«Лучший гитарист всех времён»
К 80-летию Джимми Пейджа
Рок-музыкант, гитарист, аранжировщик, композитор и продюсер Джеймс Патрик «Джимми» Пейдж родился 9 января 1944 года в Хестоне (пригород Лондона, Великобритания), в семье бухгалтера авиазавода Джеймса Патрика Пейджа-I и Патриции Элизабет Гаффикин — секретарши в приёмной у врача в частной клинике.
После войны семья переехала на Майлз-роуд в Эпсоме (графство Суррей). Там в 5 лет Пейдж пошёл в школу, до этого у него не было друзей-сверстников.
«Эта ранняя изолированность, возможно, повлияла на формирование моего характера. Одиночка. Многие не способны существовать сами по себе. Их это пугает. Меня одиночество не беспокоит вообще. Оно придаёт мне ощущение безопасности» (из интервью Д. Пейджа журналу «Rolling Stone», 1975).
В 12 лет Пейдж впервые взял в руки гитару — старую испанскую акустику, найденную на чердаке своего дома. Поначалу инструмент не заинтересовал мальчика, а захотел он научиться играть на нём, когда услышал «Baby, Let’s Play House» Элвиса Пресли, сразу ставшую его любимой песней.
«От некоторых проигрышей на пластинке у меня по спине мурашки шли, и я часами, иногда целыми днями пытался их воспроизвести. Парень в школе показал мне аккорды и — пошло-поехало», — вспоминал Пейдж.
Вскоре испанская гитара перестала устраивать его чтобы воспроизводить звуки своих кумиров — Чак Берри, Джеймса Бёртона и других, — Джимми нужна была электрогитара. Чтобы накопить на неё, он начал по утрам перед школой и разносить газеты и заработал таким образом на гитару «Hoffman Senator». Но она была полуакустической, и хоть на ней и был звукосниматель, считать её электрогитарой было всё же нельзя.
Но с гитарой этой он никогда не расставался, занимался на ней круглыми сутками, носил её даже с собой в школу. И каждое утро учителя отбирали её у Джимми и запирали в шкаф до окончания занятий.
Получив азы игры в музыкальной школе (в соседнем Кингстоне), он приступил к усиленному самообразованию. Первыми гитаристами, оказавшими влияние на его стиль игры, были Скотти Мур и Джеймс Бёртон (игравшие с Пресли). Постепенно вокруг гитариста стало собираться настоящее музыкальное общество, члены которого впоследствии стали легендами: Эрик Клэптон, Джефф Бек (сестра Бека училась с Джимми в одном классе, и Джефф со своей самодельной гитарой приезжал к нему по выходным, и они часами играли вместе и слушали пластинки).
К этому же времени относятся и его первые успехи: так, в 13 лет он выступил в ТВ-программе «Huw Woldon Show» на BBC, сыграв со своей ещё безымянной группой каверы некоторых кантри- и скиффл-песен.
Однажды в 1961 году он играл на танцах, разогревая публику перед выступлением основного оркестра. В зале оказался певец Нил Крисчен, который предложил Джимми работу в своем оркестре Neil Christian & The Crusaders.
Оркестр исполнял негритянский рок-н-рол в стиле Чак Берри и Бо Диддли, следуя чистоте стиля, и поскольку музыка эта была в Англии ещё мало известна, провинциальной публике порой не всё было понятно. Зато в Лондоне они блистали вовсю.
К тому времени Джимми обзавелся огромной гитарой «Gretsch», модель «Chet Atkins Country Gentleman», у него был новейший усилитель и оборудование, и он был один из первых гитаристов в Лондоне, применявшим ножную педаль-«квакушку». И если обычный рабочий получал тогда в Англии в среднем £10 в неделю, то Джимми, будучи ещё старшеклассником, зарабатывал аж 20!
Crusaders получали ангажементы по всему югу Англии, выезжая на дальние выступление на своем мини-автобусе. Ездить порой приходилось по несколько часов, перекусывая на ходу чем попало, а с концертов возвращались далеко за полночь. На выступлениях в Джимми был главным зрелищем, он выделывал на цене всякие кренделя, выгибался дугой, так что голова почти касалась пола, короче, исполнял всю тогдашнюю рок-н-рольную хореографию. Реакция очевидцев, видевших гитариста в ранние годы на сцене — оторопь, если не шок: меньше самой гитары, весь состоящий из рук-ног, тоненьких, как спички, Джимми производил впечатление «стеклянного человека», который вот-вот переломится с треском прямо на сцене.
Однажды на выступлении в Шеффилде Пейдж вышел прогуляться и потерял сознание. Доктора определили у него крайние переутомление, осложненное воспалением лёгких. Почти 2 месяца он провёл в постели. С оркестром Джимми пришлось расстаться. Оставив на время музыку, он поступил в художественный колледж, где проучился 1,5 года — до лета 1963 года. Несмотря на серьёзные намерения стать художником, музыка всё же перетянула, и Пейдж, оставив палитру и кисти, начал карьеру сессионного музыканта, накапливая опыт и оттачивая мастерство.
В числе групп, с которыми Джимми тогда записывался, были группа Дэвида Боуи и The Kinks братьев Дэвисов. Более того, согласно одной из версий, именно он записал гитарные партии для песен The Kinks «You Really Got Me» и «All Day and All of the Night», что позволило журналу «Guitar World» заявить: «…если Джимми Пейдж действительно сыграл рифф «You Really Got Me», то это значит, что именно он, и именно в тот момент изобрёл хеви-метал». По другой версии, всё это миф, и что опровергали это заявление не только Дэвисы, но и сам Пейдж. Между тем, и продюсер Шел Талми, и Джон Лорд (впоследствии — Deep Purple) подтверждают участие Пейджа в записи: правда, один утверждает, что гитарист исполнил партию ритм-гитары, а второй — что тот сыграл соло.
В феврале 1965 года вышел 1-й сольный сингл Пейджа «She Just Satisfies»/«Keep Moving».
В том же году Джимми предпринял решительный шаг: вернулся на сцену в качестве бас-гитариста группы The Yardbirds, где ведущим гитаристом был тогда его старый знакомый Бек. На протяжении многих лет ядро группы составляли Пол Самвелл-Смит (бас-гитара), Кит Релф (вокал, губная гармоника), Джим Маккарти (барабаны) и Крис Дрейя (ритм- и бас-гитара). Пятый член группы часто менялся, и на этом месте началась карьера 3-х самых известных рок-гитаристов: Эрика Клэптона, Бека и, собственно, Пейджа, с которым год спустя Джефф разделил место лидер-гитариста. Период этот продолжался, правда, недолго и почти никак не отражён в записях. Один из немногих примеров — это композиция «Stroll On», записанная в конце 1966 года, причём — для х/ф «Blow Up» Микеланджело Антониони. Изначально режиссёр хотел пригласить группу The Who, но те по каким-то причинам не смогли или не захотели.
В итоге Бек состав покинул, оставив его на попечение Джимми. Однако в 1968 году группа распалась, а права на её название сохранили Пейдж и менеджер Питер Грант.
А чтобы выполнить оставшиеся концертные обязательства, музыкант (по настоятельному совету Гранта) взялся за формирование нового состава: в этот момент свои услуги ему предложил бас-гитарист и клавишник Джон Пол Джонс, с которым он познакомился во время студийной работы, в частности, над альбомом Донована. Состав, доукомплектованный вокалистом Робертом Плантом и барабанщиком Джоном «Бонзо» Бонэмом (порекомендованного Плантом), провёл турне по Скандинавии под названием The New Yardbirds, но потом изменил название на «Led Zeppelin» (во время одной из записей, в студии появился басист The Who Джон Энтуистл, тогда-то, предположительно из его уст, и прозвучало словосочетание «lead zeppelin» — «свинцовый дирижабль»).
Затем, благодаря репутации Пейджа, за творчеством которого руководители американской компании «Atlantic Records» следили с 1964 года, когда тот впервые побывал в Нью-Йорке и познакомился с директором и другими ключевыми фигурами лэйбла, подписала с группой контракт.
Все идеи, которые не удалось реализовать в Yardbirds, Пейдж перенёс в Led Zeppelin, создав уникальный стиль группы, в котором каждый из её участников сумел реализовать свои сильные качества. Практически каждый трек первых 4-х альбомов группы считается гитарной классикой (гитарист американской панк-группы Ramones Джонни Рамон говорил, что свой стиль он выстроил на основе одного риффа — «Communication Breakdown»; то же значение, по его собственному признанию, имел для Эдди Ван Халена «Heartbreaker» из их 2-го альбома). Соло Джимми в «Stairway to Heaven» возглавило списки лучших гитарных соло журналов «Guitar World» и «Total Guitar». А журнал «Creem» признавал его лучшим гитаристом мира в течение 5 лет подряд.
Как-то, уже после своего ухода из Yardbirds, в студию к Джимми завернул Клэптон. Приятели записали целый ряд композиций, которые несколько лет спустя будут выпущены на пластинке «Антология Британского Блюза»/An Anthology Of British Blues. Пластинки эти на беду продавались потом в течение многих лет, и, естественно Клэптон и другие участники этих записей страшно разозлились на Пейджа, посчитав, что это он без всякого разрешения продал их репетиционные ленты. Хотя, «вина» в этом была лишь продюсеров. Особенно злился Клэп, он не мог простить другу такой беспринципности, и в течение нескольких лет с ним потом даже не разговаривал.
Джимми Пейдж и Эрик Клэптон
А постоянно экспериментируя со звуком, Пейдж-продюсер сделал в студии несколько открытий и использовал впервые в истории звукозаписи многие эффекты.
«В The Yardbirds Микки Мост постоянно заставлял нас записывать совершенно ужасные вещи. Каждый раз говорил: «Да ладно, просто попробуйте: не понравится, не станем выпускать» — и, конечно же, эти записи всегда выпускались. И вот однажды записывали мы «Ten Little Indians» — тупейшую песенку с ужасно аранжированной духовой секцией. Звучало всё отвратительно. Отчаявшись хоть как-то спасти запись, я предложил: «Переверните плёнку — и запишите эхо духовых инструментов на свободную дорожку. Затем переверните плёнку в прежнее положение — эхо будет опережать сигнал». Получилось интересно: возникло ощущение, что песня звучит задом наперёд.
Позже, когда мы записывали «You Shook Me», я попросил звукоинженера Глина Джонса использовать опережающее эхо в конце. «Джимми, это сделать невозможно», — заявил он. «Возможно! Я это уже делал!», — говорю. Он заупрямился, и я просто приказал: мол, я тут продюсер, делай, что говорю. С неохотой он проделал всё, что требовалось, но, когда мы заканчивали сведение, он стал отказываться поднять фейдер, чтобы я смог услышать результат. Пришлось накричать на него: «Поднимай сейчас же этот чёртов фейдер!» Эффект сработал. На Глине лица не было. Он просто не мог смириться с тем, что кто-то знает нечто, чего он сам не знал, особенно если это кто-то из музыкантов. Надутый козёл!
Самое интересное, после этого Глин записывал альбом Rolling Stones, и что же мы там услышали? Опережающее эхо! Не сомневаюсь, что всё авторство этого эффекта он приписал себе» (из интервью журналу «Guitar World»).
Поэтому для работы с альбомами LZ Джимми сознательно менял звукоинженеров, чтобы у тех не появилось повода заявить затем, что это они создали звучание группы.
В процессе работы над дебютным альбомом LZ Пейдж использовал «Telecaster-1958» и 10-струнную педал-стил-гитару «Fender-800». А начиная со 2-го альбома и далее, его основным инструментом стал «Gibson Les Paul» с набором усилителей «Marshall». Но позднее гитарист не раз возвращался и к «Fender’у» — в частности, на нём исполнил соло в «Stairway to Heaven». Для партий слайд-гитары Пейдж использовал «Danelectro DC-59» в винтажном корпусе. В числе эффектов, применяемых им в студии, были гитарный усилитель «Vox AC30», фузз-бокс «Sola Sound Tone Bender Professional MKII», терменвокс и педаль «вау-вау» (с последней он обращался не так, как это делали Джимми Хендрикс и другие современники, а по-своему: каждый раз вжимая её в самое нижнее положение для получения более «заострённого» звука).
Сенсацию произвела и использованная Пейджем в «Dazed and Confused» и «How Many More Times» техника смычковой игры на гитаре, которой он овладел в свою бытность сессионщиком. До него так играл гитарист The Creation Эдди Филипс, но Джимми рассказывал, что перенял эту технику у другого музыканта — шотландского сессионного соло-скрипача Дэвида Маккаллума-старшего. Игра Пейджа смычком в «Dazed and Confused» была вновь усилена эхо-эффектом.
А ещё Джимми всегда носил с собой портативный кассетник, на который записывал появлявшиеся у него идеи: именно благодаря привычке прослушивать старые риффы и формировать из них новые сочетания, в репертуаре LZ появились такие вещи, как «The Song Remains The Same» и «Stairway to Heaven».
Одной из самых своих «плотных» продюсерских работ Пейдж называл альбом «Houses of the Holy» (1973), а «Physical Graffiti» (1975), напротив, был в этом смысле почти импровизированным: Джимми принял сознательное решение отказаться от «полированного» звука. И появились спонтанные записи, например, песня «In My Time of Dying». Пейдж говорил, что это — самый личный альбом группы, словно приглашавший слушателя во внутренний мир её музыкантов.
Во многом определяющим для звучания поздних LZ явилось посещение музыкантами Марокко. Идея возникла у Пейджа после дискуссии с Уильямом Берроузом в редакции журнала «Crawdaddy!» — в частности, когда речь зашла о гипнотической стороне рока и параллелях его с арабской культурой. Берроуз и посоветовал гитаристу отправиться в Марокко и непосредственно там исследовать эту музыкальную культуру.
А своим любимым альбомом Джимми называл «Presence» (1976), — «возможно потому, что он был записан при почти невозможных обстоятельствах»: Плант в тот момент находился в гипсе после автомобильной аварии, было неизвестно, сможет ли он вообще ходить, и будущее группы было под вопросом. «Это — отражение пика наших эмоций. Там нет акустических песен, ничего клавишного, ничего мягкого», — говорил Пейдж. Кроме того, группа находилась в цейтноте: альбом был сделан за 18 дней и в среднем музыканты работали по 18-20 ч. в сутки.
«Это было особенно изнурительно, потому что никто больше не приносил песенных идей. Пришлось мне придумывать все эти риффы: именно поэтому «Presence» насыщен такой гитарной тяжестью. Но я никого не виню. Мы все находились в унынии… Обстоятельства были таковы, что я чувствовал: если дело затянется, может прокрасться негативный, разрушительный элемент. Эта спешка позволила нам создать интересный альбом. Наше настроение идеально подытоживал текст «Tea For One». Как только группа заканчивала записываться, мы с звукоинженером Кейтом Харвудом начинали микшировать, пока не падали и не засыпали. Потом тот, кто просыпался первым, будил второго и мы продолжали работать, пока снова не вырубались» (из интервью «Guitar World», 1993).
Гитарист рассказывал, что мог бы потребовать от записывающей компании и больше времени на работу, но… «не хотел, чтобы все тянулось бесконечно».
Пейдж всегда и так восторженно отзывался о технике работы Бонэма, однако особое, «громоподобное» звучание на диске барабанов — это именно его заслуга как продюсера.
«Ещё играя на студийных сессиях, я заметил, что звукоинженеры всегда выставляют микрофон басового барабана к головной части. Барабанщик мог после этого стараться изо всех сил, но звучал всё равно как если бы колотил по картонной коробке. Я обнаружил, что если отдалить микрофоны от установки, звук получает пространство для вздоха, словно бы разрастается. Я продолжал исследовать и расширять возможности такого подхода до тех пор, пока мы не начали разносить микрофоны в коридоры — так, например, возникло звучание «When The Levee Breaks»: в результате поиска пространства, чтобы вытянуть из ударных самый выигрышный звук» (из интервью «Guitar World», 1993).
Джон Бонэм
Пейдж отрицал предположения, что энтузиазм музыкантов к моменту выхода альбома «In Through the Out Door» (1979) стал иссякать. По его словам они с Бонзо уже начали обсуждать более тяжёлый, роковый альбом, который последует за этим: «Мы оба чувствовали что «In Through the Out Door» был несколько мягковат. Мне совсем не по душе была «All of My Love». Что-то не так было в рефрене. Воображая реакцию зрителей, я говорил себе: это не мы, это не мы… Для своего времени было неплохо, но я не хотел продолжать это направление в будущем».
А в начале 1970-х гг. Джимми приобрёл в Лондоне магазин-издательство оккультной литературы «The Equinox Booksellers and Publishers», располагавшийся на Кенсингтон-Хай-стрит. О том, что владелец всерьёз относился к собственной миссии, свидетельствует тот факт, что факсимильное издание книги английского оккультиста, «видного идеолога оккультизма и сатанизма XX века» Алистера Кроули «The Goetia» было перевыпущено здесь в суперобложке из верблюжьей кожи, повторявшей обложку оригинала.
Алистер Кроули
И появление на обложке 4-го альбома LZ 4-х каббалистических символов также связывалось с оккультными устремлениями гитариста. Принято считать, что каждый из них символизирует одного из участников группы. Плант, Джонс и Бонэм объясняли на странице группы в Wiki: «Джонс выбрал символ из «Книги знаков» немецкого шрифтового дизайнера Рудольфа Коха, который представляет собой круг, пересекающий 3 vesica pisces (трикветра). Он призван символизировать человека, обладающего одновременно уверенностью и компетентностью. Символ Бонэма — 3 перекрещивающихся (борромейских) кольца — был выбран из той же книги. Он представляет триаду матери, отца и ребёнка, но в перевёрнутом виде это также и логотип пива «Ballantine». Символ Планта — перо в круге — был его собственной разработкой, основанной на знаке предполагаемой цивилизации Му».
А Пейдж в ходе гастролей после выхода альбома «IV» стал появляться на сцене в так называемом «костюме Дракона», на котором были изображены зодиакальные знаки Козерог, Скорпион и Рак, наряду с его персональным символом «ZoSo». Джимми заимствовал его из книги алхимика Дж. Кардана «Ars Magica Arteficii» (1557), трактовавшего это изображение как зодиакальный коллаж 2-х сигилов (символов, обладающих магической силой): «Z», обозначающий «Козерога», и «oso», обозначающий «Сатурн», что относится к астрологии даты рождения музыканта. Но есть и мнение (отражённое, в частности, в книге британского искусствоведа Фреда Геттингса «Словарь оккультных, герметических и алхимических сигилов»/Dictionary of Occult, Hermetic and Alchemical Sigils, 1982), что это стилизация «666», использованная Кроули в трактате «Голубой Эквинокс»/The Blue Equinox (1919).
С увлечением Пейджа оккультизмом многие связывают и оформление обложки «IV», в основу которого легла репродукция картины художника Баррингтона Колби, созданной по мотивам образов карты Таро «Отшельник». Источником кривотолков явилась и эмблема «Swan Song Records» (лейбла, запущенного LZ в мае 1974 г.), образ которой повторял сюжет картины художника Вильяма Риммера «Evening: Fall of Day» (1869), изображавшей бога света и разума Аполлона (а в других трактовках — Икара, и даже Люцифера).
А в ходе слушаний, проводившихся в 1980-х гг. организацией PMRC/Parents Music Resource Center, созданной женой тогдашнего сенатора от штата Теннесси Типпер Гор, женой председателя городского совета Вашингтона Салли Невиус и женой вашингтонского риэлтора Пэм Хоуэр «с целью ограничить доступ детей к музыке, которая пропагандирует насилие, секс и наркотики», всплыли обвинения в адрес «Stairway to Heaven», текст которой якобы содержит «изнаночные сатанинские послания» (так называемые «backwards masking»). Но к однозначному выводу инициаторы дискуссии так и не пришли.
Скандалом закончилось и сотрудничество Пейджа с кинорежиссёром (и также почитателем Кроули) Кеннетом Энгером, заказавшим ему звуковую дорожку к своему фильму «Восход Люцифера»/Lucifer Rising (1980). Тот факт, что вместо полноформатного саундтрека Джимми за 3 года работы произвёл на свет лишь «23 минуты электронного гула» (музыка создавалась на гитаре, пропущенной через синтезатор) возмутил Энгера, и тот обрушился на гитариста с упрёками. Помимо всего прочего, он обвинил Пейджа в том, что тот профанирует сатанизм и слишком предпочитает Люциферу «белую леди» (кокаин). Пейдж выступил с опровержениями, указав, в частности, что позволял Энгеру снимать фрагменты фильма в подвале своего лондонского дома Тауэр-хаус. Это неоконченное произведение Джимми было выпущено компанией «Boleskine House Records» в июне 1987 года на виниле. Принято считать, что инструментальное вступление к треку «In the Evening» перешло впоследствии именно отсюда.
Похоже, Пейджу нравилась сама причастность к неким тёмным тайнам, недоступным для простых смертных. Отсюда и тот мистический ореол, которым он окружил свою жизнь. «Я этим жил, вот и всё, — говорил он. — Это была моя жизнь — сплав музыки и магии».
При том, что музыкант был страстным коллекционером книг Кроули, он никогда не называл себя телемитом, не являлся участником O.T.O. (международная оккультно-религиозная организация Орден восточных тамплиеров/Ordo Templi Orientis) и дистанцировался от оккультизма. А книжный магазин «The Equinox», как и особняк Болскин-хаус, продал в 1980-х гг., после того как обзавёлся прочной семьёй и посвятил себя благотворительной деятельности.
Джимми занялся сольной карьерой и начал выступать с разными исполнителями на многочисленных благотворительных мероприятиях после смерти от передозировки алкоголем в 1980 году Бонзо. В марте 1981 года Пейдж дал концерт с Беком в Хаммерсмит-Одеон, после чего провёл серию концертов в поддержку фонда A.R.M.S./Action Research for Multiple Sclerosis (фонд поддержания больных активными формами рассеянного склероза) — после того, как стало известно о болезни Ронни Лейна из The Small Faces. Записанные при участии Стива Уинвуда, Бека и Клэптона 2 композиции Пейджа вошли в звуковую дорожку к американо-канадскому х/ф «Жажда смерти-2»/Death Wish II (реж. Майкл Уиннер, 1982). Спустя 3 года и 3-й фильм этой серии вышел с музыкой, написанной и записанной гитаристом.
На концерте в Мэдисон-сквер-гарден к Пейджу присоединился вокалист Пол Роджерс, с которым они позже образовали группу The Firm. Джимми, по свидетельству очевидцев, выглядел крайне истощённым, поскольку незадолго до этого, после 7-летней зависимости, полностью избавился от пристрастия к героину.
В 1981 году Пейдж, басист Крис Сквайр и ударник Алан Уайт (оба ех-Yes) образовали супер-группу XYZ (аббревиатура расшифровывалась как «ех-Yes & Zeppelin»). Но проведя несколько репетиций, музыканты решили отказаться от дальнейшей совместной деятельности, хотя некоторые их записи были выпущены бутлегом, из которого явствует, что часть материала позже вошла в репертуар The Firm («Fortune Hunter»), а также Yes («Mind Drive», «Can You Imagine?»).
Последним же официальным альбомом LZ стал «Coda» (1982) — сборник неизданных песен группы с новыми партиями, написанными Пейджем. Однако он вышел тихим и ничем не примечательным по стандартам группы.
В 1984 году Джимми сыграл на концерте Yes в Дортмунде (Германия) — в песне «I’m Down».
Также, с английским фолк-рок-певцом и гитаристом Роем Харпером, Пейдж записал альбом «Whatever Happened to Jugula?» и дал несколько концертов — в основном, на небольших фолк-фестивалях, под псевдонимами «The MacGregors» и «Themselves».
В том же году гитарист возобновил сотрудничество с бывшими коллегами: с Плантом образовал краткосрочный проект The Honeydrippers (выпустив одноимённый альбом), с Джонсом создал звуковую дорожку к х/ф «Крик о помощи»/Scream for Help (реж. М. Уиннер, 1984).
Также в 1984 году, с вокалистом Полом Роджерсом (ех-Bad Company, Free), барабанщиком Крисом Слэйдом (ех-Manfred Mann’s Earth Band и Uriah Heep) и басистом Тони Франклином, Пейдж образовал The Firm, группу, записавшую лишь 2 альбома: «The Firm» (1985) и «Mean Business» (1986).
В числе тех, с кем Джимми сотрудничал в середине 1980-х гг., были: автор и исполнитель фолк-песен Грэм Нэш (The Hollies и Crosby, Stills, Nash & Young), вокалист и басист Стивен Стиллз (Buffalo Springfield), группы Box of Frogs, The Rolling Stones (сингл «One Hit (to the Body)», 1986). В эти годы Пейдж работал в основном в собственной студии «The Sol» в деревне Кукхем (Беркшир), которую он купил в начале 1980-х гг. Здесь же им был записал и сольный альбом «Outrider».
В июле 1985 года 3 участника LZ (Пейдж, Плант и Джонс) реформировали группу (пригласив к участию за барабанами Фила Коллинза (ех-Genesis) и Тони Томпсона (ех-The Power Station и Chic)) для выступления на Международном благотворительном фестивале «Live Aid», организованным музыкантами Бобом Гелдофом и Миджем Юром с целью сбора средств для пострадавших от голода 1984-85 гг. в Эфиопии. Однако, качество выступления музыкантов не удовлетворило, и они оказались единственными из участников мероприятия, попросившими не включать запись их сета в юбилейный DVD, выпущенный в честь 20-летия со дня концерта.
В 1986 вместе с бывшими участниками The Yardbirds Пейдж принял участие в записи альбома «Strange Land» группы Box of Frogs.
2 года спустя, 14 мая 1988 года, LZ собрались вновь, для выступления на концерте, посвящённом 40-летию лейбла «Atlantic Records».
В 1990 году Пейдж и Плант выступили на благотворительном концерте в поддержку британского «Центра музыкальной терапии им. Нордоффа и Роббинса/Nordoff-Robbins Music Therapy Centre, исполнив «Misty Mountain Hop», «Wearing and Tearing» и «Rock and Roll».
Роберт Плант и Джимми Пейдж
В 1993 году Пейдж и вокалист Deep Purple и Whitesnake Дэвид Ковердейл записали совместный диск (проект Coverdale-Page), чем вызвали сенсацию и огромные ожидания во всём мире, однако планы мирового турне были реализованы лишь в скромном однонедельном турне по Японии в декабре того же года, после чего творческие пути музыкантов разошлись.
Джимми Пейдж и Дэвид Ковердейл
В 1994 году Пейдж и Плант записались для MTV «Unplugged»: 1,5-часовой сет под заголовком «Unledded», премьера которого получила рейтинг «величайший в истории MTV». В октябре того же года вышел CD «No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded», а в 2004 году — DVD «No Quarter Unledded». После успешного турне в поддержку «No Quarter», Пейдж и Плант записали альбом «Walking into Clarksdale» (1998).
Начиная с 1990 года Пейдж активно занимался ремастерингом бэк-каталога LZ, время от времени появляясь в благотворительных концертах, в частности, в поддержку «Children Trust» — Детского целевого фонда, долгосрочного сберегательного или инвестиционного счёта для детей в Соединенном Королевстве, основанного его женой Хименой Гомес-Паратча.
В 1998 году музыкант исполнил гитарную партию в треке американского рэпера Паффа Дэдди «Come with Me» (здесь же был использован и семпл «Kashmir» с альбома «Physical Graffiti»), включённом затем в саундтрек блокбастера «Годзилла»/Godzilla (реж. Роланд Эммерих, 1998). Позже музыканты появились с этой песней в вечерней музыкально-юмористической программе на американском канале NBC «Субботним вечером в прямом эфире»/Saturday Night Live».
В 1999 году Пейдж в сотрудничестве с группой The Black Crowes записал концертный двойной альбом. В 2001 году с участниками групп Limp Bizkit и Puddle of Mudd на церемонии вручения «MTV Europe Video Music Awards» во Франкфурте он исполнили версию «Thank You».
В ноябре 2006 года LZ были введены в Зал музыкальной славы Великобритании/UK Music Hall of Fame, в ходе церемонии Пейдж произнёс краткую благодарственную речь, транслировавшуюся по ТВ, после чего австралийская группа Wolfmother исполнила в качестве трибьюта «Communication Breakdown» (альбом «Led Zeppelin», 1969).
10 декабря 2007 года участники LZ вместе с сыном барабанщика группы Джейсоном Бонэмом выступили на лондонской арене «O2»: концерт получил восторженные отклики и явился причиной очередных многочисленных домыслов о возрождении группы.
Джейсон Бонэм
20 июня 2008 года Джимми получил почётную докторскую степень Университета графства Суррей/University of Surrey (UniS) — за заслуги перед музыкальной индустрией.
На церемонии закрытия XXIX летних Олимпийских игр-2008 в Пекине Пейдж, футболист Дэвид Бекхэм и певица Леона Льюис представляли Великобританию: Бекхэм въехал на стадион в красном даблдекере, а Джимми и Леона исполнили «Whole Lotta Love».
Дэвид Бекхэм, Леона Льюис и Джимми Пейдж на закрытии Олимпиады в 2008 году
В 2014 году Пейдж активно занялся переизданием дискографии LZ. В июне вышли ремастированные версии «Led Zeppelin I, II и III». В конце октября того же года были переизданы 4-й и 5-й альбомы группы: «IV» и «Houses of the Holy». «Physical Graffiti» вышел в феврале 2015 года, остальные — «Presence», «In Through the Out Door» и «Coda» — в конце мая того же года.
В 2018 году, в сотрудничестве с Плантом и Джонсом, гитарист выпустил официальную книгу-автобиографию LZ, приуроченную к 50-летнему юбилею группы.
На сегодняшний день Джимми продолжает работу над ремастингом раритетных и неизданных записей LZ и The Yardbirds, а также, принимает активное участие в самых различных музыкальных и общественных мероприятий по всему миру.
Личная жизнь Пейджа складывалась не менее ярко, нежели его музыкальная карьера.
В 1970 году на концерте в «Royal Albert Hall», где музыкант праздновал свой 26-й день рождения, он познакомился с французской моделью Шарлоттой Мартин. Плодом их любви стала в 1971 году дочь Скарлет. Правда, затем Мартин ушла от Пейджа, уличив его в измене.
Джимми Пейдж и Шарлотта Мартин
У музыканта были и 2 официальных жены: с 1-ой — американской моделью Патрицией Эккер, он прожил 10 лет, у них родился сын, Джеймс Патрик Пейдж-III; 2-я супруга — Химена Гомес-Паратча — «задержалась» чуть дольше, на 13 лет. У пары родилось 3-е детей.
Джимми Пейдж и Патриция Эккер
Джимми Пейдж и Химена Гомес-Парача
Однако ни один из браков не усмирил любвеобильности гитариста.
О многочисленных романах Джимми ходило и множество слухов. Самой возмутительной, по мнению общественности, стала его связь с девушкой по имени Лори Мэддокс, которой на момент романа с музыкантом было только 14 лет. По слухам, до знакомства с Джимми она была девушкой Боуи, однако предпочла Пейджа, который был старше её в 2 раза.
Джимми Пейдж и Лори Мэддокс.
Ещё один скандал разразился в 2015 году, когда 71-летний музыкант заявил о романе с актрисой и поэтессой ирано-французского происхождения Скарлетт Сабет, которой едва исполнилось 25 лет.
Скарлетт Сабет и Джимми Пейдж
Талант гитариста передался и его старшей дочери. Скарлет Пейдж — талантливая и широко признанная персона в мире рок-музыки (и, кстати, жена астронавта Тома Брауна). Правда, она не пишет музыку, не поёт и не играет на инструментах. Скарлет — фотограф, причём один из значимых, ключевых и знаменитых в рок-индустрии. Легче сказать, кто НЕ оказывался в её объективе — она работала с бессчётным количеством легенд рока.
Скарлет Пейдж
Фотоработы Скарлет Пейдж
Джимми Пейдж, стоял у истоков LZ и до самого конца оставался музыкальным «мозгом» группы. Он считается одним из самых влиятельных гитаристов всех времён. Журнал «Rolling Stone» назвал Пейджа «понтификом пауэр-риффов».
Но многие слушатели отмечают не только невероятный талант Джимми, но и его «неопрятный» стиль игры. В рассуждениях на тему переоценённости творчества гитариста чаще всего говорят о его неряшливом исполнении практически всех сольных партий в песнях LZ. На форумах гитаристов пользователи приводят видео неудачных живых выступлений Пейджа и всегда говорят о том, что он практически не старается.
Тем не менее, поклонники музыканта утверждают, что такой стиль игры Джимми — его «фишка». Также пользователи неоднократно упоминают, что на живых выступлениях гитарист не настолько собран, как на студийных записях. Отмечается также и зависимость гитариста от веществ, что сказывалось на аккуратности его игры.
Несмотря на то, что техника Пейджа и может вызвать сомнения, многие утверждают, что дело не столько в умениях гитариста, сколько в его харизме и уверенности в себе. Джимми уверен, что он хорош, и поэтому не гонится за одобрением других и играет так, как ему велит сердце. Этот аргумент также достаточно распространён среди почитателей творчества LZ.
В сравнении с нынешними гитаристами, Пейджа можно назвать устаревшим или недостаточно профессиональным, но не стоит забывать, на скольких музыкантов он оказал влияние. А на основе его игры современные исполнители создавали уже свой стиль — чище и индивидуальнее.
Ричи Блэкмор, начинавший одновременно с Пейджем, считает его непосредственным гитаристом. В 1962 году Ричи впервые увидел его за игрой. По признанию музыканта, ещё тогда ему пришла мысль о большом будущем, что ждёт Джимми. Блэкмора покорило то, с какими вдохновением и уверенностью его коллега играл.
Вокалист KISS Пол Стенли признаётся, что для него Пейдж не просто гитарист, а ещё и талантливый аранжировщик, которому практически нет равных. По его словам, по впечатлению от игры Джимми он понял, что тот бесподобен, и даже сравнение с Клэптоном не имеет смысла: Пейдж определённо лучше.
Гитарист Guns'n'Roses Слэш также отмечал влияние гитариста на своё творчество. Он рассказывал, что пока не услышал игру Пейджа, ему и в голову не приходило стать музыкантом. Однако после 2-й записи LZ он начал свой путь в мир музыки.
Эдди Ван Хален также признавал, что Джимми оказал на него влияние. Благодаря той самой небрежности, за которую Пейджа чаще всего критикуют, гитарист Van Halen смог создать собственный стиль игры, в котором он допускал больше свободы, чем в начале изучения азов гитарного мастерства.
Гитарист Queen Брайан Мэй также выразил особую признательность таланту Джимми. Музыкант отметил, что он всегда равнялся на Пейджа, хотя он был не намного старше. Мэй называл его первооткрывателем и главной движущей силой хард-рока.
Джимми Пейдж и Пол Стенли
Джимми Пейдж и Слэш
Джимми Пейдж и Брайан Мэй
Награды и звания:
Пейджа дважды вводили в Зал славы рок-н-ролла: и как участника Yardbirds (1992), и как члена LZ (1995).
В 2003 году журнал «Rolling Stone» включил Джимми в список 100 величайших гитаристов всех времен, поместив его на 9-е место. В 2011 году журнал снова включил его в список, на этот раз на 3-м месте, уступив лишь Хендриксу и Клэптону.
В 2005 году гитарист был награждён Орденом Британской Империи/The Most Excellent Order of the British Empire — рыцарским орденом, учреждённым королём Георгом V 4.06.1917 г. (в качестве признания его благотворительной деятельности в Бразилии), а также стал почётным гражданином Рио-де-Жанейро. В том же году он получил премию американской Национальной академией искусства и науки звукозаписи (NARAS) «Грэмми»/Grammy.
В 2007 году Пейдж получил награду «Classic Rock Awards» в номинации «Живая Легенда»/Living Legend Award. А также занял 4-е место в списке «100 величайших гитарных героев» журнала «Classic Rock».
По результатам опроса, проведённого в 2008 году среди музыкальных экспертов американской радиостанцией «Chop Shop», Пейдж был назван «величайшим гитаристом всех времён».
В 2009 году музыкант был включён в список величайших гитаристов всех времён и британским журналом «Classic Rock».
В 2010 году он занял 2-е место в списке «Gibson» «50 лучших гитаристов всех времён».
В 2013 году Пейдж и Джонс были награждены музыкальной премией ECHO за достижения в области музыки.
Дискография Д. Пейджа:
The Yardbirds: «Having a Rave Up» (1965), «Little Games» (1967).
LZ: «Led Zeppelin» (1969), «Led Zeppelin II» (1969), «Led Zeppelin III» (1970), «Led Zeppelin IV» (1971), «Houses of the Holy» (1973), «Physical Graffiti» (1975), «Presence» (1976), «In Through the Out Door» (1979), «Coda» (1982).
The Firm: «The Firm» (1985), «Mean Business» (1986).
Jimmy Page & The Black Crowes: «Excess All Areas Wantagh» (1999).
Студийные альбомы: «Whatever Happened to Jugula?» (1985), «Outrider» (1988), «Coverdale•Page» (1993), «Walking into Clarksdale» (1998).
Концертные альбомы: «No Quarter» (1994), «Live at the Greek» (2000).
Саундтреки: «Death Wish II» (1982), «Lucifer Rising and Other Sound Tracks» (2012).
Фильмография:
«Песня остаётся всё такой же»/The Song Remains The Same (1976), «Приготовьтесь, будет громко»/It might get loud (2009).
Источники:
Авторская радиопередача Севы Новгородцева «Рок-Посевы» от 28.08.1987 г.
https://dzen.ru/a/ZAIPme9yJQTJegKj
https://24smi.org/celebrity/58357-dzhimmi-peidzh.html
https://pikabu.ru/story/pesnya_ostaetsya_prezhney_7153613
https://rockcult.ru/po/dark-side-of-jimmy-page/
https://zvezdaroka.ru/muzykanty-drugih-stran/lichnaya-zhizn-dzhimmi-pejdzha-semya-deti
18 комментариев
12 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена12 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена12 месяцев назад
Великий музыкант с уникальным стилем, хорошим чувством блюза, безупречным музыкальным вкусом.
А звук и ритм, гармония и обертона его гитары у многих миллионов слушателей нашили отклик, для кого-то был (и есть) учителем и творческим маяком.
Да и человек хороший, добрый. Кокаин нюхал.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена