Его «неудобное» кино
65 лет назад родился Алексей Балабанов
Советский и российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер Алексей Октябринович Балабанов родился 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне — Екатеринбург).
Его родители на тот момент были ещё студентами: Октябрин Сергеевич учился на последнем курсе юрфака, а мать — Инга Александровна — заканчивала медицинский. После университета отец стал корреспондентом областной молодёжной газеты «На смену». Редактором издания был будущий министр культуры РСФСР Юрий Мелентьев, с которым они стали не только коллегами, но и друзьями. И когда Мелентьев переехал в Москву, своим преемником он назначил Балабанова-старшего. А вскоре Октябрин Сергеевич перешёл на работу на Свердловскую киностудию, где был редактором отдела научно-популярных фильмов. По его сценариям были сняты д/ф «Чугунное кружево», «Слово о Севере», «Уральский опыт».
Мать после рождения сына решила продолжить обучение: поступила в ординатуру и занялась научной работой. В 35 лет она защитила докторскую диссертацию, а в 1972 году стала директором Свердловского института курортологии и физиотерапии (ныне — Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий). Работа предполагала частые командировки, в том числе и за границу. Также была Инга Александровна депутатом Свердловского горсовета и хорошо знала семью Бориса Ельцина (в 1981 году даже ездила вместе с БН в Москву на XXVI съезд КПСС).
В 1966-76 гг. Алексей учился в средней школе №2 с углубленным изучением английского. Попасть туда мог далеко не каждый ребёнок, а лишь тот, кто прошёл вступительные испытания, ну или тот, чьи родители работали на высокопоставленных должностях. Балабанов был сразу и тем, и другим — и способности имелись (в старших классах он ещё и занимался языком с репетитором — завучем школы, который вырос в Шанхае (КНР) в семье русских эмигрантов), и родители были не последними в городе людьми.
Во время учёбы он каждое лето ездил к родственникам матери в Одессу и Измаил. А в 8 классе вместе с отцом побывал на подмосковной даче министра Мелентьева.
А вот какого-либо интереса к кино в школьные годы Алексей не проявлял. Его гораздо больше интересовала музыка. В старших классах он вместе со своими товарищами создал музыкальную группу Кери.
Алексей Балабанов с матерью Ингой Александровной. Свердловск, 1980 г.
«Мы с Алексеем сдружились на фоне общей любви к музыке, на уроках английского даже за одной партой сидели. И мы решили вместе играть в музыкальной группе. Был у нас в школе вокально-инструментальный ансамбль. Когда прежний состав весь выпустился, мы заняли их место. Алексей играл на гитаре. Мы даже победили однажды на конкурсе политической песни во Дворце пионеров, исполнив гимн чилийских коммунистов» (из воспоминаний Александра Главацкого, одноклассника А. Балабанова).
Но гораздо чаще на выступлениях звучали популярные песни зарубежных исполнителей, которые Алексей с друзьями заучивал, слушая «Голос Америки» или грампластинки. Молодые люди играли репертуар The Beatles, Deep Purple, Led Zeppelin.
Родители многих его одноклассников часто по долгу службы ездили за границу, или имели знакомых иностранцев, поэтому достать пластинки с записями зарубежных исполнителей Балабанову не представляло труда (кстати, часть его коллекции можно увидеть в фильме «Жмурки» — когда герой Дмитрия Дюжева «заводит музыку»).
«Был 1975 год. Пол Маккартни как раз выпустил «Band on the Run». Мы её разучивали, потом играли на танцах. А вот увлечение кино я в нём никогда не замечал и очень удивился, когда у него вышел первый фильм. Музыка, да — он её любил. И я бы не удивился, если бы он стал музыкантом какой-то группы» (из воспоминаний А. Главацкого).
Друзья Балабанова вспоминают, что в школьные годы его выводила из себя несправедливость, он просто не мог пройти мимо неё. Яркий пример — драка, которую Алексей устроил в школе, защищая имущество других ребят: на выходе из школы был предбанник, где после уроков ученики оставляли портфели и бежали играть на школьном дворе, и однажды местный хулиган проник в школу и стал рыться в этих портфелях, наверное, в поисках денег, что давали на завтраки родители, а Алексей проходил мимо, и бросился с ним драться, хотя тот был на 3 головы выше. Другой бы прошёл мимо — мол, не его дело, а Балабанов не смог.
Дрался и из-за любви. Например, на выпускном вечере Алексей уединился с одноклассницей, которая нравилась многим ребятам. Они гуляли по школе, и вдруг перед ними возник парень из класса помладше — спортсмен-мордоворот, который считал эту девушку своей. Он проник на выпускной, не нашёл ту девочку на танцплощадке, и пошёл её искать, а когда увидел их с Алексеем, просто выбил тому зуб. В школе долго думали, раздувать эту историю или нет. Мама Балабанова и классный руководитель долго вели переговоры, ведь Алексею надо было поступать в институт, а тут скандал. В итоге зуб ему вставили, а историю было решено забыть.
После окончания школы Балабанов поступил на переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков (ныне — Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова).
«Мне всё равно было, где учиться. Я в Политехнический собирался, потому что все туда шли из школы, хотя в физике вообще ничего не понимал. Ни в физике, ни в химии. Но все поступали в УПИ, Уральский политехнический, он самый большой, целый город. Но родители решили по-другому — я им благодарен» (из воспоминаний А. Балабанова).
А в 1980 году Алексей был отобран в группу студентов для 3-месячной языковой стажировки в Великобритании, и провёл целый семестр в Манчестере. Для разрешения на поездку за рубеж студенты прошли 6-7 ступеней отбора, включая собеседование аж в ЦК КПСС.
В Англию поехали 2 группы: одна — из Горького (ныне — Нижний Новгород), числом 7 человек, в которую входил будущий режиссёр, другая — из Минска. Минчан сопровождал сотрудник КГБ, который плохо владел английским, и уже в Лондоне стало известно, что группа из Горького поедет в Манчестер без присмотра, а группа из Минска вместе с «комитетчиком» останется в Лондоне.
Балабанов вспоминал затем, что местные преподаватели общались с ними на равных, приглашали домой, поили чаем и вином. Советские студенты раз в неделю получали стипендию в размере £11. Полученные деньги Алексей регулярно тратил на приобретение грампластинок.
Перед возвращением в СССР Балабанов с однокурсниками приехал на 2-недельные каникулы в Лондон. Там он впервые увидел скинхедов, а также познакомился с рок-исполнителем Гари Глиттером, в квартире которого даже прожил несколько дней.
Те, кто знал Балабанова в юности, утверждают, что атмосферу и настроение для своих будущих фильмов он во многом почерпнул из своих школьных и студенческих лет.
Вернувшись в Союз, Алексей стал ди-джеем университетских дискотек. А потом будущий режиссёр вдруг открыл для себя кино, и даже завёл дневник, куда записывал впечатления от просмотренных фильмов.
В июне 1981 года Балабанов окончил институт. Следующие 2 года служил в армии.
В военкомате ему предложили на выбор: авиация с вылетами в страны Ближнего Востока или «наземная» служба в Эфиопии. Балабанов выбрал крылья. Для того, чтобы пройти медкомиссию, он выучил наизусть таблицу для проверки зрения — к полётам допускали тех, кто видел все строчки, а у него уже тогда была близорукость. И осенью 1981 года от 339-го авиационного полка военно-транспортной авиации его отправили в качестве военного переводчика в Йемен.
На службе в военно-транспортной авиации, 1981-1983 годы
В 1981-83 гг. летал Алексей в страны Африки и Азии: Анголу, Эфиопию, Экваториальную Гвинею, Сирию.
Чтобы чаще совершать вылеты, а не находиться в управлении, он занимался английским с сыном майора, отвечавшего за график полётов.
«Я в первый раз понял, что такое война, когда в Эфиопии мы садились в машину и мне сказали — садись за водителем. Чтоб прикрыться. Понял, да? С одной стороны цинично, а с другой — рационально. Такое было первое ощущение войны — что здесь могут убить» (из интервью А. Балабанова мужскому журналу «Медведь»).
Афганистан тоже задел жизнь Алексея. Он часто находился на бортах, перевозивших «грузы-200» — «цинки» с телами погибших советских солдат.
«Пока служил в транспортной авиации, налюбовался на гробы, которые выносили из ИЛов, наслушался соседа по комнате, регулярно летавшего в Афган. Валера Найдо возвращался оттуда и мрачно глушил водку стаканами» (из воспоминаний А. Балабанова).
Этот его «опыт» нашёл затем отражение в х/ф «Груз 200».
Кадр из фильма "Груз-200" (2007)
За несколько месяцев до окончания службы, за нарушение дисциплины Алексей был переведён в Военно-морской флот. Его отправили переводчиком на верфь по ремонту подводных лодок в Риге (ЛатССР). С тех пор любимой одеждой Балабанова стала тельняшка.
После демобилизации Алексей 4 года проработал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии в редакции отца. Работа предполагала частые командировки: фильмы снимали на Дальнем Востоке, Крайнем Севере и в Сибири.
«У него была чисто техническая работа — я его посылал в другие города, в разные архивы к разным людям собирать информацию. Если он находил что-то — прекрасно. Иногда мы с ним вместе работали, например, в библиотеке им. Ленина в Москве. Иногда он один в библиотеке иностранных языков искал материалы, потому что я иностранных языков не знал, а он знал» (из воспоминаний режиссёра Свердловской к/с Льва Ефимова).
Когда же у Балабанова было свободное время, он ходил в Свердловский рок-клуб (подробнее – здесь: Над рекою, над Исетью). Там он подружился с Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким — основателями рок-группы Nautilus Pompilius.
Nautilus Pompilius в фильме "Раньше было другое время" (1987)
хочет снимать своё кино. И в 1987 году поступил на режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров в Москве. Попал на курс «Авторское кино» (экспериментальная мастерская известных режиссёров Л. Николаева и Б. Галантера).
В том же году он снял свой дебютный игровой фильм — малобюджетную короткометражку «Раньше было другое время». Картина появилась случайно: знакомый студент-оператор попросил Алексея помочь ему с курсовой работой. И начинающий режиссёр за одну ночь написал сценарий. Эта была история девушки, которую предал возлюбленный. Снимали фильм в одном из свердловских ресторанов. В качестве актёров Алексей привлёк своих знакомых рок-музыкантов, а в массовке задействовал обычных посетителей заведения. И в каждом последующем своём фильме Балабанов снимал затем именно непрофессиональных актёров, добиваясь наиболее натурального и убедительного воплощения житейских перипетий своих персонажей.
Музыканты «уральской волны» снялись и в 2-х других фильмах режиссёра: «У меня нет друга» (1988) — о гитаристе Егоре Белкине (подробнее – здесь: Неповести Белкина) и «Настя и Егор» (1989) — о непростой любви 2-х рок-исполнителей — Белкина и Насти Полевой (подробнее – здесь: https://fishki.net/2786633-ledi-rok.html).
Кадры из фильмов "У меня нет друга, или One step beyond" и "Настя и Егор"
Во время обучения в Москве Алексей жил в общежитии. Там он познакомился с Сергеем Сельяновым, учившимся на отделении игрового кино. До режиссерских курсов Сергей уже работал редактором на к/с «Леннаучфильм». Они быстро подружились.
«Познакомились и сразу заговорили о кино. И через несколько минут стало ясно, что мы как-то очень про него одинаково понимаем. Говорим по-разному, наверное, но чувствуем одинаково. Как в «Маугли»: мы с тобой одной крови, ты и я» (из интервью С. Сельянова для фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием» режиссёра Любови Аркус, 2022).
Балабанов и Сельянов.
В Москве Балабанов встретил и свою будущую жену Ирину. Они познакомились на вечеринке общих друзей, и он сразу же в шутку предложил ей пожениться. Вскоре свадьбу сыграли и по-настоящему. В 1990 году у них родился сын Фёдор. После чего Ирина с ребёнком переехала в Свердловск, где ей с воспитанием помогали родители режиссёра.
А Алексей после окончания курсов в том же году переехал в Ленинград. Сельянов помог другу устроиться на «Ленфильм», в мастерскую к знаменитому режиссёру Алексею Герману-старшему.
И уже через год Балабанов принялся за съёмки фильма «Счастливые дни» по мотивам творчества ирландского писателя Сэмюэла Беккета. Герой фильма — маленький человек без имени и прошлого, скитается по городу и становится для прохожих каждый раз другим человеком. Главную роль в фильме исполнил Виктор Сухоруков.
«На «Счастливых днях» [Балабанов] заставил меня надеть ботинки на полразмера меньше, тесные. Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: «У меня ноги мёрзнут…». А он: «Ничего-ничего, потерпи…». Потом оказалось, что это всё специально. Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались» (из интервью В. Сухорукова программе «В гостях у Гордона»).
Сергей Астахов, Виктор Сухоруков и Алексей Балабанов на съемках "Про уродов и людей" (1998)
Лента вышла в прокат в 1991 году. На её премьеру в Дом кино пришла тогда художник по костюмам «Ленфильма» Надежда Васильева.
«Сидела в зрительном зале и смотрела «Счастливые дни». Даже не обратила внимание, кто его представлял на сцене… И я поняла, что за этого человека я бы хотела выйти замуж. Потому что на экране был мир человека очень близкого мне по духу» (из интервью Н. Васильевой).
Алексей Балабанов и Надежда Васильева
Но лично они познакомились уже на киностудии, где Балабанов занимался своей новой картиной — экранизацией романа Франца Кафки «Замок». Они влюбились друг в друга, Алексей развёлся с женой, и сделал предложение Надежде. В 1995 году у пары родился второй сын Алексея — Пётр.
Алексей с сыновьями
Петр и Федор Балабановы
«Счастливые дни» и «Замок» отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии, заложенных в литературных первоисточниках.
А в 1992 году Балабанов, Сельянов и Василий Григорьев (будущий гл. продюсер ТК «Россия» Всероссийской государственной телерадиовещательной компании/ВГТРК) на базе «Ленфильма» основали кинокомпанию «СТВ», и все свои дальнейшие фильмы Алексей снимал при её участии.
В 1995 году, к 100-летию кинематографа, режиссёр выпустил короткометражку «Трофимъ», вошедшую в юбилейный альманах «Прибытие поезда». Пересняв знаменитый фильм братьев Люмьер, Алексей добавил в него героя — пассажира поезда, деревенского мужика, убившего из ревности родного брата и сбежавшего из села.
Кадр из фильма "Трофимъ"
Сразу же после «Трофима» Балабанов хотел приступить к съёмкам х/ф «Про уродов и людей» — про первых производителей порнографии в России («Господин Иоганн одержим порно-фото и хочет зарабатывать на его производстве. В качестве бизнес-партнера он зовёт интеллигента Путилова»). Сценарий был уже готов, но идея не понравилась продюсерам, а своих денег у режиссёра не было. И, чтобы заработать самому, он решил снять «массовое» кино на востребованную в те годы тему — о бандитах.
В 1996 году на кинофестивале «Кинотавр» Алексей познакомился с Сергеем Бодровым-младшим. Актёр снялся тогда в своём собственном х/ф «Кавказский пленник», за роль в котором получил приз «За лучшую мужскую роль».
Балабанову актёр очень понравился, и он предложил Сергею сделаем кино вместе, рассказав идею «Брата». Только пояснил, что денег на гонорар у него нет. Но Бодрову сюжет понравился, и он согласился. Они быстро нашли общий язык и стали близкими друзьями. Бюджет фильма был довольно маленький по меркам киноиндустрии — $100 тыс. Но всё равно, на всем приходилось экономить: съёмки проходили в квартирах и на дачах друзей режиссёра, играли в своей одежде. Возили съёмочную группу те, кто имел машины. Бодров, Сухоруков и Светлана Письмиченко снялись в фильме бесплатно. А снимали на плёнку «Kodak», излишки которой оставили американцы, снимавшие на «Ленфильме» совместный с местными х/ф «Анна Каренина» (1997).
Сергей Бодров и Алексей Балабанов на съемках фильма "Брат" (1997)
Закончили фильм за 31 день, и уже в 1997 году он вышел на экран. Криминальная драма о Даниле Багрове — простом парне, переехавшем из провинции в Петербург, и ставшем киллером, сразу стала одной из культовых российских кинокартин 1990-х гг. Персонажа Бодрова называли «героем нового поколения», создавшим собственную мифологию и иную систему ценностей.
«Я вот, если откровенно, всё время думаю об этом фильме, моём герое, и у меня перед глазами возникает такая картинка. Сидят люди первобытные у костра. Пещера. Кругом хаос первобытный. Звери ходят, ящеры всякие. И вдруг один человек встаёт и говорит: «Вот сейчас будет так — нужно защищать брата, нужно защищать женщину, нужно защищать слабого!» И это единственные слова, которые звучат в этом хаотичном первобытном мире» (из интервью С. Бодрова, 1998).
Большое внимание уделил режиссёр и музыке: в картине участвовали его старые друзья Nautilus Pompilius, Сергей «Чиж» Чиграков, Настя, Наталья Пивоварова (подробнее — здесь: Сломанные крылья).
В 1997 году «Брат» показали в программе «Особый взгляд»/Un Certain Regard — 2-ой по значимости (после основной) программе Международного Каннского кинофестиваля/Festival international du film de Cannes (Франция). Фильм получил гран-при «Кинотавра», «Золотую медаль» на фестивале в Триесте/Trieste Film Festival (Италия) и премию «Ника» в номинации «Лучший фильм».
Кстати, в главном герое фильма друзья режиссёра увидели характер самого Балабанова.
«Я думаю, что это квинтэссенция его самого. Алексей был очень сложным человеком, и мы наблюдаем это в его герое. Кажется, он самого себя ухватил такого разного» (из воспоминаний А. Главацкого).
«Брат» имел и коммерческий успех. Заработав деньги, Балабанов вернулся к сценарию «Про уродов и людей». Снимал он фильм в своей коммунальной квартире в Петербурге: её высокие потолки и голландская печь помогали воссоздать атмосферу начала XX века. Главные роли сыграли Сергей Маковецкий и Сухоруков, уже работавшие с режиссёром в других его картинах.
Алексей считал фильм «Про уродов и людей» лучшим в своей режиссёрской карьере. Премьера его состоялась в 1998 году на кинофестивале в Каннах. Картину высоко оценили критики — 2-ой год подряд фильм Балабанова стал лучшим на премии «Ника».
А в 2000 году Балабанов взялся за фильм «Брат-2». Он задумал продолжить историю героев, но уже в несколько комедийном ключе. Часть эпизодов снимали в США.
«Брат-2» — дорогое кино и попсовое. Оно как раз народу-то нравится, больше чем первый… Народ рыдал в зале, с народом когда смотришь 2-й фильм, они реагируют совсем по-другому, чем на 1-й… Это такой восторг» (из интервью А. Балабанова для книги-биографии Л. Аркус, М. Кувшиновой и К. Шавловского «Балабанов», 2013).
Но на время выхода на экраны фильм себя не окупил, зато в будущем возымел огромный успех, народу он очень понравился и все жаждали продолжения, но у Балабанова его не было в планах.
«На основе «Брата» можно хоть сериал запустить. Но Серёжа вырос — не только из этого образа, он вообще вырос, сам стал режиссёром, причём режиссёром хорошим. Поэтому и он не хочет больше играть эту роль, и мне неинтересно придумывать новые жизненные перипетии Данилы Багрова. Всё. История закончена.
Я принёс Лёше массу идей, вплоть до того, что придумал возвращение своего героя, как его спасают мексиканцы из американской тюрьмы, и он в нефтяном траулере возвращается в Петербург. Перепачканный мазутом, вылезает из бочки с соляркой, сверкая белыми зубами, говорит: «Ну, здравствуй, родина!». Я придумал сюжет, где брат вот-вот должен появиться. Говорил Алексею: «Представь себе, что мы ищем его, а он вдруг мелькнул в окне, завернул за угол, а к финалу появится живой Бодров». Это были мои мечты. Алексей их не принял. Но я стою на том, чтобы продолжить эту историю уже в память и о Балабанове, и о Серёжке Бодрове» (из интервью В. Сухорукова).
Параллельно с «Братом-2» режиссёр работал над сценарием фильма «Река» о жизни якутов в колонии прокажённых. Это была экранизация повести польского и российского этнографа Вацлава Серошевского «Якуты. Опыт этнографического исследования» (1896, переиздана под названием «Предел скорби», 2023). Снимали в Мурманской области. Планировалось, что это будет мощное антиколониальное высказывание. Съёмки шли вполне себе удачно. Однако, 21 ноября 2000 года, когда съёмки ещё не закончились, актриса Туйара Свинобоева, которой была отведена главная роль, погибла в автокатастрофе. В 2002 году этот незавершённый фильм был представлен в виде 49 минут смонтированного материала — эпизоды соединили закадровым текстом и титрами.
В 2002 году режиссёр выпустил х/ф «Война» о 2-ой чеченской войне. Съёмки проходили в относительно спокойной Кабардино-Балкарии, жила съёмочная группа в домах у местный жителей. Но во время работы группу охранял целый отряд СОБРа. Ещё до приезда на Кавказ Балабанов тщательно готовился: просматривал кинохронику, встречался с командующими войск в Чечне, собирал истории пленных. Состав актёров был интернациональными: главные роли исполнили Алексей Чадов, Ингеборге Дапкунайте и британский актёр Иэн Келли. Во время съёмок они по несколько часов сидели в выкопанных ямах — Алексей считал, что кино про войну нельзя снимать в павильонах с декорациями.
«Несчастный Йен по-русски вообще ни слова не говорил, а Дапкунайте живёт в Англии. И он всё время кидался к ней, жаловался, как его заставили сидеть в яме, как его заставили лезть в реку, как он там чуть не утонул, как Балабанов кому-то прямо при Йене сказал, что он плохой актёр. И Инга терпеливо объясняла, что русские всегда так работают, что у русских такая практика, что русские всегда орут, а если начинают стрелять, то исключительно настоящими патронами. Поэтому у русских принято по-настоящему тонуть и по-настоящему спасаться» (из интервью С. Бодрова Елене Кутловской, «Российская газета»).
А затем, 20 сентября 2002 году при сходе ледника Колка в Кармадонском ущелье Северной Осетии погибла съёмочная группа нового фильма Бодрова «Связной». Балабанов тогда вместе с Сергеем участвовал в первоначальной подготовке фильма, выбирал места для натурных съёмок. По многочисленным воспоминаниям знакомых, смерть Сергея надломила режиссёра, с тех пор он сильно сдал и открыто заявлял, что его жизнь в тот день завершилась. Особенно сильно он мучился последние 5 лет своей жизни.
«Балабанов до Кармадона и после — это разные люди. То есть, конечно, это один и тот же человек… Алёша хотел быть там. Вот это его преследовало, что он не оказался вместе с Серёжей, Мариной, Володей, с другими близкими нам, близкими ему людьми. И это чувство его не отпускало» (из интервью С. Сельянова Л. Аркус).
В 2003 году Балабанов начал снимать фильм «Американец» — историю про разорившегося иностранца, приехавшего в Россию в попытке вернуть свои деньги. Главные роли в фильме должны были сыграть американец Майкл Бин и россиянин Алексей Чадов. Ещё одной ключевой фигурой должен был стать музыкант Сергей Шнуров, который вместе с группой Ленинград был заявлен в сценарии. Большинство эпизодов фильма было отснято в Иркутске, а в Норильске Бин ушёл в запой и сорвал съёмки. Работу над фильмом прекратили. На судебное разбирательство конфликта Алексей ездил в Лос-Анджелес (Калифорния, США). В дальнейшем в своих интервью он говорил, что доснимать этот фильм он не собирается, так как перегорел и дважды в одну реку входить не привык. Но в 2013 году режиссёр всё же решил снова взяться за этот фильм, для чего решил переписать сценарий под боксёра Майка Тайсона, но проект завершить уже не успел.
В 2005-06 гг. Балабанов, изменив сложившийся почерк, снял 2 «лёгких» фильма по чужим сценариям (до этого он снимал только «свои» фильмы): криминальную комедию «Жмурки» (сценарий Стаса Мохначёва) и мелодраму «Мне не больно» (сценарий Валерия Мнацаканова). Сельянов в д/ф «Балабанов — гениальный русский режиссёр» рассказывал, что именно он пришёл к Алексею с чужими сценариями, чтобы хоть как-то отвлечь его от трагических событий на Колке…
«Жмурки» — это определённо тот фильм, который был нужен Балабанову, после его премьеры он снова начал снимать. Фильм был принят положительно и собрал на российском кинорынке $4 млн. Но фестивали его проигнорировали (только Дюжев получил награду на «Кинотавре»).
А вот «Мне не больно» не вызвал особого отклика. Критики сходятся на том, что фильм совершенно обычный, а от режиссёра ждали большего.
И в 2007 году Балабанов приступил к работе над х/ф «Груз 200». Картина вышла быстро: 1 месяц ушёл на сценарий, 1,5 — на съёмку. В её основу легли реальные события: история девушки Анжелики, которую похитил маньяк-милиционер. В фильме было много жестокости и насилия, автор натуралистично показал изнанку поздней советской действительности времён афганской войны. Страшная и жестокая сторона человеческой натуры, показанная в фильме, вызвала отрицательные эмоции, во многих городах России лента даже была снята с проката.
«Это очень спорная с точки зрения нравственности картина… Да, это всё на самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. 1984 год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из армии пришёл. Но именно тогда я и моё поколение в целом почувствовали, что всё скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране — момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жёстко, но и время было таким» (из интервью А. Балабанова).
Прочитав сценарий, актёры Сергей Маковецкий и Евгений Миронов от главной роли отказались. В итоге на неё утвердили Алексея Полуяна. А Анжелику сыграла студентка Щукинского училища Агния Кузнецова.
Хоть фильм и вызвал неоднозначную реакцию, на фестивале «Кинотавр» Балабанову присудили главный приз. Но затем руководство премии решило поделить 1-е место между «Грузом» и картиной А. Попогребского «Простые вещи». И в знак протеста некоторые критики отказались от судейства, написав Открытое письмо в Правление «Гильдии киноведов и кинокритиков»: «Задача критиков в том, чтобы поощрять — а в некоторых случаях защищать — «неудобных» художников, не работающих в расчёте на призы и широкое одобрение».
А в 2007 году компания «СТВ» запустила экспериментальный молодёжный проект под названием «Кино»: желающим предлагалось снять 5-минутное видео на цифровую камеру или мобильный телефон, и из лучших роликов Балабанов собирался смонтировать картину. Для всех присланных видео предполагалось написать некоторую связующую историю. На конкурс было прислано около 3000 роликов, а в итоге Алексей отобрал всего 1. Но написать полноценный сценарий из этого материала не получилось, и проект был заброшен.
Планировал Балабанов снять и фильм об американце в Сибири XIX века с Брюсом Уиллисом в главной роли, но тоже что-то не сложилось.
Затем, в 2008 году Алексей снял драму «Морфiй», сценарий которого был написан ранее Бодровым по мотивам рассказов Михаила Булгакова. Сергей решил объединить 2 произведения Булгакова: «Записки юного врача» и одноименный рассказ, добавив что-то своё (позже Балабанов убрал некоторые части Бодрова и вставил свои моменты). Алексей взялся за эту экранизацию в память о погибшем друге. В фильме режиссёр рассуждает об Октябрьской революции, параллельно сравнивая её с 1991 годом. В прокате лента провалилась и даже не отбила бюджет. На фестивалях её также проигнорировали.
А 25 февраля 2010 года (в день своего 51-летия) режиссёр начал съёмки х/ф «Кочегар» — истории якута, майора-сапёра в отставке, Героя Советского Союза, контуженного в Афганистане, по «заданию» бандитов сжигающего криминальные трупы, выстукивая в свободное время на печатной машинке главы из якутского эпоса, развлекая приходящих к нему в гости 2-х подружек. До тех пор, пока не опознаёт в одном из тел свою дочь, сбежавшую от него за «лучшей жизнью». Критики отмечали, что небольшая кочегарка — метафора внутреннего состояния режиссёра, запертого, растерянного и окружённого смертью. В фильме были отсылки и на предыдущие работы режиссёра.
Кадр из фильма "Кочегар"
Премьера состоялась в августе 2010 года в Выборге на кинофестивале «Окно в Европу», где фильм получил спец-приз жюри «за высокое профессиональное мастерство» и премию Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Ещё более «автобиографичной» стала последняя кинолента Балабанова «Я тоже хочу» (2012) — единственный фильм режиссёра, снятый на цифровую камеру (до этого он принципиально снимал на плёнку). По сюжету, 5 человек едут к мистической Колокольне счастья. В картине режиссёр сыграл сам себя, но ему счастье по сюжету не положено — он умирает под стенами колокольни. Фильм прошёл по фестивалям и не получил ни одной награды. А в прокате собрал лишь около $200 тыс.
Олег Гаркуша в фильме "Я тоже хочу" (2012)
С этого момента в своих интервью Алексей стал намекать на скорую смерть и говорил, что это его последний фильм. Однако незадолго до смерти он планировал съёмки нового фильма, сценарий которого он успел закончить за 3 дня до смерти. Он должен был называться «Мой брат умер».
Но 18 мая 2013 года в санатории «Дюны» в Сестрорецке (Курортный р-н Санкт-Петербурга), около 16 час., на 55-м году жизни, Алексей Октябринович Балабанов скончался от острой сердечной недостаточности.
Гражданская панихида на к/с «Ленфильм» по его воле не проводилась. Отпевание прошло 21 мая 2013 года в Князь-Владимирском соборе, похороны состоялись в тот же день на Смоленском кладбище Петербурга. В июле 2022 года на могиле был установлен памятник.
А на 40 день после смерти режиссёра (как утверждают очевидцы) рухнула Колокольня из фильма «Я тоже хочу».
Всего Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных. Был одним из создателей кинокомпании «СТВ», членом Европейской киноакадемии/European Film Academy (EFA).
Память о Балабанове:
В 2014 году режиссёр Юрий Быков снял х/ф «Дурак», посвятив его памяти Балабанова. В фильме присутствует характерный для работ Алексея проход героя по улице под звуки рок-музыки.
18 ноября 2016 года состоялось открытие мемориальной доски А. Балабанова на здании гимназии №2, в которой он учился. Автор идеи и спонсор — врач из Екатеринбурга Артём Бершадский. Проект выполнен при содействии екатеринбургского режиссёра и художника Олега Раковича, эскиз таблички — Александр Коротич.
В 2017 году на ТК «Культура» был показан дипломный фильм режиссёра Дарьи Иванковой «Алексей Октябринович».
15 мая 2018 года, за 3 дня до 5-летней годовщины смерти режиссёра, на платформе YouTube вышел 130-минутный фильм-интервью команды канала «вДудь» «Балабанов — гениальный русский режиссёр».
На «Первом канале» в 2020 году вышел д/ф «Алексей Балабанов. Найти своих и успокоиться».
В 2021 году была установлена памятная доска Балабанову в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова.
Также в 2021 году кадры с режиссёром вошли в д/ф «Нас других не будет», посвящённый памяти актёра Сергея Бодрова-мл.
В 2022 году в прокат вышел д/ф Л. Аркус «Балабанов. Колокольня. Реквием», над которым она начала работать ещё при жизни режиссёра, и в котором подробно зафиксирован последний год его жизни.
«Это был странный, неудобный, но с потрясающей внутренней, стержневой структурой человек» (Андрей Кончаловский, кинорежиссёр).
Награды и премии:
За фильм «Счастливые дни»:
1991 — Приз «Грёзы Парижа» на кинофестивале в Заречном;
1991 — Приз жюри критиков «За создание целостного кинематографического мира и бескомпромиссное следование изначальному авторскому выбору» на кинофестивале в Заречном;
1992 — Приз за лучший полнометражный фильм на кинофестивале «Дебют» в Москве.
За фильм «Замок»:
1994 — Приз жюри киноклубов на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи;
1995 — Специальный приз жюри на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине;
1995 — Премия им. Г. Козинцева на конкурсе профессиональных премий к/с «Ленфильм»;
1995 — Приз «Золотой гвоздь» в номинации «Киноманифест» Международного кинофестиваля молодого кино «Кинофорум».
За фильм «Прибытие поезда»:
1995 — Приз кинопрессы «За лучший фильм года»;
1996 — Приз «Кентавр» Международного кинофестиваля «Послание к Человеку» в С-Петербурге;
1996 — Приз FIPRESCI на кинофестивале «Кинотавр»;
1996 — Приз Гильдии киноведов и кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр».
За фильм «Брат»:
1997 — Специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Котбусе/Cottbus Film Festival (Германия, земля Бранденбург);
1997 — Приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Котбусе;
1997 — Гран-при «Золотая медаль» Международного кинофестиваля в Триесте (Италия);
1997 — Специальный приз жюри Международного кинофестиваля молодого кино в Турине/Torino Film Festival (Италия);
1997 — Приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля молодого кино в Турине.
1997 — Гран-при кинофестиваля «Кинотавр»
За фильм «Про уродов и людей»:
1998 — Гран-при «Фестиваль фестивалей» в С-Петербурге;
1998 — Специальный приз жюри «За режиссёрский профессионализм и цельное стилевое решение» на кинофестивале «Кинотавр»;
1998 — Гран-при — премия «Золотой Овен» Гильдии киноведов и кинокритиков России;
1998 — Премия «Ника» за лучший игровой фильм;
2007 — Главный приз «Золотая роза» на кинофестивале «Кинотавр».
За фильм «Груз 200»:
2007 — Премия Российской гильдии кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр»;
2008 — Приз кинокритиков Нидерландов/Prize KNF на Роттердамском кинофестивале/International Film Festival Rotterdam (IFFR).
За фильм «Кочегар»:
2010 — Приз «Сталкер» за лучший игровой фильм на Международном Фестивале фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве.
За фильм «Я тоже хочу»:
2012 — Приз «Лучший режиссёр» на Санкт-Петербургском международном кинофестивале;
2016 — Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» в номинации «Память» (посмертно).
Фильмография А. Балабанова:
«Раньше было другое время» (режиссёр, сценарист, 1987), «У меня нет друга, или One step beyond» (режиссёр, сценарист, 1988), «Настя и Егор» (режиссёр, сценарист, 1989), «О воздушном летании в России» (режиссёр, 1989), «Счастливые дни» (режиссёр, сценарист, 1991), «Пограничный конфликт» (сценарист, 1991), «Замок» (режиссёр, сценарист, 1994), «Откровения незнакомцу»/Confidences a un inconnu (продюсер, 1994), «Трофимъ» (новелла в киноальманахе «Прибытие поезда», режиссёр, сценарист, актёр (помощник режиссёра), 1995), «Сергей Эйзенштейн. Автобиография» (продюсер, 1995), «Брат» (режиссёр, сценарист, 1997), «Про уродов и людей» (режиссёр, сценарист, 1998), «Брат-2» (режиссёр, сценарист, актёр (камео), 2000), «Война» (режиссёр, сценарист, 2002), «Река» (незаконченный, режиссёр, сценарист, рассказчик, 2002), «Жмурки» (режиссёр, сосценарист, 2005), «Мне не больно» (режиссёр, 2006), «Груз 200» (режиссёр, сценарист, 2007), «Морфiй» (режиссёр, 2008), «Кочегар» (режиссёр, сценарист, 2010), «Я тоже хочу» (режиссёр, сценарист, актёр, 2012).
Балабанов выступил режиссёром и нескольких видеоклипов:
Nautilus Pompilius: «Взгляд с экрана» (1988), «Чистый бес» (1992), «Во время дождя» (саундтрек к х/ф «Брат», 1997); Настя — «Стратосфера» (1989); Би-2 — «Полковнику никто не пишет» (совместно с режиссёром Валерием Макущенко, саундтрек к х/ф «Брат-2», 2000).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://pikabu.ru/story/biografiya_skandalnogo_rezhissyora_alekseya_balabanova_10680776
https://dtf.ru/cinema/1145620-aleksej-balabanov-nepriznannyj-genij-rossijskogo-kinematografa
14 комментариев
11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена