Операция «Ноев ковчег»
21 октября 1967 года, израильский эсминец «Эйлат» был потоплен во время патрулирования вдоль побережья Синайского полуострова. Его атаковали два египетских ракетных катера типа «Комар» советской постройки. Катера двумя залпами выпустили четыре ракеты П-15 «Термит».
Это был первый в истории случай успешного применения противокорабельных ракет. Морские специалисты СССР создали новый ударный класс кораблей и успешно проверили их в боевых условиях.
ракетный катер типа «Комар» СССР.
Командование израильского флота осознало, что флот Израиля не готов к морской войне с арабами.
Израильтяне были шокированы эффективностью нового оружия. Несколько небольших катеров утопили эсминец!
Необходимо было развивать «москитный флот». Быстроходные ракетные катера должны были стать ядром нового флота. Израильтянам срочно был нужен мореходный большой катер с ракетным и артиллерийским вооружением. Работы по проектированию своей противокорабельной ракеты «Габриель» («Gabriel») были начаты в Израиле еще в 1955 году. Но в Израиле не было носителей для этих ракет. Было принято решение заказать корабли в Германии. Контракт был подписан с бременской судостроительной компанией «Lurssen Werft».
эсминец «Эйлат»
Было решено взять за основу последний проект большого торпедного катера для ВМФ ФРГ типа «Ягуар» проект 140. Созданный проект ракетного катера получил название «Саар». В переводе с иврита – «Шторм». ФРГ успело построить для Израиля только три катера (с артиллерийским вооружением, без ракет), как разгорелся очередной скандал. Информация о том, что в ФРГ строятся катера для израильского флота, была слита в американскую «Нью-Йорк Таймс». Арабские страны пригрозили устроить бойкот, ФРГ не хотела портить отношения со всем арабским миром, поэтому отказалась от контракта. Тем не менее Германия не стала возражать против продолжения программы строительства ракетно-артиллерийских катеров по немецкому проекту где-нибудь в другом месте. Эстафету приняла Франция.
ракетный катер «Саар»
Заказ на 12 катеров получила французская верфь «Constructions Mechaniques de Normandie» в Шербуре. В те годы Франция активно поставляла в Израиль различные виды вооружений, так что строительство катеров не было чем-то особенным. Весной 1967 года Израиль получил первые два катера. В ближайшей арабо-израильской войне они не участвовали, так как их не успели вооружить ракетами.
2 июня 1967 года Президент Франции Шарль де Голль запретил продавать Израилю наступательное оружие. Под этот запрет не попали уже строящиеся катера. В результате до полного запрета Израиль получил только 5 катеров из заказанных 12.
Евреи таки не отказались от идеи получить все свои корабли. Была разработана простая и дерзкая операция. 4 января 1969 года экипажи двух готовых «Сааров» просто пришли на готовые катера, подняли израильские флаги, завели двигатели и вышли в море, взяв курс на Израиль. Арабская пресса подняла невообразимый шум, обвиняя Францию в двойных стандартах. Французы провели расследование. Директорат верфи заявил, что у них нет официальной бумаги о запрете передачи катеров. Поэтому никто не препятствовал израильским экипажам, которые вывели катера в море и спокойно удалились.
Это на шутку разозлило министра обороны Франции. Он обратился к Мордехаю Лимону с вопросом: «Куда делись катера?» На что тот сообщил: «Принадлежащие Израилю катера получили приказ следовать в Хайфу».
В Шербуре оставались ещё 5 катеров. Франция начала переговоры с Израилем о возврате денег, но Израиль заявил, что ему нужны катера, а не деньги. Переговоры зашли в тупик. Израильские спецслужбы получили приказ «изъять» катера. Приказ был отдан лично главой израильского правительства Голдой Меир. Сначала горячие еврейские головы предлагали высадить в Шербуре морской десант, захватить верфь и уйти на катерах, но против такого плана выступил израильский министр обороны Моше Даян. Он прекрасно понимал последствия такой акции. Была разработана изящная многоходовка.
Мордехай Лимон и Моше Даян
Во-первых, Израиль продолжил переговоры с Францией о денежной компенсации. Необходимо было создать у французов впечатление о том, что Израиль смирился с потерей катеров. В ноябре 1969 года в Шербуре появился Оле Мартин Сием. Он был норвежским судовладельцем. Сием интересовался закупкой для своей морской нефтедобывающей компании скоростных катеров для работы на аляскинских месторождениях. Он готов был заплатить за готовые катера на 5% больше суммы компенсации, которая Франция намеревалась выплатить Израилю. При этом норвежский судовладелец дал французам «гарантии» того, что катера не будут переданы в третьи руки. Французы наживку проглотили. Министр обороны Франции Мишель Дебре также был рад избавиться от проблемы и сделку одобрил. Чем израильтяне подкупили Оле Мартина, осталось тайной.
В Шербур прибыла группа «норвежских» моряков. Только вот по-норвежски они не говорили, а общались между собой исключительно на иврите. Кроме этого, в Шербуре оставались несколько десятков израильских моряков. Париж дал разрешение на их работу в интересах норвежского судовладельца. «Норвежские» моряки аккуратно приходили на катера, проводили тренировки и слаживание. Помимо этого работников верфи постепенно приучали к шуму заводящихся моторов. Моторы заводили «вхолостую» ежедневно на протяжении некоторого времени перед угоном.
Операция «Ноев ковчег» была продумана очень тщательно. Расстояние между Шербуром и Хайфой около 3 000 морских миль. Было куплено топливо для перехода, но радиус действия катеров не позволял на одной заправке дойти до берегов Израиля. Для дозаправки в Атлантике и Средиземном море катера должны были ждать два судна — сухогруз «Леа» и судно для перевозки грузов «Дан». Суда были оборудованы дополнительными топливными танками и устройствами для передачи топлива в открытом море. Экипажи этих судов были заменены на резервистов ВМФ. Чтобы отработать навыки передачи топлива в открытом море, было проведено несколько тренировок с уже поставленными в Израиль катерами типа «Саар».
Кража была запланирована на Рождество, 24 декабря 1969 года. Непосредственным руководителем операции был Эзра Кедем - морской офицер, который угнал два катера в январе 1969 года.
В 2.30 ночи катера медленно двинулись к выходу из гавани. Адмирал Мордехай Лимон провожал суда с пирса. Ночной шторм разбросал катера по океану. Утром они собрались вместе и начали переход.
В районе португальского побережья отряд встретился с первым заправщиком – сухогрузом «Леа». Второй заправщик, «Дан», ждал их у берегов Кипра. Через семь суток катера пришли в Хайфу. Операция «Ноев ковчег» завершилась полным успехом. Французский министр обороны, когда ему доложили об уходе катеров из Шербура, потребовал поднять в воздух «Миражи», чтобы их утопить. Его с трудом уговорили не отдавать такой приказ. Франция потребовала возврата катеров, но ответа не получила.
Реакция на наглую "кражу" катеров была бурной и разной. Европейские СМИ с издевкой и злорадством рассказывали о провале французских властей. Адмирала ВМФ Израиля Мордехая Лимона, возглавлявшего израильскую миссию по закупке вооружения во Франции, выслали из страны. Причастные французские генералы и адмиралы лишились своих постов. Руководство верфи в Шербуре опять вышло сухим из воды – вопросы безопасности катеров не входили в их компетенцию. Охрана военных верфей и арсеналов в стране была усилена.
К 1970 году на все 12 катеров типа «Саар» были установлены ракеты «Габриель». Катера стали основой израильского флота.
Современный "Саар".
Источник:
4 комментария
4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена