От футуристических планов к реальным проблемам: неудачи в строительстве NEOM
Саудовская Аравия потратила триллионы на амбициозный проект NEOM, но он столкнулся с серьезными проблемами. Реализация проекта оказалась гораздо сложнее, чем предполагалось.
Мегаполис The Line и еще более десятка проектов, задуманные как символ будущего страны в рамках программы «Видение 2030», обещали преобразовать экономику королевства, сократить зависимость от нефти и сделать Саудовскую Аравию глобальным центром инноваций. Однако реализация оказалась гораздо сложнее, чем предполагалось. Масштабы строительства были значительно сокращены, а количество пропавших без вести рабочих достигло 100 тысяч человек.
По мнению экспертов, планы NEOM были изначально чрезмерно оптимистичными и практически невыполнимыми. Фредерик Шнайдер, независимый консультант по переходу к постнефтяной экономике в регионе Персидского залива, отметил, что многие с самого начала предупреждали об их нереалистичности.
Саудовская Аравия инвестирует в несколько мегапроектов, которые должны быть завершены к концу десятилетия
В рамках программы Vision 2030 Саудовская Аравия хочет расширить свою экономику за пределы нефтяной отрасли
The Line («Линия») внутри, проект
Но из-за серьезных неудач «Линия» теперь растянется всего на 2,4 км
АЗАРТНАЯ ИГРА НА ТРИЛЛИОНЫ
Шнайдер отметил, что многие из грандиозных проектов строительства сталкиваются с проблемами в плане финансирования и фактической реализации. Даже для Саудовской Аравии расходы непомерно велики: по прогнозам, «Линия» обойдется королевству в 2 триллиона фунтов стерлингов, что значительно превышает первоначальную смету в 500 миллиардов. «Если быть реалистом, то смета увеличивается в четыре раза, — сказал он. — Так что только за "Линию" придется выложить 2 триллиона».
NEOM — возможно, самый дорогой проект в истории и колоссальная финансовая авантюра для Саудовской Аравии.
Финансовое бремя усугубляется сложностью привлечения иностранных инвестиций, поскольку потенциальные инвесторы не уверены, что эти проекты будут прибыльными. Кроме того, общая экономическая нестабильность и изменения в экономических тенденциях могут негативно повлиять на долгосрочную устойчивость проекта NEOM. Если проект не оправдает ожиданий, он рискует превратиться в дорогостоящего «белого слона» — футуристический город-призрак в пустыне.
Всё это происходит на фоне резкого сокращения масштабов флагманского проекта NEOM — The Line.
КОНЕЦ «ЛИНИИ»
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман обещал, что «Линия» стоимостью 1 триллион фунтов станет «цивилизационной революцией» и ключевым элементом программы «Видение 2030», направленной на диверсификацию экономики страны.
Однако, согласно новым отчетам, этот мегаполис в пустыне может не оправдать ожиданий. Изначально планировалось, что он станет домом для 1,5 миллиона человек к 2030 году. Но теперь ожидается, что там будут жить только 300 000 человек, а протяженность города составит всего около 3 км, а не 170 км. Это всего один процент от первоначальных размеров проекта! Эксперты считают, что ситуация отражает трудности Саудовской Аравии в привлечении иностранных инвесторов, а также уязвимость страны перед колебаниями цен на нефть.
Фредерик Шнайдер говорит, что он не удивлен этим сокращением, так как в регионе Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, часто объявляются грандиозные проекты, которые в итоге либо не реализуются, либо значительно урезаются по масштабам. Он упоминает предыдущие инициативы, такие как «Экономический город короля Абдаллы», которые не достигли своих амбициозных целей. Есть планы в Кувейте — Medinat al Harir, — которые также так и не были реализованы. И все они очень похожи по стилю на NEOM, говорит Шнайдер.
Проект «Линия» — флагманский проект Королевства на 2030 год — был значительно сокращен
Многократное невыполнение таких грандиозных обещаний подорвало доверие инвесторов. Это особенно проблематично для NEOM, где риски высоки, а доходность неопределенна, считает эксперт. По его мнению, Саудовской Аравии лучше сосредоточиться на более реалистичном и устойчивом развитии в рамках существующих городов, таких как Эр-Рияд, который уже хорошо развивается.
«Я был удивлен, что им потребовалось так много времени, чтобы объявить о сокращении масштабов», — Фредерик Шнайдер.
Стремление к реализации таких амбициозных и нереалистичных проектов отражает желание наследного принца оставить после себя неизгладимое наследие, но в конечном итоге они могут оказаться экономически и политически затратными, считает эксперт.
«Вместо того чтобы следовать этой несбыточной мечте, почему бы не строить на базе существующих городов и существующих преимуществ?» — спрашивает он. — Саудовцам, вероятно, следует отказаться от пустой и невыгодной траты времени и средств прямо сейчас, прямо здесь, и перейти к более традиционному развитию событий».
«Линия» — это зеркальный мегаполис с запланированной изначально протяженностью 170 км
Аэрофотоснимки показывают масштабы футуристического города
СТРОЙКА НА КРОВИ
За блестящим фасадом проекта NEOM в Саудовской Аравии скрывается мрачная история нарушений прав человека. Многие аспекты этого амбициозного проекта подвергались жесткой критике из-за насильственных выселений, угроз и даже кровопролития.
Как минимум 20 000 членов коренного племени хувайтат сталкиваются с угрозой выселения с земель, на которых они жили веками, но где теперь планируется построить NEOM. Когда некоторые из них отказались покидать свои дома, последовали жестокие репрессии. Самым трагическим инцидентом стало убийство видного вождя племени Абдула Рахима аль-Ховейти, который выступал против насильственного переселения. Его смерть от рук саудовских «силовиков» в 2020 году стала символом того, на что готово пойти королевство ради реализации своего проекта.
Кроме того, власти портового города Джидда незаконно снесли множество домов местных жителей, чтобы освободить землю для развития. Один из пострадавших жителей сказал, что Neom построен на крови саудовцев.
Правозащитники неоднократно заявляли, что любой, кто встает на пути наследного принца, рискует быть брошенным в тюрьму или даже казненным. Бывший офицер разведки рассказал, что получал приказы использовать любые способы для выселения жителей, чтобы освободить землю под проект «Линия».
Полковник Рабих Аленези рассказал BBC, что получил приказ изгнать жителей одного из племен в Персидском заливе, чтобы построить флагманский проект NEOM, после чего один из них был застрелен за то, что протестовал против выселения. По его словам, в приказе от апреля 2020 года говорилось, что хувайтат состоит из «множества мятежников» и «тот, кто продолжает сопротивляться [выселению] и остается в своем доме, должен быть убит».
Большинство проектов рекламируются как утопические «оазисы»
Среди проектов также строительство двух огромных стеклянных небоскребов размером 225 и 277 метров
КУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА
Видение NEOM как футуристического и либерального общества резко отличается от традиционных консервативных норм Саудовской Аравии. Проект предполагает ввести такие элементы, как гендерно смешанные виды спорта, развлекательные мероприятия и другие более свободные аспекты образа жизни, которые редко встречаются в королевстве. Этот культурный сдвиг вызывает опасения, что могут возникнуть конфликты между глобализированным видением проекта и традиционными ценностями саудовского общества.
Кроме того, по-прежнему вызывает беспокойство, как будут обращаться с рабочими, занятыми на строительстве NEOM, особенно с трудовыми мигрантами, которые составляют большую часть рабочей силы. Учитывая прошлое Саудовской Аравии в отношении трудовых прав, есть опасения, что рабочие могут столкнуться с плохими условиями труда.
Мегапроект Trojena — часть проекта NEOM — будет представлять собой круглогодичный горнолыжный курорт
ПРОПАВШИЕ БЕЗ ВЕСТИ
Есть сообщения о том, что значительное число рабочих-мигрантов, занятых на строительстве проекта NEOM в Саудовской Аравии, пропали без вести. Это является частью более широкой проблемы с правами и условиями труда мигрантов в странах Персидского залива, особенно в таких крупных строительных проектах.
Саудовская Аравия, как и другие страны региона, в основном полагается на труд мигрантов, часто из Южной Азии, Африки и других развивающихся стран. Эти рабочие нанимаются по системе «Кафала», которую критикуют за создание условий, похожих на современное рабство. В рамках этой системы рабочие привязаны к своим работодателям, которые контролируют их перемещения и возможность вернуться домой. Сообщается, что во время строительства NEOM пропали без вести до 100 000 таких рабочих-мигрантов.
По некоторым данным, многие из пропавших без вести рабочих-мигрантов, занятых на строительстве NEOM, были депортированы без надлежащих документов, оставлены без поддержки или, в худших случаях, умерли из-за плохих условий труда и отсутствия надлежащей медицинской помощи.
Правозащитные организации открыто заявляют о возможных злоупотреблениях, связанных с NEOM и другими крупными проектами в Саудовской Аравии, призывая к большей прозрачности и улучшению защиты прав рабочих. Однако из-за жесткого контроля правительства Саудовской Аравии над информацией и перемещением людей внутри страны, этим организациям сложно подтвердить масштабы заявленных злоупотреблений.
Правительство Саудовской Аравии в целом отрицает или преуменьшает обвинения в жестоком обращении с рабочими, ссылаясь на реформы в системе «Кафала» и план «Видение 2030», который включает усилия по улучшению трудовых прав. Перемещение местного населения и возможные злоупотребления со стороны рабочих, говорит Фредерик Шнайдер, могут еще больше подорвать репутацию Саудовской Аравии и отпугнуть инвесторов.
Проект «Красное море» (The Red Sea Project) будет построен на 90 неосвоенных островах
«Синдала» станет роскошным островным центром на Красном море площадью 840 000 квадратных метров
«Марафи» — городской водный путь длиной 11 км и шириной 100 м в городе Джидда
Центр экотуризма Leyja (три бутик-отеля класса люкс) будет построен в долине, окруженной 400-метровыми горами в живописном заливе Акаба
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ
NEOM задуман как технологическое чудо с широким использованием искусственного интеллекта, робототехники и систем видеонаблюдения. Однако это вызывает серьезные этические вопросы. Критики опасаются, что уровень наблюдения, запланированный в NEOM, может привести к беспрецедентному контролю над жизнью жителей, что угрожает их неприкосновенности частной жизни и гражданским свободам.
Также есть вопросы, связанные с влиянием искусственного интеллекта на рабочие места и этичным использованием технологий. Из-за недостаточной прозрачности растут опасения, что эти технологии могут быть использованы неправильно. Кроме того, проект часто рекламирует технологии, которые еще не изобретены.
Расследование Bloomberg, проведенное в 2022 году, в ходе которого было опрошено 25 сотрудников и изучено 2700 страниц внутренних документов, показало, что проект столкнулся с неудачами и задержками. Эксперты отмечают, что представленные визуализации больше похожи на дизайн видеоигр, чем на реальные архитектурные планы. Многие ключевые элементы проекта, особенно в области энергетики и транспорта, основаны на технологиях, которых пока не существует.
С момента создания проекта видение наследного принца часто менялось, поэтому экспертам трудно предсказать его дальнейшие действия. «Концепция настолько изменилась с момента ее раннего замысла, что иногда трудно определить ее направление: сокращение масштабов, увеличение или агрессивный поворот в сторону», — сказал Роберт Могельницки из Института арабских стран Персидского залива в Вашингтоне после презентации в 2022 году.
Источник: — переведено специально для fishki.net
40 комментариев
5 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 месяцев назад
Не надо быть экспертом, чтобы понять, что всё это херня
Удалить комментарий?
Удалить Отмена