Поездка в Дагестан. Дорога, день первый
Описание поездки в Дагестан
Наша поездка началась рано утром 30 июля. Путь предстоял неблизкий, согласно навигатору 2270 километров
Поездка была давно обдумана, остановочные пункты выбраны, поэтому мы ехали без особой спешки. Вдоль дороги идут бесконечные поля созревающей озимой пшеницы и цветущих подсолнухов.
Пролетают села - русские, татарские, казахские. С новодельными церквушками и типичными татарскими мечетями (дом с минаретом), кладбища с крестами, могильными камнями-кулпытасами и мазарами.
Погром храмов в нашей области был особенно силен. Уж не знаю, почему так вышло, но я подозреваю, что борьба с религией шла совместно с расказачиванием. Оренбургские казаки не были такими заматерелыми как те же дончаки или кубанцы, да кто бы там разбирался, все делалось по разнарядке. Заодно досталось и инородцам, чтобы знали свое место. Церкви и мечети оскверняли, разрушали. Поэтому встретить старый храм в Оренбургской области проблематично. Помню, какое неизгладимое впечатление оставили старинные церкви в Пермском крае, они остались практически в каждом селе. Пусть заброшенные, в полуразрушенном состоянии, но они есть, а у нас нет.
В нашем районе к концу советского периода осталось всего две церкви, построенные в 19 веке - Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Студенцах и очень симпатичная церковь в селе Андреевка. Церковь на фоне гор смотрится просто потрясающе
По пути заехали в Оренбург, а потом поехали дальше. Километрах в двадцати от города находится Оренбургский газовый завод
Это настоящий индустриальный гигант, один из крупнейших в мире газохимических комплексов. В состав комплекса входит собственно газоперерабатывающий завод, гелиевый завод и Каргалинская ТЭЦ. Здесь сырой газ перерабатывают, отбензинивают (ШФЛУ - бутан+пропан и более тяжелые углеводороды). Сероводород, который входит в состав газа, перерабатывают и получают серу, а также выделяют гелий и природные одоранты, которые используют для добавления в бытовой газ, его резкий запах сигнализирует об утечке.
Своего газа давно уже не хватает, поэтому сюда для переработки подается газ и из казахстанского ныне Карачаганакского месторождения. Сухой газ идет к потребителям по трубопроводам, а сжиженная пропан-бутановая смесь используется в качестве моторного топлива. Также от предприятия идет уникальный этанопровод в Казань, а в планах создать установку для сжижения метана. Не знаю только, куда и как они планируют поставлять, но в любом случае пожелаю коллегам удачи.
Практически сразу за заводом начинается Общий Сырт. Это обширная холмистая возвышенность, которая служит водоразделом между Волгой и Уралом. Многие ошибочно относят ее к Уралу, хотя она относится к Восточно-Европейской платформе. Урал - он дальше, ближе к реке Сакмаре. Именно там, в пределах нашего района и идет граница. В Саракташское холмогорье входят Козьи горы (часть Сырта), а восточнее, буквально через километров десять за Сакмарой - там уже начинается Уральская горная система, ее южный хребет Карамурунтау.
Хотя ничего удивительно не вижу, Оренбург и вся область - это практически затерянный мир на задворках Великой Империи. О котором толком не знают и сами жители региона.
За одноименным поселком Сырт находится первое к северу от Оренбурга нефтяное месторождение - Донецко-Сыртовское. После месторождения тянутся и тянутся северном, западном и немного в восточном направлении. Есть сравнительно небольшие, где с десяток скважин, такие как Рыбкинское. И гораздо более серьезные, то же Царичанское.
Вообще наша область занимает 3-4 место по добыче нефти в России, разделяя это почетное место с Татарстаном. Для многих жителей нашей области это тоже открытие. Сродни тому, что по выращиванию арбузов лидер не Волгоградская область, не Астраханская, а Оренбургская, каждый третий русский арбуз - оренбургский.
Сразу за Переволоцком идет поворот на Немецкое Оренбуржье. Это уникальное место, где было немало немецких колоний, на месте которых возникли села, многие со звучными характерными названиями - Кичкасс, Претория, Степановка. Сразу на ум приходят фольварки, фахверковые дома и дамы в дирндле. Хотя такого там нет и не было, просто вдоль улицы идут однотипные дома, где жилые помещения и хозяйственные совмещены под одной крышей.
Там и немцев уже почти не осталось, хотя до сих пор действует и молельный дом, идут службы в молитвенном доме, функционирует детский лагерь. Примечательно, что все немцы из этих мест относились к особой ветви протестантизма - меннонитам.
Именно там, в этих местах находится Вахитовское месторождение, где свыше 20 лет назад я начинал свою карьеру нефтяника.
Новосергиевка. Второй в области по населению и благоустройству поселок. Хотя если брать нашего последнего главу администрации, боюсь Новосергиевка обогнала наш поселок по благоустройству. При том у них есть нефть. Но к нам недавно пришел Газпром.
Слева телевышка, прямо под горой метрах в пятиста находится скважина Лебяжинского месторождения, на которой моя бригада стояла лет десять назад. Ох и намучались мы с ней, наверно столько выбросов не было никогда в моей практике.
А еще рядом появилась солнечная электростанция.
Вообще их много появилось за последние годы. Идет освоение энергии Солнца, хотя я и не верю в блестящие перспективы альтернативной электроэнергетики.
Объезжаем Сорочинск.
Если Бузулук - это нефтяная столица Оренбуржья, город зажиточный, чистый и щеголеватый, то Сорочинск - это типичный пролетарский город, грязноватый и с разбитыми спецтранспортом дорогами. Бузулук управляет, а Сорочинск дает рабочие руки. При этом в нем нет знаменитой ярмарки, а название дано по реке Сорочке.
Расположение его как пролетарской столицы для нефтяников донельзя удачное. Недалеко за городом в сторону Толкаевки начинается одно из крупнейших месторождений - Сорочинск-Никольское, с запасами под 300 миллионов тонн и накопленной добычей свыше 80 миллионов.
Вдоль Тоцкого виден полигон и Тоцкий-2, где находится одна из 21-я отдельная гвардейская мотострелковая Омско-Новобугская Краснознамённая бригада, одна из самых боеспособных и воюющих частей нашей страны. Сформированная во время Великой Отечественной, она успела проявить себя наверно во всех военных конфликтах, где участвовала Советская Армия и ВС РФ. Начиная с Афганистана и начина событиями текущего времени. Примечательно, что бригада награждена Орденом Богдана Хмельницкого, единственным орденом СССР, где надпись была произведена не на русском, а украинском языке. Историческая коллизия, еще одна историческая коллизия.
А еще этот полигон примечателен тем, что на его территории были единственные в СССР войсковые учен ия с применением ядерного оружия. Свидетелем этого был мой двоюродный дед, который в те времена жил в селе Кирсановка, совсем недалеко от места взрыва. Много писали страшилок про эти испытания, и про рост онкологических заболеваний, и про мутантов, но что правда, а что миф - не разберешь. Не знаю, кому пришла мысли провести испытания в обжитой местности, а с другой стороны взрыв бвл надземный и, следовательно, чистый. На месте испытаний установлен мемориал, я так и ни разу не был в этом месте
Пол вагончика качался,
Продавали бабки лук,
Мимо ехал, мимо мчался,
Славный город Бузулук.
А вот и Бузулук. Город в стиле "модерн". Проезжаем мимо и вскоре попадаем в Самарскую область.
Область соседняя, но значительно выгоднее выглядит в плане благоустройства. Даже не могу это описать, это ощущается. Лучше дороги, более обжитые места, чище, благоустроеннее. Климат тоже мягче, поэтому больше деревьев, практически нет выжженной степи, много зеленых красок. Вдоль дорог все те же скважины, особенно высока их концентрация около Нефтегорска.
Здесь, на стыке Оренбургской и Самарской области находится мощный кластер русского населения. Это крайне нетипично для Поволжья с его этническим разнообразием и национальной чересполосицей. Здесь нет мордвы, казахов, татар, удмуртов, марийцев и прочих тюркских и финно-угорских народов, население под сто процентов моноэтнично, как в каком-нибудь Нечерноземье или Белгородщине.
Проезжаем Самарскую область и въезжаем в Саратовскую. Тут нас встречает сухое и пыльное Саратовское Заволжье. Полей становится меньше, дороги хуже (хотя лет пять назад они практически везде были вообще убиты, сейчас ситуация лучше), а поселки представляют крайне унылое зрелище - заросшие сорняком обочины, покосившиеся заборы, неухоженные дома. Определенного толка блоггеры очень любят фотографировать этот тлен и преподносить их с надписями "Типичная русская глубинка". Хотя это не так, эти края всегда были бедными, то самое Голодающее Поволжье, которое часто страдало от засухи и бескормицы.
При приближении к Волге меняются и ландшафты. Становится зеленой степь и поля, их прорезают оросительные каналы, вокруг раскинуты поля, а под Саратовым раскинулись многочисленные бахчи. На другой стороне Волги горы, покрытые лесами. Саратовщина чем-то схожа с нашим Оренбуржьем. Волга разделяет по сути область на две части. Правобережье представлено степями и лесостепями, эта часть области ухожена и имеет хорошие дороги, а Заволжье иссушается ветрами с Казахстана больше напоминает полупустыню.
У нас Волги нет, но своеобразным разделом является Уральский хребет, который делит населенный и обжитой Запад, Севре и Центр области от безлюдного и депрессивного Восточного Оренбуржья со столицей в печально известном Орске с его приснопамятными седоками.
За Балаково начинаются края бывшего Немецкого Поволжья. Оно проявляется в заброшенных лютеранских и католических кирхах
Домах своеобразной архитектуры, которые отличаются от русских.
И названиях, многие из которых перетолмачены на русский лад. Тот же немецкий Армфельд во время Превой Мировой стал вполне русским Рукополем, а вот Цюрих стал по неведомой причине Зоркино. И в нем имеется отреставрированный лютеранский храм Иисуса Христа. Специально заехали посмотреть, это так потрясающе и смотрится просто сюрреалистично в русском селе.
Но самый главный след - эти огромные цветущие поля сарептской или русской горчицы, которую как массовую культуру начали высаживать именно пришлые немцы.
Хотя этнически они были не только немцы, были и голландцы, и датчане, и чехи, все они пришли после Манифеста Екатерины Второй. Видимо несладкой жизнь была в их многочисленных и микроскопических графствах, герцогствах и курфюршествах, что они рванули в такую далекую и суровую Россию. Часть из них приняли присягу русским императорам и верой и правдой служили нашей стране. Другая часть приняла Православие и со временем эти немцы ассимилировались в русских. Например тот же Даль, автор "Толкового словаря живого великорусского языка". А часть так и проживали в колониях, по сути ничем не отличаясь от собратьев в Европе, пока не наступили вихри 20 века, которые перевернули жизнь вверх дном и смешали все и вся.
Пересекли Волгу около Саратова и поехали по СКАД. Навигатор повел нас какими-то окольными путями через лесной комплекс "Кумысная поляна"
Лес густой и красивый, видимо по таким лесам и шел Стенька Разин, когда брал волжские города.
Дорога лежала в город Красноармейск, где у нас была запланирована первая ночевка. Приехали мы туда уже в сумерках. Это небольшой городок, который тоже является частью Немецкого Поволжья. Его основал некто Бальтазар Бартольд, какой-то немецкий гопник и бандит. После убийства он был приговорен к сметной казни, однако умудрился бежать в Россию, подделав документы на имя Бальцера Бартули. Не знаю, что произошло у него в голове, когда он прибыл в нашу страну, но в России он остепенился и основал колонию на реке Голый Карамыш, где поселилось 105 семей из Пфальца и Баден-Вюртемберга. Его поддельным именем Бельцер и была названа колония, которая после расформирования АССР немцев Поволжья стал Красноармейском. К сожалению, мы были в городе проездом, поэтому не смогли увидеть дма с характерной мозаичной кладкой, присущей только этому городу.
Источник
Источник:
3 комментария
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена