Дамаск под защитой «Жданова»
Автор - Алексей Балиев
Акт агрессии США против Сирии резко ухудшил и без того сложную военно-политическую ситуацию в регионе, не говоря уже о том, что антиасадовская истерия Вашингтона негативно влияет на международные отношения. Хор в поддержку удара по авиабазе «Шайрат» показывает, что стремление устранить законное правительство в Дамаске стало едва ли не маниакальной идеей пресловутой «антитеррористической» коалиции западных стран и примкнувших к ней региональных союзников. Впрочем, утвердиться в Сирии, в том числе путем ее расчленения, западные державы и Турция намеревались еще в 1957-м, и именно СССР сорвал эти попытки.
60 лет назад как раз в апреле намечались крупные провокации на турецко-сирийской границе, затем по просьбе Анкары в соответствии с Уставом НАТО ей на помощь должны были прийти союзники по альянсу. Число военных инцидентов быстро росло, но Дамаск не позволил перевести их в широкомасштабный вооруженный конфликт.
Почему и тогда Сирия столь сильно раздражала потенциальных интервентов? Прежде всего потому, что, во-первых, завершались переговоры с Египтом о создании Объединенной Арабской Республики, существовавшей с февраля 1958-го по сентябрь 1971-го. Во-вторых, сирийские власти отказывали Западу в установлении на территории страны экстерриториального военно-политического контроля транзитных нефтепроводов, а СССР поддерживал позицию Дамаска.
Эти трубопроводы, напомним, были проложены западными компаниями из Ирака и Саудовской Аравии во второй половине 40-х годов к сирийским, ливанским и израильским портам. Дамаск всегда отвергал планы иностранного контроля транссирийских нефтяных артерий, что стало одной из причин кровавой бойни в Сирии, спровоцированной внешними силами весной 2011-го и продолжающейся по сей день.
На фото: Президент Сирии Шукри аль-Куатли (слева) с экс премьер-министром Сирии.
В 1957 году планировалось свержение пронасеровского президента Сирии Шукри аль-Куатли. Сначала замышляли совершить это силами не только Турции, но также Израиля, Иордании и Ливана. Однако власти последних трех стран под разными предлогами устранились от такой «операции». А попытки свергнуть аль-Куатли в апреле-мае и в июле 1957 года без внешнего военного вмешательства потерпели фиаско.
8 сентября пять кораблей 6-го флота США приблизились к сирийским берегам. 24-го в Восточное Средиземноморье было переброшено еще 38 боевых кораблей во главе с авианосцем «Лейк Чэмплейн». На них находились около 10 тысяч морских пехотинцев, готовых к высадке. В то же время к побережью Сирии были направлены крейсер «Жданов» и эсминец «Свободный». Вскоре они прибыли в Латакию – это был первый визит советских кораблей в Сирию. Они пробыли в порту до начала октября, что помешало реализации турецко-натовских планов против Дамаска. А 7 октября Хрущев открыто заявил корреспонденту «Нью-Йорк таймс» Дж. Рестону: «СССР настроен серьезно и не позволит совершить нападение на сирийцев. Правящие круги США буквально толкают Турцию против Сирии, а Турция… даже для этого оголяет некоторые участки границы с Советским Союзом. Но она напрасно это делает…»
На фото : Офицеры штаба 5-й ОПЭСК. Это пятая оперативная эскадра Военно-морского Флота СССР в Средиземноморье.
Британцы и французы, видимо, не забыли об отказе Вашингтона помочь им в 1956-м в суэцком кризисе при обострении отношений с СССР, поддержавшим Египет. В Лондоне и Париже помнили (и скорее всего не забывают до сих пор) об успешной американской политике устранения Великобритании и Франции с Ближнего и Среднего Востока, из Северной Африки в 40–50-е годы.
Иран тоже отказался от поддержки агрессивных планов в отношении Сирии. С призывом воздержаться от эскалации напряженности выступила в середине октября Югославия, а отношения с ней имели, как известно, стратегическое значение для США и Запада в целом.
Была усилена советская группировка ВМФ в Черном море и на Влерской ВМБ в Албании. А 13 октября в сирийскую Латакию прибыли конвои из Египта с первыми группами войск, оснащенных советским оружием, для укрепления обороноспособности Сирии. Вдобавок СССР и Болгария нарастили свои силы на сухопутной границе с Турцией.
Словом, сирийский блицкриг оказался, мягко говоря, под вопросом. США и их союзники резонно опасались, что советские корабли могут «запереть» американский флот с морпехами на борту между базами СССР во Влере и вблизи Александрии. Кроме того, одобрения на вмешательство в Сирии Вашингтон и Анкара так и не добились от Лондона, располагавшего военными базами на Кипре (где они сохраняются поныне), Мальте и до октября 1958 года включительно в Иордании. Уклончивую позицию заняла Франция.
На фото: Корабли 5-ой ОПЭСК - Преемственность поколений, КРУ "Жданов" и РКР "Слава" принимают топливо с танкера "Иван Бубнов"
18 октября 1957 года было опубликовано заявление ТАСС, где, в частности, отмечалось: «…турецким Генштабом совместно с американскими военными советниками разработан оперативный план проведения военных операций против Сирии… Ни у кого не должно быть сомнения, что в случае нападения на Сирию Советский Союз, руководствуясь целями и принципами Устава ООН и интересами своей безопасности, примет все необходимые меры к тому, чтобы оказать помощь жертве агрессии». Одновременно в Египте, Судане, Ираке, Йемене, Иордании, Ливане ускорилось формирование отрядов добровольцев для отправки на защиту Сирии.
Именно принципиальная позиция Москвы позволила в те годы сохранить целостность и суверенитет сирийского государства. А планы наказать и расчленить Сирию не являются чем-то новым для Запада и его региональных друзей.
Морякам всех поколений КРУ "Жданов" посвящается:
Источник:
11 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена