Суть ислама, причины его упадка и современный реванш…
Об одном из религиозных течений, простыми словами.
Размышления на заданную тему.
(Верочувствительных прошу проходить мимо)
Можно почитать сотни статеек на эту тему с бойкими названиями «Пять отличий суннита и шиита», «Чем отличается …», «Почему мусульмане разделены на…» и так далее. Но даже глубоко верующие точно не скажут, почему и как мир ислама расколот на три течения. А чтобы получить внятный ответ от учёного имама или муллы — придётся выделить на вдумчивый разговор ночь, запастись парой ведёр крепкого чая. Чтобы поутру задать ещё больше вопросов.
Мир-система.
Чтобы понять глубинные смыслы, разделяющие (но не дающие развалиться) мир ислама, нужно знать предмет бывшего когда-то единым вероучения, поскольку религией в традиционном смысле слова — ислам не является. Это такой регулятор огромной мировой системы, испробовавшей все доступные механизмы организации человеческого социума. Большая ошибка, когда говорят: системный характер человеческая цивилизация приобрела только за последние несколько веков Нового Времени. Нет, со времен Двуречья подобные попытки предпринимались, империи старались силой и угрозами, либо ползучей экспансией создать некую глобальную структуру. Насколько транспортная связность могла позволить. Но попытки регулярно проваливались, господствовавшие имперские религии не справлялись со своей объединительной задачей. Неплохо цементировал пёстрые этнические миры Средиземноморья эллинизм, но его многобожие переродилось в чистой воды философию, погрязло в неубедительных для народа спекуляциях жрецов. Недурно выступило поначалу христианство, слишком быстро замаравшись в сделках со властью, сменив пастырскую проповедь на принуждение и террор, обман и стяжание богатства, предав забвению первоначальные заповеди единобожия. И вот появляется ислам… Его создатели сидят в Аравийских песках, смотрят на общую картину мира. Им нравятся «традиции пророков» Ближнего Востока, очень. Это некая интеллектуальная цепь, связывающая огромное число исторических эпох. Свой мир VII века они рассматривают как единую Систему глобального человеческого общества, где борются два начала: союзное аллаху и противостоящее ему. Что взять полезного, от чего отказаться? Само собой, основатели ислама оставляют в своём вероучении понятие «единого духа», которому противостоит система идолопоклонничества и многобожия. Вероучение берёт основополагающий принцип, за который пророки постоянно ратовали, — создание общин. Но делают в этом вопросе шаг вперёд, мусульманская «умма» должна стать… «армией аллаха». То есть, добро нужно оснастить кулаками, чтобы эффективно противостоять окружающей Системе, стремиться её разрушить «до основанья, а затем...»? Всё верно, открыть дорогу Мессии — спасителю и освободителю истинно верующих. Откровение пророка Мухаммада сразу ставит точку в вопросе «миссии пророков». Основатель ислама сообщает: я есть последний персонаж в пророческой цепи человеческой истории, других не будет. Только пособники дьявола начнут рядиться в овечьи шкуры. Глядя на корчи восточных провинций христианской Византии, погрязших в лицемерии священства и власти, — принимается другое, ещё не знакомое монотеизму решение. Все предыдущие «пророчества» со времён Вавилона носили этический характер, таким нехитрым образом цементируя общины, уводя их с троп бесчеловечных, жестоких, несправедливых. Отвращая от жестокосердного образа жизни, запрещали угнетение, насилие, грабёж, пролитие крови и т.д. Но как показала история, Система сбоила, не могла себя защитить, постоянно проигрывала язычникам и многобожникам, не стеснённых нормами этики и морали. Основатели ислама идут дальше. Полностью разделяя главные «моисеевы заповеди» — разрабатывают строжайший юридический кодекс (шариат, социально-поведенческая модель жизни мусульманина). По сравнению с иудейскими и христианскими этическими ориентирами за авторством пророков Ноя и Моисея — это прорыв. Поскольку одновременно Ислам представил своим последователям сразу два «откровения»: знание (как метод постижения реальности) и строгую модель мышления. Все предшествующие допускали большую ошибку, скатываясь во враждебный единобожию консервативный, традиционалистский элемент. Это видно на примере Моисея, учение и пророчества которого самым безобразным образом переработали вавилонские мудрецы, породив узко-национальную иудейскую религию, втиснутую в Талмуд и Каббалу. Христианство вообще недолго сопротивлялось хитрым эллинам, из монотеистической религии превратившись в языческий клуб для поклонения сонму «святых идолов». Основатели ислама эту проблему решили очень изящно, назвав собственное «откровение» явлением Творца созданному им человечеству… в образе священной Книги. Если использовать метафору, смысл таков:
«...бог стал книгой (несотворённым Кораном)», чтобы она явилась мостом между частицей Духа Божьего, живущего в человеческом сердце и бездной, из которой эта частица произошла». Тем самым основоположники ислама решили огромную проблему, разваливающую любой монотеизм. Каждый может взять в руки «откровения бога», с первых же строк быть уверенным: Творец здесь присутствует полностью и нераздельно. Этим ислам закрывает дорогу для изменений и спекуляций над священными текстами, которые исказили христианство нелепицами и абсурдом Вселенских Соборов, поклонением мертвечине и материальным предметам.
Раскол или разделение?
Ещё при жизни пророка Мухаммад оформилась крепкая община его последователей, сразу же начав спорить. Среди сахабов (сподвижники, соратники) было очень много людей, следовавших за личной харизмой пророка, не понимая сверхзадачи нового вероучения, которая должна сделать то самое: «мы старый мир до основанья… а затем». Свою жизненную цель эти яростные и воинственные арабы видели в победе над конкретными геополитическими игроками: Византийской империей и сасанидским Ираном. Считая достаточным заменить их господство новой, справедливой исламской системой. Было среди сахабов более образованное меньшинство, которые задачи ставили более сложные, цели — далеко идущие. Глубже толковали «откровение аллаха», политически мыслили крайне амбициозно, совершенно точно схватив агрессивную и мессианскую суть Корана — через «откровение» начать великую борьбу с «бездной». Имея на руках ясный и неизменный священный текст, сделали его орудием «предвечной справедливости». Говоря простым зыком: силой, проповедью, личным примером (неважно как) нужно упразднять все неисламские отношения между людьми. Уничтожать цивилизации, которые являются кормовой базой для искушений дьявола-иблиса, губящего человечество. Исторически сложилось так: Омейяды (династия халифов, ведущая начало от Омайя, троюродного деда пророка Мухаммада) стали проводниками жёстокого арабского национализма. Прикладные практики, мастеровые и строители государства нового типа, отвергавшие достижения и мировоззрение немусульман. Им противостояли Аббасиды (династия халифов дяди пророка Аббаса), считавшие ислам мистическим, «непостигаемым учением». Омейяды просуществовали всего 90 лет, были вырезаны (чудом спасся только но основатель Кордовского халифата Хишам) своими соперниками. Так началось извечное соперничество суннитов и шиитов. Оба течения не растеряли импульс первоначального ислама, каждое на свой лад стало строить собственную систему справедливого общества. Но шли века…
Распад.
Такое противостояние едва не стоило жизни «мусульманскому проекту». Уязвимость раскола показала катастрофа монгольского нашествия Чингисхана. Почему? Ислам полностью растерял мессианский порыв, стал воспроизводить системы государственного устройства, которые столь яростно разрушали соратники пророка. Своеобразным обновлённым исламом стал «османский проект», этот халифат первые поколения своего исторического существования бросал серьёзный вызов мировому порядку. Но как только ярость первых сельджукских султанов растворилась в роскоши захваченной Византии, начались процессы вырождения и деградации, которые к началу XIX века превратили Османскую империю в «больного человека Европы». Исламский проект трансформировался в «неовизантию», едва прикрытую «мусульманским обрядом», повторив печальную судьбу митраизма, выродившегося в христианство, разговаривающего с паствой библейским языком иудаизма. «Дюжина пречистых имамов» (основатели шиизма, религиозно-политические преемники пророка) остались в качестве исторического примера, как ислам должен был завоевать весь мир, не погрязнув в традиционных схемах Системы, против которой они должны бороться, разрушая до основания. Но ничего не вышло, порыв разрушили деструктивные силы «феномена суфизма», который принёс в ислам эллинизм и гностическое мышление. Многоумные суфии на протяжении нескольких столетий находились в среде мусульман, таясь волками под овечьей шкурой, отравив радикальное учение пророка своими заимствованиями и традициями эллинизма, иудаизма, даже христианства. Раскололи вероучение на несколько «центров силы», выбрав духовными авторитетами разных родственников и последователей пророка. А суннитский ислам проиграл мировое господство, начав обычное государственное строительство по неправильным чертежам своих соперников…
Жажда реванша.
Почему ислам выжил? А почему спаслось христианство? Одна и та же схема, «единство и борьба противоположностей» помогли. Расколовшись на несколько частей, эти вероучения сохранили механизмы воспроизводства собственных идеалов, бодрились войнами и непримиримостью противостояния. Это как с Советским Союзом и мировым империализмом ситуация. Социалистический лагерь противостоял капиталистическому, делая дряхлого соперника более здоровым и гибким. Хотя в 1917 году старый мир должен был рухнуть под заключительные залпы мировой бойни, не выдержав груза классовых неразрешимых противоречий. Но… пойдя на уступки пролетариату, выжил, став более умным, осторожным и внимательным. Умерил жадность и цинизм. Так спаслось и христианство, развалившись на католицизм, православие и протестантизм. Ислам — на суннизм и шиизм. Но чертёж обратной сборки, невозможный для других монотеистических религий, — сохранил только он. Под именем Исламская Республика Иран. Единственная страна, которая избавилась от «разлагающего» светского влияния, приводящего государства суннитов в «дружную семью мировых держав». Смогут учёные «аятоллы» возродить в чистом виде учение пророка, дать исламу ещё один шанс на мировое господство? Очень сомнительно. Слишком со многими глобальными системами нужно бороться. Это США, Евросоюз, Россия, Китай… практически все остальные члены ООН. Шииты опоздали с реваншистскими порывами, став изгоями в более сильном окружении…
Рождение реванша.
Это не главная угроза, вырос новый жуткий парадокс — суннитские салафиты, призывающие вернуться к «истокам», умме-общине времён пророка Мухаммада и трёх первых праведных халифов (т.е., династии Омейядов). Едва теплясь с XVIII по ХХ века небольшими общинами стоиков, «мусульманских пуритан», неожиданно расцвели в преддверии Миллениума несколькими мощными организованными сетевыми структурами. С одной стороны, салафиты считают себя преемниками тех сахабов, которые стремились сокрушить Византию, не быть столь радикальными в распространении ислама. Но сегодня (вот удивительное дело) реализуют противоположный импульс, более родной для первых шиитов. С претензиями «разрушить до основанья, а затем»... Идеология салафитов притягательна для не очень сильного в богословии мусульманина. Они призывают очистить ислам от многовековых наносов, чуждых примесей суфизма и любых культурных, этнических или национальных «особенностей». Мусульмане должны стать единым народом-победителем, невзирая на цвет кожи, происхождение, социальный статус и место рождения. Радикалы успешны, за последние два десятка лет избавили Магриб и Ближний Восток от «посредничества» традиционных институтов ислама в общении с верующими, напирая на утверждение: в Коране всё написано ясным языком, прямыми побудительными инструкциями, его не нужно толковать. В Европе продемонстрировали, насколько успешно сожительство мусульман в единых общинах, ранее разделённых исламскими школами, течениями или приверженностью словам древних халифов, учёных-богословов. Проще, прямее, эффективнее! Не спрашивай совета, чувствуй сердцем «слова аллаха»! Правоверный должен стараться выбрать то мнение, которое подкреплено наиболее сильным доводом. Неважно, из какого оно лагеря — суннитского или шиитского. Салафиты уже серьёзно подрывают бизнес многих мусульманских стран, на высоком богословском уровне обосновав запрет практики паломничества к могилам святых, шейхов и суфиев. Только Мекка! Всё остальное — христианская мерзкая практика поклонения мёртвым! Никакого праздника в день рождения пророка, он это запретил. Никаких взываний к Мухаммаду или другим пророкам и праведникам ислама, это «ширка» (многобожие). Только Аллах! Привлекательны салафиты простой политической доктриной: никаких разделений в среде мусульманских стран, гражданские войны или межэтнические столкновения — страшный грех, нарушение исламского единства. Только Халифат, а возникающие разногласия и трения пусть будут хлебом немногочисленных учёных имамов, лидеров наиболее крупных общин. Вот так Иран потерял очарование страны «чистого ислама». А сев за стол переговоров с «шайтанами», либеральной системой западного истеблишмента — стал презираем лидерами салафитов. Ожидавшегося после Исламской Революции «столкновения цивилизаций» не произошло, Тегеран встроился в мировой порядок. Хотя порой брыкается, конфликтует, угрожает «атомной программой» — но столь же стремительно теряет доверие мусульман, особенно на фоне безоговорочной победы талибов над главным демоном Ойкумены — США со всеми своими холуями.
Угроза.
Под всё сегодняшнее мироустройство подложена мина замедленного действия — неправительственное движение исламских радикалов-салафитов (ваххабитов). Их богословское положение крайне сложное, как и место в иерархии ислама. Декларируя собственное «омейядское наследие», ненавидят саудовцев, которые назначили себя продолжателями дела той династии праведных халифов. И не далёк тот час, когда аравийские монархии могут рухнуть, именно благодаря усилиям радикалов, занятых крайне системной подрывной работой. Богословие всех течений ислама яростно сопротивляется «неверному» кораническому чтению салафитов, которые максимально упрощают Книгу, предпочитая понимать тексты буквально, без многовековых толкований и заумных «рюшечек». Не очень образованному народу это крайне нравится, тому свидетельство Афганистан, бурлящий Магриб и мятежная Палестина. Буквальное прочтение Корана — страшный яд религиозного материализма, но он активно проник в организм не очень хорошо себя чувствующего ислама, струится по жилам. А безмозглый Запад наращивает физическое давление, порождая социальное мировое неравенство, озлобляя население мусульманских стран, толкая в ряды игиловцев, «братьев-мусульман», ХАМАСа и талибов. Самый большой ужас современных мусульманских лидеров — появление под крылом салафитов первого государства Политического Ислама. Того самого. Первого Арабского халифата, стремительно построенного яростью ещё не разделившихся сахабов пророка Мухаммада. Со времён резни на Северном Кавказе о нём говорят, его страшатся, его ещё никто не видел в реальном воплощении… Как пока не отрытый элемент таблицы Менделеева, для которого оставлена пустая клетка… Никто уже не спорит с прогнозом: стоит появиться на политической карте этому государству, система прежнего миропорядка развалится. Карточный домик посыплется переворотами в мусульманских странах, а потом… кто его знает. Чем активнее лидерство примеряют на себя Саудовская Аравия и ненавидящий эту монархию Иран… тем сильнее обе страны попадают под зависимость от мировой бюрократии Запада, себя дискредитируют. Тем вольготнее себя чувствуют радикалы, собирающие обильный урожай «угнетённых и разобщённых мусульман». Иран ещё поборется за умы верующих, конечно. Его принципиальная жажда извести под корень Израиль находит пока горячий отклик на всём Ближнем Востоке. А сегодня, когда Китай и Россия вырвались попастись на травку и фактически скрутили кукиш Госдепартаменту и Брюсселю по многим политическим вопросам, — увеличивается плавучесть Исламской Республики. Прямой агрессии Запада уже не случится, это факт. Но что делать с салафитами… не знает никто. Они уже выкрутили руки саудовцам, те вынуждены их кормить и поить, яростно ненавидя. Словно барыги на рынке, откупаются от бандитов, выгадывая для своего бизнеса ещё денёк существования. Но время конфронтации придёт, причём открытой и горячей, как только талибы успокоят мировое сообщество, поднакопят силёнок. Салафиты полностью контролируют все мусульманские общины Европы, читая там Коран напрямую, без умиротворяющих толкований. Потерпев поражение на Северном Кавказе, в Египте и Сирии, начинают шантажировать впечатлительного султана Эрдогана, который тоже откупается от радикалов в Курдистане. Грядёт большая война, мир возрождающегося ислама готов попробовать на зуб прочность цивилизации. Сделав главный вывод из своего прошлого поражения — нужно принципиально отказаться от статуса халифов, ненужных посредников между имамом-законоведом и мусульманской общиной. Их мышление «неовизантийцев» раскололо учение пророка Мухаммада, остановило мировую экспансию ислама, погрязло в роскоши, разврате и переговорах с «неверными». Всё имеет начало, но может не иметь конца. Реванш созрел. Ненавидя фальшивку в лице аравийской монархии, подтачивая авторитет Ирана, имея на руках убедительные победы в Афганистане и огромное число новообращённых по всему миру… салафиты обязательно примерятся к строительству «настоящего халифата без халифа». Как только решат парочку не очень принципиальных богословских проблем, крайне мешающих в диалоге с «мировым исламом» и светскими испуганными лидерами мусульманских стран. Лишь бы подальше от наших границ начали…
Источник:
15 комментариев
3 года назад
- Только для этого нужно знать арабский, потому что при переводе якобы теряется какой-то "божественный смысл".
- Мухаммед был неграмотным, текст Корана воссоздали после его смерти, по воспоминаниям людей, которые видели и слышали Мухаммеда.
- содержание Корана - это набор куплетов, которые удобно напевать во время путешествий на верблюде. Нумерация куплетов чисто условная. В некоторых переводах порядок куплетов другой
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена