Фронтовик, писатель, художник
105 лет назад родился Север Гансовский
Советский писатель, драматург и художник Север (Северьян) Феликсович Гансовский родился 15 декабря 1918 года в Варшаве (Польская Республика). Его отцом был Феликс Павлович Гансовский (Ганцовский). Мать, Элла-Иоганна Мей, родилась в 1892 году в Либаве (Курляндская губерния Латвийской республики, ныне – Лиепая, Латвия). Будучи известной певицей, она часто гастролировала по Европе. В Польше она и познакомилась с Феликсом. У них родилось 2-е детей: Север, и в 1919 году — Вероника. А после их рождения, в 1920 году, Феликс пропал без вести, после чего Элла вместе с детьми переехала в Петроград, где 1940-е гг., во времена репрессий была арестована за «связь с иностранными разведками» и расстреляна в тюрьме (по другим сведениям — погибла в блокадном Ленинграде). Детей воспитывала их латвийская бабушка.
Элла-Иоганна Мей
С ранних лет Север был вынужден зарабатывать на жизнь, и в начале своего трудового пути служил юнгой и матросом в Мурманске, затем был грузчиком и электромонтёром в Ленинграде. Одновременно окончил вечернюю 10-летку, а в 1940 году поступил в Ленинградский государственный университет. Но с началом Великой Отечественной ушёл добровольцем на фронт. Краснофлотец Гансовский был снайпером 4-й отдельной морской бригады Краснознамённого Балтийского флота. В ноябре 1941 года он был тяжело ранен (родным же ошибочно было сообщено, что он убит в бою и похоронен под Невской Дубровкой). После комиссии по инвалидности был эвакуирован в Алма-Ату (КазССР), где работал на конном заводе, был почтальоном, учителем. Награждён Орденом Отечественной войны.
Сестра Севера Вероника (1919-1980) в 1958 году вышла замуж за известного писателя-мариниста Валентина Пикуля и прожила с ним 25 лет — лучший период в творчестве писателя. Она помогала мужу в работе над книгами, собирала для него информацию в архивах и была его представителем во всех издательствах. А Валентин посвятил ей свой исторический роман «Слово и дело» (1974).
Кстати, с именами обоих писателей была затем связана такая история: Гансовског обвиняли в сотрудничестве с КГБ. Так писатель-фантаст Валентин Рич (Валентин Исаакович Рабинович) в автобиографической книге «Я — энциклопедия» (2001-06) посвятил ему отдельную главу, которую закончил подозрениями о работе того доносчиком. Схожие воспоминания оставил в своих мемуарах «Я здесь (Человекотекст)» (2003) и литературовед Дмитрий Бобышев (Мещеряков, с 1983 года — гражданин США).
Поводом послужило, видимо то, что в 1960 году Гансовский и Пикуль выступили свидетелями обвинения против друга Севера — советского военного писателя и лингвиста, диссидента Кирилла Успенского (Косцинского), которого КГБ обвинил в антисоветской агитации. Позже Косцинский оставил подробные воспоминания о своей дружбе с Гансовским, и об очной ставке, на которой тот свидетельствовал против него. В результате чего Косцинский был осужден на 5 лет лишения свободы (освобождён досрочно в 1964 году, после чего в 1978 году эмигрировал в США, где стал участником правозащитного движения, а в 1995 году был посмертно реабилитирован).
«..Гансовский был стукачом. Доносил на своих знакомых» (Сергей Довлатов, «Наши», 1983).
Да, Север подтвердил всё, что от него требовали в Комитете, то есть приписанные Косцинскому высказывания и собственные заблуждения, от которых он, по собственным словам, совершенно избавился. Но в отличие от Пикуля, который на процессе обратился к Косцинскому со словами пафосного упрёка, вёл себя вполне сдержанно.
В. Пикуль и С. Гансовский
Начал печататься Север, будучи ещё студентом, в 1950 году в журналах. Так в ленинградском альманахе молодых писателей «Дружба» вышли его рассказы «Ниагара» и «Федеральная №66». А уже в следующем году — в №2 того же альманаха был не только опубликован его «антиимпериалистический» рассказ «Сэм идёт в мэрию», но и вышел 1-й авторский сборник «В рядах борцов», в состав которого помимо этих 3 рассказов вошли ещё 4 той же тематики: «В английском порту», «Слово правды», «Дик» и «Дом напротив аптеки».
Тогда же начинающий писатель окончил таки филологический факультет ЛГУ.
В 1954 году Север женился на Евгении Михайловне Сергеевой. В 1955 году у них родилась дочь Илона.
Она окончила театрально-декорационный факультет МГАХИ — Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова. Занималась живописью, сценографией, проектированием интерьеров, а также распространением идей гуманного отношения к животным и пропагандой ненасильственного сосуществования с окружающей природой. Став известной художницей, рисовала Илона иллюстрации и обложки к книгам отца. Например, к посмертному авторскому сборнику Гансовского «Стальная змея» («Знание», 1991). А её художественные работы находятся в настоящее время в музеях, галереях и частных коллекциях разных стран мира — Японии, Америки, Испании, Франции, Германии, России, Польши, Чехии, Англии, Италии. 23 декабря 2008 года она трагически погибла в автокатастрофе по дороге из Риги, не доехав 70 км до Москвы.
Работы Илоны Гансовской
В 1959 году на Всесоюзном конкурсе, организованном комитетом ВЛКСМ, Гансовский получил 1-ю премию за одноактную военную пьесу «Северо-западнее Берлина» (1959) и 2-ю — за пьесу о коллективизации и борьбе с кулачеством «Люди этого часа» (1959). Также получила 1-ю премию на конкурсе «Лучшая пьеса о тружениках моря», организованном ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота, и пьеса «Сильные на вахте» (1962) — о помогающих восставшей Кубе советских моряках.
С 1960-х гг. Гансовский работает в жанре научной фантастики, предпочитая малые формы — рассказы и короткие повести. Его дебютной НФ-пробой в 1960 году стал рассказ «Гость из каменного века» (в марте 1941 года 2 упавших в тайгу лётчика обнаруживают там семью мамонтов), принятый к публикации сразу и газетой «Московский комсомолец», и журналом «Вокруг света».
По его собственным словам в фантастику Север пришёл следующим образом: «Писать я начал как раз реалистическую прозу, но начал в ту эпоху, когда главным писателем земли русской считался С. Бабаевский со своим романом «Кавалер Золотой Звезды». То, что я читал в книгах, журналах, до такой степени не походило на мой жизненный опыт, что мне пришлось решать проблему: что неправильно — мой опыт или то, что пишется? Не решив этого, я многими вещами занимался, а потом как-то мне вдруг в голову пришла такая повесть «Шаги в неизвестное» — повесть о фантастическом замедлении времени. Это произведение я принёс в издательство «Детская литература» в тот момент, когда видимо и надо было принести, было самое начало 1960-х. Редактор взял мою рукопись… Сейчас бывает часто так: человек берёт рукопись, потом её теряет, потом после разных скандалов снова находит, потом даёт понять, что автор здесь вообще не нужен, что он только мешает настоящей работе, и дай Бог, если через полгода автор дождётся от издательства какого-то ответа… Тогда было не так. Я отдал редактору рукопись, а на следующий день он уже позвонил мне по телефону: Север Феликсович, мне очень понравилось, мы берём повесть в альманах «Мир приключений». Потом он говорит: «Тут у нас ещё молодой сотрудник, Аркадий Стругацкий, передаю ему трубку…». Аркадий мне говорит: «Как тебя звать? Север? Ты приезжай…». Так мы познакомились. После этого я сразу начал ещё писать, написал рассказ «Стальные змеи», понёс по журналам, нигде не берут. Говорят: «не похоже это на фантастику, это у вас как будто всё было на самом деле…». Написал я ещё рассказ, ещё — ничего нигде тоже не берут. А надо сказать, что я каждый рассказ относил ещё и в редакцию к Аркадию. Потом как-то, он мне и говорит: «Ты давай пиши, старайся…». — «А что такое?» — спрашиваю. «Так у тебя книжка в плане нашего издательства!..»
Основной идеей многих произведений Гансовского является встреча человека с «неведомым» (обитателями антимира, неизвестными науке животными и т.п.), причём автора в равной степени интересует и описываемый им феномен, и реакция на него человека.
Например, рассказ «Хозяин бухты» (1962), повествующий о существе, состоящем из клеток, способных объединяться в единый организм и разъединяться при необходимости. Что оно будет собою представлять и как себя вести в различных ситуациях?
А одно из самых известных произведений писателя, повесть «День гнева» (1964), описывает последствия бесконтрольных биологических экспериментов учёного Фидлера, результатом которых стало развитие интеллектуальных способностей до человеческого уровня у медведей, которые при этом так и остались хищниками. В результате появились «отарки» — существа, совместившие в себе агрессивность и безжалостность зверя с хитростью и изворотливостью человека.
«Председатель комиссии:
— Вы читаете на нескольких языках, знакомы с высшей математикой и можете выполнять кое-какие работы. Считаете ли вы, что это делает вас Человеком?
Отарк:
— Да, конечно. А разве люди знают что-нибудь ещё? (Из допроса отарка. Материалы Государственной комиссии)» (С. Гансовский, «День гнева»).
Писателя беспокоит несоответствие, возникающее между растущими техническими (или биологическими) способностями человека и уровнем его нравственного развития.
Другой важной темой творчества Гансовского было противопоставление человечности и морали прагматичному научно-техническому процессу:
«Будущее обилие предсказываемых многими учеными «мыслящих» машин вызывает к жизни вопрос: не придёт ли такое время, когда необходимость демонтировать тот или другой «разумный» робот поставит перед человеком не только техническую, но и этическую проблему? Поскольку с этическими и моральными критериями мы подходим только к личности (или к обществу, состоящему в свою очередь из личностей), вопрос по существу сводится к следующему: «Может ли машина быть личностью?». Кроме того, здесь возникает множество других тем. Не станет ли, в конечном счёте, эта «машинная личность» более высокой и содержательной, чем личность человеческая, не будут ли машины умнее нас, и не следует ли нам при этом допущении возможность замены цивилизации человеческой цивилизацией машинной — как очередной естественный шаг революции? По всей вероятности этого можно всё же не опасаться. Не вытеснят. И день, когда машину придётся рассматривать в качестве личности, тоже не придёт. Почему?… Для ответа на этот вопрос нам следует разобраться в том, что же такое личность. (Именно человеческая, так как могут быть личности животные, например дельфины, и могут быть, пожалуй, личности — не люди, обитающие на других планетах Вселенной) ….».
Также неотъемлемой частью его произведений была идея о гуманном отношении к животным. В своих рассказах писатель пользуется множеством приёмов для того, чтобы читатель на подсознательном уровне почувствовал этот посыл. Однако основным способом воздействия на сознание Гансовский выбрал оригинальный ход — наделил животных способностью к действиям, которые в нашем представлении может совершить только человек. Тем самым он открыл завесу нашего сознания — животные тоже могу чувствовать: любить, желать и хотеть жить. Они тоже могут «иметь семью, дружить, симпатизировать и быть объектом дружбы, любви или вражды…»
И биография самого Севера полна историй, чьими главными героями являлись животные.
«… Он относился к животным с глубоким сочувствием. Первая книжка по проблемам нравственности в широком смысле, которую дал мне прочесть отец — сочинение французского писателя Веркора — «Люди или животные». В произведениях отца часто возникали персонажи — НЕ ЛЮДИ… Змеи, рыбы, птицы, доисторические существа. Ко всему, без исключения, живому он относился в равной степени с уважением, внимательно и осторожно, чтобы не навредить. В его деревенских записях-планах есть фраза: «…понедельник: спасти калину на болоте…». Конечно же, отец открыл для меня взгляд на мир как на прекрасный общий дом — дом для всего живого, а не только для человека» (из интервью И. Гансовской Центру защиты прав животных «ВИТА», 2001).
Позже появился рассказ «Двое» (1963) и киносценарий по нему, где, кроме хроники времени работы Севера на конозаводе в Казахстане, описаны очень дружеские, партнёрские отношения человека с лошадью.
Затем, в №№9-12 за 1966 год и №№1-4 за 1967 год, под вывеской «Клуба любителей фантастики» журнала «Техники–молодёжи», 8 писателей-фантастов (Е. Парнов и М. Емцев, А. Мирер (подробнее — здесь: Не только печи инженера Мирера), А. Громова, А. Днепров (подробнее — здесь: «Зашифрованный» писатель. К 100-летию со дня рождения Анатолия Днепрова), Н. Соколова, С. Гансовский, В. Григорьев), сыграли в литературную игру — написали, сменяя друг друга (каждый по главе в каждом номере), коллективную НФ повесть-буриме «Летящие сквозь мгновенье» («Пятеро жителей Претории (ЮАР): учёный-физик Йен Абрахамс, журналист Дик Мэллори, рабочий-негр Виллиам Йориш, «Мисс Претория» Фрона Мэссон, биржевой игрок Питер Брейген — попав под загадочное космическое излучение, приобретают сверхъестественную способность — предвидеть будущее»). Причём Гансовский, будучи в то время ведущим «Клуба», координировал этот проект, и как автор написал целых 2 главы (а «вечные» соавторы Емцев и Парнов наоборот — 1 на двоих).
Со временем в творчестве писателя всё большее место стала занимать тема предупреждения: он пишет об опасностях, которые таят в себе достижения человеческого гения. Кроме повести «День гнева», тема предупреждения также поднимается в рассказе «Полигон» и повестях «Часть этого мира» (1973) и «Инстинкт?» (1988).
В последние годы творчества Гансовский обратился также к теме альтернативной истории и «прогрессорства» (в терминологии братьев Стругацких). Так, в повестях «Башня» (1981), «Побег» (1988) и рассказах «Дом с золотыми окошками» и «Демон истории» (1968), он изучает различные возможности «подкорректировать» или «исправить» реальную историю.
Наибольшего внимания заслуживает повесть «Побег»: «В обществе будущего нарушение этических норм ведёт к общественному остракизму. Главный герой-индивидуалист попрал нравственные законы и был изгнан из своего времени. Его перемещают из одной эпохи в другую, (общаясь даже с динозаврами!) пока, наконец, он не оседает в России XVIII в., во времена царствования Екатерины Великой. Став помещиком, он берётся за изменение жизни — своей и окружающих: отменяет барщину, развивает науки и ремёсла, обучает крестьянских детей, пользуясь знаниями, привнесёнными из будущего. И, наконец, приходит к мысли о том, что ему, пожалуй, по плечу преобразить Россию…».
В 1987 году в сокращенном варианте повесть эта под названием «…И медные трубы» печаталась в №11-12 журнала «Уральский следопыт».
Известен писатель также и как художник-график с узнаваемой манерой рисунка. Его иллюстрации к 1-му изданию повести «Улитка на склоне» (1966) Б.Н. Стругацкий считал одними из лучших для данного произведения.
«Знаете, я как-то совершенно случайно через Аркадия Натановича Стругацкого узнал, что умею рисовать. Мы сидели с ним тогда в Центральном Доме литераторов, к нам подошёл человек и отрекомендовался: заведующий литературным отделом журнала «Байкал». Сказал, что журнал готовит к печати повесть братьев Стругацких «Улитка на склоне». Повесть редакции очень понравилась, и они хотели бы видеть соответствующие иллюстрации. Кого Аркадий Натанович порекомендует в художники?
Аркадий указал на меня. Вот, мол, Север Гансовский — он рисует.
— Аркадий, ты что! — возмутился я. — Я никогда не рисовал!
На что Аркадий Натанович возразил:
— У меня есть твои рисунки, которые ты рисуешь, когда слушаешь.
— Ладно, сказал я, — попробую.
Засел и сделал 8 рисунков к повести для журнала.
После того, как повесть была опубликована — частью в журнале «Байкал», частью в книге «Эллинский секрет», тот же человек — зав. литотделом «Байкала», привёз в Москву экземпляры журналов с повестью. Встреча состоялась опять же в ЦДЛ.
Он подарил нам тогда большое количество журналов, и мы, уверенные, что получим ещё, раздали их. Теперь же ни у меня, ни у Стругацких этих журналов нет. После этого мне стало интересно, и я начал рисовать. Проиллюстрировал свой сборник и даже разогнался иллюстрировать чужие произведения» (из воспоминаний С. Гансовского).
В результате ранения у писателя были искалечены запястья, и он не мог держать карандаш «щепотью», а зажимал его сразу всеми пальцами. Таким способом тяжело нарисовать линию, а вот поставить точку — запросто. Этим и объясняется стилистика рисунков Гансовского. Способ этот называется пуантилизм (Pointillisme, буквально — «точечность», фр). Основоположником стиля был французский импрессионист Жорж Сера (1859-1891), положивший в его основу теорию цвета и оптику. Цвета в таких картинах используют только чистые, но за счёт размера и частоты расположения точек, а также соседства цветов зритель может видеть на картине любые оттенки.
Работы С. Гансовского
С 1968 года Север Феликсович — член Союза писателей СССР. Участник Фестиваля фантастики «Аэлита» в Свердловске (1987) и Всесоюзной встречи Клубов любителей фантастики (КЛФ) в Киеве (1988).
Писатели Леонид Ткачук (Одесса), Андрей Лазарчук (Красноярск) и Север Гансовский (1 Всесоюзное совещание КЛФ Киев, 15-19.03.1988
6 сентября 1990 года Север Феликсович Гансовский скончался в Москве, за 3 месяца до своего 72-летия. В августе 1991 года его прах был развеян над морем недалеко от мыса Колка (Латвия).
Рассказы и повести автора переведены на множество языков мира: английский, болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский.
Несколько произведений Гансовского были экранизированы. Так в 1977 году по рассказу «Полигон» (об испытаниях на безымянном атолле оружия будущего — «умного» танка, улавливающего волны нападения, что позволяет ему вовремя уйти с места поражения, и волны страха, что позволяет ему целенаправленно и результативно атаковать — которые выходят из-под контроля военных) был создан одноимённый мультфильм. Кроме того, он написал сценарий полнометражного художественного фильма по тому же рассказу, который, впрочем, так и не был снят.
В 1985 году был экранизирован и его рассказ «День гнева» (по мнению самого автора, не самым удачным образом, а критики окрестили фильм «первым советским НФ-хоррором»).
В том же году вышел фильм восточно-германской киностудии DEFA «Визит к Ван-Гогу»/Besuch bei Van Gogh по мотивам повести Гансовского «Винсент Ван-Гог» (1970, «Главный герой отправляется в прошлое, чтобы приобрести картины у никому ещё в те времена неизвестного художника Ван Гога, которые при его жизни почти ничего не стоили»).
В 1967 году сняли одноименный фильм-спектакль и по его пьесе «Северо-западнее Берлина». А в 1968 году на основе рассказа «Голос» (о превращении безголосого горожанина в великого певца), был сделан телевизионный моноспектакль Владимира Этуша, поставленный режиссёром Александрой Ремизовой.
Владимир Этуш в моноспектакле «Голос» (1968)
Кроме того, по произведениям Гансовского было поставлено и несколько радиоспектаклей: «Северо-западнее Берлина» (1959), «Электрическое вдохновение» (1972), «Тропинка в поле» (1984).
В 1954-65 гг. по произведениям писателя было создано также 4 диафильма: «Дик», «Ниагара», «Хозяин бухты» и «Быть человеком» (по рассказу «День гнева»).
Север Феликсович и сам снялся в кино: в 1988 году вышел фильм режиссёра Виктора Жилко «Генеральная репетиция» (по мотивам повести Василия Авенариуса «Гоголь-гимназист», 1987), в котором Гансовский сыграл эпизодическую роль преподавателя математики Нежинской гимназии профессора Казимира Варфоломеевича Шапалинского.
Кадр из х/ф «Генеральная репетиция» (1988)
В 2018 году в серии «Мир фантастики» издательства «АСТ-Азбука» вышло новое издание, объединяющее лучшие рассказы писателей Гансовского и Ильи Варшавского (подробнее — здесь: Писатель «на спор») «Тревожных симптомов нет. День гнева».
В декабре 2020 года издательством «Кассиопея» был выпущен 3-томник «Часть этого мира» (полное собрание фантастики автора), а в августе 2021 года вышли ещё 2 дополнительных тома: «Чтобы выжить» и «Год в тысячу дней», составленные из нефантастических произведений Гансовского. Книги богато иллюстрированы (в том числе, и цветными иллюстрациями), содержат комментарии составителя и дополнительные материалы: подробную библиографию и объёмный очерк о жизни и творчестве писателя.
Награды и премии:
06.04.1985 — Орден Отечественной войны II ст. — первая советская награда периода Великой Отечественной войны, а также 1-й советский орден, имевший разделение на степени. Один из немногих, передававшихся семье как память после смерти награждённого. Учреждён указом Президиума ВС СССР «Об учреждении Ордена Отечественной войны I и II ст.» от 20.05.1942 г. Им награждаются солдаты и начальствующий состав РККА, ВМФ, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие храбрость, стойкость и мужество в боях за Советскую Родину, а также военнослужащие, своими действиями способствовавшие успеху боевых операций советских войск. Награждение Орденом производилось на основании Указа Президиума ВС СССР.
1989 — Премия «Аэлита» — одна из первых советских НФ-премий «За вклад в фантастику», учреждённая в 1981 г. журналом «УС» совместно с Советом по приключенческой и научно-фантастической литературе СП РСФСР за лучшее произведение отечественной фантастики предшествующих 2-х лет. Вручается ежегодно с 1981 г. на фестивале фантастики «Аэлита» в Свердловске (Екатеринбурге). Премию можно получить 1 раз в жизни. На фестивале также вручаются: с 1987 г. — «Приз им. И. Ефремова» («За популяризацию фантастики»), с 1997 г. — «Приз им. В. Бугрова» («За вклад в фантастиковедение»), с 2002 г. — «Орден рыцарей фантастики им. И. Халымбаджи» («За заслуги перед фэндомом»). — Повесть «Инстинкт?» (1988).
Библиография С. Гансовского:
Циклы произведений:
«Лех и Чисон» («Три шага к опасности»): «Доступное искусство» (1965), «Демон истории» (1968), «Три шага к опасности» (1969), «Часть этого мира» (1973).
Повести: «Чтобы выжить» (1955), «Шаги в неизвестное» (1961), «Чужая планета» (1965), «Шесть гениев» (1965), «Винсент Ван Гог» (1970), «Часть этого мира» (1973), «Башня» (сокращенный вариант повести «Шесть гениев», 1981), «…И медные трубы» (часть повести «Побег», 1987), «Инстинкт?» (1988), «Побег» (1988).
Пьесы: «Ветры наши» (1959), «Люди этого часа» (1959), «Северо-западнее Берлина» (1959), «Крылья красные» (1960), «В тумане» («Туман») (1962), «На главном направлении» (1962), «Сильные на вахте» (1962), «И нас двадцать!» (1971), «Один день с Ирмой» (1971), «Свет солнца, свет луны» (одноактная пьеса, 1973), «Год в тысячу дней» (1974), «Млечный путь» (1974), «Электрическое вдохновение» (1974), «Свет солнца, свет луны» (мелодрама в 2-х действиях, 1976), «Свадебный подарок» (соавтор А. Макеев, 1983), «Где моя деревня…» (1984).
А также более 80 рассказов, очерков, эссе, антологий и заметок.
Фильмография: «Полигон» (м/ф, «Союзмультфильм», реж. Анатолий Петров, 1977), «Визит к Ван Гогу»/Besuch bei Van Gogh (студия DEFA, ГДР, реж. Хорст Земан, по мотивам повести «Винсент Ван Гог», 1985), «День гнева» (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, реж. Суламбек Мамилов по сценарию Александра Лапшина, 1985).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://www.livelib.ru/author/14674-sever-gansovskij
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/258200/bio/
https://barmaley-cat.livejournal.com/199707.html
https://fantlab.ru/article1284
https://vk.com/sever.gansovskiy
12 комментариев
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
в 1892 году Латвийской республики не существовало даже в фантазиях - Курляндская губерния была территорией Российской Империи.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена