Японцы сдают позиций
В России сменился лидер по продажам телевизоров, продажи телевизоров сократились на 47%, долларовая выручка от их продаж упала на 56% и целый ряд японских брендов сдали позиции на российском рынке, пишет "Коммерсантъ
LG стала лидером 2015 г., продав 1,6 млн телевизоров, Samsung сохранил лидерство по объему выручки, но не по количеству проданных устройств.
Японская Toshiba прекратила поставлять в Россию телевизоры и другую потребительскую технику в декабре 2015 г. Panasonic отказалась от продаж бюджетных моделей ТВ-устройств, доля Panasonic по выручке на рынке ТВ-устройств сократилась с 2% почти до нуля.
В середине декабря Toshiba подтвердила, что поставки в Россию таких категорий потребительской электроники, как телевизоры и бытовая техника, были приостановлены, но опровергла информацию о полном уходе с российского потребительского рынка. Компания обещала, что продолжит деятельность в России как на В2В-, так и на В2С-рынках, а приостановка поставок была связана с глобальной реструктуризацией ее ТВ-бизнеса, а не с колебаниями курса валют или конкуренцией.
Так что же случилось? Почему Sony и Sharp испытывают такие трудности?
Когда рынок потребительской электроники начал переходить на цифровые носители, мобильные электронные устройства, стали стремительно развиваться Интернет и специальные программные продукты, в том числе игровые приложения, японские производители всячески старались что называется «быть в тренде», не смотря на количество этих «трендов». Но начала расти иена, из-за чего товары, экспортируемые из Японии, тоже стали дорожать на внешних рынках. В следствие этого японским компаниям приходилось идти на сокращение рентабельности производства, что и стало началом тех финансовых осложнений, которые имеют место быть сегодня.
Вспомните телевизоры с меткой Made in Japan — это, пожалуй, один из самых иллюстративных примеров неудачной стратегии японцев.
Sony, Sharp и еще целый ряд не менее известных японских брендов выпускали лучшие в мире телевизоры и всецело доминировали в этом сегменте рынка, пока все телевизоры были кинескопными. Знаменитые Trinitron четверть века имели безупречную репутацию и считались эталоном высочайшего качества, а Sony несколько лет подряд являлась крупнейшим в мире поставщиком цветных телевизоров. Но появились LCD-панели, которые были не лучше, а просто тоньше, чем ЭЛТ-телевизоры. Плоские и более удобные по габаритам LCD сразу же понравились потребителю, хотя и проигрывали ЭЛТ-моделям и в цветопередаче, и в четкости, и в яркости, и в насыщенности картинки. И вот переход на производство новых плоскопанельных телевизоров удался не всем японским производителям. Многие, имея большой опыт в этом бизнесе, на этапе формирования рынка ТВ с LCD-экранами получали существенную прибыль, но конкуренция возрастала чрезвычайно быстрыми темпами, появлялись новые игроки, и вскоре японцев начали вытеснять.
JVC, Hitachi, Fujitsu, Toshiba, NEC и Pioneer хоть и не сразу, но все же вынуждены были свернуть производство потребительских телевизоров в Японии, т.е. фактически вышли из этого бизнеса
В целом же, плоские экраны и HD-формат привели к тому, что рынок ТВ стал во многом напоминать рынок компьютеров: сегодня телевизор — это уже не просто говорящий ящик в комнате, и даже не элемент домашнего кинотеатра, это фактически и есть большой комп с выходом в Сеть, модулями беспроводной связи, целым комплексом совместимого периферийного оборудования, интерфейсами, приложениями и т.п. Но многие японские компании оказались не готовы к такому изменению казалось бы давно сложившейся бизнес-модели.
Мобильный провал ( 2007 г. )
Глобальный рынок внезапно изменился в самом начале 2007 года, точнее его изменили, при том не главные соперники японцев — Nokia и Motorola. 9 января Стив Джобс представил миру первый iPhone, которому не только у Panasonic и Sharp, но и у Sony Ericsson не нашлось чего противопоставить. Телефоны стали прошлым — потребителю понравились смартфоны. А еще через полтора года — в сентябре 2009-го Google анонсирует новую мобильную операционную систему Android, которую многие ведущие производители, в том числе и японские, не спешили воспринимать всерьез. Зато на Android быстро перешли более инициативные Samsung и HTC, и японцы снова оказались в роли догоняющих.
Что же касается японских производителей, то сколь-либо заметные шансы остаться на этом рынке есть только у Sony, в основном благодаря подающему надежды флагманскому Android-смартфону Xperia TL — тому самому, с которым в 23 части Бондианы агент 007 гоняет негодяев, в очередной раз спасая мир и честь британской разведки. К слову, фильм «Skyfall» — это тоже продукт Sony.
Новые вызовы
В ближайшие несколько лет большинство японских производителей потребительской электроники ожидают еще более радикальные потрясения. Потому может так случиться, что выживут не все.
Среди трех рушащихся империй на данный момент Sharp находится в самом тяжелом состоянии.
Неся потери на рынке потребительской электроники Sony и Sharp пытаются компенсировать часть потерь за счет переориентации некоторых своих заводов на производство комплектующих для других, более популярных брендов. К примеру, Sony выпускает камеры для Apple-овских iPhone, а Sharp является одним из нескольких производителей дисплеев для этих же устройств. Однако даже эти решения не являются спасительными, поскольку рынок комплектующих тоже предельно насыщен и свою долю приходится отвоевывать у конкурентов, постоянно предлагающих более низкие цены.
Новые соперники.
Японцы реструктуризируются, стремясь повысить рентабельность своей продукции, однако их конкуренты тоже не сидят, сложа руки. На японские компании постоянно давят не только американские и корейские производители, но также стремительно развивающиеся китайцы. Примеров предостаточно.
Lenovo в очередной раз подтвердила прочность своих позиций в сегменте персональных компьютеров, опубликовав на днях отчет о новом рекорде продаж на рынке США (общий объем порядка $8.7 млрд) и существенном расширении своей доли рынка. Разумеется, китайские успехи — это чьи-то потери, потому Sony и Toshiba медленно, но неуклонно превращаются в аутсайдеров американского (самого высокорентабельного!) рынка ПК.
Что же в итоге?
Японцы работают. Работают напряженно и сосредоточенно.
Sony упорно расширяет свое присутствие на рынке игровых консолей и приложений. По мнению специалистов, в данной области успех компании сегодня зависит от эффективной интеграции в единое целое устройств из разных продуктовых групп по примеру Samsung, который создает высокотехнологичные экосистемы на основе взаимодействия телевизоров, планшетов, смартфонов и даже бытовой техники.
Общая выручка корпорации Sony по итогам II квартала 2014—2015 года составила 1,9 трлн йен ($17,4 млрд), что на 7,2 % выше в сравнении год к году. Убыток составил 136 млрд йен ($1,2 млрд). Годом ранее убыток был зафиксирован на отметке в 19,6 млрд йен.
SHARP Чистый убыток в IV квартале 2015 года составил 24,7 млрд иен ($209 млн).
Банкротом объявила себя японская компания Elpida Memory — некогда один из крупнейших производителей чипов памяти для компьютеров. И так далее...
Пока же большинство экспертов сходятся в одном: японские производители потребительской электроники сегодня переживают крайне тяжелые времена и столкнулись с проблемами, решить которые очень не просто, потому на хорошие заголовки в прессе им рассчитывать пока не приходится.
Источник:
53 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена