Привет из 90-х. Часть 8. (51 фото + текст)
Комедии русского производства — это то, что особенно дорого нашей душе. Часто наиболее удачные картины потом «растягивают» на цитаты, крутят в определённые периоды для поднятия настроения… Из самых что ни на есть культовых, «хитовых», классических - «Особенности…» Охоты, рыбалки и так далее. Как это обычно бывает, первые серии всё-таки немного известнее, ярче.
Предыдущая часть.
Особенности национальной охоты
«Финик», молоденький финский специалист в области охоты, решает лучше узнать нравы и привычки русских охотников. Для этого он убеждает своего русского друга взять его с собой на охоту — чтобы поучиться у русских, понять их менталитет. Вот тут и начинается самое интересное: постоянные застолья и «вытекающие» из них приключения — это не совсем то, что ожидал финн, однако такой поворот событий со временем начинает ему всё больше нравиться…
Особенно неподражаем в одной из главных ролей (генерала Иволгина) — Алексей Булдаков. Ему удалось создать удивительно обаятельный образ. Одна из «изюминок» его - лаконичность при произнесении тостов: «Ну, за красоту!», «Ну, за справедливость!», «Ну зарыбалку». Эти тосты наши папы часто повторяли потом во время застолий. Да и вообще этот фильм насыщен разного рода «перлами», которые стали крылатыми.
«Ну вы, блин, даёте…», - раз.
«- Вы арестованы! - У тя пистолетик-то есть? - Тогда задержаны», - два.
«Да… Жить захочешь - не так раскорячишься…», - три.
Можно продолжать очень долго.
Особенности национальной рыбалки
«Особенности… рыбалки» (1998) тоже имеют свои, извините за каламбур, особенности. Некоторым этот фильм даже больше нравится, чем первый, про охоту. В плане плотности «крылатых» фраз, продуманности диалогов, реплик и даже выражения лиц героев «Особенности национальной рыбалки» можно поставить в один ряд с комедиями советскими, например того же Гайдая. Чего стоит хотя бы знаменитое: «Я на бревне, а ты на Кипре?!» Или вот: «- Не писай в рюмку! — А это как раз и хочется!»
Опять же, краткий и забавный генерал Иволгин, естественный, натуральный в любой ситуации Лёва Соловейчик… Кузьмич — это просто неподражаемо «свой», но несколько отрешенный. Очень смешно выглядят и Серега, и Семёнов, и вообще фильм постоянно держит зрителя у экрана, не даёт отдохнуть от смеха. Актёрская группа справилась отменно. Вот только говорят, что, как это часто бывает, Алексей Булдаков после премьеры одного из этих фильмов сказал о зрителях в свойственной его герою манере: «Ой, не понимаю я, чего они смеются…»
Безусловно, фильмы этой серии смущают немного любителей трезвого образа жизни. Но что поделать, если жизнь русских рыбаков и охотников изображается здесь исключительно натурально? Все эти «особенности» вполне укладываются у меня в один нехитрый анекдот: «Не умеешь рыбу ловить? Чё там уметь — наливай да пей!»
Да, у меня при просмотре чувства тоже противоречивые: понимаешь, что смешно всё это только в фильме, а в жизни — очень даже грустно. Но, может, этого и добивался сценарист и режиссёр Александр Рогожкин? А если и не добивался, то фильм этот как любое гениальное произведение вполне может совершать нечто особенное в голове каждого из нас. Особенное и индивидуальное в зависимости от того, кто как настроен и воспитан.
Не хочется пока трогать другие фильмы из серии «Особенностей…» Мнения по их поводу как-то слишком противоречивы. Однако однозначно, упомянутые здесь два фильма можно отнести к классике российского кинематографа 90-х.
Американские комедии нашего детства: «Один дома», «Трудный ребёнок», «Маска», «Бетховен».
Так уж вышло, что в детстве я любил футбол и посмеяться, что отразилось на выборе любимых программ и фильмов. И, хотя футбол зачастую тоже был поводом для смеха, иногда (в межсезонье, например) очень выручали комедии. Даже ежу, пожалуй, понятно, что гайдаевские и тогда были в фаворе, однако тут давайте вспомним прежде всего непосредственно американские комедии 90-х. Те, которые тогда были сняты, пришли на телеэкраны и которые украсили наше детство яркими эмоциями.
Конечно, американский юмор в целом порой казался для нас несколько туповатым. Грубо говоря, когда тортом в морду или когда кто-то падает в лужу с грязью, американцы смеются, а мы в большинстве случаев не испытываем никаких эмоций, кроме недоумения. Стоит заметить, что стильный юмор бывает и в американских фильмах. Причём он, хотя и не лишён некоторой доли интеллектуальности и обаяния, зачастую проявляет свои национальные черты во всей красе: падения, комичные ситуации, связанные с ними недоразумения… Один из самых ярких примеров — серия фильмов «Один дома», особенно — первые части с Маколеем Калкиным в главной роли.
Один дома
Первая часть (снята в 1990-м) развивалась так. Типичная американская семейка, только уж очень многодетная, отправляется на рождественские каникулы из Чикаго в Европу. Однако в спешке бестолковые родители забывают взять с собой… одного из своих детей. Мальчик — вот уж чудное создание — в такой ситуации не только не теряется, а даже предотвращает ограбление парочки грабителей, демонстрируя чудеса изобретательности. Сначала он пытается предотвратить их проникновение в дом. А когда грабителям удаётся всё-таки туда попасть, то о такой встрече им приходится триста раз пожалеть. Очень забавно и необычно выглядели ухищрения этого «крохи».
Во второй части (1992) и в третьей (1997) сюжет развивается похожим образом, однако имеет некоторые особенности, продиктованные временем. Тем не менее, как верно кто-то подметил, Новый год для нас (в отличие от родителей, балдевших от «Иронии судьбы») был неполноценным, если Кевина не забывали дома. А так как забывали его часто, то хорошее настроение в этот период нам было обеспечено =)
Четвёртая часть, доснятая позднее, такого интереса, кажется не вызвала.
Трудный ребёнок
В кинокомедии «Трудный ребёнок» можно найти нечто подобное (юмор, образ главного героя). Да, американские детки в тот период уже были не подарок. Но в «Трудном ребёнке» (этого фильма тоже снято несколько частей) было действительно затронуто немало интересных, актуальных проблем.
Вкратце напомню сюжет. Бен Хили вместе с женой Фло, стремясь прорваться в высшее общество, усыновляют прелестного и обаятельного семилетнего мальчика Джуниора. Однако вскоре они замечают, что на самом деле это маленькое чудовище, ухитрявшееся превратить отдых, праздник и даже бейсбольный матч в настоящий кошмар. Конечно же, смешной для зрителей.
Однако действительно ли это исчадие ада или же просто он не научился себя вести? Хочет ли он просто обратить на себя внимание? Сумеют ли приёмные родители обратить внимание на его сильные стороны, развить их, закрыв глаза на склонность совершать мелкое и крупное хулиганство? Эти вопросы нас волновали по ходу просмотра.
Семейная жизнь описывается в фильме многопланово, с интересных сторон. Всё несколько гиперболизировано и утрировано, однако тем и интересно. Ну а в следующих частях тема развивается: Джуниор ревнует приёмного отца к женщине, с которой тот начинает встречаться, а потом влюбляется сам и начинает устранять конкурентов…
Маска
Особо стоит упомянуть кривляку по имени Джим Керри. В 90-е он сумел завоевать определённую часть российской аудитории, в общем-то равнодушной к такому типу юмора.
В этом фильме, который был снят в 1994-м году, главный герой Стенли Ипкисс, скромненький служащий банка, чувствующий себя неуверенно с девушками, случайно становится обладателем «маски», имеющей фантастические свойства и делающей его супергероем вроде Бэтмена или Спайдермэна. Эта комедия принесла Джиму Керри мировую известность.
Для Кемерон Диаз роль в фильме стала дебютной.
Бетховен
Вообще, фильмы с участием животных в 90-е стали пользоваться бешеной популярностью, да и делать их стали тогда качественно. Но самые тёплые воспоминания вызывают у меня истории (тоже в нескольких частях) про собаку породы сенбернар по кличке Бетховен. Картина удивительно добрая и весёлая, а особый шарм и комизм ей придаёт несоответствие симпатий к этой огромной псине и нежелание постоянно находиться с ней. Да, эта лента вызывала умиление даже у самых чёрствых «чурбанов».
Эти фильмы вызывают у меня особенно приятные чувства. Конечно, многие из вас тоже их вспоминают и, наверное, на досуге просматривают.
Главные «вкусняшки»: любимые напитки 90-х (часть 3).
Отдельная тема для разговора – что мы пили в 90-е. Это на самом деле и забавная тема, и отчасти – грустная. Опять же – некоторые напитки были такими вредными и гадкими, что просто жуть, но нам казалось, что это – верх наслаждения.
Уже упоминали мы о сухих напитках «Юпи», «Зуко», «Инвайт» и подобных.
Помню, как отец, любивший напитки покрепче, заявил, что «Инвайт» слишком приторный. Конечно, это меня возмутило. Ну и что? Зато легко приготовить было – просто добавить воды. Однако побочный эффект в виде языка, окрашенного в цвет напитка, действительно можно было отнести к разряду недостатков. Видимо, то, что согласно рекламе «Юпи», напиток раскрашивает жизнь в разные цвета, нужно было трактовать именно так. Зато когда у нас дома появился сифон для превращения воды в газировку, можно было делать даже из этих жутких смесей, казалось, вполне приличный напиток.
Гораздо приятнее вспоминать о таких понятиях, как ситро вроде «Тархун» (моя бабушка его в магазине как-то случайно «шампунем» назвала), «Кремсода» или «Буратино». Однако это, скорее, советское наследие, дошедшее до 90-х. В принципе, отдалённо похожие на них потомки существуют и сейчас, однако в 90-е понятие «ситро», кажется, кануло в Лету. И заменено более универсальным – «напиток».
И ещё более яркие воспоминания о появившихся тогда западных напитках. Это, прежде всего, «Pepsi-Cola», «Coca-Cola», «Fanta», «Sprite», «Crush», «Dr. Pepper» и др. Первые три, завоёвывая постсоветский рынок, особо не церемонились: в основном, просто демонстрировали своё название. Ну, может, ещё «Пепси» радовала присутствием знаменитостей в роликах – «Спайс Гёлс» и Бекхэма, например. И сюжетами, конечно. Вот, например, про Бэкхема забавно вышло. Там, в рекламе, в матче, который был назван для Дэвида неудачным, он уходит на замену. На пути в раздевалку паренёк просит у него футболку, Дэвид улыбается, отдаёт, после чего видит, как тот открывает с её помощью банку “пепси” и возвращает футболку. Потом демонстрируется его спина с надписью “Ювентус“.
А «Спрайт» и вовсе заявил, что «имидж ничто», создав себе имидж, как это ни парадоксально, именно на этой фразе. Имидж «Crush» был и вовсе забавным до неприличия.
Парень пытался тормознуть машину, но безуспешно. После чего выпил «Краш» и снял штаны. То есть - пытаясь останавливать машину, он повернулся к водителям своей попой. До сих пор вот интересно: что они хотели этим сказать? «Crush is your colour! Colour of your life», - так звучал слоган, означавший в переводе, что вроде как это цвет нашей жизни. Зато вкус многие из тех, кто его пробовал, оценивает как вполне натуральный. Чем-то напоминал другой известный напиток - «Миринду». Если же говорить о вкусе, то я бы на одном из первых мест поставил бы всё-таки «Фанту».
Отдельный разговор – «Херши-Кола». Вкус обычный. Но как маленький Саша Лойе изображал «вкус победы», когда дурковатого вида учитель объявлял результаты контрольной («Сидоров! Три!»)! Это было действительно незабываемо, хотя «поучительная» сторона ролика, признаться, возмущала многих взрослых.
Но что это я? Мы же не только такие вот напитки пили фруктово-химические. Чаи употреблялись в 90-е годы тоже. Причём появились тогда в продаже и новые – со всякими там фруктовыми добавками. И вообще, разнообразие было большое. Поэтому их производители старались «засветиться» в промежутках между сериями «Санта-Барбары» и «Тропиканки». И вот, например, чай «Pickwick» порадовал тем, что демонстрировал, как клубника на глазах превращается в заварочный чайник, а оттуда вкусный чай льётся.
Ну а спиртное – тема отдельная. Конечно, для нас, детей, тема сия была из разряда «запретных». Но водка «Распутин» с «волшебным портретом» всё-таки будоражила наши юные умы. Многие из нас всерьёз думали, что нужно, чтобы Распутин действительно подмигивал: напиться или каким-то образом держать бутылку?
В общем, вкусно было очень в 90-е жить. И из-за напитков – в том числе. С удовольствием вспомнил.
Главные «вкусняшки»: жвачки, «m&m`s», «Chupa-chups», «Frutella», «Mentos»… (Часть 2)
Разумеется, шоколадными батончиками вкусности нашего детства не ограничивались. В 90-е на российский рынок хлынуло огромное количество продуктов, уже несколько приевшихся на Западе. К этой категории относятся, например, жвачки, сосательные конфеты на палочке вроде «Чупа-чупс» и кое-что ещё.
Вспомним о жвачках. Здесь снова фактором, активизирующим память, будет всё та же реклама 90-х годов – такая забавная, такая милая. Ведь согласитесь, многие ассоциации возникают благодаря хорошо продуманным рекламным слоганам. Или забавным мелодиям и сюжетам.
После советских «резинок», которые в раннем детстве мне удалось пожевать, - «Кофейная», «Мятная» и так далее – любые американские «бубл-гумы» казались намного «мощнее». Отчасти, впрочем, их успех объяснялся именно рекламой.
Так вот, одна из первых жвачек наших любимых 90-х – «Wrigley`s Spearmint».
В ней был просто очень сильный мятный вкус. А рекламный ролик (который запомнился) демонстрировал превосходство этой жвачки весьма своеобразным образом: под забавную мелодию («Ригли-Сперминт-гам-гам-гам…») человек нёс такую себе коробкенцию размером с половину его роста. «Возьми с собой мятную свежесть», - говорилось там. Наверное, так хотели показать, что это действительно крупный, серьёзный производитель.
Кажется, чуть позднее на российский рынок ворвались «Stimorol», «Dirol» и «Orbit». Тут уже вступали в ход более серьёзные аргументы, хотя, по сути, своей, разница с предшественниками у этих жевательных резинок была невелика. Мята, фруктовый вкус в некоторых видах – всё это присутствовало, но уже не было главным.
«Стиморол» стимулировал покупателей, в основном, сюжетами, связанными со взаимоотношениями полов. К примеру, в одной из первых реклам была изображена ситуация на дороге при участии полицейских. Для моего детского ума ситуация была сложновата. Текста как такового там не было, и тонкости развития сюжета уловить тогда не удалось. Понятно только, что жвачка каким-то загадочным образом помогала обратить на себя внимание человека противоположного пола. В другой рекламе влюблённая парочка издевалась слегка над дедушкой-продавцом. Парень, покупая жвачку, как бы демонстрировал свою «крутизну» и освежал дыхание. И после этого начинал целоваться с девушкой. Затем дедуля пытался изобразить нечто подобное со своей супругой, но она сочувствующе мотала головой. И уже затем «Стиморол» постоянно делал акцент на поцелуях. Запомнились понятие «места для поцелуев», фраза «Знаешь, что мне сейчас нужно?» и ответ: «Освежить дыхание!»
«Дирол» и «Орбит» в моём сознании почему-то остались неразделимы как близнецы-братья, как «Марс» и «Сникерс», как Ленин и партия. Какие-то рекламные ходы одной компании сразу же сопровождались подобными действиями со стороны конкурентов. Кроме того, что «Дирол» был «с ксилитом и карбомитом», а «Орбит» - без сахара (!), вспомнить что-либо оригинальное из всех этих роликов сложновато. Люди с ослепительно белыми зубами улыбались нам в кадре под голос диктора, возвещающего о том, какие именно новшества и изобретения помогают достичь такого эффекта. И как они помогают в победе над страшным врагом человечества – кариесом. Хотя, конечно, это была лишь помощь на тот момент, «когда зубная щётка недоступна».
У всех этих жвачек был плюс в отношении полезности, но значительный минус в графе «интересность» в виду того, что отсутствовала любимейшая детская забава 90-х – вкладыши. В этом плане вне конкуренции одно время были «Donald Duck» (комиксы про Дональда были ещё очень популярны), «Love is…» (тут сочеталась «сладкая парочка»: банан и клубника – в рекламе они убегали и прятались в блоке жвачек), «Turbo» (мечта для любителей техники), «Final» (просто подслащенная резина, а ведь брали, чтобы посмотреть на любимых футболистов!), «Bom-bim-bom», «Cola» (да-да, с имитацией вкуса напитка) и другие.
Кроме того, в 90-е получили широкое распространение конфеты «Чупа-чупс» и «коротышки» m&m`s».
Они тоже вносили в ассортимент «вкусностей» кое-какое разнообразие. Сюжеты реклам с ними как-то не запомнились, но они были ориентированы на самую молодую (я бы сказал, «маленькую») аудиторию: мультяшные сюжеты, «детские» призывы. Да и наесться ими, честно говоря, было сложно. Поэтому с ума по ним сходили разве что детки младшего школьного возраста. И тогда же для той же целевой аудитории была запущена ещё одна оригинальная вещь: «Киндер Сюрприз». Он сочетал в себе, как утверждалось, три важных явления: шоколад, игрушка и сюрприз. Можно ещё вспомнить «Фрутеллу» (с которой «вместе будем улыбаться»), «Рондо» (штучка для освежения дыхания, тоже полезная в разных жизненных ситуациях) и «Ментос» (в роликах он помогал принять «свежее решение»).
Последние из упомянутых мною «вкусняшек», несмотря ни на что, «прижились». И всё-таки по жвачкам с вкладышами вспоминаю с особой ностальгией.
Главные «вкусняшки»: Mars, Snickers, Bounty, Twix, Milky Way, Picnic… (Часть 1)
Ну не было в Советском Союзе изобилия продуктов. А в 90-е оно появилось. Разнообразие всяческих «вкусностей» особенно впечатляло. Да, тогда на нас «хлынул» поток того, о чём наши родители могли только мечтать. Это, прежде всего, шоколадные батончики.
Одним из первых батончиков, которые мне посчастливилось вкушать (то есть почти обычная шоколадка, только упакована не так, как «Алёнка», «Чайка» и т.п. и намного тоньше), был «Hilal» турецкого производства. Он как-то быстро «кончался», поскольку, пока откроешь обёртку, я уже истекал слюной. А потом – только «ам»… И всё.
Конечно, мода на такие дистрофичные «шоколадки» быстро прошла, поскольку в нашей жизни появились «Марс», «Сникерс», «Баунти», «Твикс» и многое другое. И они, в отличие от предшественников, старались чем-то удивить, выделиться перед конкурентами.
«Марс» давил на то, что в нём собрано «всё богатство и сила природы».
Как-то очень туманно описывалось в рекламных роликах его «нутро», однако очень аппетитно демонстрировался процесс его изготовления. И, конечно, впечатляли словечки, при помощи которых производители «завлекали»: нуга, например.
А «Сникерс» сразу же заявил о себе как о «батончике», где потрясающим образом сочетаются «жареный арахис и мягкая карамель».
Именно арахис – вот чего нам не хватало до этого для полного наслаждения вкусом! И, конечно, мы мигом уловили, почему нельзя жить без «Сникерса»: оказывается, иногда нет времени, чтобы пообедать, чтобы что-то вкусное приготовить… И тогда на помощь приходит он. Съел – и порядок!
При этом, конечно, поедая «Сникерсы», мы ещё просто не знали о том, как важно, чтобы в шоколадном батончике присутствовал ещё и кокос. Вот только тогда, понимаете ли, бывает «райское наслаждение». Вариантов других просто нет! Дополнить ваше счастье мог только «Баунти».
Именно арахис – вот чего нам не хватало до этого для полного наслаждения вкусом! И, конечно, мы мигом уловили, почему нельзя жить без «Сникерса»: оказывается, иногда нет времени, чтобы пообедать, чтобы что-то вкусное приготовить… И тогда на помощь приходит он. Съел – и порядок!
При этом, конечно, поедая «Сникерсы», мы ещё просто не знали о том, как важно, чтобы в шоколадном батончике присутствовал ещё и кокос. Вот только тогда, понимаете ли, бывает «райское наслаждение». Вариантов других просто нет! Дополнить ваше счастье мог только «Баунти».
Впрочем, со временем для счастья нужно было что-то большее. Например, сразу два батончика в одной упаковке. Ну, это чтобы, с другом поделиться, например. Или «сделать паузу» со случайным знакомым в трудные моменты жизни. Да, «Твикс» запомнился нам именно интересными сюжетами в рекламных роликах. И своими смешными героями. При этом внутри этой «вкусняшки» было всего лишь что-то вроде печенья. А я до сих пор время от времени беру. Почему-то нравится – и даже без рекламы.
И если чемпионом по заполнению пауз можно считать эту самую вышеупомянутую «сладкую парочку», то батончик «Милки вэй» стал сразу же чемпионом по плаванию. Да, судя по рекламе, он не тонул в молоке, что, по идее, говорило о его «лёгкости» и «воздушности». Но злые языки сразу же вспоминали, что не тонет (в воде или в молоке) сами знаете что.
И всё-таки чего-то всегда не хватало. В связи с этим вспоминаются «Lion», «Виспа», «Вагон Вилс» - уже менее известные примеры рекламировавшихся в 90-е «вкусностей».
Можно было подавиться слюной, когда в очередной раз нам показывали, как кто-то жуёт эту вкуснятину, как её разламывают и демонстрируют «внутренности». Мы завидовали тем, кто снимался в таких роликах и, как правило, не догадывались, что эти люди после очередного неудавшегося дубля попросту выплёвывали то, что в кадре с таким аппетитом кусали. Не зная этого, мы готовы были отдать за «шоколадные вкусняшки» если не всё, то очень многое.
Лучшие мультфильмы всех времён: «Том и Джерри», «Утиные истории», «Чип и дэйл».
В 90-е годы показывали самые лучшие мультфильмы. Ни до, ни после этого периода невозможно найти что-то столь же интересное, познавательное поучительное для детей. Категорично звучит? Не хватает слов «кажется» или «на мой взгляд»? Не торопитесь с выводом. Сейчас докажу утверждение в два счёта.
Конечно, можно сделать поправку на то, что тогда, в первой половине 90-х, не было (почти ни у кого) даже видеомагнитофонов, не то что DVD или Интернета. И поэтому мультфильмов ждали, их нельзя было просто так включить, по желанию. Однако показывали-то многое, а ждали дети именно их. А конкретно, хотелось смотреть старые добрые «советские» мультфильмы и лучшие примеры мультфильмов зарубежных – тех же «диснеевских», например. Но стоп. Причём тут Советский Союз к 90-м?
Здесь хочу всего лишь сделать анализ того, что мы смотрели в 90-х – без привязки ко времени создания мультфильма. Если отталкиваться именно от этого параметра, то выходит очень интересная комбинация: лучшие мультфильмы прошлого (периода, когда на первом плане были сценарий, идея – ко всему этому в Союзе относились действительно серьёзно) и первые мультфильмы периода стремительного технического прогресса – это было действительно Нечто.
Вспомните хотя бы любимчиков – отечественных Волка и Зайца из «Ну погоди!», а также «зарубежных» Тома и Джерри.
Конечно, это не пример поучительности. Жанр этих мультсериалов можно определить как комедийные «догонялки» с бесконечными издевательствами более слабого соперника над более сильным. Но даже в этом жанре можно выделить вкус и безвкусицу. Скажем, если Волк или Том лезли куда не следует, то и получали за это. Подсознательно зрители настраивались на сопереживание – то одному герою, то другому. Однако эти мультфильмы, хоть и не лишённые сцен с весьма болезненными травмами героев, не поощряли, кажется, к насилию, а даже вызывали в какой-то мере сочувствие. Хочу заметить, что когда герои мультсериала «Том и Джерри» «помолодели» (в конце 90-х было какое-то непонятное изменение образа в сторону «уменьшения»), он стал на редкость пустым и бестолковым.
В качестве примеров «классики жанра» советской мультипликации по мотивам иностранных произведений можно вспомнить Вини Пуха и Пятачка и (в меньшей степени) «Трёх мушкетёров», в «роли» которых были собаки и кошки. Что самое потрясающее для меня, как советские сценаристы, режиссёры (и остальные работники, которые над подобными шедеврами трудились) ухитрялись сделать лучшую экранизацию определённых произведений всех времён и народов? И при этом это было нечто самобытное, уникальное, живущее как бы отдельно от литературного произведения.
Отдельная песня – мультсериалы Уолта Диснея. Их мы ждали по-особому. Даже когда мы играли во дворе в футбол, наши мамы кричали из окон: «Домой! Уолт Дисней представляет…». Показывали тогда, насколько помню, по две серии разного мультика. Сначала – «Утиные истории» плюс «Чип и Дэйл спешат на помощь». Потом – «Чудеса на виражах» плюс «Мишки Гамми». Первая пара казалась мне намного интереснее и умнее. Вспомним?
Утиные истории.
Миллиардер Скрудж МакДак – весьма обаятельный, хоть и жадный персонаж, постоянно купался в золоте (его «фишка»), жадничал и растил племянников Билли, Вили и Дилли при помощи странноватой нянечки - мисс Клювдии. Временами возникали в сериале также старый добрый Дональд Дак и непонятно откуда взявшаяся внучка миссис Клювдии, Поночка. Где-то поблизости обитал глупенький пилот Зиг-Заг, обожавший попадать в авиакатастрофы, но всегда остававшийся после них живым.
Были там не менее интересные отрицательные персонажи: братья Гавс, Магика, Гломгольд и другие.
Чип и Дейл.
Парочка бурундуков в рубашках и шляпах в компании с Рокфором, Гайкой и Вжиком только и ждёт пока в городе (населённом почему-то наполовину людьми, наполовину животными вроде котов, кротов, собак и т.д.) возникнут проблемы. Почему? Да потому что очень хотят поспешить на помощь. И вот ведь как забавно получается: они постоянно чудят, «тупят», лезут не туда, куда надо, но неизменно выходят победителями. Однако профессор Нимнул, кот Толстопуз и другие всё равно возвращаются в других сериях с очередными своими «гадостями».
Хорошей находкой создателей считаю то, что у героев имеется неповторимый имидж: Чип – умный, Дэйл – глупенький, но потешный. Гайка «разбавляла» эту мужскую компанию своей серьёзностью и «гениальными идеями». Ну а Рокфор только и мог, что подводить свою команду необузданной страстью к сыру. «Сыыыыыыр», - кричал он, когда слышал искомый запах, а усы при этом вытягивались в струнку.
Да, это вам не пустые драки, стрелялки или сюжеты «ни о чем» типа сегодняшних «бакуганов» и «губкабобов». Там были содержательные сюжеты, неповторимый юморок и, конечно, поучительность.
Юмор 90-х: политика, реклама, новые русские.
Когда распался Советский Союз, юмористам резко потребовалось сменить тему для шуток, потому как изменились темы, волнующие людей. И если, например, Геннадий Хазанов, заявил о «кризисе жанра», то Михаил Задорнов и многие другие просто воспользовались ситуацией, чтобы несколько обновить репертуар. Более того, шутить, по вполне понятным причинам, стали несколько смелее.
Что хочется заметить, говоря о юморе 90-х, так это бОльшую злободневность и остроту, в сравнении с юмором советского периода. Также сменились «ключевые» персонажи анекдотов. Если, по признанию того же Хазанова, в советские времена смеялись с «дефицита» на товары и разного рода «перегибов» существовавшего строя, то в 90-е юмор стал более конкретным, личностным, если так можно выразиться. Да, смеяться над тем, что всё есть, а денег купить это нет, мог позволить себе не каждый. Однако некоторые могли сделать это очень обаятельно. Вот, например, вполне приемлемая шутка Петросяна, которая мне запомнилась: «Раньше такого изобилия мы не видели. А сейчас ВИДИМ. (Пауза.) Мы в магазины, как на экскурсию, ходим».
Модно шутить было на тему политики. Частенько тех же КВНщиков обвиняли в излишней «заполитизированности» юмора. Однако стоит сказать, что это обстоятельство было вполне обоснованно интересом «общественности» к теме демократии, к именам российских политиков, которые и сами порой были смешны, а порой серьёзны настолько, что это было всё равно смешно.
Ещё одна популярная тема – это рекламные ролики. Конечно, мало кого могли оставить равнодушным Лёня Голубков и финансовые пирамиды, прокладки для «критических дней» и тому подобное. Один юморист, помнится, даже смешал в кучу «марсы», «сникерсы» и «тампаксы». А Ефим Шифрин порадовал зрителей мини-поэмой (что-то вроде белого стиха) о рекламе, где была, например, многозначительная фраза о батончике «Milky way»: «Коль оно в воде не тонет…»
Другая распространённая тема – новые русские. Этот класс внезапно образовавшейся в 90-х «буржуазии» волновал многих как всё новое. Конечно, кого-то – по банальной причине зависти, кого-то – по другим причинам. Но тема была интересная и забавная. В передачах (как, например, «Джентльмен-шоу») наглядно демонстрировались характерные особенности «Новых Русских»: малиновые пиджаки, золотые цепи, «распальцовка», специфичный сленг с «артиклями» «типа» и «конкретно».
Первое слово в шутку называли неопределённым артиклем, второй – определённым, по аналогии с английским языком. В анекдотах же обычно они изображались либо как умные представители своего времени, либо как «тупые» и ленивые, либо же НР просто попадали в комичные ситуации. Вот пара примеров для «освежения» ностальгии.
*
На уроке в классе, где учатся дети новых русских, учительница просит:
- Детки, кто сегодня купил домашнее задание, пожалуйста, поднимите, пальцы!
*
Попал однажды новый русский на программу «Поле Чудес».
Через некоторое время после начала игры ему выпал сектор «приз».
В студию вносят «чёрный ящик», а Якубович начинает сразу же торговаться. Но НР неожиданно заявляет:
- Не хочу я ни денег, ни приза. Можно я вместо этого в микрофон свистну?
Якубович в шоке, но, подумав, разрешил.
НР сразу берёт микрофон и свистит, после чего отдает обратно. Якубович смотрит в ящик и достаёт ключи, объявляя:
- Вы только что «просвистели» автомобиль ВАЗ-2110!
- А на кой мне этот твой драндулет? – говорит, улыбаясь, НР. - Я вот вчера с Вованом на 600-й «МЭРС» поспорил, что на всю страну свистну.
Что весьма забавляло меня, - это «жизненность» таких ситуаций и шуток. И высокая степень реалистичности. Даже классическое имя «Вован», выбранное, возможно, просто как альтернатива «Вовочке», имело для меня значение, так как моего богатенького одноклассника звали именно так.
Можно вспомнить ещё появившиеся тогда юмористические сериалы. С особой ностальгией вспоминаю «Кафе Клубничка» - очень милый и добрый сериал.
Однако в этот период (и в этом сериале – одном из первых) использовалась довольно странная западная традиция – включать смех за кадром. Это как будто бы подсказывало недогадливому зрителю, когда надо смеяться. И традиция эта (к сожалению, я бы сказал) прижилась.
Вообще, пока у некоторых русских юмористов был «кризис жанра», было модно копировать западные передачи: всевозможные «Приколы» (то есть съёмки розыгрышей скрытой камерой) и журналы вроде «Каламбура» какое-то время нам нравились, хотя позднее, надо сказать, приелись.
И, кажется, что это хорошо. Российский юмор уже стал более самобытным. И всё же юмор 90-х тоже вспоминаю с особой ностальгией.
Игры на Sony Playstation: мечты, ставшие реальностью.
Что и говорить, поиграть на «Соньке» в 90-е – это была мечта. Тогда позволить её себе могли, пожалуй, лишь дети самых богатых – например, тех же «новых русских». По крайней мере, так было в украинской провинции – в столицах, вероятно, приставка была доступнее. Я как-то упоминал, что поиграть на 32-битке мне довелось у своего «богатенького» одноклассника. Помню, как грезилось мне, что я снова попаду к нему на несколько часов… И как быстро пролетали эти часы, казавшиеся всего лишь минутами.
Здесь попробую только вспомнить пару игр, для того времени очень характерных. Игр, чем-то примечательных и с впечатляющей по тем временам графикой.
Resident evil 2
Вторая часть культовой серии игр для Playstation и других игровых платформ. История о нашествии зомби на маленький городок Раккун-сити была настолько интересной и одновременно страшной, что от нее невозможно было оторваться ни на минуту.
Именно Resident evil 2, выпущенная в 1998 году, стала прародительницей всех зомби-шутеров, а самые эффектные сцены из этой игры попали в фильм «Обитель зла: Апокалипсис». Хотя сейчас игра не поражает своей графикой и уровнем реалистичности, в далёкие 90-е она считалась шедевром хоррор-индустрии. Как же было страшно, когда из-за ближайшего угла на совершенно пустынную улицу начинали выскакивать орды зомби, или из стен наглухо закрытой комнаты полицейского участка к главному герою начинали тянуться сотни рук кровожадных мертвецов! Среди особенностей игры (которые привлекали школьников) можно упомянуть не только отличный экшен и гнетущую атмосферу локаций, но также большое количество оружия и вспомогательных предметов. Например, из особых разноцветных растений можно было делать различные снадобья. Также в игре постоянно приходилось решать запутанные головоломки. Это было нужно для попадання в ту или иную комнату. Нельзя не упомянуть также весьма драматичный и душещипательный рассказ о нашествии зомби в Ракун-сити, который раскрывался перед игроком на страницах различных дневников и рабочих записей, надлежащим образом спрятанных в разных локациях игры.
Tekken 3
Ещё одна известнейшая и, так сказать, «культовая» игра, которую хочется вспомнить, - это Tekken. Тогда, в 90-х, это название было, что называется, «на слуху» у «геймеров».
Третья часть популярной серии игр в стиле «файтинг» впервые была выпущена в 1997 году для игровых автоматов, но уже с 1998 года в нее можно было поиграть дома на 32-битной приставке.
Опять же – сейчас мы относимся к такого рода «игрушкам» более холодно. По некоторым причинам, теперь в эту (да и многие другие игры 90-х) я бы играть не стал. Но тогда… Тогда, даже несмотря на то, что после Tekken 3 было выпущено достаточно много продолжений гораздо лучшего качества и для более современных приставок, именно эта часть игры была признана геймерами всего мира «величайшим «файтингом» всех времен и народов». И с этим трудно поспорить: огромный выбор персонажей, неплохая, даже по современным меркам, графика, удивительные и разнообразные трюки, интересный сюжет – что еще нужно для счастья? Каждый персонаж был непохож на другого не только по внешнему виду, но и по манере двигаться, наносить удары, стилю боя. В Tekken 3 можно было свести в жаркой схватке не только каратиста и профессионального рестлера, но и медведя с маленьким дракончиком или деревянного «буратину» с самураем-инопланетянином.
Также Tekken 3 являлся чуть ли не первым трехмерным файтингом, в котором была реализована возможность уворачиваться от ударов. А чтобы игрок не заскучал за бесконечными драками, игра предлагала несколько дополнительных режимов. Например, можно было выбрать мини-игру платформер, где игроку предлагалось пройти четыре сложных уровня и сразиться с ордами темных «ниндзей», или, выбрав двух любых игровых персонажей, сыграть с другом в пляжный волейбол.
Помнится, играя со своим школьным товарищем, я быстренько «ухватил» на нескольких играх «слабые места», которые с успехом использовал в игре против него. Например, в одном таком вот «файтинге», выбрав для боя бойца с какой-то длинной клюкой (мы его, или её, даже прозвали по фамилии нашей одноклассницы – Клюшкина), я мог «замочить» соперника, просто удерживая кнопку удара, всего за несколько секунд. Однако уже в 90-х возможности для такого рода ухищрений на большинстве игр были устранены. Причём тогда любой «расклад» (легко игралось или сложно) воспринимался «на ура». И это не удивительно. Ведь всё-таки это была мечта. Мечта, ставшая так неожиданно настоящей реальностью.
Спорт: продолжение советских традиций.
Говоря о том, каким спорт был в 90-е, хочу обратить внимание на один, как мне кажется, определяющий штрих. Развал Советского Союза привёл к тому, что спорт стал профессиональным, но это, скорее, сказалось на мотивации спортсменов, чем на общем уровне. Базовый их класс определялся двумя факторами: «советский» дух и настрой («мы лучшие и должны это доказать», «мы лучшие, но нас засуживают» и т.д.) и постсоветский уровень мотивации: деньги, почёт. В общем, по идее, хорошее сочетание. Однако есть одно «но»: плохие базы для тренировок, которые нужно было создавать практически с нуля. Поэтому, как правило, это была борьба спортивного духа с внешними факторами.
За футболом я начал следить с 1994-го года более-менее активно, с чемпионата мира в США.
Тогда Россия оказалась в группе с Бразилией, Швецией и Камеруном. Проиграв первые две встречи, на игру с африканцами команда вышла с потрясающим настроем. И победила 6:1, причём сразу пять голов забил Олег Саленко. Это было нечто незабываемое, однако в таком развитии событий проявилась, как мне кажется, одна из главных черт спортсменов всего постсоветского пространства: сначала создать себе проблемы, а потом героически их преодолевать. Кстати, ещё одна забавная деталь: нередко после того, как российские спортсмены теряли почти все шансы на успех, они делали всё возможное, чтобы пройти дальше, но вынуждены были уповать на некоторые другие факторы. И данный случай – не исключение. Нужно было ожидать, что сборные в других группах нам «помогут», сыграв таким образом, чтобы хотя бы две из команд, занявших, как и Россия, третьи места, оказались хуже. Но хуже оказалась только сборная Кореи, и российская команда, набрав 3 очка и имея положительную разницу мячей, отправилась домой. Опять Америка оказалась виновата =).
В дальнейших крупнейших футбольных турнирах Россия отчаянно пыталась участвовать, однако не всегда это получалось. Да и выйти из группы (например, на том же Евро-96) команде не удавалось никак. А в самом конце 90-х (1999-м), в отборе к Евро-2000, в одну отборочную группу к России попали украинцы, которые, в свою очередь, проявили свою характерную особенность: сам не «гам» и другому не дам. Путь России выглядел так: при тренере Бышовце она проиграла три первых игры, а после его отставки выигрывала, уже при Романцеве, всё подряд. До последнего матча с Украиной, где ей нужна была лишь победа. Последняя, кстати, виды на Евро-2000 тоже имела. Однако поскольку Франция была лидером группы, Украина тоже могла попасть туда лишь через плей-офф. Однако ничья давала такую возможность «хохлам», которые немного опережали северных соседей. Поведя в счёте, романцевская дружина пропустила гол на последних минутах от Андрея Шевченко (со штрафного) при «участии» вратаря Александра Филимонова, отбившего мяч в свои ворота рукой. А в итоге Украина на чемпионат не попала, проиграв «стыковые» матчи Словении… благодаря «ляпу» её вратаря, Александра Шовковского.
Кстати, 90-е годы в футболе прошли под знаком конфронтации киевского «Динамо» и «Спартака», теперь уже по большей части – заочной. И если в начале этого периода москвичи выглядели намного привлекательнее, то во второй половине 90-х весьма впечатляющие пару сезонов выдало киевское «Динамо» под руководством Валерия Лобановского. Сезоны 97/98 г.г. и 98/99 были лучшими в его истории (четвертьфинал и полуфинал Лиги чемпионов, победы над «Барселоной» со счётом 3:0 и 4:0) и показали, на что способны спортсмены теперь уже «независимых» государств. И, кстати, в это же время «расцвел» талант Андрея Шевченко, который тогда уже громко заявил о себе.
Что касается иных видов спорта, нельзя не отметить, что Россия стала продолжателем советских традиций в таких видах спорта, как хоккей и баскетбол. Впрочем, результаты всё равно были не слишком впечатляющими – ожидали от спортсменов большего. Однако, по крайней мере, «серебро» на Олимпиаде в японском городе Нагано хоккеисты России взяли. Уступив в финале чехам 0:1, они показали хорошую игру, но не максимум возможностей.
В принципе, можно и выступление на Олимпиадах назвать успехом, но относительным. Результаты, в сравнении с советскими, были вполне приемлемыми. Например, на зимней Олимпиаде в Лиллехаммере Россия стала второй, а в Нагано – третьей (после Германии и Норвегии). На последней, кстати, особенно порадовали лыжницы (например, Лариса Лазутина) и фигуристы (Оксана Казакова, Артур Дмитриев в парном катании, Оксана Грищук и Евгений Платов в танцах и Илья Кулик).
Да, спорт 90-х – это тоже интересная тема для воспоминаний. Мне, например, он запомнился какой-то особой самоотверженностью и заряженностью на борьбу.
Передачи, которые мы ждали: «Гладиаторы», «Ключи от форта Боярд», «Угадай мелодию», «Утренняя звезда»…
Конечно, всевозможные попытки составить рейтинг популярности передач всегда несколько субъективны. Ну как можно определить, скажем, какие передачи больше любят? В каких единицах можно измерить степень привязанности к передаче, уровень приятных эмоций, от неё испытываемых?.. И всё же здесь я попробую сделать небольшой обзор, анализ существовавших в 90-е передач, которые значили много не для одного человека. Остановлюсь, опять же, на самых значимых для меня.
«Гладиаторы».
Вообще, до сих пор какое-то необычное чувство при воспоминании об этом проекте. Да, это был зарубежный проект, просто «раскрученный» у нас и одно время ставший «любимцем» тогдашней «школоты». До сих пор помню, как говорил другу: «Такого я никогда не видел!» В самом деле, продумано шоу было неплохо: соревновались, напомню, игроки, которым мешали гладиаторы из разных стран. Соревнования, в основном, были на ловкость и «соображалку»: грубой силы применять не требовалось. У гладиаторов были своеобразные прозвища – что-то похожее на современные компьютерные «ники». От России, помню, участвовали гладиаторы Динамит и Спартак. И если второй разве что высотой и прозвищем запомнился, то первый (Владимир Турчинский) был действительно одним из сильнейших.
В шоу имели место и несправедливость: иногда судьи выступали против «придумок» гладиаторов, порой имела место национальная рознь: «наших», как обычно, «засуживали». Но насколько же увлекательно было продумано действо и схема определения победителей!
Среди подобных проектов, причём в тот же период, выделялось французское шоу под названием «Ключи от форта Боярд».
Участникам (по 6 в каждой команде) на пути к своей цели (получение заветных ключей) нужно было за 40 минут преодолеть множество испытаний. Испытания эти были на силу, на ловкость и даже на смекалку (загадки старца Фура – весьма интересное препятствие). На каждое отдельное испытание-задание тоже давалось строго определённое время. Те, кто не успевал выполнить задание или не мог, становились пленниками. Кстати, то, что мы видели в 90-х, - это перевод чисто французского шоу. Потом, как, наверное, известно многим, стартовал и российский проект, который хронологически вышел за рамки интересующего нас периода.
Из интеллектуальных шоу несомненными лидерами были «Что? Где? Когда?» и «Брэйн ринг». Но о них мы говорили в другой статье. Вспоминаются также «Звёздный час» (для детей), «Умники и умницы» и «Шоколадная сказка» (возможно, эта игра была известна лишь украинской аудитории, однако у нас она была популярна и известна). Что хочется сказать здесь: шоу того времени действительно побуждали «сознательную» часть аудитории учиться и думать, что в значительной мере выделяет их среди современных аналогов (вроде всяческих шоу с блондинками).
Можно вспомнить ещё и псевдо-интеллектуальные шоу вроде «Поле чудес», которое со времён Якубовича (он стал ведущим проекта в 1991-м, после Листьева) стало больше похоже на развлекательное шоу, игру нервов и… случая. (К тому же, игра вышла далеко за рамки 90-х, хотя, по правде сказать, уже не вызывает приятных чувств.) К этой же категории я бы отнёс и игру «Пойми меня», где участвовали две команды по пять человек. Одна команда была победителем предыдущей игры, а другая - «новичком». В течение трёх «динов» они соревновались в игре ассоциаций. Побеждала команда, набравшая в итоге больше очков.
Однако «развлекалку» «Угадай мелодию» (именно в первозданном виде, с Валдисом Пельшем в качестве ведущего) я любил очень сильно.
Искрометный юмор со стороны ведущего, одетого как «цирковая лошадь с бубенчиками» (и ведь это был «правильный» имидж в данном случае!), развесёлая атмосфера, увлекательная борьба между знатоками музыки – это было чем-то уникальным по тем временам. Здесь уж не нужно было быть семи пядей во лбу, чтобы представить себя на месте участников и даже помечтать о том, с каким успехом мы могли бы выступить на передаче.
И ещё немного о музыке. Хотя я и не относил себя к отъявленным меломанам, но о программах «МузОБОЗ» и особенно – «Утренняя звезда» - представление имею.
Последняя из названных программ (с Юрием Николаевым) была своего рода прообразом современных «Фабрик звёзд» и прочих. Это светлое время вспоминаю с особой ностальгией потому, что тогда дети старались проявить себя именно с вокальной стороны. Тогда не имела такого большого значения внешность, имидж и прочая мишура.
Конечно, передачи 90-х можно вспоминать ещё долго. Однако этого небольшого экскурса достаточно, чтобы понять: где-то там мы потеряли нечто очень интересное и загадочное.
12 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена12 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена