Трагедия в Ейском детдоме
Испуганные дети, увидев приближающиеся машины, в панике разбегались, пытаясь спрятаться на улицах и в огородах.
В 2019 году Следственный комитет России, опираясь на новые рассекреченные материалы, возбудил уголовное дело о геноциде, касающееся массового уничтожения воспитанников Ейского детского дома в 1942 году. К тому времени из числа непосредственных исполнителей был жив лишь Гельмут Оберлендер, служивший переводчиком в зондеркоманде СС.
Канада так и не передала преступника российскому правосудию, а в сентябре 2021 года он умер по естественным причинам. Однако о зверствах, совершенных нацистами, забывать нельзя никогда.
Чудовищное зрелище
9 октября 1942 года к Ейскому детскому дому, находившемуся в ведении краевого отдела соцобеспечения, на автомобилях и грузовиках с закрытыми кузовами подъехали немецкие солдаты. В учреждении проживали дети, в том числе с нарушениями умственного и физического развития, среди них были и лежачие больные. Часть воспитанников ранее была эвакуирована из Крыма. Оккупанты заверили руководство детдома, что забирают детей «на лечение в Краснодар». Среди других отговорок были фразы «отвезем в баню» или «на погрузку семечек».
По словам врача детского дома Владислава Аникеева, прибывшие немцы оттеснили персонал к канцелярии, а сами начали с бесчеловечной жестокостью хватать детей и бросать их в машины. Процесс погрузки примерно 130-140 детей занял не более 20-30 минут. После этого немцы вместе с офицерами вывезли детей за город и уничтожили.
Согласно свидетельским показаниям, на этом злодеяния не закончились — на следующее утро нацисты вновь явились за оставшимися воспитанниками.
Аникеев вспоминал, что вторая погрузка по своей жестокости превзошла первую. Испуганные дети, увидев приближающиеся машины, в панике разбегались, пытаясь спрятаться на улицах и в огородах. Немцы бросились за ними в погоню, силой волоча пойманных к автомобилям. Это ужасающее зрелище привлекло внимание местных жителей, которые со слезами на глазах пытались помочь детям. Оккупанты пригрозили разогнать толпу с оружием в руках.
За два дня палачи увезли 214 детей — 102 девочки и 112 мальчиков. Их тела были сброшены в траншею в районе Широчанского хутора. После освобождения Ейска Красной армией директор детдома Тимошенко сообщил, что была обнаружена яма на окраине садов. Именно в ней и нашли останки детей.
«При детских трупах были обнаружены книги, гребенки, открытки, кусочки разного кружева, расшитые платочки, разные фотоснимки с товарищами и другие мелкие предметы», — указывалось в акте.
Смерть в душегубках
После освобождения города началось расследование преступлений оккупантов. Первоначально комиссия Ейского горсовета пришла к выводу, что дети были закопаны заживо, так как на телах не было следов пулевых ранений, а многие дети лежали в объятиях друг друга, некоторые сжимали в руках костыли.
Однако в августе 1943 года судмедэкспертиза провела повторное исследование и установи иную причину смерти. Специалисты заключили, что дети были убиты по дороге к месту захоронения, а не закопаны живыми. Свидетели, находившиеся рядом с ямой, не слышали криков, а технически закопать такое количество живых людей одновременно было бы крайне сложно.
Причиной гибели детей стали специально оборудованные грузовики — «душегубки» (газенвагены). Это были герметичные фургоны, куда отводились выхлопные газы двигателя, превращая их в подвижные газовые камеры. Отравив людей угарным газом в Краснодаре, нацисты применили этот же метод в Ейске.
Эксперты сошлись во мнении, что смерть наступила от удушья (асфиксии) вследствие отравления отработанными газами автомобиля. Герметично закрытый кузов, обшитый железом, без окон, с большим количеством людей внутри, привел к гибели детей всего за 10-15 минут пути от детдома до места захоронения.
Судьбы исполнителей
Убийство 214 детей в Ейске было лишь одним из множества злодеяний нацистов на советской земле. Например, Курт Кристман, чье подразделение занималось погрузкой детей в душегубки, также руководил расстрелами в Змиевской балке (около 27 000 жертв), участвовал в убийствах в Краснодаре и устроил расправу в станице Марьянской.
После войны он скрывался по поддельным документам, работая в Германии, а затем бежал в Аргентину. Вернувшись в Мюнхен, он разбогател на торговле недвижимостью. Правосудие настигло его лишь в 1979 году. Несмотря на требование обвинения о пожизненном заключении, суд приговорил его к 10 годам, из которых он отсидел лишь пять. Умер палач в 1987 году.
Курт Тримборн, непосредственный руководитель карателей в Ейске, участвовал в расстреле 1500 евреев в Таганроге. После войны он был арестован и приговорен судом ГДР к пожизненному заключению, но позднее срок сократили, а в 1956 году его и вовсе помиловали. Повторный арест и суд в Мюнхене в 1972 году закончились приговором к 4 годам тюрьмы за массовые убийства, однако уже через три дня он был освобожден условно.
Фото из архивов УФСБ по Краснодарскому краю. Здание Ейского детского дома, воспитанников которого казнили эсэсовцы 9 октября 1942 года.
Братскую могилу в Ейске пока не нашли, часть останков покоится на городском кладбище. Фото:Евгения ОСТРАЯ
Источник:

18 комментариев
2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена