Советский музыкальный мистификатор
50 лет назад не стало музыканта Владимира Вавилова
Советский гитарист-семиструнник и лютнист, композитор (а так же, как оказалось, автор многочисленных музыкальных мистификаций, ставших современными шедеврами классической музыки) Владимир Фёдорович Вавилов родился 5 мая 1925 года в Ленинграде, в рабочей семье. Жили они в коммунальной квартире на 12 семей на Большой Московской улице. И, как было принято в советское время, начал Володя своё музыкальное образование в городском Дворце пионеров.
Его учителем был известный российский гитарный педагог и исполнитель Пётр Иванович Исаков, аккомпанировавший в своё время великим русским певцам Фёдору Шаляпину и Леониду Собинову.
На фронте во время Великой Отечественной Вавилов был ранен, после чего демобилизовался по состоянию здоровья. А уже в 1949 году начал выступления на сцене, образовав со Львом Андроновым гитарный дуэт 7- и 6-струнной гитар. В их репертуаре были произведения С. Рахманинова, О. Дюрана, Э. Грига, К. Дебюсси. Также дуэт исполнял многочисленные русские романсы и аккомпанировал различным вокалистам. Для дуэта нужны были специальные нотные переложения, большинство из которых сделал Андронов. Огромную помощь в творчестве им оказывал их общий учитель П.И. Исаков.
«Мы оба, я и Владимир Вавилов, учились в Музыкальной школе им. Римского-Корсакова по классу гитары. Учились мы у старейшего гитариста страны, исполнителя, прекрасного педагога и нашего консультанта в Ленинградской городской филармонии Петра Ивановича Исакова. Я школу закончил раньше и уже работал солистом-гитаристом в концертных организациях. Мне пришлось работать музыкантом-приемщиком на Ленинградской фабрике музыкальных инструментов им. Луначарского. В этот период времени мы и познакомились с Вавиловым. Вначале мы работали в отделе популярной музыки в Ленгосэстраде, затем стали работать в Ленинградской городской филармонии, в концертном бюро. Там наш репертуар значительно расширился за счёт того, что там проходили тематические вечера» (из воспоминаний Л. Андронова).
Музыканты начали свои выступления в концертных залах Ленинграда, на радио и ТВ, но записи этих концертов не сохранились. Сами гитаристы впоследствии очень сожалели, что не были выпущены грампластинки с их записями (правда, в коллекции гитариста и известного петербуржского коллекционера Абрама Бруштейна сохранились редкие магнитофонные записи дуэта, но они очень плохого качества и нуждаются в серьёзной реставрации, но кто этим может заняться после его смерти в конце 2021 года — не ясно…).
Приехав как-то на гастроли в Ленинград и услышав гитарный дуэт, аргентинская гитаристка Мария Л. Анидо очень высоко оценила их исполнение, отметив слаженность звучания и высокую технику игры. Это также послужило дальнейшим стимулом к работе для Льва и Владимира.
Вавилов и дальше продолжил заниматься изучением игры на гитаре у своего прежнего педагога, продолжив своё профессиональное образование. Правда, высшего музыкального образования он так и не получил, но зато успешно окончил Ленинградскую музыкальную школу для взрослых им. Н.А. Римского-Корсакова по классу гитары.
Параллельно, с 1952 года, он изучал теорию музыки и композицию в народном кружке при Союзе композиторов у советского композитора и пианиста Иоганна Григорьевича Адмони, ученика композитора, профессора Максимилиана Осеевича Штейнберга. Адмони был автором опер, балетов, концерта для фортепиано с оркестром и т.д. Занимаясь у такого педагога и отличаясь необыкновенным трудолюбием и талантом, Владимир получил основательную теоретическую подготовку.
В то время днём он работал механиком на фабрике, а вечером посещал училище. Ночами же на коммунальной кухне оттачивал звук на малоизвестной тогда в Союзе 7-струнной гитаре. Он работал над каждым звуком, над каждым пассажем, добиваясь идеального звучания.
А в 1957 году дуэт Вавилов/Андронов был удостоен серебряной медали на международном конкурсе, организованном в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.
Конкурс этот стал важной ступенью в их судьбе. К нему дуэт тщательно готовился под руководством Исакова, который, будучи уже тяжело больным, много помогал молодым музыкантам.
Но идея поехать на конкурс в Москву очень не понравилась их начальству, и гитаристов предупредили, что они будут уволены, если уедут. И всё же, благодаря поддержке Петра Ивановича, их поездка состоялась. До Москвы музыканты добирались на каких-то товарных поездах… А ночевать молодым людям пришлось в сквере у Большого театра.
Утром они явились на приём к одному из тогдашних руководителей Москвы и показали свою программу. Тому исполнение понравилось, и их направили к известному эстрадному певцу Леониду Утёсову и дирижёру Натану Рахлину, у которых гитаристы заручились поддержкой и были допущены к участию в конкурсной программе.
На конкурсе Андронов и Вавилов исполнили произведения О. Дюрана, П. Чайковского, А. Хачатуряна, Э. Грига, М. Глинки, С. Рахманинова и И. Альбениса, а также произведение, отвечающее духу конкурса — «Фестивальные мелодии», обработанные Львом для дуэта.
По результатам заключительного тура фестиваля музыканты получили диплом 2-й степени и серебряные медали лауреатов.
Что же касается 1-го места, то на результат вполне могло повлиять качество их инструментов. Хороших гитар дуэт в то время не мог себе позволить по материальным соображениям. У Вавилова гитара вообще была из фанеры. Также не было и струн нормального качества, что, естественно, повлияло на исполнение. Поэтому и 2-е место на таком престижном конкурсе, где соревновались гитаристы из многих стран мира, было для них большим достижением.
Но в 1962 году Владимир решил заняться самостоятельной концертной деятельностью. Выступал с сольными концертами в Ленинграде, Москве и других городах Союза. Играл в совместных концертах с известным гитаристом, заслуженным артистом РСФСР С.А. Сорокиным, много работал с выдающимися певцами Клавдией Шульженко и Борисом Штоколовым.
Но на афишах его концертов значилось всегда скромно: «Обработка русских народных песен для семиструнной гитары. Исполняет Владимир Вавилов».
Часто это были не просто концерты, а концерты-лекции, где он рассказывал об истории гитары в России, об известных русских гитаристах и композиторах: А. Сихре, М. Высотском, В. Моркове, Н. Александрове, И. Ляхове и других и исполнял их произведения. Он был, пожалуй, единственным в Союзе 7-струнником, дававшим сольные концерты, на которых звучала именно русская музыка.
Жил Владимир тогда уже не в коммуналке, а в 2-комнатной квартире в одном из первых в Ленинграде кооперативных панельных домов на Витебском проспекте. Здесь по стенам, каждая на своем месте, висели аж 11 гитар. Репетируй — не хочу! Но ему это уже было не так интересно. Всё что написано — уже сыграно. Куплено было даже ещё и фортепиано. Но…. Вавилов — гитарист, которому стало вдруг не хватать гитары….
Однажды он был в Эрмитаже. Долго стоял перед картиной Микеланджело да Караваджо «Лютнист» («Юноша с лютней»). Видимо тогда он и подумал, какой удивительный, наверное, инструмент — лютня, вот бы на нём сыграть...
Сказано — сделано. Собрав все возможные изображения и прочитав всю возможную литературу, Владимир самостоятельно изготовил лютню! Но нет нот. Так музыканту к этому и не привыкать.
И артисты Ленконцерта во главе с Вавиловым выступают затем по Ленинграду с собственной программой под названием «Вечер старинной музыки», исполняя музыку эпохи Возрождения, как на лютне соло, так и в ансамбле с флейтой, клавесином, органом и другими инструментами. Вечер этот становится безумно популярным.
Так Владимир нашёл для себя новый, необычный в наших широтах инструмент.
«Лютня — старинный щипковый инструмент, по тембру напоминающий арфу, клавесин, мандолину, гитару. Она имеет короткий гриф, отогнутую назад головку, на которой расположены колки. Завезённая в средние века сарацинами и маврами на остров Сицилию и в Испанию, лютня в дальнейшем получила широкое распространение по всей Европе» (В. Вавилов, аннотация к пластинке «Лютневая музыка XVI-XVII веков», 1970).
Сейчас среди профессионалов-лютнистов существует довольно снисходительное отношение к «лютневому» творчеству Вавилова, что объясняется, скорее всего, тем, что его произведения являются всё-таки не чисто лютневыми, а, скорее, более гитарными, и лютнисты видят в этом профанацию. В то же время, например, американский гитарист и лютнист российского происхождения, педагог и историк музыки Олег Тимофеев, не воспринимая его «Канцону» всерьёз (как лютнист) — исполнял гитарные произведения Вавилова 1950-х гг. (на гитаре).
Также в качестве аранжировщика Владимир принял участие в издании более 20 выпусков «Альбома гитариста» под редакцией композитора Абрама Абрамовича Ашкенази. Составил методическое пособие «Начальный курс игры на 7-струнной гитаре», публикации которого содержат большое количество мистификаций Вавилова.
По словам исследователей его творчества, Владимир Фёдорович сотрудничал и с «Союзмультфильмом» — много песенок написал для разных мультиков, но вот в титрах никогда его имя не ставили. Правда, никаких подтверждений этому пока не найдено.
Вавилов мечтал преподавать 7-струнную гитару, мечтал открыть свой класс в Ленинградской консерватории. Ему стали поступать приглашения на гастроли из соцстран. Был уже назначен концерт в Домском соборе Риги (ЛатССР), но… планам музыканта не суждено было сбыться.
В начале 1970-х гг. у него был обнаружен рак поджелудочной железы. Ему провели операцию, но заболевание зашло слишком далеко, и 11 марта 1973 года, в возрасте 47 лет Владимир Фёдорович Вавилов скончался. Панихида состоялась в Николо-Богоявленском морском соборе на Крюковом канале. Похоронен музыкант на Городском кладбище в пригороде Санкт-Петербурга Павловске, рядом с родителями.
А вот то, что Вавилов был ещё и композитором, стало известно лишь после его смерти. Все, кто составляли биографии музыканта, не особо заостряли внимания на том, что он изучал теорию музыки и композицию. Об этом мало кто и знал, потому что эти уроки не считались специальным образованием и в условиях СССР не были достаточным основанием для официальной композиторской деятельности.
Скорее всего, скромный гитарист был бы забыт. Но оказалось, что он был прекрасным композитором. И не просто композитором, но и великолепным мистификатором.
Открытия начались после исследования текстов и мелодий с грампластинки «Лютневая музыка XVI-XVII веков» (1970). Авторство большинства музыки на альбоме было приписано различным западноевропейским композиторам XVI-XVII вв.
Но исследователи творчества Франческо Канова да Милано (1497-1543), работавшего лютнистом в Ватикане, не нашли в его «дискографии» ни одного произведения, похожего на те, что исполнял Вавилов. Известно, что произведения да Милано внесены в ватиканские протоколы и полный список его произведений обнародован.
Франческо да Милано (Francesco Canova da Milano)
Ещё больше неясного было и с ещё одним автором, указанным на пластинке — Джулио Каччини. Огромное число композиторов переосмыслило знаменитую католическую молитву, обращённую к Деве Марии — «Ave Maria»/«Радуйся, Мария». Самый её популярный у нас вариант принадлежит Францу Шуберту, хотя его произведение совсем о другом, но начинается с первых слов молитвы. В западном же мире более известна «Ave Maria» Шарля Гуно, созданная на основе прелюдии Иоганна Себастьяна Баха. Следующая по популярности и звучащая во всем мире молитва — это «Ave Maria» итальянского композитора конца XVI века Джулио Каччини (1551-1618).
Джу́лио Каччи́ни (Giulio Caccini 1551-1618) — итальянский композитор и певец
Правда сомнения вызывает отсутствие в ней текста (кроме первых 2-х слов) и стилистика, не имеющая отношения ни к тому времени, ни к манере написания итальянца.
В 2003-04 гг. известный израильский публицист, культурный и общественный деятель Зеэв Гейзель провёл почти детективное расследование, результатом которого стал по-своему сенсационный (но весьма убедительный и аргументированный) вывод о том, что: «на этом диске только одно произведение — а именно, «Зелёные рукава» — относится к эпохе Возрождения, а всё остальное — написано самим Вавиловым. Авторство он выбирал, похоже, произвольно, без всякой попытки связать с особенностью творчества реальных композиторов — справедливо (как выяснилось впоследствии) полагая, что мало кто это заметит...».
Стилистический анализ «Ave Maria» от музыковедов гласил: «… септаккорды по «золотой секвенции», синкопы в басу, 7-я повышенная ступень в миноре, двойная доминанта… Такого в принципе не могло быть написано 400 лет назад».
Дали свои выводы и другие исследователи, подтвердив невозможность создания этих композиций ни в XVI, ни в XVII веке. А ноты лютневых композиций, которые исполнял Вавилов на пластинке, отсутствуют во всех архивах и музыкальных библиотеках.
Эти сомнения оказались небеспочвенными. «Ave Maria», приписываемая Каччини, является музыкальной мистификацией! Получается, настоящим автором всех, кроме народной песни «Зелёные рукава»/Green Sleeves, произведений на альбоме был сам Владимир Фёдорович.
Причин для такой его мистификации было несколько, но, главная, и основная, банальна: в то время никому и в голову не могло прийти, что государственная фирма грампластинок станет выпускать диск какого-то мало кому известного лютниста с незвучной русской фамилией. Но Вавилов очень хотел, чтобы его музыка дошла до слушателя, и пошёл на то, чтобы отдать всю славу средневековым композиторам и «неизвестным авторам».
«Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией «Вавилов» никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии…» (из воспоминаний Тамары Вавиловой — дочери композитора).
Да и на том, самом 1-м диске, никакого Каччини вообще нет — напротив композиции «Аве Мария» стоят слова «неизвестный автор». «Джулио Каччини» появился лишь в 1975 году, когда ВФГЗ «Мелодия» выпустила альбом певицы Ирины Богачёвой «Старинные арии», включающий это произведение. Богачёва говорила, что имя Каччини было названо самим Вавиловым, который принёс ей ноты. А в 1994 году латвийская певица Инесса Галанте записала в Риге эту «Ave Maria» и дала начало целой лавине её исполнений по всему миру. Но к году выпуска пластинки композитора уже не было в живых.
Также среди произведений пластинки «Лютневая музыка XVI-XVII веков» 1970 года выпуска значилась «Канцона и танец». Первая часть композиции («Канцона») позже стала музыкой к известной песне на слова Анри Волохонского (подробнее – здесь: «Я не баш, не бузук, Я не враг и не друг») «Рай», впервые исполненной Алексеем «Хвостом» Хвостенко (подробнее – здесь: Жилец вершин с чайником вина), более известной, как «Город золотой» из х/ф режиссёра Сергея Соловьёва «Асса» (1987). Сам композитор приписал её да Милано. Другая композиция с той же пластинки — «Павана и гальярда», автором которой был указан итальянский лютнист Винченцо Галилей (1574-1587, кстати, отец физика, математика и астронома Галилео Галилея), стала мелодией для ещё одной песни на слова Волохонского — «Конь унёс любимого».
По мнению Гейзеля, «В.Ф. Вавилов — яркая и трагическая личность в истории русской музыки. Во-первых, это один из самых интересных российских гитаристов-семиструнников 50-60-х гг. ХХ-го столетия. Во-вторых, если композитор ухитряется за свою жизнь сочинить хотя бы одну музыкальную фразу, которую запомнит (и будет напевать) миллион человек, он состоялся как композитор, а Вавилов сочинил как минимум 2 таких произведения — «Канцону» и «Ричеркар».
Что удивительно — на канале YouTube, в комментариях под «Ave Maria» Каччини, итальянцы оставляют реплики: «Это Вавилов написал!», «Аве Мария Каччини принадлежит русскому, это известный факт», «Браво Вавилову за русскую музыку» и так далее…
Дискография В. Вавилова: «Лютневая музыка XVI-XVII веков»: Ф. да Милано «Канцона и танец», Из музыки XVI в. «Спандольетта», Аноним XVI в. «Ave Maria», Н. Негрино «Ричеркар», В. Галилеи «Павана и гальярда», Г. Найзидлер «Чакона», Из английской музыки XVI в. «Зелёные рукава» и гальярда, «Старинный французский танец Турдьон», Ж.-А. Байф «Пастурелла», Дени Готье «Гавот» (1968); «Владимир Вавилов (гитара)»: В. Вавилов «Песня», А. Сихра «Мазурка», А. Сихра «Ах, не лист осенний», М. Высотский «Элегия», М. Высотский «Где же ты, милая…», В. Морков «Как за реченькой рябинушка росла» (вариации), И. Ляхов «Позарастали стежки-дорожки», Д. Кашин «Элегия», П. Исаков «Камаринская» (1969); «Русская музыка для гитары (П. Исаков-В. Вавилов)» (1985).
Библиография: «Начальный курс игры на семиструнной гитаре» (Л.: «Музыка», 1989).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://deltaplann.livejournal.com/232943.html
https://utvamu.livejournal.com/111054.html
https://dzen.ru/a/XrEMr7nB-Af6I_63
https://pikabu.ru/story/samyiy_skromnyiy_chelovek_xx_veka_8104175
https://magazines.gorky.media/neva/2005/9/straniczy-zhizni-vladimira-fedorovicha-vavilova.html
20 комментариев
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Еще до революции на ней играли. Не меньше, если не больше, чем на шестиструнной.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена