Кит мирового рока
Киту Ричардсу исполняется 80!
Британский гитарист и автор песен группы The Rolling Stones Кит (иногда пишут и как Кейт) Ричардс родился 18 декабря 1943 года в Дартфорде (графство Кент, Англия, Великобритания). Был единственным ребёнком Дорис M.Л. (урож. Дюпре) и Герберта В. Ричардса. Отец — фабричный чернорабочий. Дедушка и бабушка по линии отца — Эрни и Элиза Ричардс — были социалистами и гражданскими лидерами, организаторами ячейки Лейбористской партии/Labour Party в Уолтемстоу (пригородный район Лондона), Элиза в 1941 году даже стала мэром муниципального округа. Дед же по материнской линии — Август Теодор «Гас» Дюпре — участвовал в турах по Великобритании в составе джазового биг-бенда Gus Dupree and his Boys и оказал влияние на музыкальные вкусы маленького Кита, заинтересовав того игрой на гитаре. А мать познакомила его с музыкой Билли Холидей, Луи Армстронга и Дюка Эллингтона и купила ему за £7 его 1-ю гитару — акустическую «Rosetti». Отцу же подобное увлечение нравилось не очень.
В 1944 году маленькиё Ричардс и его мать были эвакуированы во время бомбардировок в июне-сентябре Лондона «дудлбагс» («жужжащими бомбами») — Фау-1. Вернувшись в свой дом, они обнаружили, что некоторые из их соседей убиты, а койка, где обычно спал малыш Кит, разрушена. Позже он скажет: «Гитлер бросил один из своих V-1 мне на кровать! Он охотился за моей пятой точкой!»
Ричардс ходил в ту же начальную школу Wentworth, что и Мик Джаггер. И они знали друг друга ещё с детства, так как жили в одном районе, пока в 1954 году семейство Ричардсов не переехало. С 1953 до 1959 год Кит посещал Дартфордскую техническую школу/Dartford Technology College, где руководитель хора Джек Клейр, заметил его певчий голос и принял в школьный хор. И в возрасте 10 лет он уже пел в составе хора на коронации Елизаветы II. Но в 1959 году Ричардса из школы за прогулы исключили, и директор школы предложил ему поступить в художественный колледж в соседнем городе Сидкап. Но Кит продолжал упорно прогуливать занятия и в Сидкупе, уделяя больше времени собственной музыке, чем изучению искусства.
Первым кумиром Кита в музыке был американский гитарист Скотти Мур, наиболее известный, как гитарист «короля рок-н-ролла» Элвиса Пресли.
17 октября 1961 года, во время поездки из Дартфорда в Сидкап, Ричардс зашёл в тот же вагон что и Джаггер, который был тогда студентом Лондонской школы экономики/London School of Economics (LSE) при Лондонском университете/University of London. Увидев друга, с которым они не общались почти 7 лет, Кит заметил у него в руках несколько грампластинок с записями ритм-энд-блюза, которые Мик заказал по почте из США. Они стали обсуждать их. Ричардс был удивлён и впечатлён тем, что Джаггер не только разделял его увлечение Чаком Берри и Мадди Уотерсом, но и тем, что у них были одни и те же LP, бывшие в то время чрезвычайно редкими в Британии. К тому же, обнаружилось, что Дик Тэйлор — приятель Кит — пел тогда с Джаггером в любительской группе Little Boy Blue and the Blue Boys. Мик предложил Киту прийти к ним на репетицию, и вскоре тот присоединился к группе. На репетициях они играли многие произведения Чака Берри — ещё одного кумира юности Ричардса. Правда вскоре коллектив распался.
А в апреле 1962 года Джаггер и Ричардс побывали в лондонском клубе «Ealing», где увидели выступление Брайана «Elmo Lewis» Джонса, игравшего в качестве сессионного музыканта на слайд-гитаре в группе Blues Incorporated одного из британских пропагандистов блюза Алексиса Корнера. Игра Джонса произвела на них впечатление, и после концерта друзья решили с ним познакомиться. Став завсегдатаями клуба, Кит и Мик познакомились затем и с самим Корнером, которому дали прослушать любительские записи своей группы. И спустя некоторое время, когда Blues Incorporated начали выступать также и в «Marquee Club», в их составе стали периодически появляться — сначала Джаггер в качестве вокалиста, а затем и Ричардс на гитаре.
Джонс же в это время решил создать собственную ритм-энд-блюзовую группу и дал соответствующее объявление в газету «Jazz News». Первым на него откликнулся пианист Иэн Стюарт, с которым Брайан и приступил к репетициям. А в июне того же года на одной из репетиций новоиспечённой группы побывали Мик и Кит, после чего было принято решение играть всем вместе.
А 12 июля 1962 года Blues Inc. получили приглашение выступить на BBC. Но, поскольку в то же время группа должна была выступать и в «Marquee», Корнер предложил Брайану, Мику, Киту, Иэну и Дику выйти на сцену вместо них. Именно на этом концерте группа впервые и выступила под названием The Rolling Stones, назвав себя так по одной из песен 1950 года американского блюзмена Мадди Уотерса.
Так и родилась группа, ставшая важной частью «Британского вторжения»/British Invasion, и до сих пор считающаяся одной из самых влиятельных и успешных групп в мирового истории рока. Вот только бОльшей популярностью RS пользовались почти всё время за океаном, где они «скрывались» от непомерных британских налогов на прибыль.
В это время развелись родители Кита (после чего он поддерживал хорошие отношения с матерью, которая благосклонно относилась к его музыкальной деятельности, а вот общаться с отцом перестал, и возобновил контакты лишь в 1982 году). И в середине 1962 года он ради музыкальной карьеры ушёл из колледжа и переехал в съёмную квартиру в Лондоне, где тогда уже жили Джаггер и Джонс.
В августе 1962 года Тейлор покинул группу и был заменён Биллом Уайменом (ех-The Cliftons), а на место Айвори (позже присоединившемуся к The Kinks) был приглашён барабанщик Тони Чепмен, который вскоре уступивший место Чарли Уоттсу, работавшему в то время в рекламном агентстве.
К началу 1963 года состав RS стабилизировался, и на 8 месяцев музыканты «осели» в клубе «Crawdaddy», где привлёкли к себе внимание продюсера Эндрю Луга Олдхэма, который и «перекупил» группу у клубного менеджера Джорджио Гомелски. Он тут же решил создать подопечным «грязный» имидж — в пику «чистеньким» The Beatles (по одной из версий, по его настоянию Стюарт был вытеснен из состава — только за то, что внешне контрастировал с остальными участниками своим «интеллигентным» видом). А Ричардс с 1963 по 1978 гг., по настоянию Олдема, использовал сценическое имя «Кит Ричард», так как менеджер посчитал это имя более подходящим для шоу-бизнеса.
В июне 1963 года RS выпустили свой дебютный сингл «Come On» (композицию Ч. Берри), который поднялся в чартах Британии до 21-го места.
А на вершину британских чартов группа попала уже в 1964 году с кавер-версией песни Бобби Уомака «It's All Over Now». В том же году они выпустили одноименный дебютный альбом, и отправилась на гастроли по США, записав первый американский хит «That Girl Belongsto Yesterday».
Затем последовали «I Wanna Be Your Man» (композиция Леннона-Маккартни) и «Not Fade Away» (Бадди Холли, занявшая 3-е место в Британии и попавшая в американский Top-50). К этому времени на родине RS сделались скандально знаменитыми: ставка Олдэма на «грязный» имидж сработала. После выхода дебютного альбома (в Британии он назывался «The Rolling Stones», а в Штатах — «England's Newest Hit Makers The Rolling Stones»), группа провела первые американские гастроли, в ходе которых записала мини-альбом «Five by Five» (1964). К моменту завершения гастролей RS уже имели свой 1-й лидер британского хит-парада: «Little Red Rooster» — композицию Хаулин Вулфа.
После выхода дебютной пластинки группы, Великобританию захлестнула настоящая истерия, которая на концертах то и дело перерастала в дебоши. Одним из самых буйных шоу в истории английского рок-н-ролла до сих пор остаётся концерт RS в зале «Winter Gardens Blackpool», во время которого фанаты начали крушить светильники, сломали рояль «Стейнвей» и устроили свалку, в результате которой порядка 50 человек попали в больницу.
На ранних этапах творчества группа на концертах часто исполняла кавер-версии композиций Берри и Бо Диддли. А творчество Джимми Рида и Мадди Уотерса — другой ранний источник вдохновения и основа для стиля, сочетающего игру соло- и ритм-гитар, который развивали Ричардс и Джонс. Все 3 участника коллектива разделяли любовь к американскому блюзу, а Ричардс к тому же вдохновлялся американским рок-н-роллом.
Но затем Олдэм стал настаивать на том, чтобы группа записывала исключительно собственные композиции. И уже в июне 1964 года сингл «Tell Me» вошёл в американский Top-40, положив начало серии хитов Джаггера-Ричардса.
К суперзвёздному статусу этот авторский дуэт поднял «I Can’t Get No/Satisfaction» (1965). Уже сам по себе гитарный рифф (изначально копировавший звучание духовой секции, а позже признанный классическим) свидетельствовал о том, что RS отделились от традиционного блюза и вышли на собственный путь развития. Сингл продержался на вершине американских «списков» 4 недели. За ним в Top-10 друг за другом вошли «Get Off of My Cloud», «19th Nervous Breakdown», «As Tears Go By», «Have You Seen Your Mother, Baby, Standing in the Shadow?».
А к началу 1968 года группа рассталась с Олдэмом и пригласила на его место Алена Клейна, одновременно вернувшись от психоделики к прямолинейному рок-н-роллу. Ричардс стал использовать открытый строй, благодаря чему звучание группы стало гуще и тяжелее, примером чему служил сингл «Jumpin’ Jack Flash» (№3 в Британии в мае 1968).
Но после смерти 3 июля 1969 года от передозировки Джонса (стал одним из первых «участников» печально знаменитого «Клуба 27»/27 Club), в группу пришёл гитарист Мик Тейлор (ех-John Mayall & the Bluesbreakers), который работал затем с RS в 1969-74 гг., и стиль его игры привёл к более явному разделению между ролями соло- и ритм-гитары.
Брайан Джонс во время прибытия The Rolling Stones в Финляндию в 1965 году
В декабре того же года Ричардс впервые стал отцом: его девушка Анита Палленберг родила сына Марлона. В 1972 году пара завела ещё ребенка, дочь по имени Dandelion (в переводе с английского – одуванчик). Позже девочку переименовали в Анжелу. А 3-й ребенок Кита, сын по имени Тара, умер через несколько недель после своего рождения в 1976 году. Аниту, кстати, многие обвиняли в увлечении Китом препаратами, чему он сам не больно-то и противился…
Анита Палленберг и Кит Ричард
В 1975 году, с заменой Тейлора Ронни Вудом (ех-The Faces Рода Стюарта), группа возвратилась к первоначальному стилю сочетания гитарных партий. Ричардс говорил, что годы игры с Вудом были наилучшим музыкальным периодом RS.
Музыкант считает, что именно акустическая гитара является основой всей его игры:
«Каждый гитарист должен играть на акустической гитаре дома. Не важно, что вы играете, если вы не поддерживаете на высоком уровне вашу акустическую игру, вы никогда не сможете использовать весь потенциал электрогитары, потому что вы теряете контакт».
И акустическая гитара Ричардса присутствует в разных композициях на протяжении всей карьеры RS, включая такие хиты, как «Not Fade Away», «Brown Sugar», «Beast of Burden» и «Almost Hear You Sigh».
Самого Кита, в коллекции которого сейчас уже около 3000 гитар (на некоторых из них он даже ни разу не играл, сейчас вообще играет только на максимум 10), часто ассоциируют с гитарой «Fender Telecaster», особенно с 2-я экземплярами выпуска 1950 года, снабженными хамбакером (магнитным звукоснимателем) фирмы «Gibson».
А к концу 1970-х гг. у музыканта сложилась уже серьеёная героиновая зависимость. Так в 1977 году его арестовали с большим количеством тяжёлых наркотиков и кокаина в Торонто (Канада). Под угрозой пожизненного заключения Киту предложили отправиться в Штаты, чтобы пройти твм курс лечения от зависимости. Меру пресечения после этого уменьшили, а сам Ричардс смог вернуться к музыке.
В 1983 году в Мексике музыкант женился на американской супермодели норвежского происхождения Патти Хансен. У пары родились 2 дочери — Теодора и Александра (всего у музыканта 4 детей от 2-х жён).
А RS в середине 1980-х гг. решили сделать перерыв: Джаггер сосредоточился на своей сольной карьере. Работая самостоятельно, Кит выпустил свой 1-й сольный альбом — «TalkIs Cheap» (1988), получивший положительные отзывы музыкальных критиков.
Выход же в свет совместной работы Ричардса и Джаггера под названием«Steel Wheels» (1989) был расценен фанатами как возвращение группы.
В 1994 году RS в новом составе (Уаймена на басу сменил Дэррил Джонс) и с новым продюсером Доном Уозом, записали альбом «Voodoo Lounge», принёсший музыкантам их 1-ю премию американской Национальной академией искусства и науки звукозаписи/National Academy of Recording Arts and Sciences (NARAS) «Грэмми»/Grammy Awards (за лучший рок-альбом).
А в 1994-95 гг. группа установила абсолютный рекорд прибыльности гастрольного тура — «Voodoo Lounge» стало самым прибыльным турне всех времён. Команда отыграла 62 шоу вместо 28 запланированных и заработала свыше $400 млн.!
11 августа 1998 года, в рамках турне состоялся 1-й концерт группы в России — на московском стадионе «Лужники» (на разогреве выступала группа «Сплин»).
Следующий концерт в РФ был уже в 2007 году в рамках мирового турне «A Bigger Bang» на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
В 2010 году вышло ремастерированное переиздание альбома RS «Exile On Main St» (2CD), на 2-ом диске которого были собраны лучшие вещи группы, записанные с конца 1969 по 1972 гг. и по разным причинам отложенные на «полку». А при активном участии Джаггера чуть раньше был снят и д/ф о жизни и творчестве группы в начале 1970-х гг. «The Rolling Stones: Да будет свет»/Shine a Light (реж. Мартин Скорсезе, 2008).
25 марта 2016 года RS дали бесплатный концерт для 500 тыс. человек в Гаване (Куба), где их музыка ранее была запрещена режимом Кастро. Концерт последовал за историческим визитом на «остров свободы» президента Барака Обамы, что стало частью усилий по нормализации отношений между Штатами и Кубой. Шоу на спортивной арене «Ciudad Deportivo» стало 1-м концертом группы на острове и частью целого южноамериканского тура 2016 года.
Чуть ранее Кит посетил Ямайку, где вдохновился музыкой рэгги, и даже записал несколько треков с местным музыкантом и продюсером Ли «Скрэтчем» Перри, (1936-2021), что вылилось затем в совместный диск-требьют «Scratch'd» (2023).
В марте 2020 года из-за пандемии коронавируса был отложен «No Filter Tour» RS. И участники группы Джаггер, Ричардс, Уоттс и Вуд, сидя в собственных домах, стали одними из главных участников онлайн-концерта в рамках «Global Citizen’s One World: Together at Home», прошедшего 18 апреля 2020 года с участием десятков артистов, актёров кино, комиков и шоу-мэнов для поддержки работников здравоохранения и ВОЗ.
11 сентября 2020 года альбом 1973 года «Goats Head Soup», содержащий ранее не издававшиеся треки, такие как «Criss Cross», переизданный неделей ранее, возглавил чарт альбомов Великобритании, и RS стали первой группой, возглавившей чарт в 6 разных десятилетиях!
6 сентября 2023 года на презентации у телеведущего Джимми Фэллона вышел заглавный сингл с нового альбома «Angry» и видеоклип, в котором главную роль сыграла американская актриса Сидни Суини. Альбом «Hackney Diamonds» — 1-й студийный альбом с оригинальным материалом группы за последние 18 лет, включающий в себя множество приглашенных звёзд (Элтон Джон, Пол Маккартни, Леди Гага, Стиви Уандер), вышел 20 октября 2023 года. В альбом вошли 2 последние песни барабанщика Чарли Уоттса, записанные с группой перед его смертью 24 августа 2021 года.
Помимо RS, гитарные партии Ричардса можно услышать на релизах Макса Ромео, Хьюберта Сумлина, Леса Пола, Тома Уэйтса, Боно и U2, Ноны Хендрикс, Джона Филлипса и Ареты Франклин.
Музыкант известен своей экстравагантной манерой поведения, и с ним связано много курьёзных случаев.
Так, соответствуя имиджу диких рокеров, как и остальные участники группы, он наслаждался непринужденным образом жизни. В связи с этим, 12 февраля 1967 года дом Ричардса подвергся обыску. Вместе с Китом дома в это время находились Мик, его подруга Марианна Фейтфул и ещё несколько человек. В ходе обыска полицейские обнаружили в доме запрещённые вещества и другие сомнительные приспособления. В связи с чем и Джаггер, и Ричардс были осуждены за преступления, связанные с хранением и употреблением наркотиков Джаггер к 3 месяцам тюремного заключения, Ричардс — к 1 году. Однако после обжалования приговор был отклонён: Кит признал себя полностью виновным, в связи с чем, был приговорён лишь к условному наказанию.
Его чуть не убило током прямо на сцене в середине 1960-х гг.: в Сакраменто (Калифорния), во время исполнения «The Last Time», Ричардс подошёл к микрофону, чтобы исполнить бэк-вокал, и заметил, что тот был направлен не в ту сторону. Он стукнул по нему грифом гитары, что оказалось опасным манёвром: от удара и спровоицированного им замыкания, Кит потерял сознание, а струны гитары просто сгорели. Позже он назвал этот инцидент «самым зрелищным» моментом в своей жизни, и приписал своё «чудесное» спасение новеньким ботинкам на резиновой подошве, которые были на его ногах в тот день.
А в 1971 году, в «Nellcôte» — 16-комнатном особняке, возведённом на Лазурном берегу Франции, во времена так называемой Прекрасной эпохи, где Ричардс записывал «Exile on Main St.», а также устраивал дикие тусовки с Анитой. Во время одной из них он уснул с горящей сигаретой в руке. Кровать под ними загорелась, и паре чудом удалось спастись бегством. Кит и Анита покинули виллу, а позже музыканту вообще запретили на несколько лет въезд во Францию. А сама «Nellcôte» в 2005 году была приобретена неким российским олигархом за сумму почти $130 млн.
В июле 1972 года в Бостоне (Массачусетс) должен был пройти большой запланированный концерт RS, но возникла крохотная проблема: закадычные друзья Ричардс и Джаггер были арестованы за драку с фотографом в Род-Айленде. Музыканты оказались за решёткой, но им повезло — мэр Бостона, Кевин Уайт, был умным мужиком: он сделал то, что сделал бы любой хороший политик, а именно — выпустил плохих парней под свою опеку, чтобы шоу состоялось. А если бы этого не случилось — страшно представить какие бунты были бы учинены… Вероятно, он стал самым любимым мэром в истории города!
В 1973 году в Фордайсе (Арканзас) Кит ехал на своей «Impala» («Chevrolet» 1967), и был остановлен за неосторожное вождение. Полицейские подумали, что они учуяли запах чего-то запрещённого, и обыскали машину. И нашли-таки то, что искали! Но находка принадлежала пассажиру. Тогда Ричардс успешно прошёл тест на трезвость, но был обвинён в ношении охотничьего ножа, который считался незаконным оружием.
В том же году Кит устроил и ещё один пожар — на этот раз в стенах поместья Редлендс… Музыкант вновь уснул с сигаретой в руках, из-за чего произошло возгорание (вот уж когда, действительно, жизнь ничему не учит…). Тогда Ричардсу, Палленберг и 2-м их детям пришлось уносить ноги в безопасное место. Позже музыкант утверждал, что результатом пожара стали мыши, которые перегрызли какие-то провода, устроив замыкание.
А в 1989 году он хотел зарезать миллиардера и будущего 45-го президента США Дональда Трампа! Тогда RS решили, что они хотели бы закончить свой тур «Steel Wheels» большим и прибыльным шоу. Однако единственным удобным на тот момент местом оказался отель-казино Трампа «Plasa» в Атлантик-Сити (Нью-Джерси). Группа не очень обрадовалась этому факту, не желая ассоциироваться с его владельцем. Но их тур-менеджер Майкл Коул сказал, что «лично будет контролировать Дональда», и группа согласилась, подписав контракт с отелем. Но ни к чему хорошему это не привело: перед шоу музыканты хотели дать интервью, но когда они прибыли в пресс-центр, нашли там Трампа! Эта встреча вызвала у них шквал эмоций, а особенно — у Кита… Коул даже предпринял попытку выпроводить Дональда, однако Ричардс опередил его, достав из кармана свой вечный нож.
«Кит вытащил нож и ударил им по столу со словами: «Какого чёрта он здесь делает? Тут только 2 варианта: либо он, либо мы!» Но я сказал: «Нет. Я сделаю это. Не волнуйся»… Атмосфера была накалена до предела!» (М. Коул).
В 1998 году в своей домашней библиотеке Кит упал со стула, когда доставал книгу об исследовании анатомии Леонардо да Винчи. Он поскользнулся, упал, а тяжёлые книги «накрыли» его сверху. Музыкант сломал 3 ребра, в результате чего был даже отложен очередной тур RS.
А уже в апреле 2006 года 62-летний Ричардс получил сотрясение мозга при падении c кокосовой пальмы на Фиджи. Для излечения травмы потребовалась операция на головном мозге. Через несколько дней её успешно провели в Новой Зеландии, и спустя несколько недель музыкан полностью восстановился и возобновил гастроли. Кит тогда заявил, что после операции он навсегда отказался от наркотиков.
«Я родом из крепкой семьи; то, что другого убило бы, меня не убивает. Для меня единственный критерий в любом виде игры жизни — это знать самого себя, знать свои возможности. Пресса сделала из меня жупел, они полагают, что я должен считать себя ответственным за тех, кто сдуру мне подражает. Но это чушь. Я никогда не собирался служить примером для других людей, я ничего в этом не понимаю. Я знаю только самого себя.
Большую часть 70-х я был #1 в списке смертников. Люди заключали пари, когда я умру. И проиграли на этом массу денег. Я много чего употребил просто из чувства противоречия: будешь давить на меня, я буду ещё хуже. Таков я: нажми на меня, я стану ещё упрямее» (К. Ричардс, из книги Б.Гребенщикова «Аэростат», 2009 г.).
При исполнении роли капитана Джека Воробья в фильмах серии «Пираты Карибского моря»/Pirates of the Caribbean (реж.: Гор Вербински, Роб Маршалл, Эспен Сандберг, Юаким Рённинг, 2003-17) Джонни Депп старался подражать походке и манере разговора Ричардса, который является одним из его любимых исполнителей. И в фильме «Пираты Карибского моря: На краю света»/Pirates of the Caribbean: At World's End (реж. Г. Вербински, 2007), по просьбе Деппа, музыкант сыграл отца Джека Воробья — капитана Тига. Исполнил отца Джека Ричардс и в 4-й части франшизы — «Пираты Карибского моря: На странных берегах»/Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides (2011).
Авторитетный американский музыкальный журнал «Rolling Stone» поместил в 2003 году Ричардса на 10-е место в списке «100 величайших гитаристов всех времен». А в обновлённый список 2011 года музыкант вошёл уже под №4.
В октябре 2010 года Ричардс выпустил свою автобиографию под названием Life/«Жизнь». В ней музыкант рассказывает о мире рок-звёзды, своих экспериментах с наркотиками, о женщинах в его жизни и о его отношениях с Джаггером. Книга показала также, что Кит любит читать и владеет обширной коллекцией литературы. Биография разошлась миллионным тиражом и была раскуплена мгновенно.
Несмотря на солидный возраст, музыкант ведёт персональную страницу в Instagram*, где регулярно выкладывает фотоотчёты с концертов. А ещё он планирует открыть музей своих гитар
Telecaster Кита Ричардса в музее FGF
Дискография К. Ричардса (кроме Rolling Stones): «TalkIs Cheap» (1988), «Main Offender» (1992), «Vintage Vinos» (2010), «Crosseyed Heart» (2015).
«Scratch'd» (Lee «Scratch» Perry & Keith Richards, 2023).
Источники:
https://24smi.org/celebrity/4727-kit-richards.html
https://onrockwave.com/blog/kit-richards-10-maloizvestnyh-faktov
https://dzen.ru/a/YEQdu7hhPB27rDBt
https://blog.ostrovok.ru/chast-9-opasnye-gastroli-kita-richardsa/
https://spletnik.ru/12565-ochen-ploxoj-paren-roknrolla-kit-richards-117444
* Запрещены в РФ
10 комментариев
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена