Российские ПВО против украинских вертолетов
Материал основан на просмотрах допросов пленных украинских пилотов и членов экипажей; на мнениях пользователей специализированных сайтов; на личных выводах майора.
Слышал очень много разных оценок действиям экипажей украинских боевых вертолетов, пытающихся прорваться в Мариуполь. Сегодня полдня потратил, изучая вопрос. Докладываю.
Материал основан на просмотрах допросов пленных украинских пилотов и членов экипажей; на мнениях пользователей специализированных сайтов; на личных выводах майора.
Рассмотрим три операции ВВС Украины. Первая была совершена 28 марта. При попытке прорваться в Мариуполь был сбит один МИ-8. Других подробностей нет.
Одним из выживших пассажиров сбитого вертолета Ми-8 ВВС Украины оказался боец нацбата «Азов»
31 марта были сбиты два украинских вертолета при попытке эвакуировать офицеров «Азова» (экстремистская организация, запрещенная в РФ) из Мариуполя. По заявлению министерства обороны РФ один сбитый вертолет рухнул в море, второй – неподалеку от населенного пункта Рыбацкое. Из 17 человек на борту второй машины двое выжили и были взяты в плен.
Интересен допрос одного из них – стрелка вертолета Ми-8 с позывным «Одессит». Многие, наверное, уже смотрели это видео. Приведу основные тезисы.
«Одессит» десантник. Старший лейтенант из Одессы. Получил приказ лететь в Мариуполь в качестве бортового стрелка. Вылетели из Днепра рано утром. Всего было 5 вертолетов – 4 Ми-8, и 1 – Ми-24. В Мариуполь заходили со стороны моря (это очень важный момент, который необходимо запомнить). Около четырех часов приземлились в районе порта, за 10 минут взяли на борт офицеров и раненных и попытались уйти. Отход опять же осуществлялся над морем. Возле береговой линии в районе населенного пункта Червонное вертолет подвергся атаке из ПЗРК. Первая ракета отработала по тепловой ловушке. Вторая поразила боевую машину.
Вот карта. Надо понимать, что Рыбацкое и Червоное это практически один населенный пункт, расположенный по разные стороны шоссе, идущего вдоль побережья Азовского моря.
Как всегда. Сам рисовал.
Еще одна попытка эвакуации из Мариуполя была совершена 5 апреля. Игорь Конашенков сообщил, что два вертолета Ми-8 вновь пытались прорваться в порт со стороны Азовского моря, но были уничтожены.
В плен попали члены экипажа одного из них – Дмитрий Бурлаков (борттехник, капитан ВВС) и Иван Гавриленко (стрелок). Допрос Бурлакова разошелся по СМИ. С его слов выходит, что он уже летал в Мариуполь 31 марта, и благополучно вернулся с задания. При этом Бурлаков утверждает, что в тот вылет ВСУ потеряли всего одну боевую машину.
В этот раз их вертолет находился в точке подскока между Днепром и Мариуполем примерно в 20 километрах от линии фронта. Задача – проведение поисково-спасательных мероприятий в случае гибели какого-либо из двух вертолетов Ми-8, непосредственно направляющихся в Мариуполь. Когда стало известно о том, что один из украинских вертолетов сбит, экипаж Бурлакова вылетел для спасения его экипажа. Они уже видели дым от горящей машины в 4 километрах за линией фронта на российской стороне, но на помощь прийти не смогли. Были сбиты.
Вывод. Из трех попыток, об одной мало что известно, но она точно закончилась гибелью Ми-8. Две другие задачи противник выполнил частично. 31 марта из пяти машин потерял две. 5 апреля из трех машин (2 шли на Мариуполь, 1 участвовала в поисково-спасательной операции) также потерял две. Как видим, дела там обстоят все хуже, но и в профессионализме украинским летчикам я бы не стал отказывать.
На профильных форумах пишут, что пилоты действовали тактически грамотно, выбрав верное решение для выполнения боевой задачи. Ранним утром на предельно малых высотах прошли через зону боевых действий и вышли на море, где их засечь еще сложнее. Надо понимать, что линия фронта в Приазовье представляет собой не сплошные окопы, как мы привыкли видеть в фильмах о войне. Там невозможно на каждой сотне метров выставить бойца с ПЗРК или установить тактический зенитный ракетный комплекс «Тор-М1ТА» (один из лучших борцов с вертолетами, в т.ч. летящими на низких высотах) или ЗРПК «Панцирь». Тем более, что после воздушной атаки на Белгород и назревающей большой битвы на Донбассе, большинство зенитных систем наверняка расположены на границе и на более горячих участках фронта.
При таких условиях (пишут наши пилоты) задача эвакуации офицеров противника из Мариуполя вполне выполнима и могла пройти вообще без потерь. Надо отдать должное нашим бойцам, сумевшим уничтожить пять боевых машин украинцев.
Авиабомбы на Ми-8. Фото из откр. источника.
Однако. Вызывает серьезное опасение возможность выхода украинских вертолетов на Азовское море. От Днепропетровска до Крымского моста по прямой – 360 километров. Допустим (с учетом маневров вертолета) – 400 километров. Дальность полета Ми-8 – 950 километров. С запасом хватит туда и обратно. Ми-8 имеет возможность нести на подвесках 4 авиационные бомбы по 250 кг каждая. При прорыве к мосту вертолеты могут нанести ему существенные повреждения. Понятно, что система ПВО России в районе Крымского моста супермощная и вряд ли подпустит вражеский летательный аппарат. Но, мое мнение, надо усилить и первый эшелон противовоздушной обороны, который сейчас проходит по Приазовью. Это позволит пресечь следующие попытки прорыва в Мариуполь, а также диверсии противника по населенным пунктам Крыма и по стратегически важному мосту.
Источник:
28 комментариев
3 года назад
Проф. армия Украины обладает спецами высокого класса
И Белгород и Мариуполь тому доказательство
и ПВО у них серьезное есть
тем более, к ним едет С-300 с сотней ракет
на этой системе они уже 40 лет работают....
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Простая арифметика - на момент окружения Мариуполя там было порядка 17-20 тысяч ВСУ. Сейчас осталось 3 тысячи.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
и, скорее всего, не первый раз
Удалить комментарий?
Удалить Отмена