ФИЛЬМ О ВОЙНЕ
Хочу напомнить всем вот об этом фильме. «На войне как на войне». Премьера состоялась 23 февраля 1969года. Режиссер фильма Виктор Трегубович, он же соавтор сценария написанного вместе с Виктором Курочкиным по мотивам его (В.К.) одноименной повести. Картина посвящена всем павшим и живым воинам 3-й гвардейской танковой армии маршала Рыбалко. Она была первой танковой армией Советского союза. Под командованием маршала Рыбалко армия освободила в феврале 1943 г. Харьков, участвовала в наступательных операциях в районе Киева, Львова, Праги и Берлина.
Виктор Александрович Курочкин фронтовик, с 43-го по 45-й командир самоходного орудия, награжден орденами Отечественной войны I-й и II-й степени, Красной Звезды, медалями, был тяжело ранен. Можно не сомневаться, все что изложено в этой маленькой повести о трех днях войны, все прошло сквозь сердце автора.
Картина про то, как молодой, совсем неопытный человек приобретает уважение людей, которые не вчера родились, хлебнули лиха и никого с распростертыми объятиями в свое братство «за здорово живешь» не примут.
Непутевый младший лейтенант Малешкин, на первый взгляд, слишком молодой и нелепый, бесподобно сыгранный Михаилом Кононовым, то пытается наладить дисциплину среди экипажа, то, подумав, что чрезмерно строг, спешит извиниться перед бойцами намного старше его по возрасту, (удивительно подобранный актерский ансамбль, может быть лучший «квартет» в истории отечественного кино: О. Борисов, В. Павлов, Ф. Одиноков плюс, конечно, М. Кононов).
С экипажем Малешкина постоянно что-то происходит – то боевая граната окажется в кабине машины, то неисправность, в момент, когда все танки уже выдвинулись на марш-бросок. В фильме показаны всего несколько дней войны, заканчивающиеся битвой за деревню Соколовка. И непутевый Малешкин буднично, просто, безо всякой помпезности, совершает Подвиг. И становится очевидным, что он настоящий герой, и все – герои, и все – правда.
Война – не только бои, но и отношения между людьми. Каждая минута фильма наполнена этими нехитрыми, но по-своему тонкими и сложными человеческими отношениями, и это делает его неослабевающе интересным.
Здесь много трудятся, мокнут, мерзнут, недоедают, недосыпают, здесь бесценны ладный сапог, сухая портянка, ночевка под крышей, глоток чистой воды. Здесь травят анекдоты, делятся табаком, поучают молодых и обсуждают командиров. Будничная боевая жизнь экипажа самоходки.
Фильм гениальный, а гениальность заключается в какой-то простоте и реальности, которую сумел передать режиссер. Чем подкупает этот фильм? - да мелочами, тонко подмеченными автором, добрым юмором:
- Умные речи и слушать приятно!
- Тише будешь - дальше едешь.
- Вот брошу пить, возьмусь за вас!
- О чём задумался, лейтенант?
- Да так, Миш... ужасно всё плохо...
- Не унывай, будет и ещё хуже!
- Лейтенанта Беззубцева к начальнику штаба!
- Лейтенанта Беззубцева к начальнику штаба!
- ЛЕЙТЕНАНТА БЕЗЗУБЦЕВА К НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА!!!
- Ты-то чего орёшь? Там же никого нет!
- Скучно...
- Сан Саныч, как вы себя чувствуете?
- Спасибо, хреново!
Зажигалка - ну и похабель! Такую бы невесте на свадьбу, вместо обручального кольца!
- Когда вас приветствует командир в строю, вы должны выразить восхищение! И бурную, я бы сказал, радость!
-Громыхало из Подмышки...
И, конечно же, Песня!
Она была сложена в начале Великой Отечественной войны и представляет собой переделку старой шахтёрской песни «Коногон», прозвучавшей в фильме «Большая жизнь». Видимо, именно из него мелодия шагнула в фольклор Великой Отечественной войны.
Вариант фронтовой переделки «Коногона» был опубликован в повести Виктора Курочкина «На войне как на войне»:
Машина кружится на месте,
Осколки пробивают грудь,
Не плач родная, не волнуйся,
И про меня навек забудь.
Мотор уж пламенем пылает,
И башню лижут языки,
Судьбы я вызов принимаю,
С ее пожатием руки.
Нас извлекут из-под обломков,
Поднимут на руки баркас,
И залпы башенных орудий,
В последний раз проводят нас.
И понесутся телеграммы
Родным знакомым и друзьям,
Что сын ваш больше не вернётся,
И не приедет больше к вам.
В углу заплачет мать старушка,
Слезу смахнёт с усов отец,
И дорогая не узнает,
Каков танкиста был конец.
И будут карточки пылиться,
На полке пожелтевших книг,
В танкистской форме при погонах,
И ей он больше не жених.
По полю танки грохотали,
Танкисты шли в последний бой,
А молодого лейтенанта,
Несли с пробитой головой.
Прощай Маруся дорогая,
И ты, «КВ», братишка мой!
Тебя я больше не увижу,
Лежу с пробитой головой.
В своём теперешнем варианте она появилась в кинофильме. Сразу после премьеры кинофильма песня обрела огромную популярность в армейской среде, особенно среди танкистов и артиллеристов-самоходчиков. В некоторых частях эта песня стала «полуофициальным» гимном подразделения.
Сценарий фильма несколько переработан автором. Помимо этого, есть, как обычно, некоторые ляпы (но на фоне сегодняшних наманикюренных пальцев "солдат" и отглаженных старательным костюмером гимнастерок "с иголочки" это просто сущие пустяки!)
В фильме показана самоходка СУ-100 с несколько изменённым внешним видом (на правом борту закреплён металлический ящик непонятного назначения). В действительности СУ-100 впервые приняли участие в боях в Венгрии в январе 1945 г. В сцене начала первой атаки танков на деревню через поле участвует танк предположительно Т-54 или Т-55. В сцене самоходки на марше можно увидеть ГАЗ-69, который начали производить уже после войны. Немецкие солдаты вооружены автоматами АК.
Действие повести происходит зимой, в фильме знойное лето. В книге самоходчики пользуются частично бронированной СУ-85, в фильме — СУ-100. Вообще, изображение Советской Армии в повести заметно критичней: самоходчики выбираются из установки не в силу потери гусеницы, а просто с перепугу (въехав задним ходом в хату, они наполнили все внутреннее пространство саманной пылью, которую приняли за дым — поэтому самоходка еще какое-то время ездит по селу сама по себе — механик второпях не заглушил мотор). Вдобавок «орлы полковника Дея» дважды попадают ей снарядами в борт (хорошо, что экипаж выбрался).
Опущена в фильме первая атака на село, которое танкисты Дея обстреливают и атакуют почти 40 танками, лишь потом выясняя, что немцы уже отошли — то есть «разведка доложила точно».
Не те автоматы, не те танки... Не это главное. Атрибуты реальности в кино условны. Зато люди показаны настоящие в условиях нечеловеческих обстоятельств. Такими были наши деды, прадеды которых многие из нас так никогда и не увидели, и это как встреча с ними.
- Картина снималась недалеко от советско-чехословацкой границы, и в ней принимали участие войска Прикарпатского военного округа. Как вспоминает оператор Евгений Мезенцев, в одну из ночей под окнами гостиницы, где разместилась съемочная группа, долго грохотали танки. А наутро все узнали о вторжении советских войск в Чехословакию. При этом радиостанция Би-би-си сообщила о том, что под видом съемок фильма «На войне, как на войне» СССР сосредоточил на границе с Чехословакией крупные танковые соединения.
- Режиссер В. Трегубович снял в эпизодической роли и автора сценария Виктора Курочкина. Он играет роль старика, читающего молитву в хате с покойником, куда самоходчики явились на постой.
- В актёрском составе указан Борис Сичкин. Слышен его голос за кадром в эпизоде со ст-лт Селивановым, но, к сожалению, самого эпизода разговора Малешкина и Селиванова в фильме нет, наверное, на волне судимости и последующей иммиграции Сичкина, этот отрезок вырезала цензура. По книге они разговаривают между собой и текст Селиванова очень язвительный, жаль, что не сохранился в фильме.
- Фильм в некоторой степени не соответствует одноимённому произведению. Это касается финала повествования. Трегубович не стал озвучивать представление Малешкина на Героя Советского Союза и оставил его в живых. По книге Малешкин погибает от осколка залетевшего в открытый люк самоходки уже через несколько дней после его первого боя, за который он представлен к Герою.
Поэт Сергей Орлов — горевший в танке, тот самый, что навсегда впечатал в память поколений «Его зарыли в шар земной», — сказал про «На войне как на войне»: «В военной прозе самое трудное ощутить в себе и сохранить потом на бумаге баланс красоты воинской героики, воинского братства, с одной стороны, и ужас, грязь, мерзость войны — с другой. Вот это сложнейшее балансирование удавалось Виктору Курочкину замечательно. И только потому удавалось, что он был солдатом, ибо только солдат способен пройти по проволоке между военным романтизмом и натурализмом и не покачнуться». И картина получилась без пафоса, режиссер, сценарист, оператор и актеры высочайшего полета мастера – так правдиво и реалистично смогли показать войну через солдата, простого советского человека, защищающего Родину.
Поколение воевавших уходит. Это поколение, которое воистину может считать себя выполнившим долг перед Историей.
1 комментарий
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена