Бабуся-аномалюся: почему в западной культуре демонизируют нашу главную фольклорную ведунью?
Один из первых персонажей русских сказок, с которыми сталкиваются дети, это Баба-яга. Персонаж неоднозначный, поскольку переплетены в нём и доброе, и злое начала.
В народном творчестве это владеющая магическими приёмами старуха, которая и помочь главному герою может, и навредить. Обитает на границе миров – живых и мёртвых в избушке с куриными лапами.
У западных фольклористов этот персонаж вызывает массу вопросов. Ну, не понять исследователям причин странного поведения. То есть нужна определённость: или уж ты детей в печи запекаешь, или богатырям в подвигах содействуешь. Так, Василисе Прекрасной Баба-яга заданий надавала, сложных, почти невыполнимых. Но потом всё же помогла. При этом для чуждой нормам морали старухи выполнение обещания – дело чести. Что же это за персона такая загадочная и неоднозначная?
В письменном фольклоре первые упоминания о Бабе-яге относятся к 1755 году. Конечно, в устном творчестве она появилась гораздо раньше. И являла собой олицетворение некоего собирательного образа знахарки-ведуньи. Такие «ведающие» – понимающие природу вещей, разбирающиеся в травах, болезнях, да и психологии тоже женщины (и мужчины, пусть и реже) селились в дохристианской Руси на краю деревни. Чтобы доступ к дарам природы был, и от любопытных глаз подальше. К ним обращались не только по части медицины, но и как к старостам и судьям.
Но если целебные настои и сборы можно объяснить, то всякие заговоры и ритуалы, как с ними? Здесь всё просто: тяга ко всякому волшебству всегда жила и продолжает жить в глубине души многих. Наверняка у вас есть знакомые, искренне верящие в ворожбу, предсказания, гадания и прочее, не так ли?
Запечённые дети, чёрные коты и ногастая изба
А малышей в печь знахарка пихала не с целью зажарить и слопать. В древности на Руси существовал обряд «допекания». Очаг, печь считались душой дома, олицетворением силы и мощи, его сердцем. И внутри печи согревали больных, недоношенных, слабых детишек. Родные опасались проводить такое действо сами, обращались к знахарке. И хворь после живительного тепла зачастую отступала, дети выздоравливали и выживали.
Курьи ножки избушки – олицетворение древней усыпальницы. Внутрь славяне помещали прах, а ножки – опоры-пеньки окуривались дымом. Такие «избы смерти» практиковались вплоть до IX века. Поэтому ножки именно курьи, а не куриные.
Что касается умения управлять животными – воронами, собаками, котами, то любой современный кошатник или собачник поделится массой секретов о способах воспитания питомцев.
Таким образом, в дохристианскую эпоху этот персонаж однозначно был положительным и выступал на стороне добра. Что же озлобило Бабу-ягу? Видимо, активная борьба с язычеством после того, как христианство стало официальной религией и стало повсеместно насаждаться.
Да и может ли человек, являющийся частью народа, хоть и живущий в отдалении, пытаться своим соотечественникам навредить? Маловероятно. Поэтому в народном сознании Баба-яга изначально выступала на стороне добра, олицетворяя собой мудрость и исцеление, и только в сказках она перешла на другую сторону. Впрочем, не перестав балансировать где-то посредине и вызывая недоумение исследователей.
А вас в детстве пугал этот персонаж?
Источник:
51 комментарий
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена