Алёшин’а музыка
К 75-летию Анатолия Алёшина
Советский и российский певец, рок-музыкант Анатолий Александрович Алёшин родился 15 марта 1949 года в Москве. Его детство выпало на тяжёлые послевоенные годы. Жили небогато — 6 человек ютились в 12-метровой комнате коммуналки на Красной Пресне, но всё равно были счастливы.
Ещё в раннем возрасте, не смотря на совсем немузыкальную семью, у Толи обнаружились способности к музыке и вокалу — с 5 лет он уже пел в детском хоре. А в 7 лет родители отдали его в музыкальную школу по классу скрипки (вообще-то брали его в класс фортепиано, но инструмент родители не «потянули» по цене, да и в их комнатушке он бы просто не поместился!).
После выпуска 15-летний Алёшин решил поступать в Московский авиационный техникум им. Н.Н. Годовикова (ныне — Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова). В одном из интервью он признался, что выбор был обусловлен вовсе не желанием стать лётчиком — просто стипендия в техникуме была значительно выше, чем в музучилище (в училище 20 руб., а в техникуме аж 40!).
Но вскоре Анатолий вдруг понял, что хочет связать жизнь с творчеством. Он забросил учёбу и совместно с товарищами по техникуму создал свою группу Ветер Перемен. Его тогда интересовал репертуар The Beatles и The Rolling Stones и друзья начали записывать каверы на их песни.
Однако занятия музыкой пришлось вскоре прервать из-за призыва в Советскую армию.
« — Где-то после 2-го курса, поняв, что авиационные технологии и электроника меня не очень-то прельщают, моя учёба как-то плавно перетекла в занятия рок-музыкой. На это безобразие я подбил несколько своих соучеников, и мы создали первую группу. Там же, в техникуме.
— Репертуар, чей был?
— Ихний! В те годы свою музыку ещё не было принято писать в рок-группах. Мы говорим о конце 1960-х гг. И, конечно же, мы играли кавера на песни Beatles, Rolling Stones. И это продолжалось до самой армии.
— А в армии ты участвовал в какой-нибудь самодеятельности?
— Там самодеятельность у нас поощрялась только с лопатой через плечо!
— То есть, 2 года выкинуты из музыкальной жизни. Ну, а после армии?
— После армии, когда я вернулся, круг музыкальных друзей меня опять затянул. Это была такая очень тесная, дружная тусовка. Там Саша Градский был, Андрюша Макаревич (признан в РФ иноагентом). Это уже начало 1970-х. Такое, знаешь, зарождение московского рок-движения. Саша Градский тогда уже организовал свою группу Скоморохи, в которой играл небезызвестный Саша Буйнов. Кстати, он считался тогда лучшим рок-клавишником Москвы. Буйнов, действительно, очень хороший пианист. Андрюша с Кутиковым уже создали Машину Времени. Аккуратненькие такие мальчики из архитектурного института. Но буквально через 1 или 2 года, как я вернулся из армии, вдруг началось какое-то странное шевеление в этой тусовке. Вдруг оттуда стали дёргать музыкантов в так называемые вокально-инструментальные ансамбли» (из интервью А. Алёшина порталу КП.РУ, март 2010).
Да, Алёшин много времени проводил тогда в кафе «Молодёжное» на ул. Горького (ныне — Тверская), бывшем предтечей созданной в 1984 году Московской рок-лаборатории. Там раз в месяц проводились рок-концерты, имевшие большой успех, и на которые собиралась вся «продвинутая» музыкальная молодёжь города.
Хотя Анатолий и играл на многих инструментах, наибольшую известность получил всё же в качестве вокалиста — после демобилизации он в целях повышения квалификации закончил Гнесинское музучилище (Музыкальное училище им. Гнесиных) по классу эстрадного вокала.
Так в 1972 году он принимает участие в записи 1-го миньона ансамбля Цветы («Не надо», «Есть глаза у цветов», «Звёздочка моя ясная»). Бэк-вокал Алёшина отчётливо звучит на фоне солиста Александра Лосева (подробнее — здесь: Свет погасшей звезды). Тогда это были просто мега-хиты.
Затем, период с 1973 по 1979 год музыкант провёл в составе самого, пожалуй, знаменитого советского вокально-инструментального ансамбля Весёлые Ребята Павла Слободкина (подробнее — здесь: «У меня не «фабрика звёзд», каждый мой артист — штучный товар»), причём именно в тот самый период, когда группа находилась в СССР на пике своё популярности. Музыканты записывали каверы композиций популярных зарубежных исполнителей, а также сочиняли собственные песни. Обходить различные худсоветы при исполнении зарубежных хитов получалось тогда лишь с помощью хитрости. Условием при предоставлении репертуара на просмотр было то, что перед исполнением очередного номера делался краткий устный перевод, типа: «А сейчас мы исполним песню прогрессивного английского вокально-инструментального ансамбля Led Zeppelin. В песне поётся о тяжёлой судьбе американских негров и о том, что они борются за свою свободу», или что-то в этом роде. А поскольку в худсовете по большей части сидели «представители», ни слова не понимавшие по-английски, то сравнить вольный перевод с оригиналом они не могли. Тем более что и сам оригинальный текст был не очень-то и оригинальный. Кто ж тогда знал английский язык?
В 1974 году с ВР Анатолий участвовал в создании диска-гиганта «Любовь — огромная страна», где вместе с Александром Лерманом (с которым они работали ещё в Ветре Перемен) исполняет практически все песни. Этот диск принёс тогда ВР огромнейшую популярность. В 1976 году Алёшин принимает участие в записи и ещё одного популярного диска коллектива под названием «Дружить нам надо». Вместе с ним в ансамбле тогда работали такие знаменитые артисты, как Александр Буйнов, Вячеслав Малежик, Александр Барыкин (подробнее — здесь: Больше не встречу) и Алла Пугачёва.
С АБП Анатолий был в дружеских отношениях и даже пел с ней дуэтом: на ВФГЗ «Мелодия» в 1975 году ВР записали миньон с песней «Вишня», которую и исполнили вокалисты.
« — Почему у вас не получилось такой «звёздной» карьеры, как у Градского, Малежика, Буйнова, Барыкина, не говоря уже о Пугачёвой, которая в своё время тоже пела в Весёлых Ребятах?
— Наверное, не хватило желания и амбиций. Меня устраивало быть звездой в Весёлых Ребятах и других коллективах, а другие ушли в надежде сделать хорошую сольную карьеру. А ещё рядом со мной не оказалось такой амбициозной женщины-продюсера, как, например, супруга Саши Буйнова — Алёна. Это она сделала мужа знаменитым. Сейчас, когда Пугачёва уехала жить в Израиль, уже через год публика может забыть Буйнова. Если, конечно, его жена что-то не придумает и не найдёт какой-то паровоз, к которому её муж пристанет» (из интервью А. Алёшина «Экспресс-газете», ноябрь 2022).
Но, несмотря на успех, певца всё же больше привлекала рок-музыка. Так он узнал о поисках солиста для рок-группы Аракс, решил пройти прослушивание и в 1979 году вошёл в состав группы, вместе с которой на следующий год записал альбом «Колокол тревоги» (успешно впоследствии потерянный), а также литературно-музыкальную композицию Евгения Евтушенко и Глеба Мая под названием «Исповедь». Диск-гигант был выпущен в 1983 году, но большого успеха не имел.
« — Далее был Аракс. Как ты туда попал?
— Ну, мы были друзьями. Ходили друг к другу на репетиции, на концерты. Они к нам, мы к ним. На тот момент сама по себе работа в Весёлых Ребятах меня перестала увлекать. Образовался застой в репертуаре, с кем я мог переработать, я уже переработал. За границу я уже с ними съездил. Ну, что ещё? Да, больше ничего. И вот я узнал, что Аракс ищет вокалиста. Тогда там уже работал Сергей Беликов. Серёжа очень самобытный, яркий певец. Одно «У беды глаза зелёные» чего стоит. Это же великолепное исполнение. Лучше его трудно себе представить исполнителя. Но он всё-таки лирик. А им нужен был более брутальный вокалист. Вот я и махнул в Аракс.
А там как раз всесоюзная слава начала у них складываться, благодаря рок-опере Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Был выпущен двойной альбом, пользующийся колоссальным успехом. Ярлычок «рок-опера», конечно же, достаточно оригинальная на то время музыка. Да и на пластинке было написано — группа Аракс. Всё это вместе и создало имидж рок-группы. Популярность стала расти, и мы начали ездить на гастроли.
— Ярлычок, лейбл на пластинке. Мне кажется этого не достаточно для мега-популярности Аракса. Ведь вы были, пожалуй, самой востребованной группой в начале 1980-х гг. в Союзе?
— Безусловно! Дело ещё и в высоком профессионализме участников группы. Вадим Голутвин, Тимур Мардалейшвили — это самобытные музыканты, гитаристы экстра-класса. Толя Абрамов — супер-барабанщик. Таких просто нет. Я уж не говорю о Серёже Рудницом. Клавишник и аранжировщик от Бога» (из интервью порталу КП.РУ).
Именно благодаря мастерству музыкантов, Аракс был принят в Московскую областную филармонию, долгое время сотрудничал с Юрием Антоновым, а также участвовал в записи музыки композитора Александра Зацепина к телефильмам «31 июня» (реж. Леонид Квинихидзе, 1978) и «Узнай меня» (реж. Владимир Попков, 1979).
Кстати, первым исполнителем песен «Сон» и «Солнцем освещённая дорога» Алексея Романова, «Когда поймешь умом» и «Ветерок» Константина Никольского, «Дороги наши разошлись» Евгения Маргулиса и Алексея Романова, ныне известных как хиты группы Воскресение, был именно Алёшин в составе Аракса.
Приглашали группу на легендарный фестиваль «Весенние ритмы-80» в Тбилиси, но они не поехали из-за гастролей, которых у группы в тот момент было очень много: Аракс давал по 3 концерта в день, 50 концертов в месяц и 350 в год! Но, преданность музыкантов рок-н-роллу сыграла с ними злую шутку: свои произведения они подавали в хард- и арт-роковой форме, что тогда было в диковинку, и именно на это обратили внимание музыкальные чиновники. За Араксом началась настоящая охота, и летом 1982 года по приказу Министерства культуры РСФСР группа была распущена.
В течение следующих лет Алёшин был в творческом поиске, сотрудничал со многими советскими музыкальными коллективами, среди которых были снова Цветы, Квадро, Глобус и другие. Создал полуподпольную группу Стайер, игравшую немного архаичный, но профессиональный хард-рок. Стайер был по достоинству оценён знатоками, и в 1987 году даже получил приглашение на «Рок-Панораму».
В том же году музыкант принял участие в записи видеоклипа на знаменитую композицию Криса Кельми (подробнее — здесь: Умер Крис Кельми) и Маргариты Пушкиной (подробнее — здесь: Арии Маргенты) «Замыкая круг», исполненную большим количеством популярных советских поп и рок-музыкантов.
А в итоге получил предложение поработать в США, и в 1990 году вместе с семьёй решил уехать. Выступал там сольно, пробовал себя в поп-жанре — выпустил диск «Хрусталь и шампанское» (1991), пользовавшийся большим успехом в эмигрантской среде.
Со своей будущей женой Ларисой Николаевой Алёшин познакомился ещё в начале своей карьеры. Вскоре после свадьбы у них родился сын Станислав. И именно супруга помогла певцу создать «брутальный» имидж, когда как-то посоветовала ему отрастить бороду и усы.
Свадьба с первой женой Ларисой
В США Алёшины прожили почти 12 лет. А в итоге их сын решил там и остаться. Сейчас он рыночный аналитик, занимается банковским бизнесом, обрёл счастье в семейной жизни — с американской женой у него растёт сын Люсьен.
« — Почему в 1990 году вы уехали жить в Штаты?
— Выбрал семью, а не карьеру. Тогда моя первая жена Лариса (с ней познакомился случайно, когда меня попросили отвезти её к стоматологу) сказала, что хочет уехать. И я всё бросил и поехал с ней и с нашим тогда уже 11-летним сыном Стасом.
Тут я выступал на крупных площадках, а там пришлось петь в клубах и русских ресторанах. Американская жизнь для меня оказалась очень душной. Зря молодёжь о ней так грезит. Хотя пока сам не попробуешь, не поймёшь. Эти благоустроенность, комфорт и предсказуемость в какой-то момент приедаются, становятся скучными. И ты начинаешь чувствовать себя лет на 10 старше. А здесь я всё время в тонусе! А вот мой сын там прижился. Теперь он брокер, настоящий американец, и русского в нём давно ничего не осталось» (из интервью «Экспресс-газете»).
Тем не менее, работая в Нью-Йорке с профессиональными рок-музыкантами, Анатолий приобрёл опыт во всём, что касаемо рока, как части шоу-бизнеса, и научился совершенно другому подходу к работе со звуком.
По возвращении в 2002 году из Штатов, отношения с женой у Алёшина испортились, последовал развод.
А певец решил объединиться с бывшими участниками Аракса. За год был подобран новый репертуар, в который вошли несколько ремейков классического «араксовского» репертуара и новые песни. Но на ту музыку, что играла группа, больше не было спроса: товарищи по коллективу остались верны прежней стилистике, а вот Анатолий стремился к чему-то новому, хотел экспериментировать со стилями, направлениями, звуками.
«Когда мы стали гастролировать как возрождённый Аракс, я увидел, что с нами происходит всё тоже самое. Если бы пытались делать что-то новое, тогда да, а так... Для меня этот период закончился. Петь одни и те же песни 20 лет лично мне не интересно, а если это не интересно мне, то как это может быть интересно слушателям? Когда я это понял, я ушёл. Сейчас мне хочется делать современную музыку, хочется, чтобы она была интересна сама по себе, без привязки к былым заслугам» (из интервью А. Алёшина журналу In/Out, 2006).
А в 2004 году Алёшин вошёл в состав творческого коллектива «Легенды ВИА 70-80-х», в котором кроме него приняли участие музыканты «прошлых лет»: Валерий Ярушин (гитара, Аракс), Андрей Кирисов (вокал, Добры Молодцы), Александр Акинин (барабаны, Лейся Песня, Красные Маки, Карнавал), Андрей Костюченко (клавишные, Добры Молодцы, Голубые Гитары) и Александр Диксон (бас-гитара, Шестеро Молодых). Коллектив исполнял хиты ВИА их лучших лет, проехав с гастролями, имевшими огромный успех, по городам России, бывшего СНГ, побывал в Австралии.
Принял Анатолий участие и в работе над 1-й частью вышедшего в 2006 году «двойника» «Пипл Про/To Purple. Посвящение Deep Purple», записываемого на протяжении почти 3-х лет на студии Игоря Сандлера. Львиную долю работы над альбомом осуществил Дмитрий Четвергов (подробнее – здесь: Мастер гитары), причём, не только как гитарист, но и как продюсер и аранжировщик. В записи этой части также поучаствовали: группа Моральный Кодекс, Николай Расторгуев (Любе), Григорий Лепс, Евгений Маргулис (Машина Времени, Воскресение), Михаил Мень (Мост/Мост-Дельта, Морской Патруль), Кирилл Немоляев (Карданный Вал, Бони НЕМ, Forces United), и даже джаз-саксофонист Игорь Бутман (подробнее – здесь: Джазмен), исполнив хиты 1972-74 гг. знаменитых англичан.
После музыкант снова начал работать сольно, а затем решил создать проект Алёшин в составе: Денис Кшнясев — барабаны, Юрий Плеханов — клавиши, Александр Перфильев — гитары, Дмитрий Сафонов — бас, и, собственно, Анатолий — вокал. В 2006 году группа презентовал одноименный себе альбом. В него вошло 9 песен, включая хит «Странная ночь». По стилю он представляет собой смесь хэви-метал, индастриал и рок-мотивов с большим количеством сэмплов и клавишных инструментов.
В 2007 году Алёшин участвовал в записи диска «Династия Посвящённых» проекта Пушкиной Margenta. Выступил на юбилейном концерте группы Чёрный Кофе. Записал песни на музыку гитариста группы Глобус Сергея Миклашевского к х/ф «Золушка 4х4. Всё начинается с желаний...» (реж.: Юрий Морозов, Александр Баршак, 2008).
Анатолий Алёшин и Дмитрий Варшавский
Группа «Глобус»,. октябрь 1984 года. Сергей Миклашевский, Тимур Мардалейшвили, Сергей Григорян, Сергей Шмелёв, Анатолий Алёшин
А в 2008 году певец стал участником шоу-программы «Ты суперстар» на НТВ, где представлял «Сборную СССР», противостоящую певцам «Сборной России». Выступление позволило Алёшину напомнить слушателям о себе и вновь привлечь их внимание к своему творчеству.
« — Как ты относишься к таким проектам, как «Суперстар»?
— Такие проекты дают возможность певцам взрослого поколения показывать своё творчество широким слоям населения. Вообще сама по себе идея была очень интересна. Собрать певцов, звёздный час которых остался уже в прошлом. И попытаться взглянуть на этих исполнителей по-новому. Здесь предлагалось перевоплощение, из-за чего получилось очень интересное шоу. Ну, кто ожидал, что Михаил Шуфутинский будет петь «Белые розы»? Лично для меня это было очень интересно. Вообще участие в таком рейтинговом шоу, как «Суперстар», это большая удача для любого возрастного певца. Для нас нет на телевидении открытых дверей, и никто нас там не ждёт с распростёртыми объятиями» (из интервью порталу КП.РУ).
Решил Алёшин попробовать свои силы даже в отборе на песенный конкурс «Евровидение» от России, но победить не смог — с хитом 1988 года «One More Try» британского певца Джорджа Майкла занял лишь 16-е место среди 26-и желающих.
Успел Алёшин выступить и в качестве актёра, сыграв небольшую роль в музыкальном фильме «Наш человек в Сан-Ремо» (реж. Александр Ефремов, 1990).
А в конце 2015 года, после длительного перерыва, Анатолий вновь входит в состав Аракса. За год до этого группа выпустила своей «потерянный» альбом «Колокол тревоги», записанный ещё в 1980 году с вокалом Алёшина и Беликова.
Анатолий Алёшин и Сергей Беликов
Ещё одной новой страницей в биографии Анатолия стало участие в шоу «Голос. 60+. Второй сезон», показ которого начался на «Первом канале» осенью 2019 года. Там 70-летний вокалист очаровал поклонников ещё на этапе «слепых прослушиваний», где исполнил песню Вячеслава Добрынина «Сумасшедший дождь» с альбома 1995 года «Вы любите эти песни», и в итоге присоединился к команде певицы Пелагеи, правда, выиграть не смог.
«Я, конечно, видела, что вы держали ноту, пытались джек-пот сорвать, но — только я! И я очень этому рада, что ж тут скрывать. Звучите вы сумасшедше просто!» (Пелагея).
Также был Анатолий участником проекта «Четыре голоса — четыре континента», представленного вокалистами 1960-80-х гг.: ех-вокалист ВР Леонид Бергер (Австралия), Алёшин (Северная Америка), Альберт Асадуллин (подробнее — здесь: Бесконечная дорога Орфея, Европа), экс-вокалист ВИА Альтаир Виктор Березинский (Азия).
Снял видеоклипы на песни «Странная ночь» и «Я поджигаю». В качестве приглашённого артиста участвовал в 2018 году в вечере памяти великого певца Валерия Ободзинского «Эти глаза напротив», где великолепно исполнил песню «Старый гриф-стервятник» (русский текст Леонида Дербенёва на оригинальную музыку Куинси Джонса) из американского вестерна «Золото Маккенны»/Mackenna's Gold (реж. Дж. Ли Томпсон, 1969).
Вскоре после развода с женой, в соцсетях певец познакомился с девушкой Анастасией. Разница в возрасте почти в 40 лет не стала помехой для их совместного счастья. В 2015 году у пары родился сын Михаил.
Алёшин с нынешней гражданской женой Настей
Исполнитель продолжает творить, правда, сам песни уже не пишет, придерживаясь, как человек старой формации мнения, что «лучше заниматься своим делом хорошо, чем другим плохо».
За кулисами концерта А. Градского в «Крокус Сити Холле» Александр Борисович, Леонид Бергер, Виктор Березинский, Анатолий Алёшин и Мария Кац
В начале сентября 2022 года состоялся релиз последнего на сегодня альбома Алёшина «Отражения» с песнями на музыку композитора и аранжировщика Олега Сапегина. Кстати, это уже 2-ой альбом творческого дуэта. Предыдущий — «Белая река» вышел в 2011 году, но был мало замечен публикой.
Анатолий Алешин и Олег Сапегин
Анатолий Александрович продолжает выступать на концертах и на ТВ, даёт как сольные выступления, так и совместные с коллегами по сцене. Чтобы оставаться в форме, регулярно посещает бассейн и спортзал.
В конце декабря 2023 года на канале «ТВ Центр» вышла программа «Мужские песни о главном», участником которой стал Алёшин.
« — Чем, кроме концертов и гастролей, сегодня наполнена ваша жизнь?
— Всё своё свободное время я уделяю семье, 6 лет назад у нас родился сыночек. Утром, когда есть возможность, отвожу его в садик, вечером забираю. Мы вместе гуляем и ходим в кино. Сыну повезло в том смысле, что в моём лице у него есть и папа, и дедушка — первый может пожурить, а второй обязательно пожалеет.
Моя супруга младше меня почти на 40 лет, и вместе с ней я люблю смотреть сериалы, что-то готовить. Можно сказать, что сейчас я компенсирую семье то время, которое не смог уделить ей в свои молодые годы» (из интервью А. Алёшина Игорю Польских, «АиФ-Пенза», сентябрь 2023).
Музыкант оказал большое влияние на советскую поп и рок-музыку. Входит в список лучших отечественных вокалистов.
Творческого долголетия Анатолию Александровичу!
Дискография А. Алёшина:
В составе: ВИА Весёлые Ребята: «Любовь — огромная страна» (1974), «Песни Д. Тухманова» (1974), «Песни Рудольфа Манукова» (1975), «Золотой Орфей» (А. Пугачёва и Весёлые Ребята, 1976), «Дружить нам надо» (1978), «Музыкальный Глобус» (1979).
Аракс: «Колокол тревоги» (1980), «Группа «Аракс» (1981), «Old, But Gold» (1996), «Raritet!» (2006).
Стайер: «Стайер» (1987), «Колокола» (1988).
Margenta: «Династия Посвящённых» (2007).
Сольно: «Поёт Анатолий Алёшин» (сингл, 1988), «Хрусталь и шампанское» (1991), «Полночь (1997), «Алёшин» (2006), «Избранное. Только для вас… (зап. 1984-2008, 2009), «Сказки о мультипликации» (зап. 1984-2008), «Белая река» (2011), «Отражения» (2022).
Сборники: «Пипл Про/To Purple. Посвящение Deep Purple» (2006), «Мы из СССР. Легенды ВИА 70-80-х» (2015), «Люди встречаются» (2016).
Участие в проектах: «Ты суперстар» (2008), «Голос. 60+» (2019).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://dzen.ru/a/YPX3SkOsvTLjEMA0
https://24smi.org/celebrity/103628-anatolii-alioshin.html
https://proza.ru/2017/10/04/34
https://www.kp.ru/daily/24455.5/618911/
https://www.liveinternet.ru/users/3166127/post422923133
9 комментариев
10 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена