Сергей Лукьяненко — главный дозорный отечественной фантастики
Несмотря на то, что «Дозоры» в творчестве Сергея Лукьяненко занимают не самое большое место, в головах многих — он в первую очередь автор именно этого цикла. Всё остальное — а этого остального гораздо больше, чем шесть книг об Иных — остаётся в тени самой известной серии писателя. В этом материале мы попробуем осветить осветить немного и другое, «недозорное» творчество фантаста.
Детство и юность
Родился Сергей Лукьяненко 11 апреля 1968 года в живописном Каратау, городе, прижатом к северному склону одноименного горного хребта. В Казахстане прошел ранний период его биографии. Лукьяненко из семьи медработников: отец — психиатр, мама — нарколог, по стопам родителей пошёл и брат Сергея, став психотерапевтом. Забегая вперёд, скажем, что и сам Сергей начинал свой путь во взрослой жизни с мединститута и работы психиатром, слава богам, что литература победила.
Читать книги Сергею нравилось с юных лет. В пять лет он прочёл роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», в семь — увлекся произведениями Стругацких. На одном дыхании прочел книгу «Страна багровых туч», а затем и всё остальное, написанное ими. Вообще, он читал не только фантастику: Виктор Гюго и Чарльз Диккенс привили ему вкус и стиль, но «душа парила» лишь тогда, когда Сережа погружался в выдуманный мир Владислава Крапивина и Роберта Хайнлайна. Позже именно их он назвал писателями, которым подражал в своих первых сочинениях.
Окончив школу с золотой медалью, юноша пошел по проторенной родителями и братом дороге — стал студентом медицинского вуза, но и там продолжал зачитываться книгами, даже организовал в институте клуб любителей фантастики. Он получил специальность психиатра и устроился на работу в психдиспансер. Года хватило, чтобы он осознал, что психиатрия — это не про него.
В начале 1990-х устроился в редакцию журнала «Миры» в Алматы, где вскоре стал замредактора. Но и это мешало заниматься творчеством с полной отдачей, потому с середины 1990-х Лукьяненко оставил все занятия, сосредоточившись исключительно на писательстве.
Литература
Писать он начал ещё в середине 1980-х. Позднее в интервью писатель рассказывал, как однажды захотел скоротать время за чтением, но под рукой не было ни одной интересной книги. Пришлось написать «чтиво» самому — за вечер он закончил три рассказа, один из которых даже был опубликован со временем.
Но первый из опубликованных рассказов появился позже, он называется «Нарушение» и был напечатан в алматинском журнале «Заря» в 1988 году. В тот же год другой рассказ Лукьяненко «За лесом, где подлый враг» публикуется в «Уральском следопыте». Это уже серьёзная заявка — поклонники фантастики всего СССР узнали о молодом писателе. Более того, этот рассказ позже был переведен и опубликован в индийском молодёжном журнале.
Вскоре подающего надежды литератора из Казахстана стали приглашать на фестивали и семинары, где собирались маститые коллеги. В это же время в «Молодой гвардии» и «Уральском следопыте» были напечатаны две повести фантаста — «Тринадцатый город» и «Пристань желтых кораблей».
В 1992 году питерское издательство Terra Fantastica в серии «Кольцо Мариколя» издаёт дебютный роман Лукьяненко «Рыцари Сорока Островов» — вещь, в которой действительно чувствуется сильное влияние Владислава Крапивина, но, в то же время и свой авторский почерк тоже проявляется. Роман номинировался на такие жанровые премии, как Великое Кольцо (1992), Интерпресскон (1993), Бронзовая Улитка (1993), был награждён Мечом Руматы на Фестивале «Сибкон» в 1995-м, а в 2010-м получил Немецкую фантастическую премию (Deutscher Phantastik Preis) как лучший переводной роман. В общем-то, стартовая вещь оказалась с хорошим запалом!
Начиная с этого времени писатель регулярно выпускает книги, как романы, так и сборники короткой прозы. Один из таких сборников «Атомный сон» был отмечен литературной премией «Старт» на фестивале Аэлита в 1993-м, а рассказы «Фугу в мундире» и «Слуга» — «Интерпрессконом» в 1995-м и 1996-м.
В 1993 году Лукьяненко начал сотрудничать с Юлием Буркиным, с которым незадолго до этого познакомился. Коллега вдохновил его завершить повесть «Мальчик и тьма», начатую еще в начале 90-х. Затем они вместе написали цикл из трёх повестей "Остров «Русь»", первая из которых - «Сегодня, мама!» - впоследствии была экранизирована как «Азирис Нуна».
В середине 1990-х Сергей Васильевич приобрел компьютер, что привело к паузе в творчестве в связи с увлечением компьютерными играми. Но, как и положено у хорошего писателя - всё в жизни становится сюжетом новых произведений: стратегия Master of Orion в итоге вдохновила Лукьяненко на написание романа «Линия грез». Вскоре вышло продолжение — «Императоры иллюзий». Завершилась серия публикацией повести «Тени снов».
После этого Лукьяненко взялся за создание романа «Осенние визиты», в котором, по его признанию, прослеживается влияние творчества Стивена Кинга. Следующими работами знаменитости стали произведения «Звезды — холодные игрушки» и «Звездная тень», представляющие собой дилогию.
В 1996 году в жизни писателя случилось знаменательное событие — он переехал в Москву. Вскоре в издательстве «АСТ» был опубликован его роман в стиле киберпанк «Лабиринт отражений», которые многие считают одним из лучших произведений писателя. Он относится к трилогии «Глубина», продолжившейся книгой «Фальшивые зеркала» и повестью «Прозрачные витражи». На создание серии Лукьяненко вновь вдохновили компьютерные игры, в том числе шутеры Doom II и Unreal.
«Дозоры»
Всероссийская известность пришла к писателю благодаря серии «Дозоры», первая книга которой, «Ночной Дозор», вышла в 1998 году. В интервью Сергей Васильевич делился, что решил создать фэнтези и поначалу намеревался описывать период Средневековья. Но из-за ограниченности познаний об этом периоде истории автор пошел на авантюру и перенес действие в современность. Лукьяненко считает себя создателем жанра и термина «городское фэнтези».
Из одного романа «Ночной дозор» вырос многокнижный межавторский проект
Читатели приняли книгу с восторгом, после чего писатель взялся за продолжение — «Дневной Дозор», в создании которого ему помог Владимир Васильев. Популярность романов росла стремительно, и впоследствии они были переведены на все европейские языки, а еще на китайский, японский и корейский.
Неудивительно, что вскоре книги решили экранизировать, главную роль Антона Городецкого получил Константин Хабенский. Параллельно со съемками автор, который принимал в них активное участие как консультант и сценарист, работал над третьей частью серии — «Сумеречный Дозор». Позже он признавался, что работа актеров произвела на него особое впечатление и отразилась на сюжете. Так, в дальнейшем расширилась линия персонажа, сыгранного Алексеем Чадовым. Кстати, Лукьяненко даже появляется в камео в фильме «Дневной дозор».
Пикабу●00:54
Продолжили популярную серию книги «Последний Дозор», «Новый Дозор» и «Шестой Дозор», а также произведения межавторского цикла, написанные в соавторстве. Но Лукьяненко не ограничивался только их написанием, послужной список его работ пополнился трилогией «Геном» и дилогией «Работа над ошибками», первый роман которой, «Черновик», был экранизирован, но фильм получился не самым удачным и собрал в основном негативные отзывы, как критиков, так и зрителей. Вторая часть серии называлась «Чистовик».
Другие сериалы
В 2013 году фантаст порадовал поклонников жанра фантастики первым романом цикла «Пограничье» — «Заставой». Рассказ о вымышленном мире, названном открывшими его Центрумом, попал на прилавки книжных магазинов в ноябре и нашел тысячи почитателей, потребовавших от автора продолжения. В итоге это вылилось в межавторских проект, в котором вышло десять романов, первый из которых написал сам лукьяненко, второй, третий и десятый - он с соавторами, а остальные - другие авторы.
Следующая серия романов Лукьяненко была названа «Кваzи». Летом 2016-го писатель подарил читателям одноименное произведение о существах, сумевших вернуться из состояния зомби к разумной жизни. Вторая книга, «Кайноzой», вышла два года спустя. Из поздних произведений автора отметим трилогию «Соглашение» об эпохе исследования дальнего космоса, включающую романы «Порог» (2019), «Предел» (2021) и «Прыжок» (2022).
Перерыв между романами серии «Соединенный Мир», написанными совместно с Ником Перумовым, составил почти 25 лет. В середине 90-х читатели смогли насладиться книгой «Не время для драконов» и только в 2020-м увидели на полках вторую часть — «Не место для людей».
После этого Лукьяненко приступил к созданию цикла об Измененных, который изначально планировался как трилогия, но уже насчитывает четыре романа. Первая книга «Семь дней до Мегиддо», вышла в 2021-м.
Личная жизнь
С будущей женой Софией Косиченко Сергей Лукьяненко познакомился в феврале 1990 года, а в сентябре пара отправилась в загс. Избранница писателя родилась в Алматы, окончила университет, где получила диплом психолога. Десять лет работала по специальности, ее подопечными были дети. Затем устроилась преподавателем в альма-матер. После переезда в столицу София Лукьяненко преподает психологию в гуманитарном университете, защитила кандидатскую диссертацию.
Сергей Лукьяненко с женой
Сергей и София Лукьяненко — счастливые родители троих детей: сыновей Артемия и Даниила и дочери Нади, родившейся в 2012 году. Все отпрыски фантаста появились в Москве. Они разделяют отцовскую любовь к чтению, которую он прививал им с ранних лет.
Лукьяненко NOW
Писатель продолжает активно творить, в 2022 году он выпустил сразу две новые книги из серии «Цикл об Измененных»: «Месяц за Рубиконом» и «Лето волонтера». В процессе создания Сергей Васильевич советовался с подписчиками своей страницы «ВКонтакте», где регулярно публикует фото и новости из жизни и творчества.
Также Лукьяненко планировал опубликовать роман «Вечный Дозор», но был вынужден отложить задуманное на неопределенный срок. По словам писателя, он всегда старается достоверно описывать время, в которое происходят события, но в 2022-м ситуация менялась так стремительно, что это невозможно отразить в тексте.
Источник:
37 комментариев
2 месяца назад
"Спектр", "Холодные берега", "Лабиринт отражений"-может и сейчас перечитаю под настроение. Но, спустя какое-то время, его книги вообще перестали заходить. Уже более 5 лет не читал ни одной, хоть и честно пытался.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
А потом, это моё личное мнение, после ночного дозора, раскрученного на тв, начал писать за деньги, а не от души.
Последнее, что нашёл в инете, через силу пытаюсь прочитать.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
в целом, я предпочитаю иностранных фантастов (их тупо много, т.е. при том же проценте говна, как у нас, качественной фантастики все равно на порядок больше), но из нашей читаю всё именно у Лукьяненко и только его
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
И так, из любопытства, а что он сам достойного написал? Он скорее Донцова от мира фантастики.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
А в общем то Лукьяненко тот еще извращенец у него почти в каждом произведении есть разновозрастные "союзы" например подросток и взрослая женщина в "Мальчик и тьма" в "Геном" у него лесбийские отношения девочки-спец и взрослой женщины с планеты Эбен. и это только навскидку те произведения что я вспомнил а любовь сыщика в "Спектр" и множества копий девушки-подростка которую размазало по множеству миров..
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
а Лукьяненко и миры продумывает и пишет с душой и со смыслом. "Звезды - холодные игрушки", "Глубина", "Дозоры", детская фантастика вообще шикарная
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
сюжеты продуманы, герои вырисованы очень интересно, достаточно четко выверенные миры. читается легко, а это пожалуй самое главное, многих авторов просто не можешь воспринять из-за словесных нагромождений, из-за которых текст не ложится в кружева. но это только мое мнение.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена