Немецкая мина которую обнаруживали счетчиком Гейгера
Не прошло и года с начала войны с Советским Союзом, как нацистской Германии пришлось осваивать производство новых инженерных боеприпасов с дешевыми и простыми в изготовлении неметаллическими корпусами. Различные образцы таких мин изготавливались с широким использованием дерева, фанеры, стекла, бетона и даже картона. Позже, весной 1944 года, в рамках проекта Topfmine 4531 (T.Mi. 4531) было предложено разработать несколько модификаций мины, имеющих схожие боевые качества, но отличающиеся материалом корпуса. Таким образом, новое оружие можно было производить на множестве предприятий, а материалы следовало выбирать в соответствии с их возможностями. При этом все варианты новой мины получались достаточно простыми и дешевыми в производстве.
Несмотря на разные материалы корпуса, мины T.Mi. 4531 всех модификаций имели одинаковую конструкцию и отличались только некоторыми особенностями, прямо связанными с технологиями производства корпуса. Корпус мины, за исключением некоторых модификаций, состоял из двух половин-тарелок, скреплявшихся вместе и вмещавших все остальные детали. В дне верхней «тарелки» предусматривалась кольцевая проточка (снаружи или внутри корпуса), благодаря которой центр детали становился круглым датчиком цели. Под датчиком цели устанавливался картонный диск, покрытый битумом. Его задачей было сохранение некоторого пространства, необходимого для смещения датчика цели. В центре мины имелся цилиндр, образующий пространство для взрывателя. В центре нижней половины корпуса предусматривалось крупное отверстие с резьбой, предназначенное для установки взрывателя.
В нижней половине корпуса предусматривались отверстия для трех стеклянных болтов. На двух из них крепилась ручка для переноски, а третий служил пробкой и закрывал отверстие, через которое корпус снаряжался взрывчатым веществом. Как следует из имеющихся данных, при изготовлении мины Topfmine 4531 к верхней половине корпуса крепился картонный диск, а также устанавливалась центральная трубка, после чего половины корпуса можно было соединить. Далее через отверстие в дне корпуса заливалось расплавленное взрывчатое вещество. Для снаряжения T.Mi. 4531 использовался пентрит, однако в некоторых источниках упоминаются и иные типы взрывчатки. Вероятно, в этом вопросе заводы-изготовители тоже учитывали свои возможности. В таком виде боеприпас можно было отправлять в войска. Установка взрывателя производилась непосредственно перед закладкой мины.
Изделие T.Mi. 4531 могло оснащаться различными взрывателями, но основным считался Topfminenzünder SF1, выполненный из стекла. Для установки взрывателя мина комплектовалась специальным стеклянным, деревянным или пластмассовым диском, который должен был вкручиваться в отверстие в дне корпуса. На диске имелись крепления для установки промежуточного детонатора, в которые, в свою очередь, вставлялся взрыватель SF1. В нижней поверхности диска предусматривалось отверстие с резьбой, в которое можно было монтировать дополнительный взрыватель. Таким образом, противотанковая мина Topfmine 4531 могла устанавливаться и на неизвлекаемость, что выгодно отличало ее от других подобных боеприпасов, созданных в условиях дефицита материалов. По некоторым данным, в качестве взрывателя неизвлекаемости должен был использоваться ZZ 42 с чекой, закрепленной шнурком на колышке. Таким образом, попытка перемещения мины приводила к взрыву.
Взрыватель SF1 имел достаточно простую конструкцию. Основной его деталью был стеклянный стакан с отверстием в дне и небольшой трубкой внизу. На дно стакана укладывался кружок из целлулоида, на который помещались две ампулы с реагентами. Сверху стакан взрывателя накрывался крышкой с полусферической верхней частью и бортиком, которым она опиралась на стенки корпуса. Снизу к стакану привинчивался детонатор, так же выполненный из стекла. Изделие SF1 должно было срабатывать при нажатии на крышку.
Как уже говорилось, мина T.Mi. 4531 выпускалась в пяти вариантах, отличавшихся материалом корпуса. Таким образом, завод-изготовитель мог выпускать оружие, ориентируясь на свои возможности и выбирая наиболее подходящую модификацию. В дальнейшем такой подход позволил производить новые противотанковые мины в достаточно больших количествах.
Базовый вариант боеприпаса обозначался как Topfmine 4531 и не имел дополнительных литер в названии. Корпус такой мины изготавливался из т.н. пресс-штоффа – смеси древесной муки и каменноугольной смолы. Такая мина имела диаметр около 31-32 см и высоту 14 см. Общий вес изделия достигал 9 кг, заряд взрывчатого вещества – 5,7 кг. Верхний диск корпуса, выполнявший функции датчика цели, имел диаметр 15,2 см. Несмотря на иные отличия, диаметр датчика цели мин разных модификаций оставался одинаковым.
Мина T.Mi. 4531A (альтернативное обозначение T.Mi.A 4531) получала корпус из материала под названием лигнит. Для изготовления таких мин применялись битум и пыль бурого угля. Ввиду некоторого сходства использовавшегося сырья мины из пресс-штоффа и лигнита весьма похожи по своему внешнему виду, из-за чего отличить их можно было только по маркировке. Лигнитовый корпус имел диаметр около 33 см и высоту 14 см. По собственному весу и массе заряда мина с литерой «A» не отличалась от базовой модификации.
Изделие Topfmine 4531B получило корпус, изготавливавшийся из древесных опилок и смолы. Такой вариант мины отличался от предыдущих формой корпуса. Его нижняя часть представляла собой не тарелку, а ровную плиту. Общие габариты мины T.Mi. 4531B были такими же, как у базовой T.Mi. 4531. При этом мина из опилок весила 10 кг и снаряжалась 6 кг пентрита. Мину Topfmine 4531B иногда называют Viskonitmine по названию предприятия-изготовителя. Такие боеприпасы должны были производиться на заводе Viskonit-Werke (г. Циттау). Заказ конца 1944 года подразумевал выпуск 460 тыс. мин, однако поставки начались с большой задержкой, а объемы производства не могли устроить заказчика.
Мина Topfmine 4531C тоже отличалась формой корпуса. Другие изделия семейства имели скругленные формы, тогда как T.Mi. 4531C была граненой. Ее корпус состоял из нескольких пластин толстого картона, соединявшихся столярным клеем. Картонная мина была немного крупнее остальных боеприпасов семейства – 34 см в поперечнике. Высота была прежней – 14 см. Изделие в сборе весило около 9 кг и несло заряд взрывчатого вещества весом 6 кг.
Известно о существовании мины T.Mi. 4531D в деревянном корпусе. Подробные сведения о таком боеприпасе отсутствуют. В различных источниках приводится фотография днища такой мины, имеющего квадратную форму, а также оснащенного диском взрывателя и стеклянными болтами. Вероятно, мина с литерой «D» должна была иметь форму ящика или усеченной пирамиды.
Еще одна загадочная модификация – мина в фаянсовом корпусе. Один из сохранившихся до наших дней образцов такого изделия сейчас является экспонатом Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Санкт-Петербург). Похожие боеприпасы, по некоторым данным, имеются в некоторых зарубежных коллекциях. Тем не менее, подробные сведения о фаянсовой мине отсутствуют. К примеру, образец из петербургского музея не имеет никакой маркировки. Поэтому неизвестным остается даже название подобной модификации.
Корпус мины состоит из верхней и нижней половин, скрепленных и склеенных между собой.
В верхней части верхней половины имеется сделанная не на всю глубину кольцевая прорезь, образующая нажимной диск. Изнутри к верхней половине корпуса подклеена битуминизированная картонная пластина, назначение которой обеспечить наличие свободного пространства под нажимным диском.
Нижняя половина мины имеет в центре резьбовое отверстие, в которое вкручивается стеклянный диск (некоторые серии мин имели диск пластмассовый или деревянный), имеющий снизу отверстие для ввертывания дополнительного взрывателя при установке мины на неизвлекаемость. В этот диск сверху вкручен корпус промежуточного детонатора заполненный взрывчатым веществом повышенной мощности. Сверху в корпус промежуточного детонатора вставляется взрыватель Topfminenzuender SF-1 со стеклянным капсюлем-детонатором.
Свободное пространство между верхней и нижней половиной корпуса заполнено бризантным взрывчатым веществом.
Снизу, к нижней половине корпуса привинчены три стеклянных болта, на двух из них держится ручка для переноски, а третий является пробкой отверстия через которое корпус мины заполняется взрывчаткой. Болты могут быть изготовлены и из иных неметаллических материалов.
Мины Topfmine 4531 могли устанавливаться в грунт или в снег. Боеприпас с корпусом из лигнита можно было устанавливать даже в воде, поскольку такой материал обеспечивал требуемую водонепроницаемость. Перед установкой мины сапер должен был выкрутить из ее дна диск, вставить в него взрыватель и промежуточный детонатор, после чего диск возвращался на место. В таком виде мину можно было укладывать в заранее вырытую яму и она была готова к использованию. Срок службы мины зависел от материала корпуса. Так, картонные или опилочные корпуса разлагались в течение нескольких месяцев, а пресс-штофф или лигнит могли защищать внутренние детали мины от внешних воздействий на протяжении достаточно длительного времени. Поэтому некоторые сохранившиеся T.Mi. 4531 могут до сих пор представлять определенную опасность.
Для затруднения работы вражеских саперов боеприпас мог оснащаться дополнительным взрывателем ZZ 42 натяжного действия, вкрученным в дно съемного диска. В таком случае при попытке сдвинуть мину натяжной шнур должен был извлекать чеку и приводить взрыватель в действие.
Штатное срабатывание мины T.Mi. 4531 выглядело иначе. Транспорт или бронемашина противника, наехав на верхний диск, выполнявший функцию датчика цели, должен был инициировать подрыв мины. При нажатии с усилием более 150 кг диск выламывался из корпуса по кольцевой проточке и продавливался вниз, внутрь полости, образованной картонным диском. Проваливаясь внутрь корпуса, диск давил на крышку взрывателя SF1. Под давлением сверху бортик крышки обламывался (для этого требовалось усилие не более 30-40 кг), после чего она могла продвинуться внутрь корпуса и раздавить ампулы с реактивами. Вступая в реакцию, содержимое двух ампул воспламенялось и поджигало целлулоидный диск. Через отверстие в дне корпуса взрывателя пламя поступало на его собственный детонатор, который подрывал промежуточный детонатор. Последний провоцировал подрыв основного заряда.
При использовании штатного взрывателя SF1 мины T.Mi. 4531 являлись противогусеничными и предназначались для повреждения ходовой части техники противника. При необходимости такие боеприпасы могли использоваться и в противоднищевом варианте, предназначенном для поражения корпуса и внутренних агрегатов техники. Для этого мина устанавливалась дном вверх, а в гнездо дополнительного взрывателя вкручивалось изделие Knickzünder 43. Этот взрыватель стержневого типа имел короткий цилиндрический корпус и сравнительно длинный штырь, выполнявший функции датчика цели. Общая высота взрывателя со штырем достигала 1 м. Подразумевалось, что техника противника, наехав на такую мину, начнет наклонять датчик цели. При наклоне на угол около 30° освобождался ударник взрывателя, инициировавший подрыв основного заряда. Следует отметить, в таком варианте мины T.Mi. 4531 не могли устанавливаться на неизвлекаемость, поскольку гнездо для дополнительного взрывателя использовалось для установки основного средства подрыва.
Противотанковые мины Topfmine 4531 появились относительно поздно, из-за чего их характеристики далеко не всегда были достаточны для выполнения возложенных задач. Большое усилие срабатывания (не менее 150 кг) делало мины этого семейства почти безопасными для пехотинцев. Одновременно с этим подобные мины были достаточно опасными для автомобильного транспорта. 5-6 кг пентрита легко разрушали колесо и подвеску, а также могли привести к повреждению других агрегатов и последующему пожару. При подрыве под днищем могли наноситься серьезные повреждения агрегатам машины и экипажу. Тем не менее, использование стержневого взрывателя на автодорогах было нецелесообразным ввиду легкости обнаружения.
В 1944 году заряд, состоявший из 5-6 кг пентрита, был явно недостаточен для надежного поражения бронетехники противника. В случае с легкими бронемашинами, например легкими танками, было возможно серьезное повреждение гусеницы и некоторых агрегатов ходовой части. В противоднищевом исполнении Topfmine 4531 могли серьезно повредить корпус и внутренние агрегаты бронетехники, а также нанести травмы ее экипажу. Тем не менее, подобные боеприпасы были относительно эффективны только против легкой бронетехники. Вероятность поражения средних танков зависела от множества факторов, а уничтожение или даже серьезное повреждение тяжелого танка было почти невозможным.
В конструкции мин семейства Topfmine 4531 полностью отсутствовали какие-либо металлические детали. Некоторое количество металла присутствовало только при использовании взрывателей ZZ 42 и Knickzünder 43. Из-за этого поиск подобных боеприпасов при помощи миноискателей был невозможен. Искать мины всех модификаций можно было только с использованием щупов или при помощи специально обученных собак. Обезвреживание подобных мин было связано с определенными трудностями. Дело в том, что для извлечения взрывателя требовалось вытащить мину из земли и выкрутить из нее нижний диск. Тем не менее, использование дополнительного взрывателя неизвлекаемости не позволяло делать это. По инструкции, мины полагалось сдергивать с места при помощи длинного троса и, если они не взорвались, обезвреживать. Мины со стержневым взрывателем можно было находить и по выступающему штырю. Они обезвреживались путем аккуратного извлечения взрывателя.
В зарубежных источниках встречается любопытная информация на тему поиска мин семейства Topfmine 4531. Так, на Западном фронте была обнаружена одна интересная особенность работы немецких минеров. К каждой мине T.Mi. 4531 прилагался небольшой мешочек с неким песком, которым при закладке посыпалась мина. В дальнейшем минеры, используя миноискатель Stuttgart 43, могли безошибочно определять местоположение мин. Американские и британские военные сделали предположение, что легкость обнаружения мин связана именно с тем специальным песком. Позже было установлено, что это действительно так. Для отметки мин саперы использовали т.н. Tarnsand – монацитовый песок. Некоторые разновидности минерала монацит содержат небольшое количество радиоактивного элемента тория. Для обнаружения помеченных монацитом мин использовались миноискатели, работавшие по принципу счетчика Гейгера.
Производство противотанковых мин Topfmine 4531 разных модификаций было налажено к середине 1944 года. К их производству были привлечены различные предприятия, способные обрабатывать необходимые материалы и изготавливать детали не слишком сложной конструкции. Простота конструкции позволила достаточно быстро выйти на высокие темпы производства. Так, до конца войны, было произведено чуть менее 787 тыс. мин базового варианта T.Mi. 4531. Информация о количестве мин с литерами «A», «C» и «D» отсутствует. Известно, что в 1944 году планировалось изготовить и передать войскам 460 тыс. мин версии T.Mi. 4531B, однако была выполнена лишь небольшая часть заказа. Вероятно, выпуск таких изделий не превысил нескольких тысяч штук.
Противотанковые мины семейства Topfmine 4531 можно считать достаточно удачной разработкой, особенно на фоне эрзац-мин последних месяцев войны. Даже в условиях постоянно ухудшавшихся условий немецким оружейникам удалось не просто создать новую противотанковую мину, но и сделать все возможное для обеспечения массового выпуска с использованием любых доступных материалов. Тем не менее, мины оригинальной конструкции не были лишены недостатков. Главный – сравнительно малое могущество заряда в виде 5-6 кг пентрита. Мощи такого заряда далеко не всегда хватало для поражения бронетехники стран антигитлеровской коалиции. В результате простота конструкции новых мин позволила в некоторой мере решить проблему недостатка боеприпасов, а также нанести некоторый ущерб противнику, хотя и это не спасло нацистскую Германию от поражения.
11 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Дополнительная электронная схема обеспечивает счётчик питанием (как правило, не менее 300 В). При необходимости обеспечивает гашение разряда и подсчитывает количество разрядов через счётчик.
В бытовых дозиметрах и радиометрах производства СССР и России обычно применяются счетчики с рабочим напряжением 390 В.
Но всё это не мешало быть им портативными и носимыми.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена