Как снимали фильм "Кин-дза-дза "
Более тридцати лет назад, когда кинокартина «Кин-дза-дза!» вышла на экраны, ее практически "загрызли" критики, а потом они-же называли её "пророческой"... Пусть это останется на их совести, а мы поговорим о том, как появился этот фильм.
История о том, как двое землян чудесным образом попадают на планету Плюк, поначалу была непонятна даже некоторым из создателей фильма. Да и потом зрители еще долго думали: что хотели сказать авторы?!
Язык какой-то непонятный, на экране – песок, ржавые железяки и очень странные люди.
Георгий Данелия так объяснял появление сценария:
"Человечество много лет смотрит в небо и думает: кто же там живет? Ждут, что кто-то прилетит оттуда и сделает всех счастливыми...И вот мы с моим соавтором сценария Резо Габриадзе подумали: а такие ли хорошие обитатели других планет? Отсюда и начали придумывать сюжет. Писали сценарий долго, сложно. Сколько по времени? Не знаю. Как-то мы перебрались из моей квартиры работать в гостиницу. Окна номера выходили на посольство какого-то африканского государства. Однажды я спросил: «Скажи, Резо, сколько дней мы уже пишем?» На что он показал в окно: "Посмотри на того военного у посольства. По погонам видно: старший лейтенант. А ведь когда мы начинали, он был сержантом!""
Когда сценарий был готов, его показали киночиновнику Александру Камшалову.
Тот смог прочитать только четверть текста, но разрешение дал, сказав: «Я ничего не понял. Но вам верю. Только учтите – антисоветчины не допущу!»
Он так и не понял, что будущая картина рассказывает о разделении общества на представителей власти, которым можно все, и на обычных людей. А в фильме – на чатлан и пацаков.
– Я ведь тоже ничего не понял тогда из сценария, – признавался в свое время исполнитель роли жителя планеты Плюк по имени Би, Юрий Яковлев.
Кстати, изначально роль писалась на Алексея Петренко, но тот отказался. Затем репетировал Валентин Гафт, однако и тот по своим причинам решил не участвовать.
Тогда позвонили Яковлеву:" Я тогда лежал в больнице. Данелия пригласил пообщаться и спросил, когда смогу прийти на пробы.Ответил: сейчас! И сбежал из больницы на киностудию. Ни после прочтения сценария, ни во время съемок я не понимал, что за сюжет.Осознание этой истории ко мне пришло уже после того, как посмотрел фильм."
Из словаря жителей планеты Плюк:
Пацаки – низшие представители жителей.
Чатлане – высшие представители.
КЦ – спичка.
Цак – колокольчик для носа.
Эцилопп – представитель власти.
Пепелац – межзвездный корабль.
Ракета с «Пионерским салютом»
Изначально будущая кинокартина называлась «Космическая пыль». Но в процессе съемок из сценария выпала роль продавца космической пыли. Его должен был играть Леонид Ярмольник. Даже во время съемок режиссер еще задумывался, как же назвать фильм. Однажды во время перерыва Евгений Леонов, который сыграл Уэфа, затянул музыкальную белиберду, переделывая слова «портфель» и «кинза»: «У меня порфель-фель-фель, а в порфеле киндза-дза-дза-дза...» Георгий Данелия эти слова запомнил и вскоре объявил, что их фильм будет называться «Кин-дза-дза».
География съемок кинокартины была cамая обширная:пыльные чердаки павильонов "Мосфильма" , заброшенный завод в московских Черемушках, метро и подвалы Театра Советской армии. Но основные съемки проходили в песках туркменской пустыни Каракумы.
– Знаете, мне кажется, что инопланетяне не хотели, чтобы мы сделали этот фильм. Столько было происшествий во время работы! – признается Георгий Николаевич. – Декорация почему-то уехала из Москвы на Дальний Восток. В результате мы ждали ее в Туркмении целый месяц.
Когда дождались, оказалось, что у наших артистов – Яковлева, Леонова и Любшина – осталось всего-то три дня на съемки, пора уезжать работать в своих театрах. Пришлось снимать в быстром режиме. И это при жаре под 60 градусов!Наш художник для полноты ощущений решил подкоптить корабль пепелац. Кстати, сделали его из хвостовой части самолета ТУ-104.
И... корабль наполовину сгорел. Быстренько залатали. Иногда был брак по пленке, декорации падали...
Когда из Японии привезли для ракеты особый домкрат с пультом управления, на таможне его не выдали–не хватило каких-то бумажек...
Пришлось съемочной группе cамой выходить из положения.Ракету размером в 50 сантиметров изготовили из куска ржавой трубы, обмотали проволокой.Чтобы она взлетала, снизу подцепили к ней «Пионерские салюты», которые купили в «Детском мире».На обычный стол насыпали песка. В середине сделали дырку. Ракету закопали туда, за ее нос привязали леску.Снизу поджигали петарды. Ракета вылетала из-под песка, а чтобы летела вверх, ее тянули за леску. Получилось что-то типа комбинированных съемок. Кстати, потом американцы обращались к Георгию Данелии с просьбой придумать похожие спецэффекты для их фильма. Они никак не могли понять, как такое можно сделать в обычных условиях!
Все боялись за Евгения Леонова, который незадолго до съемок перенес операцию на сердце. Было так жарко, что некоторые сотрудники падали от теплового удара.
Чтобы хоть как-то облегчить труд актеров, съемки начинали в пять утра, когда не такое жаркое солнце. А репетировали сцены... стоя в воде гостиничного бассейна.
Вспоминает художник фильма Теодор Тэжик:
"Для костюма, в котором снимался Леонов, мы взяли скафандр водолаза. Вывернули его ворсом наружу и подпалили зажигалкой...Импровизировали как могли, прямо на месте. Собрали в пустыне железные отходы от испытаний ракет и использовали в кадре.
Но для основных костюмов героев использовали теплые майки и кальсоны от фирмы «Заря». Их обесцвечивали в хлорке, а ворс местами выжигали.
Кстати, в гостинице некоторых членов съемочной группы обворовали. Например, у Леонова из номера вытащили всю одежду. Он остался в одних спортивных трусах. В результате несколько дней, пока не нашли ему новую одежду, артист проходил в жарком костюме своего героя."
Импровизировали во время работы и со звуком.
– Среди пустыни мы обнаружили огромный завод по изготовлению... сажи.
В печах на этом заводе жгли угольные стержни, а подающие эти стержни механизмы издавали страшный, ни на что не похожий скрежет.Вот мы и решили использовать этот шум в фильме, – вспоминает звукорежиссер Екатерина Попова.
Наконец фильм был снят и смонтирован. Вся группа с нетерпением ждала премьеры...
И ... на этой премьере фильм с треском провалился...
Георгий Данелия :
"В Доме кино на премьере наш фильм провалился. Я видел по глазам зрителей, что он не понравился. Хотя понравился моему внуку, которому тогда было шесть лет. Потом был просмотр в кинотеатре «Космос». Перед показом я сказал: «Фильм длинный, двухсерийный.Я сейчас уйду и вернусь к финалу. Кому надоест, не стесняйтесь, уходите. А потом, даже если останется один человек в зале, все равно отвечу на вопросы». Когда я вернулся, зал был полным. Овация минут на десять. Фильм и сейчас смотрит с большим интересом почему-то именно молодежь. И в разговорах вспоминают язык жителей планеты Плюк. И я этому рад!"
P.S. Вот такие тяготы и лишения пришлось преодолеть съемочной группе Георгия Данелия. Я работал в тех местах и снимаю шляпу перед стойкостью и мужеством киношников!
Фильм до сих пор смотрят, он нравится, люди смеются и размышляют, а значит всё было не зря!
Источник:
23 комментария
3 месяца назад
Он так и не понял, что будущая картина рассказывает о разделении общества на представителей власти..."
----------------
Как же всякие авторы и критики задолбали поиском антисовестского контекста в великих советских фильмах. Настоящие моральные уроды, для которых белое - это чёрное.
Фильм "Кин-дза-дза " - это гимн советской идеи и советскому человеку. Главные герои во всех самых мельчайших деталях воплотили образ со
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена