигни всякой. У нас, например, сейчас неплохие сериалы снимают онлайн платформы. Например «Нулевой пациент» - вообще потрясающая и очень хорошо сделанная история!
Просто я мыслю категориями российского кино, я занимаюсь производством кино и не хочу «сбивать нюх» в сторону Голливуда. Я беру голливудские темы, голливудское содержание, но я не иду за голливудской картинкой, и не занимаюсь этакой «поддавательской» драматургией, где надо угодить всем меньшинствам. Поэтому, для меня главные криминальные фильмы – это русские фильмы, фильмы про настоящих людей, которые действуют в тех обстоятельствах как действовал бы, или хотел бы действовать я сам.
Конечно же, Тарантино, Гай Ричи – это вообще крутые аттракционы, и в них тоже «настоящие люди», но в них нет «русской души», а она мне важна. Например, фильм «Ворошиловский стрелок» тоже во многом «сделал» меня как личность и режиссера. Еще, когда мы снимали «Чекаго», мы во многом вдохновлялись фильмом «Решала», кстати большой привет им – и создателям фильма и всей команде.
Одну из ролей у вас играет Жижикин. Он снимался у Спилберга, и вообще очень много снимался в Голливуде. Он что-то принёс на съемочную площадку из американской школы?
Прикол в том, что когда мы с ним на пробах познакомились, я говорю «Игорь, слушай, вот ты снимался у Спилберга, и играл характерных русских бандитов в голливудском кино. А слабо тебе сыграть такого бандита, чтобы тебе Сибирь, где знают, что такое настоящие бандиты, поверила?» Я его этим прямо сильно зацепил, для него это была интересная актёрская задача. И я перед съемками накручивал его, зачитывая выдержки из криминальных новостей.
Например, вот история с ограблением, с которой начинается фильм – это реальная история, прямо Гай Ричи, но в Сибири. И в кадре Игорь выключил «голливудчину», и мы с ним пытались сделать русское кино.
Жижикин, Кузнецов, Иван Кокорин – как работалось вам, режиссеру-дебютанту с актерами с таким большим послужным списком? Давили ли они своим авторитетом?
Совсем нет. Во-первых, у нас была очень сильная литературная основа – мы сценарий оттачивали три года, чтобы он читался на одном дыхании. Во-вторых, я им предлагал кинопутешествие в Сибирь, где кино не снималось с советских времен. В-третьих, съемочная группа работала так, что когда Юрий Александрович, глыба, который снимался и у Балабанова, и у Германа, увидел то, что получается – он сказал: «Коля, я точно не зря приехал, у тебя получится классное кино».
А что вы думаете о перспективах развития кино в Сибири? Может ли Сибирь стать новым центром кинопроизводства?
Потенциал, конечно же, есть! Сейчас и Москву и Питер, и даже Калининград – сняли вдоль и поперек. Все локации уже изведанные, все знакомое. Кинематограф, неминуемо, будет двигаться за новым изображением. Вот тут тоже есть новизна «Чекаго» - новые пейзажи, новые люди. И это увидят большие киностудии, известные продюсеры, и пойдут за этим. А в Сибири сейчас создается хорошая база для кинопроизводства – и законодательная, и техническая.
Возможно, что мы сейчас наблюдаем начало нового витка российского кино. Но, важно не забывать, что главное в кинопроизводстве – это не камеры, не объективы, не техника, а люди. Главное, чтобы в Сибири получилось создать команду профессионалов, тогда получится старт новой кинематографической точки на карте нашей страны. Например, генеральный продюсер «Чекаго» - Владислав Кафеев. Это просто отличный мужик, пассионарий, за которым идут люди. Он много лет занимался мебелью, но влюбился в кино и организовал съемки нашего фильма в Хакасии. И он не собирается переезжать в Москву, а живет там и строит «Хакаливуд» - хакасский Голливуд. Опять же, надо отметить и поддержку правительства Хакасии – они очень помогли с логисткой, локациями, вообще оказывали всевозможную административную поддержку.
Напоследок: можете сказать в двух словах, о чем фильм «Чекаго»?
Это кино о людях из провинции. Задорный, чисто сибирский, криминальчик.
74 комментария
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена