Музыка ада: чем церковников так напугал обычный аккорд, что они решили его запретить?
И не только запретить, но и практически предать анафеме.
Музыка – великая сила. Она способна вдохновлять, стимулировать, заставлять двигаться, увлекая так сильно, что у слушателя меняется настроение и мировоззрение.
Безусловно, музыка способна вызывать эмоции: с этим нет смысла спорить. Но некоторые считают её опасным инструментом. Если использовать музыку не по назначению, она может вызвать ощущения, способные развратить и подвигнуть на разрушения.
Конечно, в наши дни такой подход кажется безумием и полной ерундой. Каждый слушает что хочет. Хеви-метал имеет такое же право на существование, как и классика.
Но бывали времена, когда музыку запрещали, поскольку её способность вызывать эмоции и, возможно, внушать считалась злом.
Считалось, что рок-н-ролл развращает молодёжь 50-х и 60-х годов. Его обвиняли в том, что он поощряет плотские отношения между полами. Но такое мнение появилось задолго до XX века, ещё в дремучем Средневековье. Католики считали, что музыка способна быть злом по своей сути.
К чему примотались святые отца? Они искренне верили, что в музыке, точнее, в одном аккорде – тритоне живёт зло. Тритон (от лат. tritonus – «состоящий из трёх тонов») – музыкальный интервал, качественная величина которого равна трём целым тонам. Тритонов всего два – увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Интервал является сильным диссонансом и имеет первостепенное значение для мажорно-минорной тональности. Выступает своего рода горкой, с которой скатывается мелодия, и происходит движение к кульминации
Дьявольская музыка
Корнем проблемы аккорда зла для католиков стало уродство звучания. А уродство противопоставляется красоте и, соответственно, всему божественному. А, значит, является дьявольским.
В то время музыка, особенно церковная, считалась актом поклонения, способом восхваления Бога и приближения себя и своих прихожан к божественной благодати. Композиция должна была соответствовать представлениям эпохи: Бог прекрасен, и связанная с ним музыка тоже должна быть прекрасна.
А аккорд зла точно не соответствует этому критерию. Католическая церковь считала, что этот звук никак не может быть божьим творением. А, значит, его придумал дьявол. И церковники радостно запретили певцам и композиторам включать тритоны в свою музыку. Ибо он является diabolus in musica или «дьяволом в музыке».
Что касается практического объяснения, то оно простое. Обычно музыка скорее гармонична, нежели диссонансна. Поэтому человеческое ухо ожидает приятного аккорда. А когда аккорд оказывается не совсем таким, как мы ожидаем, это вызывает небольшой эмоциональный подъём, потому что это странно и неожиданно.
Тритон часто используется композиторами, обычно чтобы вызвать чувство тревоги и ужаса (например, ля-бемоль в «Danse Macabre» Сен-Санса), или служить музыкальным лейтмотивом для злодея (например, другой ля-бемоль тритон в «Фиделио» Бетховена).
Что очень иронично, неприятная природа этого аккорда привела к тому, что ему нашлось неожиданное применение в современном мире. Резкий диссонанс делает его очень заметным, а это значит, что ужасный звук привлекает к себе внимание.
В частности, во многих сиренах, установленных сегодня на машинах экстренных служб, в интервалах между звуками используется аккорд зла. Соответственно, звук сирены скорой помощи или пожарной машины воспринимается очень остро именно благодаря тритону.
Церковники крупно ошиблись. И дьявольский аккорд сегодня совершенно точно работает на Бога и выполняет его функции.
Источник:
52 комментария
Месяц назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаМесяц назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаМесяц назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаМесяц назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаМесяц назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаМесяц назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаМесяц назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаМесяц назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена