Люди из стали. Мария Фортус
Мария Фортус: из дочери банкира — в разведчицу, прошедшую три войны
В 1936 году, в период Гражданской войны в Испании, при Генеральном штабе республиканской армии работал советский военный советник под псевдонимом «генерал Петрович» (Кирилл Мерецков). Его офицером по особым поручениям была Мария Александровна Фортус. Немногие были в курсе, что в испанском небе воевал её единственный сын, а сама она являлась опытной разведчицей.
Мария Александровна появилась на свет 10 июля 1900 года в селе Большая Александровка Херсонской губернии. Её отец служил в банке и имел еврейские корни. У Марии была старшая сестра Ариадна и младший брат Михаил (в дальнейшем известный как Павел Александрович Миф).
Ещё в юности девушка трудилась вышивальщицей в швейной мастерской, а в 1914 году экстерном сдала экзамены за курс Херсонской мужской гимназии. Маша стала участницей литературного кружка при Городской публичной библиотеке. В шестнадцать лет она примкнула к эсерам, выполняла их поручения, а после революции, под влиянием брата, перешла на сторону большевиков.
В январе 1918 года в Херсоне утвердилась Советская власть, и Мария начала службу в Херсонской ГубЧК. Однако спустя два месяца городу стала угрожать немецкая оккупация. Руководство ЧК приняло решение переправить находившиеся в Херсоне ценности, включая бриллианты, в Киев. Эту миссию доверили именно Фортус. Мария зашила драгоценности в специально сшитый пояс, обмотала его вокруг тела и, притворяясь беременной, в сопровождении нескольких чекистов больше недели пробиралась через степи в Крым. Из Крыма Фортус благополучно добралась поездом до Киева, где лично передала ценности председателю Всеукраинской ЧК Исааку Израилевичу Шварцу.
Выполнив задание, Мария вернулась в Херсон, который в ноябре 1918 года оккупировали французские войска. В одной из городских кондитерских она случайно познакомилась с Рамоном Касанельясом — испанцем, скрывавшимся от преследований на родине и служившим матросом на французском корабле. Испанец влюбился в Машу и, разделяя её политические взгляды, помогал распространять среди матросов агитационные материалы.
10 марта 1919 года Херсон перешёл под контроль перешедшего на сторону большевиков атамана Никифора Григорьева. К тому времени Маша уже работала в Одессе, которую французы покинули 8 апреля. 19 апреля 1919 года, в том числе и благодаря её усилиям, на французской эскадре вспыхнуло восстание моряков, которое с трудом удалось подавить. После этого французские и греческие войска ещё несколько раз пытались отбить Херсон, но силы Григорьева и большевиков отразили все атаки. Французы окончательно покинули Украину. Рамон также уплыл, не зная, что его возлюбленная ждёт ребёнка.
Летом 1919 года Мария освободила сотрудников ЧК, захваченных бандитами в Елисаветграде. За них требовали выкуп, и Фортус, выдав себя за организатора школы, обратилась за деньгами к… Нестору Махно. Её просьбу поддержала жена «батьки» Галина Кузьменко, и чекисты были освобождены.
Вскоре после этого Фортус родила сына, которого назвала в честь отца Рамоном. Пока она боролась за Мировую революцию, мальчик жил у бабушки. Сама Мария вошла в состав чекистской группы Мартынова, получившей задание внедриться в окружение Нестора Махно, следить за перемещениями его отрядов и при необходимости ликвидировать их командиров. Фортус удалось устроиться медсестрой в госпиталь махновцев, но 23 ноября 1919 года её раскрыли. Её и других чекистов схватили, вывезли в поле и расстреляли.
Фортус повезло — пуля попала в медную пуговицу на одежде и не достигла сердца. Раненую выходили местные крестьяне и затем переправили к своим.
После выздоровления Мария вернулась к оперативной работе, на этот раз в Одесском ГубЧК. Она участвовала в ликвидации множества банд и подпольных групп, включая организацию полковника Евстафьева и польско-румынскую шпионскую сеть. Она вспоминала:
«Никто из наших товарищей тогда не знал об этой работе — борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и, наконец, с бандитизмом. Бандитизм принимал огромные масштабы. Многие дезертиры, разложенные анархистами и прочими группировками, превращались в настоящих бандитов. На Херсонщине, в Таврии, в близлежащих районах эти банды становились всё более дерзкими».
Однажды Фортус вела наблюдение за одним из сотрудников ЧК, бывшим штабс-капитаном царской армии. Она проникла в его квартиру, спряталась за диваном и подслушала его переговоры с мятежниками. Выяснилось, что это были люди финансируемого поляками генерала Булак-Булаховича, планировавшие поднять на юге России крупное восстание. Предатель услышал шорох, отодвинул диван. Чекистка не успела выстрелить первой и получила несколько пуль, одна из которых пробила ей грудь. Ответным огнём Фортус убила предателя.
По состоянию здоровья Марию Александровну отстранили от оперативной работы и направили в Москву, в Коммунистический университет трудящихся Востока. В Москве она снова встретила Рамона, работавшего в исполкоме Коминтерна, — семья воссоединилась.
В 1929 году Рамона направили сначала в Мексику, затем в Испанию. Вскоре следом за ним, с уругвайским паспортом на чужое имя, в Испанию отправили и Марию. В октябре 1933 года в Испании начались парламентские выборы, и коммунисты выдвинули Рамона кандидатом в депутаты. 24 октября 1933 года Рамон погиб в автокатастрофе. Мария, понимая риск ареста, всё же пришла на похороны, после чего уехала в Москву.
В 1936 году в Испании вспыхнула гражданская война. Рамон-младший отправился туда добровольцем-лётчиком. В Испанию добилась отправки и Фортус. Под псевдонимом «Юлия» она была прикомандирована в качестве старшего переводчика и офицера по особым поручениям к советнику при Генштабе республиканцев «генералу Петровичу».
Фортус работала как с «капитаном Павлито» — Александром Ильичом Родимцевым, будущим командующим дивизией и корпусом в Великую Отечественную войну, так и с «полковником Малино» — Родионом Яковлевичем Малиновским, впоследствии командовавшим фронтом и ставшим министром обороны СССР. Фортус также участвовала в уличных боях.
Однажды группа, в которую входила и Фортус, получила задание вести наблюдение за вражеским аэродромом в Леоне. Бойцы с помощью альпинистского снаряжения поднялись на горную вершину рядом с аэродромом и установили наблюдение. Выяснилось, что каждый день с 12 до 13 часов самолёты оставались без присмотра — все personnel уходили на обед. Разведчики передали данные в штаб, и республиканская авиация нанесла удар, уничтожив часть самолётов.
В другой раз Фортус, наблюдая за ожесточённым воздушным боем, увидела несколько сбитых машин. Республиканские солдаты захватили одного из спасшихся на парашюте пилотов. Мария узнала в нём Хуанито Негрина — сына премьер-министра Испанской Республики доктора Хуана Негрина (у того была мать-русская). Лётчика уберегли от расправы.
Долгое время Мария Александровна не получала известий от сына, а после падения Астурии была вынуждена вернуться в Москву. Там она узнала, что Рамон был сбит над Сарагосой и числится пропавшим без вести. Несмотря на этот удар, она решила вернуться в Испанию и выполнить долг до конца. Её наградили орденами Ленина и Красного Знамени. Звезду Героя ей не дали лишь из-за брата, который был репрессирован и расстрелян в 1937 году.
После Испании Фортус зачислили в Военную академию им. Фрунзе, которую она окончила с отличием в 1941 году в звании капитана. В дальнейшем она служила в Разведупре (предшественнике ГРУ) Генштаба.
Мария Александровна возглавила штаб женского ночного бомбардировочного авиаполка, летавшего на У-2. Но в 1942 году её зачислили в отряд специального назначения «Победители» 4-го Управления НКВД СССР под руководством Павла Судоплатова. Отрядом, заброшенным на Западную Украину в район Ровно, командовал полковник Дмитрий Медведев. Мария Фортус занимала должность заместителя командира по войсковой разведке и контрразведке. Она участвовала в планировании операций и сотрудничала с легендарным разведчиком Николаем Кузнецовым.
В ходе боёв Фортус снова была ранена и эвакуирована в тыл. После выздоровления её направили в разведотдел штаба 3-го Украинского фронта, где она занималась подготовкой разведгрупп для заброски в тыл врага. В некоторых операциях участвовала лично.
В январе 1945 года немцы наносили мощные контрудары в Венгрии, стремясь любой ценой удержать нефтяные месторождения и перерабатывающие предприятия. Советские войска вынуждены были оставить город Секешфехервар (Альба Регия). Фортус оставила в городе радистку Лидию Мартищенко, передававшую в штаб данные о передвижении немецких войск. Позже этот эпизод лёг в основу фильма «Альба Регия» (1961). После войны Мария Александровна стала почётным гражданином этого города.
Лично Фортус провела ещё одну дерзкую операцию. В форме военного врача в сопровождении двух венгров — перебежчика, капитана Ласло, и переводчика Шандора — она проникла в подземелье королевского дворца, где хранились важные документы. Ласло и Мария спустились вниз, а Шандор остался наверху. Начался авианалёт, и вход завалило обломками. Через сутки воздух стал заканчиваться, Фортус уже прощалась с жизнью, когда услышала снаружи звуки — завал разбирали. Оказалось, Шандор решился позвать на помощь немецких солдат, и те, не став выяснять личности, откопали разведчиков. Ценные документы были доставлены в штаб.
После войны Фортус служила в советском контингенте в Вене, участвовала в поисках подземных заводов по производству ФАУ-2. Она вышла замуж за коллегу-разведчика Геннадия Зайцева, работала в центральном аппарате ГРУ. В 1955 году в звании подполковника по состоянию здоровья вышла в отставку, но осталась активна: написала несколько книг-воспоминаний («Операция Альба Регия», «Раскрытая тайна», «В борющейся Испании», «Поединок с Гестапо»). Защитила кандидатскую диссертацию, занималась социологией и философией, работала в Институте конкретных социальных исследований АН СССР.
Ещё при жизни Фортус стала прообразом главной героини двух художественных фильмов: венгерского «Альба Регия» (1961) и советского «Салют, Мария!» (1970), охватывавшего её биографию до начала войны. Помимо Секешфехервара, она стала почётным гражданином чехословацкого города Литомержице. В её честь в родном Херсоне была названа улица, но в 2023 году в ходе декоммунизации её переименовали в честь Морской пехоты.
Этой неординарной женщины не стало 22 февраля 1981 года.
Источник:

0 комментариев