Полвека без Профессора (часть 2)
50 лет назад не стало Джона Р.Р. Толкина
2. «Властелин колец» и дальше (начало здесь: https: Полвека без Профессора (часть 1): )
Началась II Мировая, и кандидатуру Толкина рассматривали на должность дешифровщика. Ещё в январе 1939 года ему предложили служить в криптографическом департаменте МИД в случае чрезвычайного положения. Рональд согласился и прошёл курс обучения в лондонском штабе Центра правительственной связи. Профессор был весьма проницателен с профессиональной точки зрения для этой должности, но уже в октябре его проинформировали, что на данный момент правительство в его услугах не нуждается. В итоге, он никогда больше не привлекался.
Масштабы же истории о хоббитах разрастались. Но Толкину было неинтересно писать очередную сказку, он хотел сочинить эпическую историю в духе «Сильмариллиона». Написание «Властелина» затягивалось, но Анвин всё же ждал продолжение даже после того, как понял, что «Хоббит-2» не появится даже в течение 2 лет после выхода 1-й части. Рональд несколько раз прерывал работу на продолжительное время, но сюжет всё-таки худо-бедно полз вперёд. И в декабре 1942 года писатель сообщил издателю, что написал уже 31 главу и до финала осталось ещё 6.
Но он ошибся. До финала оставалось ровно столько же — 31 глава. Причём, стремление Толкина к совершенству, лишь замедляло процесс: он постоянно сверялся с нарисованной картой места действия, высчитывал время, расстояния, чертил хронологические таблицы, следил даже за временем восхода и фазами Луны.
Так, в одном из писем к сыну Кристоферу он писал: «…я обнаружил, что в наиболее важные дни, начиная с бегства Фродо и кончая нынешней ситуацией (приходом к Минас-Моргулу), луна у меня вытворяла вещи невообразимые: вставала в одном месте и одновременно садилась в другом. Пришлось переписывать целые куски уже готовых глав, и на это ушла вся вторая половина дня!».
Кстати, карты в его книгах также являются важнейшим элементом, ведь без них невозможно в полной мере представить путь, пройденный героями. И Профессор просил Кристофера рисовать эти карты по своим наброскам.
Показательна и история с летописью гномов из зала Мазарбул. Толкина очень разочаровало то, что издательство посчитало печатание этих листов слишком дорогим. А ведь он провёл столько времени, исписывая образцы рунами, поджигая и заляпывая их «кровью», чтобы придать достоверный вид «свидетелей» битвы!
В конечном итоге, работа была закончена лишь осенью 1949 года. Всё это время Анвин ждал текст. А вот Толкин решил, что его не устраивает перспектива отдавать рукопись в «А&U». За время работы он убедил сам себя, что издатель ему вовсе не друг, и вбил в голову, что он никогда не издаст «Сильмариллион», после чего задался целью найти другого издателя, который выпустил бы оба романа одновременно.
И он нашёлся его в лице редактора издательства «Коллинз»/Collins Мильтона Уолдмана. Толкин почти договорился с ним по деталям, оставалось лишь убрать с дороги «А&U». Он написал Анвину хамское письмо, где выдвинул невозможные требования, и тот был вынужден был отказаться.
Толкин отправил рукопись в «Коллинз» и стал ждать. Но ожидание затянулось. А затем из издательства сообщили, что текст требует серьёзного сокращения. Про «Сильмариллион» речь уже и вовсе не шла. Профессор попытался поставить очередной ультиматум, но без результата. И тогда Рональд «вспомнил» адрес Анвина и дал согласие издать лишь «Властелина колец».
Но и тот был в шоке от размера романа: после войны с бумагой была напряжёнка, и печать такой толстой книжки могла влететь в копеечку. Однако, Алвин решил всё же рискнуть, но чтобы минимизировать издержки, уговорил Толкина разбить роман на 3 части и предложил поделить прибыль — автор получал половину, но только после того, как издатель отбивал свои затраты.
Тираж 1-го тома был запланирован всего в 3,5 тыс. экз., у 2-го и 3-го должен был быть и того меньше. «Две твердыни» и «Братство кольца», ушли в продажу, а вот выход «Возвращения короля» задержался. Но продажи росли, «Властелина» стали издавать и за рубежом. А настоящая популярность пришла в 1965 году, после того, как американское издательство «Ace Books» выпустило пиратское издание в мягкой обложке. Роман попал на благодатную почву: молодёжь 1960-х гг., увлечённая движением хиппи и идеями мира и свободы, увидела в книге воплощение своих мечтаний. И в середине 1960-х гг. «Властелин колец» переживает настоящий бум.
Когда же американские фэны узнали, что «Ace Books» нарушает права автора, то подняли шум, после чего представители издательства сами предложили Толкину заплатить за каждый проданный ими экземпляр. Поднявшаяся волна лишь прибавила интерес, и продажи уже официального издания вскоре превысили 1 млн. экземпляров.
Рост популярности «Властелина» позволил писателю перестать волноваться о близящейся пенсии и нехватке денег. Свалившееся на него богатство Профессор тратил на помощь детям: одному сыну купил дом, второму — машину, а внучке оплатил обучение.
А в 1961 году Льюис даже хлопотал о присуждении писателю Нобелевской премии по литературе. Однако шведские академики отклонили номинацию с формулировкой, что книги Толкина «ни в коей мере нельзя назвать прозой высшего класса».
Когда же Профессор летом 1959 года вышел-таки на пенсию, то получил возможность больше время уделять жене. Единственное, что его беспокоило — это нездоровый интерес со стороны репортёров и фанатов: Толкину постоянно досаждали гости, возле дома маячили какие-то личности, посреди ночи будили звонки людей, не знающих о существовании часовых поясов. Впрочем, эту проблему удалось решить с помощью переезда: здоровье Эдит начало барахлить, и Рональд решил перевезти её к морю, в Борнмут (гр. Дорсет).
Дом Джона Р.Р. Толкина в Оксфорде.
Они прожили там 3 счастливых года, а затем Эдит умерла от холецистита. Их союз был долгим и счастливым. Супруги прожили вместе целых 56 лет. Убитый горем писатель вернулся в Оксфорд.
Семья Толкин,1940 г
Старость угнетала Профессора. Он всё больше впадал в депрессию и начал подозревать, что не сможет довести до ума «Сильмариллион» — с возрастом продуктивность снизилась, он стал ещё чаще отвлекаться, а необходимость разбираться в десятках вариантов рукописей пугала его. Впрочем, Рональд знал, что в случае чего сможет положиться на Кристофера, не хуже него знавшего Средиземье.
Дед писателя по матери дожил почти до 100 лет, и Профессор рассчитывал, что и у него ещё есть в запасе несколько лет. Но спустя год после смерти жены начал сдавать и он. 28 августа 1973 года писатель поехал на юбилей к друзьям. После мероприятия, ночью 30 августа, гостю стало плохо, и его доставили в клинику. Врачи обнаружили у Рональда острую язву желудка с кровотечением, а через день развился плеврит...
Джон Рональд Руэл Толкин скончался 2 сентября 1973 года. Ему был 81 год. Писатель похоронен на Уолверкотском кладбище/Wolvercote cemetery на северной окраине Оксфорда, в одной могиле с Эдит. На могильном камне нет фото, зато, по условиям его завещания, там выгравированы имена главных персонажей Средиземья — Берен и Лутиэн, с которыми он отождествлял себя и супругу: «Эдит Мэри Толкин, Лутиэн (1889-1971) и Джон Рональд Руэл Толкин, Берен (1892-1973)».
Толкин — один из самых известных писателей XX века, автор более 200 различных публикаций (37 книг, 63 статьи, 121 перевод) и множества незавершённых работ. Есть в архиве писателя и перевод Книги пророка Ионы для издания «Иерусалимской Библии»/Jerusalem Bible, опубликованной в 1966 году.
Но наиболее известен он всё же как автор классических произведений «высокого фэнтези»: «Хоббит», «Властелин колец», «Сильмариллион». Эти книги породили сотни переводов, подражаний, продолжений и адаптаций, и стали заметным явлением культуры XX века. Многие авторы писали в жанре фэнтези и до Толкина, однако из-за большой популярности и влияния на жанр, многие называют Толкина «отцом» современной фэнтези-литературы.
В книгах писатель называет Средиземьем составляющую Арды, находящуюся на востоке и представляющую собой место обитания смертных. Толкин не раз говаривал, что континент находился на Земле. Правда, он существовал в далёком прошлом и был кратким эпизодом в истории нашей планеты. Впрочем, автор отзывался о Средиземье и как о вторичной реальности и другом уровне воображения.
Помимо языков жителей придуманного им мира, писатель создал карты, генеалогические древа, гербы и, как оказалось позднее, многочисленные (12 книг!) тома исторических и мифологических хроник Средиземья.
После смерти писателя Кристофер выпустил несколько произведений, основанных на заметках и неизданных рукописях отца, в том числе и «Сильмариллион». Эта книга вместе с «Хоббитом» и «Властелином» составляет единое собрание сказок, стихов, историй, искусственных языков и литературных эссе о мире Арда.
Однако Толкин не придумал Средиземье с нуля. Он черпал вдохновение в работах авторов детских сказок, полюбившихся ему в детстве. Любимым его произведением тогда была «Красная книга сказок»/The Red Fairy Book (1890) Эндрю Лэнга. В самом её конце размещалось эпическое «Сказание о Сигурде»/The Story of Sigurd, особенно нравившееся маленькому Рональду. «Золотой ключ»/The Golden Key (1867) Джорджа Макдональда — ещё одна из его любимых детских книг. Сам писатель позднее не раз ссылался на произведения её автора в своих научных эссе. А «Сказки о драконах»/The Book of Dragons (1900) Эдит Несбит привили Толкину любовь к драконам. Так же в детстве он любил книгу «Кошка-мяу»/Puss Cat Mew (1871) Э.Х. Натчбулл-Хьюгессена. Её сюжет разворачивается в большом мрачном лесу. Исследователи творчества Профессора считают, что именно он вдохновил писателя на создание Лихолесья — первобытного леса, в котором жили эльфы. К тому же в книге описывались огромные говорящие деревья. Их можно увидеть и у Толкина, который назвал их энтами. Тепло писатель отзывался и о рассказах Генри Р. Хаггарда. Особенно «Копи царя Соломона»/King Solomon's Mines (1885) оказали на него наибольшее влияние. Толкин никогда не упоминал автора «Книги Чудес»/The Book of Wonder (1912) Лорда Дансейни в качестве любимого писателя, но и не отрицал, что вдохновлялся его произведениями. Так в интервью 1967 года он цитировал фразы Дансейни, сказанные об изобретении сказочных языков. И, конечно же, поэма «Беовульф»/Beowulf, написанная неизвестным автором примерно в VII веке. Именно Толкин причислил «Беовульф» к фэнтезийным произведениям. В 1938 году он признался, что именно эта работа является самым ценным источником его вдохновения. Более того, утверждал, что без «Беовульфа» он вряд ли бы вообще когда-нибудь стал писателем.
Писатель населил Средиземье излюбленными персонажами северо-западной мифологии: эльфы, гномы, тролли, драконы и др. Правда, в попытке вернуть им первоначальный «архаический» смысл автор нередко наделял их старинными, непривычными для современного читателя, названиями. Так в оригинале «Властелина» нет ни одного «гнома»! Чтобы не употреблять это, привычное для французов слово, Толкин использовал английское «dwarves» (от скандинавского «dvergr» — «карлики»). Ту же «операцию» он произвёл и над «гоблинами». И если в «Хоббите» они ещё фигурировали под традиционным названием, то в дальнейшем Профессор переименовал их в «орков», мотивируя это, в первую очередь, «фонетической адекватностью «грубого и «когтистого» слова злобному и жёстокому племени» (в основу было положено название малоизвестных тогда древнескандинавских чудищ).
Единственное, чем писатель был недоволен, так это «эльфами». Дело в том, что он не мог простить Уильяму Шекспиру того, что в «Сне в летнюю ночь» (1594-96) он популяризировал эльфов не как волшебный бессмертный народ, а как «милых мотыльков». В итоге Профессор преобразовал привычное «elf» в более архаичное «elves», но всё равно жалел потом, что не использовал ещё более непривычное древнескандинавское «alf».
«Слово «эльфы» я употребляю в первоначальном значении, которому следовал ещё Спенсер, — и чума на Уилла Шекспира с его пресловутыми крохотными малютками!» (из письма Дж. Р.Р. Толкина академику М. Уолдмену).
Разрабатывал Толкин и суперобложки для своих книг. Вообще же иллюстрации для него были не просто хобби или развлечением, а таким же серьёзным делом, как и написание книг. Профессор стал одним из первых авторов, проиллюстрировавшим собственные произведения. Однако, человеческие образы и портреты он не рисовал, куда лучше у Толкина получались образы окружающего мира, зданий и природы. Сам автор не признавал в себе художника и не считал себя великим творцом, но, не смотря на это, его рисунки просто очаровали фанатов его творчества. Хорошо владел Толкин и искусством каллиграфии.
Так ещё в 1920-х гг. он создавал иллюстрации, повествовавшие о событиях «Сильмариллиона». Но картины эти, он, скорее всего, писал «для себя», не думая, что он когда-нибудь выйдет.
Иллюстрации Дж. Р.Р. Толкина
О многих иллюстрациях писателя долгое время не было даже и известно — они хранились в архивах оксфордской Бодлианской библиотеки/Bodleian Library, и увидели свет лишь во время праздновании 75-летнего юбилея выхода «Хоббита».
В 2002 году на Нортмур-роад, 20 в Сев. Оксфорде, где он проживал во времена Пемброкского колледжа, была установлена «Синяя мемориальная доска» писателя — специальный знак, устанавливаемый в общественном месте Соединенного Королевства, чтобы отметить связь между данным местом и известным человеком или событием.
Объекты, названные в честь Толкина: астероид (2675) Tolkien (ранее 1982 GB) — каменный астероид семейства Флоры диаметром около 10 км, расположенный во внутренней части Главного пояса астероидов, открытый 14.04.1982 г. британским астрономом Мартином Уоттом на станции Андерсон-Меса обсерватории Лоуэлла/Lowell Observatory, Anderson Mesa Station (Аризона, США); кратер Tolkien на Меркурии — один из самых северных кратеров, диаметром 50 км, расположенный в Бореальном 4-угольнике (район северного полюса); морской рачок-бокоплав Leucothoe tolkieni из системы подводных хребтов Наска и Сала-и-Гомес (Тихий океан), описан как новый и назван в 1990 г. океанологом АН СССР Г.М. Виноградовым; обитающая в Непале стафилинида (жук с уменьшенными надкрыльями) Gabrius tolkieni Schillhammer (1997); ископаемая двустворка Martesia tolkieni Kennedy (1974); род ископаемых трилобитов Tolkienia из семейства Acastidae (Phacopida); бабочка Paralasa jordana tolkieni Korb из Киргизии (2009); квакша (древесная лягушка) Hyloscirtus tolkieni Sánchez-Nivicela/Falcón-Reibán et Cisneros-Heredia, из Эквадора (2023).
Названиями же географических объектов Средиземья и именами персонажей, фигурирующих в произведениях Профессора, названы многие реальные географические объекты и животные.
В 2008 году британская газета «The Times» поставила Толкина на 6-е место в списке «50 величайших британских писателей с 1945 года». А в 2009 году американский журнал «Forbes» назвал его №5 в числе умерших знаменитостей с самым большим доходом. Его гонорары в 1970-е гг. составили $16 000 (включая сумму, за которую были куплены затем авторские права на экранизацию «Властелина колец»).
Творчество писателя оказало колоссальное влияние на массовую культуру. Многие известные писатели фэнтези признаются, что обратились к этому жанру под впечатлением от эпопеи Толкина, например Роберт Джордан, Стивен Кинг, Ник Перумов, Терри Брукс, Роберт Сальваторе.
Его произведения неоднократно экранизировали, сначала в виде м/ф: «Хоббит»/The Hobbit (США-Япония, реж.: Артур Ранкин, Жюль Бэсс, 1977), «Властелин колец» (США-Великобритания-Испания, реж. Ральф Бакши, 1978), «Возвращение короля»/The Return of the King (США-Япония, реж.: А. Ранкин, Ж. Бэсс, 1980).
В 1985 году, в рамках советской телепередачи «Сказка за сказкой» на экраны вышел фильм-спектакль «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита, через дикий край, чёрный лес, за туманные горы. Туда и обратно», снятый на Ленинградском ТВ режиссёром В. Латышевым. Он стал первой постановкой Толкина с живыми актёрами, до этого персонажи «Хоббита» и «Властелина колец» существовали только в мультипликации. Там же в 1991 году режиссёром Н. Серебряковой по мотивам 1-й части «Властелина колец» был снят телеспектакль «Хранители» с музыкой Дюши Романова (подробнее — здесь: Памяти Флейтиста).
В начале 1990-х гг. режиссёр Р. Митрофанов собирался экранизировать «Хоббита» ещё раз. Это должен был быть полнометражный м/ф «Сокровища под горой», совмещающий рисованную и кукольную анимацию. Гэндальфа должен был озвучить Н. Караченцов, а Торина — Л. Борисов. Но, то ли в связи с распадом СССР, то по каким другим причинам, проекту не суждено было сбыться. Всё что от него осталось — 6-минутный ролик, вступление к фильму, вышедший под названием «Хоббит. Сокровища под горой» в 1994 году как короткометражка.
А наиболее популярной стала кинотрилогия Питера Джексона «Властелин колец» (2001-03), где главные роли исполнили Э. Вуд, Д. Монаган, О. Блум, К. Бланшетт, Э. Серкис и другие актёры.
Затем Джексон взялся и за экранизацию «Хоббита». Новая трилогия стала приквелом к событиям «Властелина колец»: в 2012 году в прокат вышел «Хоббит: Нежданное путешествие»/The Hobbit: An Unexpected Journey, через год — «Хоббит: Пустошь Смауга»/The Hobbit: The Desolation of Smaug, а завершилась трилогия в 2014 году фильмом «Хоббит: Битва пяти воинств»/The Hobbit: The Battle of the Five Armies. Кроме самого «Хоббита» при написании сценария использовались и другие произведения Толкина о Средиземье.
А в 2017 году канал «Amazon» приобрёл права на создание телесериала под названием «Властелин колец: Кольца власти»/The Lord of the Rings: The Rings of Power, ставший предысторией одноимённого романа. Он вышел 2 сентября 2022 года и был неоднозначно принят зрителями и совсем уж прохладно фанатами саги.
Так же по книгам Профессора и их экранизациям был создан ряд компьютерных игр, наиболее известны из которых «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth» — стратегия в реальном времени от компании «Electronic Arts» (2004) и MMORPG «Властелин Колец Онлайн»/The Lord of the Rings Online (LotRO) компании «IT Territory» альянса «Astrum Online Entertainment» (2008).
Вышло и множество почтовых марок различных стран, посвящённых как автору, так и его героям
Проект скульптуры
А в августе 2023 года Монетный двор Великобритании отчеканил монету номиналом £2, посвященную творчеству Профессора и приуроченную к 50-летию со дня его смерти. На монете изображена его монограмма и рунический рисунок. На гурте можно прочитать строчку из «Властелина колец»: «Not all those who wander are lost» («Скитальцы не все пропадают»).
Музыкальные группы, такие как Burzum, Blind Guardian, Battlelore, Summoning, а в России — Hobbitshire и Эпидемия, сочинили множество песен о персонажах и событиях из книг Толкина.
Произведения Профессора, как и его биография, до сих пор представляют собой предмет изучения поклонников, биографов и многочисленных обществ, таких как «Британское толкиновское общество»/Tolkien Society of Britain, «Мифопоэтическое общество»/Mythopoeic Society (MythSoc) и пр. Так британский журналист и писатель Джон Гарт приобрёл известность благодаря своим работам «Толкин и Великая война. На пороге Средиземья»/Tolkien and the Great War: The Threshold of Middle-earth (2003), «Миры Дж. Р.Р. Толкина: места, вдохновившие Средиземье»/The Worlds of J.R.R. Tolkien: The Places that Inspired Middle-earth (2020).
В конце 2002 года впервые за 20 лет на русском была переиздана биография Профессора британского литературоведа Хамфри Карпентера «Джон Р.Р. Толкин: Биография»/J.R.R. Tolkien. A Biography. Она была написана ещё в 1977 году, поэтому Карпентер не мог и представить, сколько книг Толкина ещё успеет увидеть свет, однако, он одним из первых получил доступ к архивам писателя после его смерти, месяцами рылся в них, а ещё, ему повезло лично навестить героя биографии за несколько лет до его смерти. И книга его — подробный рассказ о жизни создателя Средиземья, позволяющий увидеть его в реальном свете.
А в 2019 году на к/с «Chernin Entertainment Fox Searchlight Pictures» вышла биографическая драма «Толкин»/Tolkien (США, реж. Доме Карукоски). В роли писателя снялся английский актёр кино и ТВ Николас Холт.
Фильм Толкиен
«Я абсолютно уверен, что изучать биографию автора ради того, чтобы понять его труды, — дело пустое» (Джон Р.Р. Толкин).
Премии и награды Дж. Р.Р. Толкина:
1972 — Орден Британской империи/The Most Excellent Order of the British Empire (СВЕ)— рыцарский орден, учреждённый 4.06.1917 г. королём Георгом V. Самый младший в британской наградной системе, и в нём состоит наибольшее число членов. Большинство из которых — подданные Великобритании или других государств Содружества. Граждане других стран могут быть приняты в орден в качестве «почётных членов» (могут стать полноправными членами при приёме британского подданства). Девиз ордена — «For God and the Empire»/«За Бога и Империю». Произведён королевой Елизаветой II в командоры Ордена 28 марта 1972 г.
1957 — Международная премия по фантастике/International Fantasy Award — ежегодная литературная премия за лучшую книгу в жанре НФ или фэнтези, вручавшаяся в период с 1951-57 гг. Первые 3 года вручалась также за лучшую книгу в жанре нехудожественной литературы (non-fiction). Основателями премии выступили редакторы британского издательства «Nova Publications», а в жюри входили фэны и профессионалы из разных стран. Категория «Художественная проза»/Fiction: «Властелин колец»/The Lord of the Rings (1955)
Премия «Хьюго»/Hugo Award — американская «Премия за достижения в области научной фантастики»/The Science Fiction Achievement Award, учреждена в 1953 г. в честь Хьюго Гернсбека, названного в 1960 г. «отцом журнальной научной фантастики» (The Father of Magazine Science Fiction). Присуждается ежегодно «Всемирным обществом НФ»/World Science Fiction Society (WSFS) за лучшие произведения. В голосовании участвуют зарегистрировавшиеся участники конвента, поэтому считается «читательской». Начиная с 1973 г. отдельно присуждалась и «Премия им. Д. Кэмпбелла»/Campbell Award — «самому многообещающему молодому автору года»/Most Promising New Author of the Year, которую мог получить только автор, впервые опубликовавший в этом году свои произведения. Вместе с «Хьюго» одно время присуждалась также Премия «Гэндальф»/Gandalf Award, которой награждали писателя, внесшего значительный вклад в развитие жанра фэнтези:
1974 — Премия «Гэндальф» «Грандмастер фэнтэзи»/Gandalf Award «Grand Master of Fantasy»,
1978 — Премия «Гэндальф» в категории «Лучшая книга в жанре фэнтэзи»/Gandalf Award «Book-Length Fantasy» — «Сильмариллион»/The Silmarillion (1977);
1978 — Премия «Локус»/Locus Award — присуждается с 1971 г. журналом «Локус» — одним из самых солидных периодических изданий, посвящённых фантастике. Награждение проводится в рамках различных конвентов (Westercon, Dragon’Con и Worldcon) в Музее НФ и фэнтези/The Science Fiction Museum (SFM) в Сиэтле (Вашингтон). Принять участие в опросе могут все желающие, поэтому лауреатов «Локуса» определяет бОльшее число людей, чем лауреатов «Хьюго» и «Небьюлы» вместе взятых. Категория «Роман фэнтези»/Fantasy Novel: «Сильмариллион»/The Silmarillion (1977);
«Премия Балрог»/Balrog Awards — названа в честь героя «Властелина Колец», присуждалась фэнами за работу в жанре фэнтези. Награждения длились с 1979 по 1985 гг. в Канзас-Сити и, несмотря на многочисленные номинации и длинные списки номинантов, к премии никогда не относились серьёзно, иронично называя её «Желанная награда Балрог»:
1979 — «Профессиональное достижение»/Professional Achievement,
1981 — Категория «Сборник/Антология»: «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья»/Unfinishied Tales of Numenor and Middle-earth (1980);
Премия «Великое Кольцо» — читательская премия, созданная в 1981 г. на встрече клубов любителей фантастики (КЛФ) в Свердловске, во время фестиваля «Аэлита», аналог американской «Хьюго» за лучшие произведения фантастики, опубликованные в предшествующем году. В период 1984-85 гг., когда КЛФ попали в «чёрные списки» ЦК КПСС, опросы не проводились и премия не вручалась. В 1986 г. была возрождена при инициативе КЛФ «Алькор» (г. Омск). Голосовать мог любой желающий, для чего рассылались «Анкеты учёта читательского мнения. «Великое Кольцо» вручалась только отечественным авторам, а итоги опроса по переводным произведениям просто принимались к сведению. Прекратила существование в 1994 г. после возникновения премии «Интерпресскон»:
1990 — Категория «Крупная форма (перевод)»: «Две крепости»/The Two Towers (1954),
1991 — Категории «Крупная форма (перевод)»: «Властелин Колец»/The Lord of the Rings (1955);
«Мифопоэтическая премия»/Mythopoeic Awards — литературная премия, вручаемая ежегодно с 1971 г. Мифопоэтическим сообществом/Mythopoeic Society (MythSoc) — некоммерческой организацией, занимающейся изучением мифопоэтических литератур, авторам за выдающиеся произведения в области фэнтези, а также научные работы в этой области в 4 категориях: «Мифопоэтическая премия за произведение для взрослых»/Mythopoeic Fantasy Award for Adult Literature — роману, циклу, авторскому сборнику в жанре фэнтези, написанному в предыдущем году, которое в наибольшей степени следует «духу Инклингов». Книги могут номинироваться 2 года подряд; «Мифопоэтическая премия за произведение для детей и подростков»/Mythopoeic Fantasy Award for Children’s Literature — книгам, написанным для детей в традициях «Хоббита» или «Хроник Нарнии». Условия такие же, как и для книг для взрослых; «Мифопоэтическая премия за исследования творчества Инклингов»/Mythopoeic Scholarship Award in Inklings Studies — за труды, посвященные исследованиям творчества Дж. Р.Р. Толкина, К.С. Льюиса и/или Ч. Уильямса. Номинироваться могут книги, написанные в предыдущие 3 года; «Мифопоэтическая премия за исследования мифологии и фэнтези»/Mythopoeic Scholarship Award in Myth and Fantasy Studies — за научные труды, посвященные мифам и фэнтези, а также за работы, посвященные авторам, пишущим в традициях Инклингов. Книги могут номинироваться 3 года подряд:
1981 —Категории «Мифопоэтическая премия фэнтези»: «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья»/Unfinishied Tales of Numenor and Middle-earth (под редакцией К. Толкина 1980),
1989 — Категория «Мифопоэтическая премия за исследования творчества Инклингов»: «The Return of the Shadow (The History of The Lord of the Rings. Part I)» (1988),
2000 — Категория «Мифопоэтическая премия за исследования творчества Инклингов»: «Роверандом»/Roverandom (1998),
2003 —Категория «Мифопоэтическая премия за исследования творчества Инклингов»: «Beowulf and the Critics» (2002),
2009 — Категория «Мифопоэтическая премия за исследования творчества Инклингов»: «The History of The Hobbit» (2007);
2002 — Немецкая фантастическая премия/Deutsche Phantastik Preis Awards — одна из крупнейших наград Германии в области фантастики, особенно, издающейся на немецком, вручается ежегодно с 1999 г. С 1 марта по 31 мая на официальном сайте оглашается списки номинаций, по которым будут вручаться премии. Любой желающий может внести кандидатуру в списки для голосования. Из списка выбирается 5 претендентов в каждой категории. Голосование проходит до 31 августа. Выборы осуществляются путём простого голосования через e-mail. По традиции последних 5 лет объявление победителей происходит на BuchmesseCon. Категория «Лучший автор»;
2003 — «200 лучших книг по версии BBC»/BBC The Big Read — список из 200 романов, составлен в 2003 г. в результате опроса около 1 млн. человек. Для начальных 21-й позиции было ограничение «только одна книга от автора»: эти книги были представлены телезрителям в передаче канала BBC, транслировавшейся между 18.10 и 13.12.2003 г.: «Властелин Колец»/The Lord of the Rings.
2009 — Премия «Прометей»/Prometheus Award — вручается ежегодно Либертарианским Футуристическим Обществом/Libertarian Futurist Society за свободомыслящую (либертарианскую) фантастику, произведениям, где присутствует «исследование возможностей свободного будущего, борьба за права человека»: Введён в Зал славы/Hall of Fame за «Властелин Колец»/The Lord of the Rings.
Кинематографические номинации:
Премия «USC Scripter Award» («Scripter») —присуждается ежегодно с 1988 г. Университетом Южной Калифорнии/University of Southern California (USC) авторам и сценаристам. Совет библиотек USC награждает лучшую экранизацию печатного произведения, признавая заслуги и первоначального автора, и сценариста:
2002 — за сценарий к фильму «Властелин колец: Братство кольца»/The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring (2001, номинирован посмертно, номинацию разделил с Френ Уолш, Филиппой Боенс и Питером Джексоном);
2003 — за сценарий к х/ф «Властелин колец: Две крепости»/The Lord of the Rings: The Two Towers (2002, посмертно, с Ф. Уолш, Ф. Боенс, Стивеном Синклейром и П. Джексоном)
2004 — за сценарий к х/ф «Властелин колец: Возвращение короля»/The Lord of the Rings: The Return of the King (2003, посмертно, с Ф. Уолш, Ф. Боенс и П. Джексоном).
Кристофер Толкин и Питер Джексон
Библиография Дж. Р.Р. Толкина (при жизни):
«Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» (переложение со стихов на прозу в соавторстве с E. Гордоном, 1925), «Хоббит, или Туда и обратно»/The Hobbit or There and Back Again (1937), «Лист кисти Ниггля»/Leaf by Niggle (1945), «Баллада об Аотру и Итрун»/The Lay of Aotrou and Itroun (1945), «Фермер Джайлс из Хэма»/Farmer Giles of Ham (1949),«Возвращение Беорхтнота, сына Беорхтхельма»/The Homecoming of Beorhtnoth Beorhthelm’s Son (пьеса, 1953), «Властелин колец»/The Lord of the Rings (3 ч., 1954-55: «Братство Кольца»/The Fellowship of the Ring, 1954; «Две крепости»/The Two Towers, 1954; «Возвращение короля»/The Return of the King , 1955), «Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой книги»/The Adventures of Tom Bombadil and Other Verses from the Red Book (цикл стихов, 1962), «Дорога вдаль и вдаль идёт»/The Road Goes Ever On (соавтор Дональд Суонн, 1967), «Кузнец из Большого Вуттона»/Smith of Wootton Major (1967).
Издано посмертно (под редакцией К. Толкина): «Письма Рождественского Деда»/The Father Christmas Letters (1976), «Сильмариллион»/The Silmarillion (1977), «Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья»/Unfinished Tales of Númenor and Middle-earth (1980), «Чудовища и критики»/The Monsters And The Critics And Others Esseys (1983), «История Средиземья»/The History of Middle-earth (в 12 тт., 1983-96), «Сказки Волшебной страны»/Tales from the Perilous Realm (1997), «Роверандом»/The Roverandom (1998), «Дети Хурина»/The Children of Húrin (2007), «Легенда о Сигурде и Гудрун»/The Legend of Sigurd and Gudrun (2009), «История „Хоббита“»/The History of The Hobbit (2009), «Падение Артура»/The Fall of Arthur (2013), «Беовульф»: перевод и комментарий»/Beowulf — A Translation And Commentary (2014), «История Куллерво»/The Story of Kullervo (2015), «Берен и Лутиэн»/Beren and Lúthien (2017), «Падение Гондолина»/The Fall of Gondolin (2018).
Кристофер Толкин
После смерти К. Толкина: «Природа Средиземья»/The Nature of Middle-earth (под ред. Карла Хостеттера, 2021), «Падение Нуменора»/The Fall of Númenor (под ред. Брайана Сибли, 10.11.2022)
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://aif.ru/culture/person/na_samom_dele_ya_hobbit_nastoyashchaya_zhizn_tolkina
https://lotr.fandom.com/ru/wiki/Джон_Рональд_Руэл_Толкин
https://24smi.org/celebrity/4741-dzhon-tolkin.html
https://foma.ru/dzhon-ronald-ruel-tolkin.html
https://www.labirint.ru/now/tolkin130/
https://fb.ru/post/literature/2020/4/27/204454
https://dzen.ru/a/X-s-hV_sFCrpAcwO
С. Курий «Культовые Сказки»
12 комментариев
Год назад
Жанр это либо по содержанию комедия/трагедия/драма и так далее, или по форме пьеса/роман/новелла/рассказ/повесть и так далее.
А уж джедаи там или орки - это сеттинг.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена