Обожаемая сестрёнка Наннерль: непризнанный гений родственницы великого композитора
На протяжении всей истории культуры обязательным требованием, предъявляемым к девушке из знатной семьи, было умение владеть как минимум одним (а лучше несколькими) музыкальным инструментом, чтение с листа любого произведения, выступление на публике и даже сочинение своих собственных произведений. Но проблема в том, что вплоть до XX века публичные выступления женщин считались аморальными.
Женщинам не разрешалось учиться музыке в консерваториях, а публикация собственных композиций была правом исключительно мужчин. Несколько женщин-композиторов публиковали свои произведения под чужим именем, но были вынуждены оставаться скрытыми от общественности и остались безвестными и забытыми.
Мария Анна Моцарт в детстве
Примером такой женщины-музыканта и композитора является Моцарт. Не Вольфганг Амадей Моцарт, а его старшая сестра Мария Анна Моцарт. Старший ребёнок в семье был невероятно талантлив. Но большая часть людей, даже любящих классическую музыку, мало что знает о нём.
Ни в учебниках истории, ни в фильмах не упоминается, что у Вольфганга была сестра. Не говоря уже о ней как музыкальном гении. Кто же была эта вторая Моцарт, и почему о ней так мало сведений?
Мария Анна Моцарт
В молодости
Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт, прозванная в семье Наннерль, родилась 30 июля 1751 года в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт. Хотя мир много слышал о жизни и музыкальных произведениях младшего брата Наннерль, Вольфганга Амадея Моцарта, именно она стала первым вундеркиндом в семье.
Из семи детей Моцартов выжили только Наннерль и Вольфганг. Леопольд Моцарт был композитором, теоретиком музыки, учителем и известным скрипачом в Зальцбурге (Австрия), весьма преуспевающим, если не сказать успешным.
Он, конечно, не достиг славы и признания своего сына Вольфганга. Но историки утверждают, что Леопольд был хорошо известен как в Австрии, так и в Германии.
Леопольд был очень строгим и требовательным человеком и жёстко контролировал всю семью. Именно по инициативе Леопольда дочь начала учиться играть на клавесине, когда ей было семь лет.
Отец учил дочь читать и писать музыку, теории музыки, композиции и игре на клавесине постоянно. А маленький Вольфганг сидел и наблюдал за уроками. Дети Моцартов были очень близки и даже придумали свой собственный тайный язык.
Истинный вундеркинд
Мария Анна, Вольфганг Амадей и Леопольд Моцарты на семейном портрете
Хотя Наннерль начала заниматься музыкой в возрасте семи лет, её называли прирождённым вундеркиндом. Как и многие младшие братья и сестры, Вольфганг боготворил Наннерль и потребовал, чтобы он начал брать уроки музыки у сестры, когда ему было всего три года. Леопольд был вне себя от радости, обнаружив, что у него есть не один, а сразу два одарённых от природы ребёнка-музыканта, и организовал концерт двух Моцартов в Вене в 1762 году.
В 1763 году Леопольд устроил для своих детей грандиозное музыкальное турне, проехав с ними по всей Европе.
Рецензия на одно из представлений во время большого турне 1763 года:
Представьте себе одиннадцатилетнюю девочку, исполняющую на клавесине или фортепиано сложнейшие сонаты и концерты величайших композиторов, с точностью, с невероятной лёгкостью, с безупречным вкусом. Это было источником удивления для многих.
Ты – женщина, и этим ты права
В зрелые годы
Есть несколько причин, по которым о Наннерль мало кто слышал, в том числе и тот печальный факт, что её сочинения были утеряны. В то время как Вольфганг восхваляет талант своей сестры, в письмах Леопольда Моцарта ни разу не упоминаются композиции его дочери.
Если сегодня Наннерль могла бы сделать головокружительную музыкальную карьеру, то в XVIII веке жизнь была совсем другой. С 1769 года Леопольд больше не позволял Наннерль гастролировать или музицировать с братом, поскольку она достигла брачного возраста. Её музыкальные амбиции не имели никакого значения, потому что, по мнению общества, девушка была готова стать женой и матерью.
Наннерль вышла замуж за Иоганна Баптиста Франца фон Зонненбурга 23 августа 1784 года и переехала с ним в австрийскую деревню Санкт-Гильген, примерно в 30 километрах от своего дома в Зальцбурге. Наннерль стала третьей женой мужчины (он дважды овдовел) и помогала воспитывать пятерых детей от двух предыдущих браков.
У неё было трое собственных детей, но только один из них дожил до зрелого возраста. Наннерль по-прежнему играла на фортепиано, занималась по три часа каждый день и давала уроки музыки.
По какой-то причине её родной сын Леопольд Алоис был воспитан её отцом Леопольдом в Зальцбурге.
В письме Леопольда Моцарта говорится, что он предпочёл сам воспитывать первенца Наннерль первые несколько месяцев его жизни. В итоге первые несколько месяцев превратились во всю оставшуюся жизнь.
Кадр из фильма «Наннерль, сестра Моцарта» 2010 года
Наннерль получала от отца письма, в которых он сообщал ей о важных событиях – первых словах, первых шагах и т. д. Мать и сын изредка виделись, но Наннерль не играла никакой роли в его воспитании. Точные причины этого могут быть разными. Некоторые считают, что Леопольд Алоис был болезненным в младенчестве и, возможно, должен был оставаться в Зальцбурге для поддержания своего здоровья.
Такое вполне могло быть. Но тогда почему Леопольд оставил мальчика у себя, когда его здоровье улучшилось?
Есть версия, что женщина была слишком занята воспитанием своих пятерых приёмных детей, чтобы заботиться о грудничке.
Кадр из фильма «Наннерль, сестра Моцарта» 2010 года
Существует также гипотеза, что Леопольд Моцарт хотел создать нового вундеркинда и забрал к себе внука. Дочь не рискнула перечить.
После смерти мужа в 1801 году Наннерль вернулась в Зальцбург и продолжала давать уроки игры на фортепиано вплоть до своей смерти 29 октября 1829 года в возрасте 78 лет.
В 2010 году на экраны вышел фильм «Наннерль, сестра Моцарта», посвящённый той, что не смогла реализовать себя из-за пола и дурацких общественных норм.
Кадр из фильма «Наннерль, сестра Моцарта» 2010 года
Источник:
7 комментариев
9 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 месяцев назад
Он этот Леопольд кто - правитель, лорд, господин? Он не у одинокой бесправной дочери забрал ребенка, а у замужней дамы, которую судя по всему выдали за какого-то обеспеченного дядьку. И у этого дядьки вообще никакого слова нет что-ли. Типа захотел тесть ребенка забрать - ну и ладно, перечить ему что-ли. Т.е. это с его разрешения (очевидно). И то что после замужества она перестала играть и давать концерты - в этом что, вина отца? Очевидно, опять же, мужа. Ощущение что статью родственники этого самого мужа писали чтобы его решения вообще никак не были показаны...хехе.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена