Андрэ Нортон — первая леди фантастики
Долгое время женщины в фантастике занимали сугубо второстепенное положение. Как персонажам им полагалось быть предметом вожделения пришельцев, монстров и суперзлодеев, то и дело истошно визжать и падать в обморок на руки мужчин-спасителей. Удел авторов-дам также был предопределен — сочинять приключенческие истории для девочек, подавляющее большинство которых фантастику не читали вовсе.
Немудрено, что писательницам, пытавшимся изменить сложившуюся ситуацию, приходилось пускаться на всяческие ухищрения!
Я пишу такие книги, которые люблю читать сама.
Андрэ Нортон
Если на обложке книги стояло женское имя, то нормальный потребитель фантастических историй подобную «гадость» даже в руки бы не взял! Естественно, издатели чутко держали нос по ветру — потому желавшие писать фантастику женщины обычно скрывались под мужскими псевдонимами. Или ставили неопределенную подпись, по которой невозможно было опознать половую принадлежность автора — например, К.Л. Мур или Ли Брэккет. Одной из таких «жертв» общественного предубеждения и стала будущая Первая Леди фантастики Андрэ Нортон.
Кливленд 1912 года
Простая жизнь
17 февраля 1912 года в городе Кливленде (штат Огайо) владелец небольшой компании по производству ковров Адальберт Фрили Нортон уже в довольно солидном возрасте во второй раз стал отцом. После рождения старшей дочери чета Нортонов и не чаяла обзавестись еще одним чадом — и вдруг эдакий сюрприз! Новорожденную назвали Элис Мэри, причем основное имя девочка получила в честь героини знаменитой сказки Льюиса Кэрролла — уж больно Берта Стемм Нортон любила эту книгу. С родителями будущей писательнице повезло — мать обожала читать, да и глава семьи относился к книгам с почтением. Каждую субботу Нортоны отправлялись в общественную библиотеку, где набирали книги впрок. Поначалу мама читала дочери вслух, а уж когда Элис освоила грамоту сама, от книг ее было за уши не оттянуть. Они стали для девочки главными друзьями: 17 лет разницы оказались неодолимой преградой в общении со старшей сестрой.
Родители активно поощряли увлечение дочери — так, за хорошие оценки ей покупали книги. Да и сама Элис почти все свои карманные деньги тратила, посещая крупный книжный магазин, где регулярно устраивали распродажи. Немудрено, что девочка взялась за перо — свою первую историю она сочинила еще в десятилетнем возрасте. Немалую помощь Элис оказала учительница литературы Коллинвудской школы Сильвия Кокрейн, о которой Нортон тепло вспоминала многие годы спустя. Вскоре Элис стала сотрудником школьной газеты «Прожектор», на страницах которой регулярно появлялись ее рассказы. А затем девочка сочинила свой первый роман «Удача Рэйлстоунов» и еще две книги, которые, правда, надолго «легли в стол».
Дебюты Андрэ Нортон
После окончания школы восемнадцатилетняя Элис решила стать учителем, для чего поступила в Западный Университет Кливленда. Однако время для учебы было выбрано неподходящее — после кризиса 1929 года страна барахталась в пучине Великой Депрессии. Родителям Нортон жилось несладко, и материально поддерживать Элис они не могли. Девушке пришлось бросить университет и поступить на работу в детский отдел Кливлендской библиотечной системы. Одновременно Элис ходила на вечерние курсы по журналистике — ей хотелось как следует научиться писать самой. И не зря...
В 1934 году вышел дебютный роман Нортон — историко-приключенческий «Принц приказывает» (третий из тех, которые она написала во время учебы в школе). Именно тогда Элис сменила имя — причем речь шла не о простом псевдониме. Девушка официально стала Андрэ Элис Нортон, что дало ей право подписывать свои произведения «по-мужски». Сейчас, возможно, подобная щепетильность выглядит странно, но в те времена понятия «репутация» и «приличия» были не пустым звуком. Впрочем, пару раз Элис все же использовала псевдонимы Эндрю Норт и Алан Уэстон.
Библиотека Конгресса — место для избранных
Поначалу Нортон писала приключенческие и детективные книжки для подростков, благо работа в детской библиотеке давала возможность проникнуться интересами юного поколения. Книги выходили от случая к случаю и известностью не пользовались, — так, небольшой приработок, не более. А фантастику Нортон тогда просто никто не брался публиковать. Первая ее фантастическая повесть «Люди кратера» была напечатана альманахом Fantasy Book лишь в 1947 году.
Несколько раз Элис пыталась изменить свою жизнь. В 1940-1941 годах она участвовала в специальной правительственной программе по натурализации иностранцев, благодаря чему попала в отдел каталогизации крупнейшей в стране Библиотеки Конгресса. Правда, после вступления США в войну проект прикрыли, и должности Нортон лишилась. На заработанные деньги она купила небольшой книжный магазин в мэрилендском местечке Маунт Рэйнер. Однако лавка с романтическим названием «Таинственный дом» быстро прогорела. Пришлось вернуться в Кливленд, в библиотеку, где Элис проработала до 1950 года. Затем шеф издательства Gnome Press Мартин Гринберг пригласил Нортон на должность редактора, посадив ее на «самотек» — изучать присылаемые рукописи. После 8 лет литературной «каторги» (какой только ерунды не пришлось перечитать!) Андрэ Нортон целиком и полностью переключилась на собственную писательскую карьеру.
Шарж Дэвида Людвига, 1978 год
Пионеры Галактики
В 1950-х годах Нортон наконец обрела достаточно высокую репутацию в области приключенческой фантастики. Многие процессы, определившие лицо мировой фантастической литературы на десятилетия вперед, зародились именно тогда. Один из них — всплеск интереса к НФ среди молодежи, вызванный техническими достижениями, особенно в области ракетостроения и космонавтики. Неспроста такой популярностью пользовались книги Роберта Хайнлайна, нацеленные именно на юное послевоенное поколение, значительная часть которого полюбила фантастику на всю жизнь.
Нортон, конечно, уступала главному американскому фантасту в популярности, да и ее космооперы не были столь же самобытны. Однако писательнице удалось на редкость удачно приспособить к потребностям юношества классическую космическую оперу в духе Гамильтона и Дока Смита. За 10 лет Нортон выпустила 20 романов и несколько сборников, став, наряду с Хайнлайном, флагманом подростковой фантастики тех лет. Наибольшей известностью пользовались ее романы «Сын Звездного Человека» (1952), «Повелитель зверей» (1959), серия «Торговцы во времени». У нас же из книг Нортон этого периода более всего востребован цикл об экипаже звездолета «Королева Солнца».
В большинстве приключенческих книг Нортон действие происходит на терраморфных планетах. Там присутствует богатая флора и фауна, описываемая весьма подробно, ибо непосредственно влияет на сюжет. Особую роль играют животные — как обычные земные, так и инопланетные, разработанные автором весьма тщательно. Они часто обладают разумом, взаимодействуя как равноправные партнеры героев-людей — обычно с использованием телепатии. В мирах, рожденных фантазией писательницы, нередки многочисленные артефакты древних цивилизаций — от циклопических сооружений до экзотических мелочей. Многие НФ-романы Нортон, никак не связанные сюжетно, объединены наличием осколков культуры Предтеч — давно сгинувшей неведомо куда сверхцивилизации.
Герои Нортон — обычно одиночки, способные проявлять инициативу и находчивость в критических ситуациях. Персонажи-подростки на глазах читателя преодолевают немыслимые трудности, постепенно формируясь как личности. Однако назидательность Нортон никогда не перерастает в сюсюканье или занудное морализаторство. Ее литературный стиль лишен особых изысков — зато он кристально чист, вызывая читательское доверие своей искренностью.
Когда я пишу книги для подростков, мое основное правило — никакого упрощения! Нельзя оскорблять интеллект читателя, особенно читателя научной фантастики — даже если он учится в третьем классе средней школы.
Андрэ Нортон
Русская королева Нортон
Когда в 1969 году в СССР вышел роман Андрэ Нортон «Саргассы в космосе», первая часть серии о вольных торговцах с «Королевы Солнца», книга произвела фурор. Переводчиками романа были скрывшиеся под псевдонимами братья Стругацкие, благодаря чему достаточно заурядный текст засверкал яркими красками. Но самое главное — традиционная космическая опера была для советских читателей штучным товаром. Никакого идеологического напряга: лихие герои, невероятные приключения и, главное, совершенно особый «ветер добычи, ветер удачи», так несвойственный советской НФ. Кстати, именно романы Нортон о Колдовском мире позднее открыли для многих и фэнтезийный жанр. Результат — отношение к Андрэ Нортон в России особенно теплое, ибо она оказалась пионером непривычной для нас фантастики.
Быть ведьмой
В 1963 году Нортон выпустила роман «Колдовской мир», ставший главной вехой ее творчества и открывший популярнейшую серию. Впрочем, появление романа вовсе не вызвало синдром «и проснулась знаменитой» — популярность цикла росла постепенно, книга за книгой.
Поначалу Нортон придерживалась расхожей схемы — истории приключений современного человека, попавшего в иной мир. Начальные романы повествовали о бывшем полковнике Саймоне Трегарте, который, скрываясь от гангстеров, оказывается в мире магии. Точнее, Трегарт — герой лишь двух книг, далее действуют его дети. Если бы Нортон принялась штамповать бесконечные сиквелы, серия могла запросто выродиться в обыкновенную коммерческую дребедень. Однако писательница сделала ставку на развитие всего мира, шаг за шагом разворачивая перед читателями обширную панораму иной реальности, отдаленно похожей на земное средневековье. Результат — более трех десятков романов и сборников, часть из которых, впрочем, написаны «в соавторстве» (точнее, их сочиняли более молодые писательницы, руководствуясь идеями и советами демиурга Мира Ведьм).
Поначалу у меня и в мыслях не было затевать какой-нибудь цикл. Для первого романа я использовала фрагменты, написанные давным-давно для исторических приключений из времен крестовых походов.
Андрэ Нортон
Сериал распадается на несколько подциклов, действие которых происходит в различных уголках Колдовского мира и на протяжении многих веков. В Эсткарпе приключается семья Трегартов и персонажи нескольких отдельных произведений. Подцикл о Верхнем Холлеке на севере Колдовского мира основан на легендах кельтского и мирового фольклора. Есть еще «Предания» Колдовского мира, его «Великая Перемена» — все вместе они составляют впечатляющую вселенную фэнтези!
Нортон и компания
«Колдовским миром» вклад Андрэ Нортон в фэнтези не ограничился. Сольно она написала «магическую» серию условно связанных подростковых романов и с десяток отдельных книг. Гораздо плодотворнее оказалась совместная деятельность Нортон с другими авторами — как правило, женщинами.
Первым опытом соавторства был вышедший еще в 1954 году детектив Murders For Sale, сочиненный вместе с Грейс Аллен Хогарт. Следующим соавтором стала мать писательницы — так появилась детская книжка Bertie and May (1969). А с 1970-х совместные книги пошли косяком. Достаточно взглянуть на динамику появления таких трудов — за первые 40 лет творчества лишь 4 книги «в соавторстве», а с середины 1970-х их уже около полусотни.
Для начинающих авторш Нортон превратилась в своеобразный символ — немудрено, что ее засыпали просьбами ознакомиться с трудами дебютантов. Нортон не отказывала, щедро делясь опытом. Со многими у нее завязывались приятельские отношения, которые постепенно перерастали в творческое сотрудничество.
Из-за возраста и болезней активно работать Нортон было уже трудновато — во всяком случае, в том же темпе, что и ранее, потому большинство «совместных» книг написаны ее более молодыми коллегами. Сама Нортон исполняла роль редактора либо поставщика идей и ментора. Этим объясняется и удивительное тематическое, жанровое и стилистическое разнообразие выходящих под подписью Нортон книг — писали их ведь разные люди. Впрочем, среди «соавторских» трудов Нортон немало и более творческих проектов — к примеру, фэнтезийный цикл «Триллиум», в сочинении которого поучаствовали именитые Мэрион Зиммер Брэдли и Джулиан Мэй. Среди соавторов Нортон были и другие известные писатели — Роберт Блох, Мерседес Лэки, Сюзан Шварц, Розмари Эдхилл. Однако немало и неведомых дам, которые использовали сотрудничество с Нортон для раскрутки. Да и издателям гораздо проще продать книги с именем Андрэ Нортон на обложке. А кто знает Сашу Миллер или Линн МакКончи? Однако, несмотря на возраст, Андрэ Нортон продолжала много работать и самостоятельно.
Это интересно
- В оригинале самый известный цикл Нортон называется Witch World (Мир ведьм), однако на русском языке принято видоизмененное название, что вызвано негативным восприятием слова «ведьма».
- Лауреатами Andre Norton Award были Холли Блэк (2005), Юстина Ларбалестье (2006) и Джоан Ролинг (2007). Пока премию выигрывают только женщины.
- Нортон была членом SAGA (Swordsmen and Sorcerers' Guild of America) — общества наиболее известных англоязычных авторов героического фэнтези. Его основал Линн Картер, в недрах общества родилась идея премии «Гэндальф», которая стала аналогом титула Грандмастер в области фэнтези. В костяк Общества также входили Пол Андерсон, Лайон Спрэг де Камп, Джон Джейкс, Фриц Лейбер, Майкл Муркок и Джек Вэнс. Позже к ним присоединились Кэролайн Черри, Диана Дуэйн, Крейг Шоу Гарднер, Эйв Дэвидсон, Кэтрин Курц, Тэнит Ли и Роджер Желязны.
- Своими наиболее любимыми фантастами Андрэ Нортон называла Эдгара Бэрроуза, Абрахама Меррита, Джона Толкина, Бима Пайпера, Алана Гарнера, Кэролайн Черри, Пола Андерсона, Роджера Желязны, Спрэга де Кампа, Кейта Лаумера и Энн Маккэффри.
- Кроме чтения фантастики, Нортон увлекалась историей, археологией, шитьем и кошками.
Отсюда и в Вечность
Профессиональные критики довольно долго игнорировали Андрэ Нортон, однако, в конечном счете, они обратили внимание на возрастающее качество ее работ. Благодаря упорству, работоспособности и таланту Нортон стала фактически первой женщиной-фантастом, добившейся значительной известности. В 1965 году она получила подростковую Boys Club of America Award, в 1977-м — «Гэндальфа», почетнейший титул Грандмастера фэнтези, в 1983-м стала первой женщиной, удостоенной премией Дэймона Найта (Nebula Grand Master Award). Через год — премия Жюля Верна, имелись в ее коллекции и другие почетные награды. А самое главное — Нортон обрела всеобщее признание как Первая Леди фантастики! Перед подобным меркнут любые официальные титулы.
Из-за проблем со здоровьем в 1966 году писательница уехала в теплую Флориду, поселившись в городке Винтер-Парк, где прожила 30 лет. Последние годы (с 1998-го) она провела в еще одном провинциальном городишке Мерфрисборо, что в штате Теннеси (крупные города писательница явно не любила). В окрестностях местного университета она основала High Hallack — специальную библиотеку для писателей-фантастов.
С личной жизнью у Нортон не сложилось. Но были почитатели, друзья, любимые книги и дом, полный обожаемыми ею кошками.
Увы, ничто не вечно — годы летят, жизнь проходит: 17 марта 2005 года сердце Андрэ Нортон остановилось, выдающейся писательнице было 93 года. Месяцем ранее Ассоциация американских писателей-фантастов учредила Andre Norton Award — награду за достижения в области детско-юношеской фантастики.
Источник:
9 комментариев
10 месяцев назад
Как стыдно!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 месяцев назад
Для меня она была самой любимой из всех фантастов. Думала, что все женщины фантасты пишут так же хорошо, но прочитав "Триллиум" (тот что написан в соавторстве с другими тётками) долго плевалась. У неё получалось писать интересную, захватывающую и самобытную историю без любовно-сопливой-романтической линии. Она вообще про любовь практически не писала, за что ей большое человеческое спасибо.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена