Баба-Яга выпивала между дублями, а Настенька безответно влюбилась: как снимали «Морозко»
Одну из самых известных и любимых советских сказок снял маэстро волшебных экранизаций Александр Роу. И, конечно же, на съемочной площадке не обошлось без курьезов.
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
Сказку «Морозко», вышедшую на экраны в 1964 году, поставил классик волшебных кинофильмов Александр Роу. Сценарий фильма писали специалисты по русской литературе и фольклору Николай Эрдман и Михаил Вольпин.
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
Самой сложной задачей было найти актрису на роль Настеньки. Это должна была быть нежная красавица, воплощение доброты и невинности. Роу отсеивал сотни претенденток, пока однажды не увидел по телевизору спектакль на льду, в котором танец «Умирающего лебедя» исполняла 15-летняя Наталья Седых. Тогда режиссер понял, что эта девочка с огромными глазами и мягкими чертами лица обязательно должна посетить пробы.
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
В итоге в качестве кандидаток на роль Настеньки остались лишь Наталья Седых и Надежда Румянцева. Причем у второй уже был опыт работы в кино: Наталья была абсолютно уверена, что роль достанется именно Надежде. Тем сильнее было ее удивление, когда ей позвонили с киностудии и сообщили, что она утверждена.
Девушку со скандалом отпросили из хореографического училища на несколько месяцев. Пришлось пообещать, что по возвращении она сдаст все экзамены на «отлично».
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
А вот актера на роль Морозко нашли сразу — им стал исполнитель с колоритным басом — любимец режиссера Александр Хвыля, после фильма прославившийся как главный Дед Мороз страны. Его даже приглашали работать на кремлевских новогодних «елках», и он годами радовал детей, представая на праздниках в этом амплуа.
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
Ивана тоже подобрали быстро — в образ отлично вписался 33-летний Эдуард Изотов. Он стал первой любовью Натальи Седых. Разумеется, безответной: актер относился к 15-летней партнерше по съемкам как к ребенку, к тому же, у него уже были жена и дети.
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
«Никому о своей тайной любви я так и не сказала. Эдуарду тогда было 33 года. С ним у меня случился первый поцелуй в моей жизни. И я жутко стеснялась, когда пришлось целоваться перед камерой», — рассказывала Наталья Седых.
Так что влюбленные глаза Настеньки — даже не актерская игра: за этим взглядом прятались истинные чувства.
Но безответная любовь была далеко не единственной трудностью, с которой столкнулась юная актриса. В двадцатиградусный мороз ей приходилось бродить по лесу в сарафане, отдирать от глаз клей, который использовали в качестве грима, чтобы создать эффект обледеневших ресниц, и даже по-настоящему прыгать в пруд за Марфушенькой.
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
«Я никак не могла решиться на это. Пруд был очень грязный, просто кишел пиявками. Я раза три сбегала с пригорочка, а у самого берега останавливалась, пока Роу на меня не заорал. Страх расстроить Александра Артуровича оказался сильнее — я сразу плюхнулась в воду», — делилась актриса воспоминаниями.
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
На роль Марфушеньки изначально рассматривали только актрису Тамару Носову. Но однажды в коридорах Театрального училища имени Щепкина ассистент режиссера столкнулась с начинающей актрисой Инной Чуриковой. Она-то и посоветовала режиссеру пригласить ее на пробы.
«На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил», — рассказывала Чурикова.
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
Уже во время съемок, впервые увидев свое загримированное лицо, усыпанное рыжими конопушками, Чурикова разрыдалась: «Какая я страшная… Кто же меня замуж возьмет?».
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
Еще одной неприятностью для Чуриковой стала сцена ожидания Морозко под елкой. В этом эпизоде Марфушенька должна была есть яблоки, но их забыли в гостинице. Под рукой был только лук. Его-то актрисе и пришлось со смаком откусывать, запивая молоком...
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
Как и в случае с Морозко, исполнителя Бабы-Яги утвердили сразу — им стал легендарный Георгий Милляр. И все у него получалось блестяще, было лишь одно «но»: очень уж актер любил выпить. Режиссеру было об этом известно, и он строго-настрого запретил местным продавщицам снабжать Милляра алкоголем. Но сердобольные тетеньки так любили артиста, что просто не могли ему отказать: всякий раз они прятали бутылки в бидон для молока.
Милляр ни разу не сорвал съемки, но Роу никак не мог понять, что за метаморфозы творятся с Бабой-Ягой: пять минут назад она была трезвая, а теперь уже почему-то навеселе...
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
На самом деле актер был искренне предан съемочному процессу. Как-то в его выходной в гостинице, где жили киношники, прорвало трубу. Ящики с отснятым материалом хранились в подвале, который стало затапливать. О том, что произошло, члены съемочной группы узнали не сразу. Как только им об этом сообщили, они поспешили к гостинице и увидели, как Милляр, мокрый по пояс, в одних семейниках в двадцатиградусный мороз бегает из подвала во двор, перетаскивая пленку на улицу. Так фильм был спасен, а Георгий Францевич, к счастью, не заболел.
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
Большую часть фильма снимали на Кольском полуострове под Оленегорском. Съемочную группу привлекли сказочные локации — обилие снега, сверкающие на солнце сугробы, красивая лесистая местность с огромными елями.
С собой привезли целый зоопарк: медведицу Маню, кошек, собак, птиц. Сказочную тройку сыграли кони Калининского ипподрома. Животные обитали во дворе городской гостиницы, где жили актеры. Правда, медведицу поселили отдельно — в пристройке у городской бани.
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
Для Бабы-Яги в лесу соорудили механическую избушку. Она могла поворачиваться, но танцевать не умела. Для танцев изготовили такую же избушку из поролона.
Пни изображали актеры в поролоновых костюмах. А в сценах, где они летали, использовалась обратная перемотка — излюбленный прием Александра Роу. Таким же способом были созданы и сцены с деревьями, покрывающимися инеем.
«Морозко», 1964. Фото: кадр из фильма
Фильм «Морозко» выиграл на Венецианском кинофестивале главный приз в программе детских и юношеских картин, а также получил награду за лучший детский фильм на Всесоюзном кинофестивале. Сказку оценили и в США: Совет по кинематографии вручил создателям награду за лучший сценарий кино для семейного просмотра.
Источник:
36 комментариев
2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена