«Я хочу, чтобы мой прах покоился на берегах Сены, среди народа, который я так любил»
15 декабря 1840 г. исполнилось завещание Наполеона. В Париже произошло грандиозное событие: «Возвращение праха», точнее, останков, императора французов. На далекую Святую Елену король Луи-Филипп отправил своего третьего сына, принца Жуанвильского, командующего одним из самых красивых кораблей французского военно-морского флота, фрегатом «Бель Пуль».
Интересный момент: у нас могли бы быть посмертные фотографии Наполеона (его тело удивительным образом сохранилось и в гробу он лежал, как живой). С собой в экспедицию взяли дагеротипный аппарат, который был приобретен за 1071 франк. Однако в ходе путешествия аппарат вышел из строя, и использовать его не удалось.
Путешествие туда-обратно длилось почти шесть месяцев.
«Праздник почившего изгнанника, с торжеством возвращающегося на родину», - так образно назвал церемонию Виктор Гюго.
В этот морозный день (температура опускалась до минус десяти градусов) проводить Наполеона пришли порядка 800 тыс. парижан, то есть практически вся столица, однако воспринимали происходящее люди не иначе как зрелище, без всякого религиозного трепета.
Люди стояли вдоль всего пути следования погребальной колесницы; из порта Курбевуа кортеж добрался до Триумфальной арки на площади Звезды, оттуда процессия проследовала по Елисейским Полям до площади Согласия, пересекла Сену по мосту Согласия и направилась к Собору Инвалидов. На всем пути следования колесницы ее приветствовала огромная толпа, стучащая ногами от ледяного холода, чтобы согреться.
На площади перед Собором инвалидов были устроены подмостки, на которых разместилось сто тысяч человек; по обе стороны аллеи были установлены два ряда колоссальных статуй, изображавших героические фигуры, напротив Собора инвалидов возвышалась гипсовая статуя императора.
Появление колесницы воспринималось как Богоявление: французы, побежденные Веллингтоном и Пальмерстоном, как бы не замечали реальности, живя в мире иллюзий и мечтаний.
После официального приема, когда повозка прибыла в часовню Собора инвалидов, принц Жуанвильский должен был обратиться к королю с торжественными словами и услышать не менее торжественную ответную фразу. Но принца, по его словам, об этом просто забыли предупредить, поэтому он молча приветствовал короля взмахом шпаги. Поскольку молчаливая церемония выглядела нелепо, Луи-Филипп был вынужден импровизировать, произнеся несколько слов, опубликованных затем в официальной газете «Le Moniteur Universel». Если верить изданию, принц сказал королю: «Сир, я передаю Вам тело императора Наполеона». «Я принимаю его от имени Франции», — ответил король твердым голосом.
Эта акция была задумана королем как способ легитимации собственной власти, и в годы правления Луи-Филиппа полуподпольный наполеоновский культ времен Реставрации превращается в почти официальную идеологию. Восстановление статуи Наполеона на Вандомскойколонне, открытие Триумфальной арки, превращение Версаля в национальный музей Франци и как апофеоз — возвращение праха Наполеона — все это должно было примирить не просто французов, но и власть, с наследием императора.
Однако эта грандиозная операция, направленная на консолидацию французского общества, не способствовала укреплению престижа Луи-Филиппа, более того, спровоцировала попытку племянника Наполеона, принца Луи-Наполеона захватить власть. Уже после революции 1848 г. Луи-Наполеон станет президентом, а потом и императором.
Наполеоновская легенда материализовалась, а Елисейские поля именно с этого времени стали местом проведения самых главных государственных мероприятий.
Источник:
9 комментариев
Месяц назад
Про Бородино тоже надо помнить!
Хоть и не достигли победы тогда, но честь Русских Воинов не потеряли!!!
Крестьяне (когда остатки вояк французских бежали через Березино), тогда, даже вилами и топорами, французов гнали со своей земли.
И всякий Русский Человек, знающий Историю, знает откуда и когда и где появились кафе Бистро!!!
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаМесяц назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаМесяц назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена