Любовь и котики мастера подковёрных интриг
«Месть, смерть и преисподняя» – этим девизом руководствовались коварные коты из мюзикла 1981 года «Пёс в сапогах», снятого по мотивам произведений Дюма, когда дружной бандой отправились строить козни королевским псам.
И, кстати, это не художественный вымысел: кардинал Ришелье действительно очень трепетно относится к пушистым созданиям. По самым скромным расчётам, в его покоях одномоментно проживал как минимум десяток кошек.
Эдуард Делор (1841-1895). Ришелье и его кошки (отдых кардинала)
Что особенно интересно с учётом того, что церковь считала их помощниками дьявольских сил. Собственно, кардинал, любимцами которого были роскошный чёрный кот Люцифер (неожиданно) и белоснежная кошечка Мириам, и разрушил этот стереотип, запретив издеваться над беззащитными божьими тварями и жечь их на кострах.
Иностранные послы, зная о слабости Ришелье к мурлыкам, преподносили ему в дар редких дорогих котят, которых кардинал любил гораздо больше людей.
Любовь и кошки
Арман Жан дю Плесси де Ришелье имел ещё одно увлечение. Которое могло бы изменить ход истории, если бы не одно но. Если о романе Анны Австрийской с герцогом Бэкингемом Дюма писал ярко и красочно, то об отношениях королевы с кардиналом деликатно умолчал. А они были, хоть и короткие.
По свидетельствам современников, между царственными супругами Людовиком XIII и испанской принцессой Анной Австрийской поначалу были тёплые отношения. Но потом супруг охладел и к молодой жене, и к делам государственным, увлёкшись охотой.
Фактически управление страной перешло в руки герцога – министра и кардинала. Одновременно с этим он совмещал функции личного духовника королевы.
Уже будучи в возрасте под 40, непоколебимый и расчётливый кардинал ощутил, что в его душе распускается нежный и трепетный цветок – чувства к юной королеве. Для красавицы чопорный и закрытый политик был сущим сухарём. И она отвергала ухаживания вплоть до того момента, пока кардинал не доказал искренность чувств совершенно неожиданным поступком.
Анна Австрийская
Из воспоминаний графа де Бриенна:
Королева и её наперсница в это время думали о развлечениях не меньше, чем об интригах. Однажды во время беседы они решили немного посмеяться над влюблённым в королеву кардиналом.
– Он страстно увлечен вами, мадам, – сказала королеве её наперсница, – и я не знаю того, что он бы не сделал, лишь бы только понравиться вашему величеству. Хотите, я пришлю его к вам в наряде шута и уговорю его станцевать вам сарабанду? Хотите? Только скажите, и он сделает это.
– Какое безумие! – рассмеялась королева.
Она была молода, она была женщиной, она была весёлого нрава. И можно было понять, почему она нашла это предложение привлекательным. Королева поймала свою наперсницу на слове, и та тут же отправилась за кардиналом. Первый министр, голова которого была забита делами государственной важности, но сердце оставалось свободным для любви, дал согласие на необычное свидание, полагая, что объект его страсти им уже завоёван. На балу кардинал исполнил просьбу дамы и перешёл к решительным действиям. Свидания состоялись.
Анна, несмотря на молодость, отлично осознавала, что если уж и позволять себе роман на стороне, то всесильный кардинал, фактически правивший Францией, идеальный кандидат. И роман разгорелся было. Но… Во время каждой интимной встречи королева рыдала. Буквально – из глаз лились слёзы, из носа шли банальные сопли, а вся царственная особа чесалась и опухала.
Причиной такого состояния стала банальная аллергия на кошек. Шерсть которых всегда присутствовала на одежде министра. Аллергики знают, что достаточно её клочка, чтобы небо показалось размером с овчинку. Костёр потух, не успев разгореться. Анна избегала влиятельного любовника, а кардиналу надоела вечно раскисшая любовница. Как раз в это время на горизонте показался блистательный герцог Бэкингем, и Ришелье благоразумно ушёл в тень.
А котики… Несчастные создания, которым кардинал завещал пожизненное содержание после своей смерти, были предусмотрительно брошены суеверными слугами в костёр. Пламя диких человеческих суеверий по части бедняг-кошек полыхало ещё долго и окончательно потухло только в начале XIX века.
Источник:
4 комментария
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Наши предки считали, что кот сопровождает Велеса, является хранителем Нового очага и проводником в потусторонние миры. В христианские времена на смену Велеса «пришёл» святой Власий, покровитель скота. Историки полагают, что и привычка называть котов Васями связана с этим.
Православные монахи привечали усатых, а те истребляли грызунов и оберегали хранилища провизии. Собак не пускали в святые обители, для кошек же в воротах были небольшие «дверцы» для почётных гостей.
Сохранился удивительный документ, называется «Правосудье митрополичье» (XIV век) и в нём указана примерная стоимость кошки. За кражу кошки штраф 3 гривны. Одна гривна серебряный слиток, который весил 205 граммов. Лошадь стоила в 3 раза дешевле! И ценность кошки приравнивалась к волу (тоже 3 гривны штраф).
На картине Фредерика де Мушерона 1661 года красуется кот, который принадлежал царю Алексею Михайловичу. Очаровали кошки и Петра Великого, жил у него Василий. Царь даже издал указ заводить в амбаре кота для охраны от мышей и крыс. А Екатерина Петровна «заказала» для Зимнего дворца три десятка котов из Казани (именно кладеных кастрированных). Дворяне считали, что казанские хвостатые это высшая каста крысоловов (у них была широкая морда, круглая голова и короткий хвост, порода не сохранилась). За питомцами следил специально обученный человек. Ему не дозволялось обижать подопечных, только кормить, поить и баловать. Но есть данные, что императрица котов не любила, но мышей и крыс не любила больше.
Екатерина II Великая наделила котов из Эрмитажа особым статусом. Они стали охранниками картинных галерей. Она же и велела разделить усатых на «подворных» и «комнатных». В последнюю группу могли войти только лучшие охотники на грызунов, но непременно обладающие очаровательной внешностью. И по сей день, как вы знаете, в Эрмитаже служат и кошки.
В XVIII веке усатые-хвостатые зажили и у обычных крестьян. В те времена Владимир Даль, известный лингвист, опубликовал сборник русских пословиц. И в 75 из них упоминались коты. А в книге Владимира Гиляровского, «Москва и москвичи», рассказывалось о кошках Охотного ряда торговцы соревновались, у кого котяра толще. Их заводили оберегать товар от грызунов. И на прилавке можно было увидеть сытого пухлого кота.
К слову про "просвещённую" европу....
Удалить комментарий?
Удалить Отмена