Странные игры и странный игрок
15 лет назад не стало Григория Сологуба
Российский музыкант Григорий Григорьевич Сологуб родился 19 июля 1961 года в Ленинграде.
Он окончил музыкальное культпросвет училище по отделению «народные инструменты» и Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской. Учился также в Ленинградском электротехническом институте (ЛЭТИ).
Музыкальную карьеру Сологуб начал в группе Техпомощь, будучи ещё студентом ЛЭТИ. А 1978 году судьба свела Григория и его старшего брата — гитариста Виктора со способным музыкантом — гитаристом, певцом, автором песен Александром Давыдовым. Под названием Группа Александра Давыдова они вступили в рок-клуб и дебютировали на новогоднем вечере в Ленинградском политехническом институте. Меняя составы и названия, группа в 1982 году стала Странными Играми. В группе Сологуб-младший был поющим гитаристом, аккордеонистом и шоуменом. СИ стали одной из первых в Союзе групп, начавших играть в стиле ска — смесь регги и панк-рока.
Сологуб и Александр Давыдов
В 1982 году группа вошла в состав Ленинградского рок-клуба и в 1983 году стала лауреатом I рок-клубовского фестиваля на сцене Дома народного творчества. Музыканты текстовому року противопоставили французские стихи из сборника переводов. Любители мэйнстрима освистывали их, а жюри путало цитату из Мориса Равеля с фашистскими маршами. Любимыми коллективами у них были Bad Mаnners, The Specials и Madness. Выходили на сцену «гусеницей», в чёрных очках, галстуках (калька с обложки «One Step Beyond...» Madness), менялись инструментами, отпихивали друг друга от микрофона. В первый состав СИ входили также: лидер Александр Дывыдов, клавишники Николай Гусев и Николай Куликовских, саксофонист Алексей Рахов, барабанщик Александр Кондрашкин. Но всех затмевал неподражаемый Григорий, хоть и шёл ему тогда 22-й год. Формально он не был лидером группы, но внешность его оказалась яркой, колоритной, зажигательной, его музыкальный стиль был агрессивным и едким. Парень моментально стал любимцем публики и «лицом» не только СИ, но и всего ленинградского рока. Восторгу зрителей не было предела, когда Сологуб со своим неповторимым носом и ироничной улыбкой, надевал шапку-ушанку и валенки, брал в руки гармонь, и, перевоплотившись в забавного деревенского деда, брался наяривать диппепловский «Smoke on the Water», превращая её в народную плясовую под которую пускались в пляс все на сцене, да и в зале тоже.
Григорий участвовал в записи 2-х магнитоальбомов группы: «Метаморфозы» (1983) и «Смотри в оба» (1986), записанных на студии «АнТроп» Андрея Тропилло. Песни СИ вошли и в легендарный сборник «Red Wave4 Underground Bands from the U.S.S.R.» (2LP) лучших групп Ленинградского рок-клуба, изданный в 1986 году в США Джоанной Стингрей.
Вскоре после перестройки лидеры рок-андеграунда (Аквариум, Алиса, Кино) начали собирать дворцы спорта и стадионы и активно гастролировать по стране. Но участь сия миновала СИ - их песни оказались слишком «заумными» для массовой аудитории, да и сами участники группы больше любили экспериментировать, чем гастролировать.
После смерти Давыдова, в самом зените славы, оставив в памяти меломанов десятки концертов и 2 альбома, летом 1985 года, группа внезапно распалась: Гусев создал рок-театр АВИА, снискавший определённый успех на Западе, а братья Сологубы продолжили играть гитарную музыку, урезав в 1986 году название команды до Игры, продолжили традиции предшественницы, только уже в стиле пост-панк.
В состав также вошли: гитарист Андрей Нуждин (ех-Мануфактура) и барабанщик Кино Георгий «Густав» Гурьянов (подробнее — здесь: Памяти Густава Гурьянова). В том же году группа записала свой дебютный сингл «Le Fleur de Papier» — франкоязычную версию хита СИ «Бумажные цветы», спел на котором известный питерский художник Андрей Медведев.
Сценический дебют Игр состоялся на сцене ЛРК в октябре 1986 года. В составе: братья Сологубы, Нуждин, Гурьянов, Сергей «Африка» Бугаев (перкуссия), Медведев (вокал) и его младший брат Денис (саксофон), исполнили короткую, но эффектную программу, в которой, как и в СИ продемонстрировали своё стремление следовать за музыкальным фронтиром. Тексты они, как и прежде, черпали в зарубежных поэтических сборниках и антологиях (А. Лундквист, М. Фомбер, Ж. Тардье), хотя на новом этапе значительную долю материала составили стихи питерского поэта Андрея Соловьева (1955-1996), а позднее — француза Филиппа Ле Бо, в то время как в музыкальном отношении группа ориентировалась на идеи минимализма и эстетику тогдашнего пост-панка — от Killing Joke до Smiths.
На следующий год, сократив состав до стабильного квартета — петь стали оба Сологуба и Нуждин, а плотно занятого в Кино Густава сменил Игорь Черидник (ех-АукцЫон), — Игры успешно отыграли на IV фестивале ЛРК, где получили приз «За творческий поиск».
В том же 1987 году они начали регулярно выступать на всех площадках Питера, освоили гастрольные маршруты по стране, а в феврале 1988 года одними из первых пересекли границу СССР, и приняли участие в фестивале альтернативной музыки «Новая сцена»/Nowa Szena в Гданьске (ПНР), где им был вручен приз пресс-центра.
В дальнейшем поездки за рубеж стали для группы делом привычным: они играли в Голландии, Италии (где участвовали в советско-итальянском рок-фестивале в Мельпиньяно), Дании и Германии.
Музыканты Игр всегда охотно участвовали и в других музыкальных проектах: в частности, в полном составе регулярно играли в Популярной Механике Сергея Курёхина (подробнее — здесь: «Капитан»), где выступали вместе с Виктором Цоем, Сергеем Летовым (подробнее — здесь: Музыкант, брат музыканта) и многими другими, аккомпанировали Джоанне Стингрей (которая, в свою очередь, часто выступала с ними на сцене и записала несколько песен Виктора Сологуба), а Нуждин записывался с близкой по духу группой Петля Нестерова.
Г.Сологуб, Цой, Сергей Летов
На протяжении 1989 года Игры записали в студии ленинградского Дворца молодежи 2 альбома: «Крик в жизни» (в 1994 был переиздан компанией «Контра-С») и «Детерминизм». Популярными стали их песни «Небесные двери», «Красавица», «Ничего родного», «Солнце встаёт (над городом Ленина)», «Злоба», «Крик в жизни».
В начале 1990-х гг. активность участников группы снизилась: Нуждин с февраля 1990 года всё более интенсивно работал с группой Знаки Препинания (позднее — Знаки-Препинаки и просто Препинаки). А Григорий Сологуб и Черидник весной 1992 года объявились в составе группы Израиль — проекта лидера Народного Ополчения Алекса «Оголтелого» Строгачёва (подробнее — здесь: Оголтелый ополченец), которая после серии удачных клубных выступлений превратилась в инкарнацию самого НО. Виктор Сологуб периодически выступал в клубе «TaMtAm» с экспериментальной группой The Doorbell Of Loud Noise (позднее — Звонки), а в мае 1993 года вышел на сцену того же клуба со своей новой группой The Dolphins, которая на следующий год записала свой единственный альбом и незаметно распалась в середине 1995 года. Григорий также принял участие в проектах брата как гитарист и вокалист.
В этом же году вместе с братом он принял участие в реанимировании СИ к их юбилею.
Позднее Виктор Сологуб увлекся электронной музыкой и создал успешный проект Deadушки, в который вошли его коллега по СИ Рахов (гитара, саксофон, программирование) и бывший менеджер студии АВИА «Indie» Андрей Меншутин в роли генератора идей. В начале 1997 года музыканты отправились в Англию, где записали материал своего дебютного альбома и планируют создание концертной версии группы.
А Григорий 31 августа 1997 года, который после распада НО пробовал себя в роли консультанта одного из музыкальных магазинов города, неожиданно для многих появился на сцене клуба «Грибоедов» как участник группы 2ва самолёта, где сменил Вадима Покровского и играл и пел до июля 2000 года.
Выступал Григорий и в группе Машнинбэнд как музыкант и как композитор и аранжировщик, записав с ними 2 альбома: «Тихо в лесу» (1994) и «Трезвые злые» (1995).
« — Как Вы думаете: почему человек столь яркого музыкального и артистического таланта в молодости блеснул, а в новой жизни себя не нашёл?
— Это как сказать! Мы тут как раз вчера вспоминали, в скольких группах он поиграл. Вышло больше 10! АУ, Аквариум, Поп-механика, Странные Игры, Игры, Народное Ополчение... Был востребован, реализовывался и как музыкант, и как композитор, аранжировщик. Другой вопрос, что не был суперпопулярным, рок-звездой.
— Вы не считает его творческую судьбу не слишком удачной?
— Конечно, не считаю. Он столько сделал для развития рок-музыки в Питере, в России, как это ни патетично звучит. Дай Бог каждому такой след оставить. Кроме того, Гриша пользовался всеобщим уважением. Человек добрый, отзывчивый, бескорыстный. Он у нас проходил по категории, что называется — рок-святой. Незлобливый, всегда вежливый, уступчивый.
— Что же он свою группу не сделал?
— Не было таких амбиций, ему не хотелось отвечать ни за кого, кроме себя. Хотя мог бы стать лидером. Он ведь фактически записал 2 альбома Двух самолетов — как композитор, музыкант, аранжировщик. Замечательная была песня «Мачо-засранец». Как гитарист был интересный, специальный. Не «стрекотальщик» (тот, что играет быстро), играл сочно, вкусно. Ещё и на баяне отлично играл» (из интервью Николая Михайлова, президента Ленинградского рок-клуба, близкого друга Г. Сологуба Михаилу Садчикову, «Фонтанка. ру»).
В последние годы жизни Сологуб преподавал игру на гитаре, давал частные уроки. Ученики приезжали к нему домой.
«Вообще, гитарист Григорий Сологуб — персона, безусловно, знаковая и определяющая звучание своего времени. Определить это звучание можно одним словом: «немэйнстрим». Именно так: всё, что из Ленинграда и имеет печать качества олд-скул, всё, где есть хоть толика музыки ска и что не звучит из каждого утюга — там, скорее всего, принял участие или намеревается это сделать Григорий Сологуб» (Максим Кононенко, музыкальный эксперт, сетевой публицист).
На ностальгической волне, под какой-нибудь юбилей, участники 1-го состава СИ несколько раз вновь воссоединялись (благо, братья до сих пор жили в одной квартире) — но лишь на 1-2 концерта, давая своеобразные мастер-классы на различных солянках.
Серьёзное вступление прошло на фестивале, посвящённом 27-летию ЛРК в 2008 году, многие тогда пришли только ради них... Команда начала было новую жизнь — последний концерт они отыграли в клубе «Сочи» 1 ноября 2008 года. Ходили даже разговоры о новом диске...
Затем был намечен и сольник в одном из московских клубов, но выступление отменили без объяснения причин. Хотя, для близких музыкантов причина не была секретом: Григорий тяжело болел (у него вообще был врождённый порок сердца + перипетии «походной» жизни). А СИ на сцене можно было представить без кого угодно, только не без младшего Сологуба… Но даже близкие, зная всю серьёзность диагноза, до последнего верили, что болезнь, как это было не раз, отступит, всё обойдётся…
Но 27 февраля 2009 года Григорий Григорьевич Сологуб скончался в Мариинской больнице в Санкт-Петербурге, куда лёг ещё в январе, на 48-м году жизни от сердечной недостаточности вследствие эндокардита (воспаление внутренней оболочки сердца). Похоронили музыканта 4 марта на Кузьмоловском кладбище (Всеволожский р-он Ленинградской обл.).
« — Гриша болел уже давно. В начале января я устроил его в Мариинскую больницу. Говоря простыми словами, у него была сердечная недостаточность, отёк сердца и отёк лёгкого. Хотя есть и более мудрёный диагноз — эндокардит, причём не инфекционный. Врачи говорили, что это последствие ещё родовой травмы. Выпивать он, конечно, любил, но тут другой случай.
— Но в интернете пишут, что он скончался в одной из московских клиник…
— Бред. Я сам определял его в Мариинскую больницу. А в интернете может гулять всё, что угодно. Умер он там 27 февраля утром» (из интервью Н. Михайлова М. Садчикову).
Григорий за всё время так и не женился, хотя у него есть взрослый сын, проживает в Прибалтике.
Дискография Г. Сологуба:
В составе:
Странные игры: «Метаморфозы» (1983), «Концерт в Ленэнерго», (1984-85), «Смотри в оба» (1986)
Игры: «Детерминизм» (1989), «Крик в жизни» (1989);
Народное ополчение: «Израиль» (1992);
Машнинбэнд: «Тихо в лесу» (1994), «Трезвые злые» (1995);
Deadушки: «Элизобарра-торр» (2000), «PoR.no» (2001);
2ва самолёта: «Дон Педро Гомес и Мамочка» (1999), «Подруга подкинула проблем» (2000).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://vz.ru/news/2009/3/1/260754.html
https://nekropol-spb.ru/kladbischa/kuzmolovskoe-kladbische/sologub-grigoriy-grigorievich
https://butusov-art.livejournal.com/6387.html
https://dzen.ru/a/Y38ZZRWA6H9y-Vc9
https://christopher-d.livejournal.com/120924.html
https://spb-tombs-walkeru.narod.ru/len_obl/kzm/sologub.htm
https://www.zvuki.ru/R/P/19665/
19 комментариев
11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена