Джордж из «Аквариума»
Анатолию Гуницкому исполняется 70 лет
Советский и российский драматург, журналист, прозаик, поэт, один из основателей рок-группы Аквариум Анатолий «Джордж», «Старый Рокер» Августович Гуницкий родился 30 сентября 1953 года в Ленинграде в еврейской семье медиков. Отец — Август Георгиевич, был крупным невропатологом, создателем одного из направлений в этой науке и одного из отделений в ленинградском Институте им. Бехтерева (ныне — Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт), мать — Бума (Татьяна) Абрамовна была врачом-терапевтом.
Анатолий поступил в школу №421 Московского района. Там же с 1963 года учился классом младше Борис «Боб» Гребенщиков. В 6-8 классах (7-9 по «новому стилю») Боря и Толя, ещё и жившие, кстати, в одном доме, одновременно увлеклись написанием пьес. Эти опусы были отчасти абсурдистскими. Особенно Гуницкого привлекала тема физиологических испражнений. Герои его носили имена типа «Блевень». Одна из пьес Толи был примерно такого содержания (она сохранилась до сих пор): жена говорит мужу: «Вот 8-е Марта. Принёс бы подарок!» Муж в ответ блюёт на стол со словами: «Вот тебе подарок на 8-е Марта!». Среди персонажей попадались и реальные люди — директор школы Арон Давыдович, и легендарные — The Beatles.
Именно Гребенщиков дал Анатолию прозвище «Джордж». Музыкант нашёл в друге внешние черты сходства с Джорджем Харрисоном (под Петербургом есть остров Сент-Джорджа, названный Аквариумом именем Гуницкого, где поэт просидел лето 1974 года после сотрясения мозга).
« — Вас зовут Анатолий, но при этом вы везде проходите как Джордж, а где-то даже как Старый рокер. Как к вам лучше обращаться?
— Как удобно. Про Джорджа вот какая история. Борис Гребенщиков, с которым мы дружили с 10 лет, как-то решил, что я похож на Джорджа Харрисона. Все любили Харрисона за какие-то его личные качества, а я тогда на него был немного похож. Это у меня сейчас волос совсем мало, голова седая, а раньше какое-то сходство, может быть, и было. И так и повелось с тех пор, что друзья и близкие зовут меня Джордж.
— И даже дома?
— Даже дома. А Старый рокер — это псевдоним, который появился, когда я стал музыкальным критиком. То есть Джордж — это уже было мое имя, но мне хотелось чего-то ещё. И я придумал Старого рокера, хотя старым тогда ещё не был — мне было всего 35 лет. Сначала я писал рецензии в питерский самиздат «Рокси», а потом уже в «Вечернем Ленинграде» много лет выходили мои «Записки старого рокера» (из интервью А. Гуницкого Полине Шапиро, портал jewish.ru, 30.08.2016).
Джордж Гуницкий vs George Harrison
Стихи Джордж стал писать под влиянием школьной учительницы русского языка и литературы Аси Львовны Майзель.
«C тех допотопных времен представление о поэзии и литературе радикально изменились в сторону. К тому же уважаемая Ася Львовна была не только учительницей, но и сама — и тогда уже, и всю свою последующую жизнь, создавала очень достойные стихи. После уроков — в классе 6-м, что ли? — она стала вести литературный кружок, который с удовольствием посещали и я, и Борис Гребенщиков, с которым жили мы тогда в одном доме, на Алтайской улице. С годами моя поэзия постепенно взрослела, и я вместе с ней углублялся в неведомые ещё для меня чудесные просторы. Стихи мои были рифмованными, но порою меня сносило в сторону более свободных форм. Как там они называются — я и понятия ни малейшего не имел, да и сейчас особенно тоже не знаю, хотя теперь пишу только нечто «свободное и белое», как бы верлибровое» (А. Гуницкий, из предисловия к сборнику стихов «На Середине Мира»).
После окончания в 1970 году школы, Гуницкий поступил в самый престижный медицинский вуз города — Первый Мед — Первый Ленинградский медицинский институт/1-й ЛМИ (ныне — Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова), где проучился 4 года без одной недели. После чего почти сразу поступил на заочное отделение театроведческого факультета Ленинградского института театра музыки и кинематографии/ЛГИТМиКа (ныне — Санкт-Петербурская государственная академия театрального искусства/СПбГАТИ), которое окончил в 1982 году.
Одновременно с учёбой началась и его трудовая внеартистическая деятельность: в разные годы был лифтёром, рабочим Этнографического музея, администратором ДК, рабочим сцены Оперной студии Консерватории, директором 1-ой питерской хард-рок-группы Форвард (ушедшей впоследствии на филармоническую работу), сотрудником Театрального музея, руководителем научного семинара (читал лекции, посвящённые теоретическим вопросам, связанным с рок-музыкой и сопредельными ей явлениями) Ленинградского Дома самодеятельного творчества (впоследствии — Ленинградского рок-клуба), заведующим литературной частью «Театра реального искусства», директором «Театра абсурда» и т.п.
« — Можно сказать, что Джордж Гуницкий был хиппи?
— Нет, но мы были тогда хипповской Системой стационарного типа. Я знал хиппи тех лет. В основном они были из Вильнюса и Таллина. Приезжали сюда.
— Они были русскими или прибалтами?
— Да, в основном они были русскими, но были и прибалты. Они приходили в «Сайгон» на Невском и были совсем другими, чем мы. У нас же, в Ленинграде, была своя Система, своя жизнь, и она не имела никакого отношения к тем хиппарям из Прибалтики. Она была схожая, но не более того. В «Сайгоне» кого только встретить нельзя было. Это был своеобразный клуб в центре города» (из интервью А. Гуницкого Александру Круглому, ИА REGNUM, 15.01.2020).
Гуницкий был и одним из отцов-основателей группы Аквариум. По его версии группа возникла между 6 и 10 июля 1972 года как поэтически-музыкальный проект. Анатолий в нём был и автором песен с русскими текстами, и барабанил до 1975 года. Поскольку игре ни на одном музыкальном инструменте он к тому времени не обучался, но играть очень хотел, то для реализации своего желания в качестве инструмента и выбрал барабаны. Впрочем, выбор инструмента в тот момент был более-менее не важен — инструментов не было, и дуэт нигде на сцене не играл.
« — Вы сильно удивились, когда Гребенщиков сказал: «А теперь мы будем рок-группой»?
— Самого момента уже не помню, но это случилось как-то очень органично, естественно. Оба писали стихи, оба слушали музыку, жили в соседних парадных (он на 5-м этаже, а я на 3-м) — чего-то подобного не могло не произойти. Другое дело, что это был акт чисто формальный, декларативный. Мы не умели играть: я совсем, Боря умел немного. Не было ни аппаратуры, ни помещения, ни понимания, что, зачем и куда. Мы точно знали, что не хотим заниматься тем, чем занимались комсомольские ВИА. Но быть диссидентами и вставать в оппозицию режиму тоже не собирались. Это вообще неправильная дилемма: или — или. Нас интересовала культура в чистом виде, музыка в чистом виде. Разумеется, мы понимали, что происходит в стране, невозможно было не понимать. Родители, и мои, и его, вели разговоры на эти темы. Боря ловил западные голоса и записывал музыку, которую там крутили. Хочешь — не хочешь, а он слушал их передачи.
Но это всё шло фоном, это не было главным. Гораздо более важным источником вдохновения был журнал «Иностранная литература». Из него мы узнали о существовании Ионеско и Беккета, это сильно на нас повлияло, особенно на меня. Абсурдизм раннего Аквариума идёт во многом от Беккета, только у него абсурд довольно мрачный, а у нас светлый, жизнерадостный. Наверное, вследствие скрещения с рок-н-роллом.
— А что ещё читали?
— Стругацких. Это было важно. Следы этого чтения остались даже в каких-то песнях. Интересно, что братья и жили недалеко от нас, о чем, разумеется, мы не знали. Сейчас там улица Стругацких, возле метро «Парк Победы». А мы жили на Алтайской улице, у метро «Московская», минут 20-30 ходьбы до этого места.
— Беккет, Ионеско, Стругацкие… Аквариум, как и весь русский рок, очень литературоцентричен. Не рок в чистом виде, а скорее литературно-музыкальный проект.
— Сейчас уже нет, это настоящая музыка. А на ранних этапах — конечно. Мы их скрестили — литературу и рок-н-ролл. Стихи мы начали писать раньше, чем взялись за музыкальные инструменты. Ещё в школе посещали литературный кружок, которым руководила Ася Львовна Майзель, она очень нас поощряла. Это фантастика: глухие советские годы, а она рассказывает нам о таких людях, как Платонов и Бабель. Она задавала темы стихотворных импровизаций, давала минут 40, и мы писали. Это везение глобального уровня, что мы попали к Асе Львовне. Не думаю, что мы стали бы теми, кто есть, если бы не она» (из интервью А. Гуницкого Яну Шекману, портал «Культура», 30.06.2017).
Боб и Джордж
Затем состав группы стал приблизительно (музыканты приходили-уходили-возвращались) таким: Боб (гитара, вокал), Джордж (барабаны), Александр Цацаниди (бас-гитара), Вадим Васильев (клавишные), Валерий Обогрелов (звук). В 1973 году с Аквариумом непродолжительное время репетировал гитарист Эдмунд Шклярский — будущий лидер группы Пикник. В том же году появился бас-гитарист Михаил «Фан» Файнштейн-Васильев. А в следующем году к ним в качестве клавишника присоединился Андрей «Дюша» Романов (подробнее — здесь: Памяти Флейтиста)
Через год на факультете прикладной математики Ленинградского Государственного Университета они записали «лонгплей» «Искушение святого Аквариума». Почти все его тексты были написаны Гуницким. По словам Боба, альбом представляет собой извращение 2-х идиотов, занимавшихся сюрреалистической «аммагаммой»: некоторые непонятные желудочные звуки, стуки, плёнки задом наперёд, петли, стихи, отдельные куплеты песен и фразы.
Альбом этот, долгие годы считавшийся утерянным, был восстановлен из руин в конце 1997 года (в 2001 году выпущен на CD в составе сборника «Доисторический Аквариум»: Борис и Джордж «Искушение Святого Аквариума», Аквариум «Притчи Графа Диффузора», БГ «С Той Стороны Зеркального Стекла»). Это единственный альбом Аквариума, где Гуницкий продемонстрировал не только поэтический дар, но и талант композитора, музыканта-импровизатора, чтеца и даже певца.
« — А как писались песни на твои абсурдистские стихи? Как проходил этот процесс?
— Это никак не происходило. Я был не очень хорошим барабанщиком. На гитаре умел играть аккорда 1,5-2. Однако какие-то мои песни, типа «Мой ум сдох», всё же вошли в «Искушение святого Аквариума». Это ужасно звучит, но это исторический факт.
А что касается сотрудничества с Борей, оно не было целенаправленным. Все эти песни, все эти альбомы появились гораздо позже того, как появился Аквариум. Ни кассет, ни дисков не было. Более того, мы с Бобом долгое время не могли понять, куда делась запись того, что мы делали на «Примате» (факультет прикладной математики). Она куда-то пропала, а потом у кого-то появилась» (из интервью Я. Шекману).
Чуть позже был записан мини-альбом «Верблюд-архитектор», также при участии Джорджа и инструментальный неномерной диск «Таинство брака», записанный специально к свадьбе тогдашнего аппаратчика группы Марата Айрапетяна, изданный тиражом в 2 экземпляра и также восстановленный затем из руин.
В 1974 году Аквариум участвует в постановках самодеятельного театра, играющего пьесы абсурда на ступенях Инженерного замка. После того как театр возглавил профессиональный режиссёр Эрик Горошевский, БГ разочаровался в идее синтеза рока, поэзии и театра, и группа сконцентрировалась чисто на музыкальной деятельности (впрочем, окончательно отделилась она от театра лишь в 1977 году). Джордж же группу покинул.
«Я ушёл без всяких скандалов, без всякого крика, без ссор. Ушёл и ушёл. У меня началась другая жизнь. Я не хотел всю жизнь чисто музыкантом быть. Я не кусал себе локти, не страдал. Я сам сделал этот выбор. Меня тогда театр интересовал больше. И повторяюсь, мы не ссорились и остались друзьями» (из интервью П. Шапиро).
Где-то в период 1974-76 гг. Джордж принял участие в экспериментальной записи «Электрик птица» — джэме «аквариумистов» и участников группы ZА! Леонида Тихомирова и Ричарда Майера. Кстати, именно в ZА! Гуницкий продолжил свои музыкальные экзерсисы на бонгах. Но, честно говоря, с середины 1970-х гг. он лишь изредка оказывался на сцене даже в качестве сессионного музыканта.
« — Скажи честно, ты тогда в 1975 году не видел будущего у Аквариума?
— Тогда не видел. И никто не видел. И Боря не видел.
— А что он тогда хотел?
— Он всегда хотел играть в группе. Он говорил, что играть в группе для него самое главное. Но у меня были другие увлечения. К тому же хочу подчеркнуть: в Википедии всегда пишут, что есть «отцы-основатели Аквариума», но вот матери-то не было. Вот такая история» (из интервью А. Круглому).
Джордж Гуницкий, Юрий Ильченко, Олег Гаркуша, Сергей Рыженко, Евгений Маргулис
В 1975 году его увлёк театр, драматургия абсурда, а впоследствии — идея создания Ленинградского рок-клуба и рок-журналистика.
« — В начале 1980-х гг., ключевым местом был рок-клуб. Адрес Рубинштейна,13, знала вся страна. Поразительно, конечно, как на этом пятачке буквально за 3-4 года появилось запредельное количество классных музыкантов: Боб, Майк, Цой, Курёхин… А чуть позже — Шевчук и все остальные. Это какое-то сверхъестественное явление.
— Почему сверхъестественное? Все же знают, что рок-клуб был основан с подачи ленинградского КГБ.
— И я лучше, чем кто-либо, поскольку входил в совет клуба. Но у них были свои задачи, а у нас — свои, и я считаю, что на этом поле мы их переиграли. Другое дело, что гэбэшники всех таскали периодически на разговоры. Всех без исключения, я не знаю никого, кто бы этого избежал.
— Что хотели?
— Информацию об иностранцах, о контактах с заграницей. И такие контакты действительно были — через Джоанну Стингрей. Как-то Курёхин умудрился протащить на рок-клубовскую сцену басиста британской группы Ultravox Криса Кросса, и они вместе сыграли. Это было очень опасно. На Криса надели ушанку, запретили ему говорить по-английски, а потом потихоньку вывели. Всё обошлось, но могло и не обойтись» (из интервью Я. Шекману).
А. Гуницкий, О. Гаркуша (АукцЫон), Н. Михайлов (президент Ленинградского рок-клуба)
Хотя Гуницкий и оставил музыкальную деятельность, но никогда не отказывался от выступлений на сцене, а песни на его стихи появлялись ещё в нескольких альбомах Аквариума. Особенно много их было на альбоме «Треугольник» — 6 песен из 16: «Марш», «Поэзия», «Хорал», «Крюкообразность», «У императора Нерона» и «Мой муравей».
«Однажды в 1970-е гг. зашёл я на одну квартиру, и какие-то стихи у меня посыпались. Я их записал — и всё. Тогда и были написаны песни к «Треугольнику». Но я этого практически не помню.
Было даже такое, что я что-то писал и отдавал Бобу, а он человек бережливый — сохранял эти записи. И в какие-нибудь 2000-е или 2010-е гг. возвращал их мне, а я даже не помню, чтобы я их писал» (из интервью А. Круглому).
Основная часть работы над «Треугольником» сопровождалась эйфорией, экспериментами и находками. В промежутки между разными по характеру песнями, музыканты вставляли бракованные треки, резервные фрагменты или взятые с учебного комплекта грампластинок грохот грома, пулемётную стрельбу, голоса животных. По мере приближения к концу записи Аквариум полностью освоились в студии Дома юного техника, где изучили технические возможности магнитофона «Тембр-2М», используя его по максимуму.
Альбом поначалу был воспринят рок-сообществом с недоумением, хотя ныне заслуженно признан классикой (по версии сайта «Комсомольская правда») и был включён в книгу «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира. Сам же БГ назвал альбом «от начала и до конца продуманным музыкальным цирком».
Песни из этого альбома «Старик Козлодоев» и «Мочалкин блюз» удостоились позже исполнения в х/ф Сергея Соловьёва «АССА» (1987) и были записаны для одноимённого альбома-саундтрека. А песня «Марш» была использована и в другом фильме Соловьёва — «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989).
«Ну а с рифмованными опусами моими так получилось, что Гребенщиков написал с их помощью порядка 35 или 40 с чем-то песен, точной цифры никогда не могу запомнить. Но на свободные стихи мои у него песен как-то всё не выходит, хотя есть и такие авторы, которые в данном случае очень даже да, ну и рифмы, соответственно, им ни к чему. Воистину, каждому своё. Стихотворных книжек у меня несколько штук родилось. Есть ещё и проза, и пьесы, и журналистские наблюдения и измышления, в основном, в рок-н-ролльной сфере» (А. Гуницкий, «На Середине Мира»).
Позже поэт продолжил писать стихи, работал в театре, писал пьесы, занимался рок-журналистикой. А Аквариум в 1981 году, начав записываться на студии Андрея Тропилло, вспомнил о своей абсурдистской юности и рискнул записать альбом коротких и разножанровых музыкальных скетчей, половина которых была сочинена Бобом на стихи Джорджа.
Несмотря на то, что все его основные пьесы — «Метаморфозы положительного героя», «Смерть безбилетника», «До самых высот» — имели сценическое воплощение (ставились в нескольких театрах, в том числе — в Театре сатиры на Васильевском), а в знаменитом ЛРК он был членом совета, конферировал (в своей непременной бабочке и пиджаке) многие концерты, а также входил в жюри 4-х фестивалей, — наибольшую славу Джорджу принесли всё же тексты песен Аквариума, зачастую ошибочно приписываемые БГ, и рок-журналистика.
Гуницкий также был соиздателем и аналитиком главного ленинградского подпольного рок-журнала «Рокси», писал для «пионерского» журнала «Костёр» (раздел «Беседы о музыке»), а также для «FUZZ», «Смены», «Огонька», «Авроры». А в так называемые «перестроечные времена» он реализовал массу интересных, но не ставших долгосрочными издательских проектов — «Румба» (совместно с финнами, 1989), газетные спец-выпуски «Рокси-экспресс» и «Джинсовый конгресс», (1990), «Арокс и Штер» (попытка создания печатного органа Аквариума, 1991). В начале 1990-х гг. делал телепрограмму «Рокси-видео» в рамках телелотереи «Да!» на Ленинградском ТВ. На протяжении 7 лет делал программу «Рокси-аудио» на Ленинградском радио, а затем на «Радио-1 Петроград» (сначала в качестве внештатного автора, а с 1987 года — как ведущий авторской передачи). 3 года вёл рубрику «Записки Старого Рокера» в газете «Вечерний Петербург». Сотрудничал Джордж и с большинством периодически возникавших и исчезавших в разных городах Союза рок-изданий.
Тексты Гуницкого, при всей изменчивости литературно-музыкальных пристрастий БГ,— чуть ли не единственное, чему Борис остаётся верен на протяжении всех лет жизни Аквариума, а также в своих индивидуальных проектах. Подтверждение тому — «Пятиугольный грех» виртуального проекта Террариум.
В 2000 году по инициативе Гребенщикова был записан 1-й альбом Террариума (в состав которой вошли музыканты Аквариума, Вячеслав Бутусов, Максим Леонидов, Сергей «Чиж» Чиграков, Настя Полева (подробнее — здесь: Леди-рок) и Александр Васильев) «Пятиугольный Грех», все песни на котором были именно на стихи Гуницкого. Песня «Гибралтар/Лабрадор» из него в исполнении Бутусова вошла затем в саундтрек фильма «Брат-2» (реж. Алексей Балабанов) и стала хитом.
«Гибралтар-Лабрадор» появился в 2000 году, да. Был май, я включил радио «Максимум», а там звучат мои слова. Когда вышла песня — это было какое-то совершенно безумное кручение по всем радиостанциям. Странное было ощущение. Мои соседи по дому вдруг узнали, что я поэт. Я же никогда не позиционировал себя как поэт, а тут это стало всем известно. Во дворе были разговоры, вопросы. До этого я там просто молча гулял с собакой» (из интервью А. Круглому).
Гуницкий — автор так же и текста в буклете к «официальному бутлегу» Аквариума «Скоро кончится век…» (издан в 1995 году).
А в 2002 году Андрей Тропилло издал альбом «Река Оккервиль», в котором стихи в авторском исполнении Джорджа чередовались с песнями Аквариума на его же тексты.
Весной 2004 года Гуницкий сочинил одноактную пьесу «Совсем не в себе», которую группа Vermicelli orchestra и несколько актёров показали 6 июня 2005 года в клубе «Red» в рамках фестиваля «Музыка в новом формате». Пьесы его необычны для русской традиции. По словам БГ, «он занял в России ту нишу, которую в мировой драматургии занимает Беккет». Сам же Джордж своим главным творческим достижением считает пьесу «Практика частных явлений» (поставлена в Центре В. Мейерхольда, г. Пенза).
Примерно с 2008 года Гуницкий встречает своих друзей и поклонников в Центре современной литературы и книги — в клубе «Книги и кофе» (преемник одноименного клуба на 6-ой Советской ул.), где проводит творческие вечера и презентации очередной своей книги.
А в 2010 году он снимался и в кино — в телесериале «Приставы» (ДТВ, реж.: Игорь Бурлов и Серафима Бубнова, серия «Роковая песня»).
В 2015 году вышел 2-й альбом проекта Террариум «3=8». Альбом был составлен лидером Аквариума из песен на стихи Гуницкого, исполненных также Бутусовым, Леонидовым, Шевчуком и др. Все вырученные от продажи альбома средства пошли на лечение Джорджа: 7 мая 2015 года в соцсети появилась информация о состоянии здоровья поэта, и о том, что он нуждается в дорогостоящем лечении. Какие именно проблемы со здоровьем были у Анатолия, не уточнялось, но сообщалось, что часть средств, собранных на съёмки готовящегося фильма о группе, пойдут на его лечение.
Об этом на своей странице в Facebook* написал БГ (позднее, правда, пост был удалён):
«Перед вами — обложка нового альбома Террариума. Юрий Шевчук, Евгений Фёдоров, Леонид Фёдоров, Вячеслав Бутусов, Максим Леонидов, Сплин, Антон Батагов и группа монахов-музыкантов из анонимного мистического братства Св. Винифреды исполняют песни на слова легендарного русского поэта абсурда Джорджа Гуницкого. Продолжается сбор пожертвований на его лечение».
Далее музыкант приводил ссылку, по которой можно сделать пожертвования. Известно, что всего для лечения поэта и музыканта необходимо было собрать около $20 000.
Джордж же пояснил ежедневнику «Петербургский дневник», что, действительно, у него сложности со здоровьем, но он не собирался придавать это событие огласке и просить финансовой поддержки у поклонников:
«Да, некоторые проблемы со здоровьем у меня есть. Я уже не мальчик, мне 66 лет. У всех есть проблемы со здоровьем, они накапливаются за жизнь, есть и хронические заболевания. Сегодня чувствую себя неважно, бывало получше самочувствие. Почти 20 лет назад у нас была подобная история, тогда мы собирали деньги на моё лечение, но сейчас я этого не хочу. Не хочу выступать в роли постоянной жертвы, которая просит деньги. Это какая-то спекуляция на имени группы Аквариум и моём».
Ранее группа Аквариум выпустила синглы «Кондуктор» и «Старый рокер», все деньги от продажи которых также пошли на лечение Анатолия. Средства собирались и посредством краудфандинга. Все участники кампании получили тогда подарок — альбом Террариума «3=8».
«У меня были проблемы со здоровьем. И надо было собрать деньги. Боб пошёл навстречу, он тогда советовал мне ехать в Израиль лечиться. Денег собрали много, но недостаточно для Израиля, потому что там нужно было жить на квартире и за это доплачивать. На это денег уже не было. Поэтому я не поехал. Боб до сих пор мне это вспоминает, мол, нужно было ехать. Он реально помог мне, и когда выпустил 1-й Террариум, и когда выпустил 2-ой» (из интервью Я. Шекману).
Гуницкий добавил, что съёмки фильма об Аквариуме, действительно, ведутся (презентация фильма режиссёра, драматурга и поэта Николая Якимчука «Джордж не берегах Аквариума» состоялась в марте 2021 года в питерском Доме кино).
Н. Якимчук и А. Гуницкий
Фильм Н. Якимчука "Джордж на берегах Аквариума" - лучший документальный фильм 5-го кинофестиваля "Белые ночи-2021"
Джордж является автором сборников стихов «Крюкообразность — мой девиз» (2000), «Берег слова» (2009), «3/4 половины Луны» (2012), «Самолёты, но президенты» (2015), «Надцать лет спустя» (2015), сборника драматургии «Метаморфозы положительного героя», а также сборников статей, наблюдений и интервью «Записки Старого Рокера» (2005), «Мой Аквариум» (2015) и др.
В 2018 году в московском издательстве «Эксмо» вышла последняя на сегодня книга Гуницкого «Осторожно! Играет «Аквариум»!». В ней собраны все материалы, которые Джордж писал об Аквариуме, интервью с музыкантами группы, а также его прозаические воспоминания «Так начинался "Аквариум"», написанные в неподражаемой, присущей автору манере. В книге представлены все стихотворения Джорджа, написанные им для Аквариума, а также редкие фотографии группы, многие из которых были опубликованы впервые.
« — За последнее время не появилось ни одной рок-звезды, но зато появилось множество рэперов. С чем это связанно? Рок сейчас в упадке?
— Проходит время, меняется жизнь, меняются составные части этой жизни. Просто сейчас уровень жизни, уровень культуры гораздо ниже, чем был когда-то. Что будет дальше, я не знаю, но рэперы сделали шаг в правильном направлении. Я не могу сказать, что в музыке обязательно должна быть какая-то система протеста, но вот тогда это была очень важная составная часть.
— То есть рок-н-ролл всё же мёртв?
— Нет, он не мёртв. Всё есть, но он не проявляется так, как он проявлялся раньше. Дело в том, что наша страна стала страной попсы. И тут наш рок-н-ролл не проканал. Он оказался слабее. Шевчук когда-то пел: «Взойдет над миром русский рок». Но русский рок ни хрена не взошёл! Россия – страна попсы. Попса есть в музыке, литературе, кинематографе. Это уже образ жизни, к сожалению» (из интервью А. Круглому).
Дискография А. Гуницкого:
Аквариум: «Искушение святого Аквариума» (1974), «Менуэт земледельцу» (1974), «Притчи графа Диффузора» (1975), «Треугольник» (1981), «Воздухоплавание в компании сфинксов» (2012), «Песни Джорджа» (2020).
Террариум: «Пятиугольный грех» (2000), «3=8» (2015).
ZА!: «Окно в небесах» (1974), «Победа» (1974).
«Река Оккервиль» (сборник стихов в исполнении А. Гуницкого и песен на его стихи из альбомов Аквариума и проекта Террариум, 2002)
Фильмография: «Брат-2» (LDV, реж. А. Балабанов, 2000), «Река Оккервиль» (Нидерланды-Россия, «Ленфильм»/Watch Out B.V. (Нидерланды), реж.: Беатрис Хулскес, Мириам Ван Веселен, 2002), «Джордж не берегах Аквариума» (реж. Н. Якимчук, 2020).
Библиография: «До самых высот» (1989), «Смерть безбилетника» («самиздат», 1991), «Практика частных явлений» (1992), «Метаморфозы положительного героя» (СПб.: «Красный матрос», 1996), «Крюкообразность — мой девиз. Аквариумные стихи» (СПб.: «Красный матрос», 2000), Сочинения в 2-х тт.: т.1 — «Песни», т.2 — «Непесни» (Челябинск, 2002), «Записки Старого Рокера» (СПб.: ИД «Амфора», серия «Наша музыка», 2005), «Книга Песен» (2006), «Рассказы о Сашке» («самиздат», 2006), «Берег слова» (2009), «3/4 половины Луны» (СПб.: «Юолукка», 2012), «Без пятнадцати сутки» (СПб.: «Пальмира»), «Песни о Джоке» (Тула, ИП «Пряхин», 2014), «Она как все, или Wild Thing» (СПб., 2014), «Мой Аквариум» (СПб.: «Красный матрос», 2015), «Осторожно! Играет «Аквариум»!» (М.: «Эксмо», 2018).
Источники:
https://dzen.ru/a/YzSSuEeigDwiNGoa
https://jewish.ru/ru/interviews/articles/175910/
https://jewish.ru/ru/news/articles/118497/
https://www.livelib.ru/author/2745-anatolij-gunitskij
* Запрещены в РФ
21 комментарий
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
))
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Вот слова из одной отличной рецензии по поводу этого альбома:
"БОГРУКИНОГ вынул из меня душу, потряс ее, пошвырял и вставил помятую обратно.
"Не стой над душой" - точнейшее попадание в мои мысли и мироощущение последних полутора лет
"Черный лебедь" и "Незабыто" - развитие темы
Ну и песня, упоминающая мой родной город, как финальный аккорд безнадеги, окутавшей нас с головы до ног."
А так куда проще слушать Шамана, вот у него толкование совсем не двоякое, в стиле песни очень похожего на него мальчика из "Кабаре"...
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Некоторые граждане России точно не безропотные, вот с этим я спорить не буду! Например, сын Кадырова, чеченец, всем показал как он может поступать с русским заключенным, а папа его за это похвалил! Вот только реакция собственно русских почему-то заставляет вспомнить именно это слово. Впрочем, думаю, что БГ совсем не об этом случае пел, это из несколько другой темы.
Независимо от всего его слова о "безропотных и подколодных" исключительно сильно бьют в определенное место. Хотя у Вас безусловно есть право считать что к Вам это никакого отношения не имеет, и что это - лишь обидевшее Вас гнусное оскорбление...
Тут сегодня в одном из постов назвали Шамана самым популярным и любимым российским певцом. Наверно, его стилистика, его песни как раз и служат отражением взглядов весьма значительной части общества. Он ведь не беспомощный, он проповедует как раз прямо противоположное. Наслаждайтесь бессмертными словами из его песни "с нами Бог!" (сколько раз история это уже слышала...) Сама Лени Рифеншталь одобрила бы его клип!
Кому (таким как я) - БГ с Макаревичем, а кому - Шаман с Газмановым! А, может, еще кому-то и Киркоров с Басковым.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена