Люди из стали.Иван Рябов
Он был вторым за всю войну, кого наградили этим орденом. Что совершил военный контрразведчик Иван?
Иван Васильевич Рябов
Он был вторым за всю войну, кого наградили этим орденом. Что совершил военный контрразведчик Иван?
После военного училища он отправился служить артиллеристом в войска Киевского особого военного округа. Но жизнь сделала крутой разворот, и с августа 1939 года Иван Рябов был среди тех, кто обучался на военного контрразведчика. А уже 26 июня 1941 года принял свой первый бой с фашистами под украинским Бердичевом. Дальше шли дни и ночи тяжёлых сражений и отступлений под натиском значительно превосходящих сил врага.
Меньше, чем через три месяца остатки их полка оказались в окружении. Рябов был ранен, но успел уничтожить оперативные документы. Попал в плен. Чтобы иметь хоть какую-то возможность выжить, назвался артиллеристом.
Отправили в лагерь в Проскуров. Везли по железной дороге. И Рябов убедил товарищей, что наши войска рядом и стоит бежать. Сумели выбить доску вагона и в районе Винницы сбежали, но были схвачены.
В мае 1942 года Иван попал в новый лагерь, уже под Веной. Сумел ускользнуть от надзирающих за работой немцев. Но через три дня его поймали австрийские жандармы. И затолкали в проходящий эшелон военнопленных, идущий в сторону французского Пон-Саломона. Там распределили в лагерь с усиленным режимом, который находился под землёй, в шахте.
Обладая невероятной силой характера и ненавистью к врагу, Рябов сумел сплотить вокруг себя группу советских бойцов для организации саботажа. Выработка снизилась, постоянно ломались механизмы. Бельгийские специалисты смотрели на это «сквозь пальцы». Они и сами хотели бы вредить нацистам, только боялись попасться. Иван на время «забыл» своё настоящее имя. Во всех лагерях он называл себя Александром Колесником.
И бежал снова. Взяли, когда Иван совсем немного не добрался до границы страны. И снова под землю, в шахту на добычу угля. Теперь уже в лагерь «Острикур» во французском Либеркуре. Но Рябов и не думал сдаваться. В ноябре 1943 года он сбежал снова. И теперь, наконец, удачно.
Сначала он один напал на немца, раздобыл оружие. Потом, вместе ещё с двумя сбежавшими, напали на часовых оружейного склада. И «под завязку» запаслись оружием. Партизаны выводили из строя оборудование, уничтожали военные немецкие эшелоны, подрывали мосты, разрывали телефонные кабели. Не привыкшие к подобной партизанской активности здесь, немцы были шокированы. А к «Александру Колеснику» из окрестных лесов потянулись одиночные советские солдаты, сумевшие в разное время бежать из лагерей.
Французское сопротивление (франтиреры) отнеслось к «Колеснику» недоверчиво, не торопясь приглашать в свои ряды. А он об этом и не думал. Отряд советских мстителей начал действовать самостоятельно. Проводили диверсии, громили склады с оружием, взрывали мосты. Доходило и до открытых боёв. Для немецкой администрации на севере Франции отряд контрразведчика стал настоящей головной болью.
Французские «маки» особой активностью не отличались. И поэтому вскоре к отряду «Колесника» начали присоединяться иностранцы, которые по-настоящему мечтали освободить свои страны от немецких оккупантов.
Во время оккупации встретиться с русским командиром отряда приезжал лично Де Голль. Ивану Васильевичу Рябову был вручён французский орден «Военный крест с серебряной звездой». Кроме него из советских военных этой награды удостоился всего один человек – маршал А. М. Василевский. А ещё бойцам выдали документы, подтверждающие их борьбу против фашистов в рядах французского Сопротивления.
Весной 1945 года отряд оказался в зоне оккупации английских войск. Хотя французы и обещали доставить наших бойцов к своим, но англичане не торопились. Партизаны отряда Рябова разоружаться отказались. Когда их вагон прицепили к составу военнопленных, которых увозили на запад, с помощью французских друзей на железной дороге, им удалось отцепить свои вагоны. Заняли круговую оборону. Англичанам совсем не нужен был такой инцидент, когда советские войска победоносно продвигались уже в Германии.
Отряд в полном составе и с оружием был отправлен в советскую зону влияния. Это произвело должное впечатление на контрразведку. К тому же, у них были бумаги от Де Голля.
Иван Васильевич прошёл минимальную проверку и был назначен в советскую миссию по репатриации советских граждан, расположенную во французском Ардуазе. Сохранилось официальное заключение контрразведки, в котором указано, что «…в процессе фильтрации компрометирующих материалов на Рябова И.В. не получено…».
Рябов хорошо понимал, насколько тяжело было находится советским людям во вражеском плену вдали от Родины. Поэтому старался по возможности как можно быстрее помочь каждому вернуться домой. В конце 1946 года он наконец смог уволиться с военной службы и вернуться в родное село Архиповка, что в Сакмарском районе Оренбургской области. Здесь он и прожил до конца жизни, работая школьным учителем.
Карточка военнопленного "Александра Колесника"
Интернациональный отряд партизан во Франции
Со своим классом учеников после войны (Иван Васильевич - в центре)
Вот такой банер в Оренбурге
Источник:
1 комментарий
5 месяцев назад
пока были живы фронтовики такого в безобразия просто не могло бы быть
Удалить комментарий?
Удалить Отмена