История разработки вазовского минивэна
А так хотелось большего – чтобы и семью можно было поместить, и за город выбраться, и на разъезженном проселке не встать…
Правда, в отсутствие такого универсального варианта использовали советские жители глубинки другую технику – например, неприхотливые Москвичи и Ижи. А те, кому требовался внедорожник, посматривали в сторону дешевой и простой "волынянки" из Луцка.
Услышать глас народа
Идея сделать на базе Нивы что-то более практичное возникла у вазовцев не сразу. Сначала на заводе решили проверить запас прочности обычной Нивы в удлиненном варианте, для чего на каждый из пары "экспериментальных" кузовов израсходовали по два кузова обычных ВАЗ-2121. Растянутые на 500 мм ходовые макеты показали жизнеспособность идеи – кузовщина Нивы спокойно справлялась с увеличенной нагрузкой.
Компоновка полноприводного Mitsubishi Delica Space Gear близка к Надежде:
Это позволило задуматься о паре разных машин: пятидверной версии собственно Нивы с длинной базой и семиместном однообъемнике – полноприводном минивэне, поскольку ВАЗ уже в восьмидесятые годы начал заниматься темой универсалов повышенной вместимости. Такие машины в мире к тому времени уже существовали – несколько производителей (Mitsubishi, например) выпускали версии минивэнов и микроавтобусов повышенной проходимости. Правда, у ВАЗовской машины могло появиться одно важное отличие – постоянный полный привод и наличие полноценной "раздатки" с блокировкой межосевого дифференциала. Иными словами, минивэн сохранял ставший уже легендой высокий внедорожный потенциал обычной Нивы – конечно, с поправкой на длинную базу.
Гладко было на бумаге…
Выбор Нивы в качестве донора агрегатов объяснялся не только запасом прочности – в качестве альтернативы у ВАЗа на тот момент была только переднеприводная платформа Самары, которая на роль «заготовки» под минивэн не годилась совершенно. Именно поэтому новую машину пришлось создавать на узлах, скажем так, не первой свежести. Впрочем, это никак не влияло на уникальный набор потребительских качеств, которыми бы обладал полноприводный семиместный автомобиль однообъемной компоновки. И на ВАЗе это хорошо понимали.
Правда, на проект минивэна не лучшим образом повлиял период, в котором над ним работали: начались непростые девяностые... По разным причинам новую модель, получившую заводской индекс 2120, делали в большой спешке, показав её общественности на Московском автосалоне 1997 года. А дорабатывали, что называется, "по месту и на ходу". И такой подход сразу же сказался на имидже автомобиля – потенциально востребованная Надежда не оправдала возлагаемых на неё надежд.
К примеру, на ранних минивэнах передняя оптика состояла из нескольких круглых фар от разных моделей Жигулей. Из-за не самого удачного "выражения лица" острословы тут же прозвали машину "Надеждой Константиновной", намекая на то, что по красоте она сравнима с верной соратницей Ленина. Не лучше была ситуация и сзади, где конструкторы установили небольшие фонари от Оки. Словом, с миру по нитке...
Ранняя версия Надежды:
Чуть позже ущербный дизайн передка исправили, оснастив Надежду «десяточными» фарами. Но осадочек, как говорится, остался. Трудно продать некрасивый автомобиль, даже если он при этом достаточно практичен.
Вдобавок выяснилось, что экономически выгодным для завода был не минивэн, а длинная Нива с индексом 2131. Рентабельность же Надежды оказалась неудовлетворительной.
Более поздний вариант выглядел вполне гармонично:
История благих намерений
В итоге судьба минивэна оказалась незавидной. А ведь это вдвойне обидно, ведь над однообъемными автомобилями на ВАЗе начали задумываться еще в самом начале истории завода – в 1970 году! Увы, дальше выполнения компоновочных работ тогда дело не пошло, поскольку руководство утратило интерес к идее выпуска небольшого микроавтобуса.
Интересно, что потом к теме однообъемников на ВАЗе вернулись еще один раз, задолго до Надежды. Факт малоизвестный, однако тольяттинские дизайнеры в середине восьмидесятых подготовили макет микроавтобуса для участия в конкурсе на лучшую новую модель для рижского завода RAF. Несмотря на то, что формально проекту вазовцев присудили второе место, макет однозначно взял "золото" – настолько он превосходил работы других конкурсантов.
Nissan Prairie 4WD:
Да и за десять лет до начала серийного производства минивэна в Тольятти уже настойчиво изучали мировой опыт: в УГК даже провели испытания Nissan Prairie и Renault Espace.
Quadra – полноприводная модификация Renault Espace:
Примерно тогда же, в 1989-м, ВАЗовцы и начали заниматься собственным минивэном, который поначалу носил индекс 2114. Опытный образец был изготовлен в 1995 году – отличный результат для того нелегкого времени. Жаль только, что удачная по концепции для России машина, как говорится, не пошла в массы, поскольку была детищем опытно-промышленного производства, а не основного конвейера.
Достоинства и недостатки
При этом у мелкосерийной Надежды были интересные для середины девяностых годов решения: привод рулевого управления был оснащен гидроусилителем ZF, а колонка регулировалась по высоте. Да и трансформация семиместного салона была неплохой – средний ряд можно было настраивать по длине, а сиденья среднего и заднего рядов сложить полностью, что значительно увеличивало объем багажного отделения и превращало Надежду в некое подобие фургона.
Чтобы компенсировать увеличение массы и габаритов по сравнению с обычной Нивой, на машину устанавливали карбюраторный мотор ВАЗ-2130 объемом 1,8 литра, а также 1,7-литровый двигатель 21214 мощностью 84 л. с. с распределённым впрыском топлива.
Визуально двигатель 2130 с увеличенной высотой блока ничем не отличался от обычного жигулевского:
Вместе с тем, машина отпугивала потенциального потребителя своеобразной внешностью и "лоскутным" по дизайну интерьером. Многие россияне предпочитали либо остаться на легковых ВАЗах, либо сразу купить "нормальную Ниву", которые к тому времени выпускались как в коротко-, так и в длиннобазном исполнениях. Возможно, не на руку популярности минивэна из Тольятти сыграл и пресловутый менталитет российских автомобилистов, которые в то время относились к однообъемникам с изрядной долей скептицизма. Дескать, зачем мне эта "будка на колесах"?
С другой стороны, эту машину любили предприниматели-челноки, которые по достоинству оценили грузопассажирский потенциал автомобиля. По сути, при правильном подходе и косметическом обновлении такой минивэн можно было бы выпускать и намного дольше. Увы, специфика финансовых взаимоотношений между самим ВАЗом и опытно-промышленным производством (которое было отдельным предприятием, этаким заводом в заводе) наложила свой отпечаток и определила участь Надежды, которая не стала отрадой для АВТОВАЗа. Ведь в небольшом количестве выпускалась только одна модификация, а все задуманные заводом варианты (городское такси, медицинский автомобиль, грузовой фургон и т.д.) так и не были реализованы.
Все эти варианты так и не стали серийными:
Ширпотреб, ставший редкостью
Всего же с 1998 по 2005 годы в ОПП было изготовлено чуть более восьми тысяч Надежд. Некоторые из них до сих пор на ходу, хотя довольно низкая стойкость к коррозии и невысокая надежность основных агрегатов сыграли злую шутку со многими автомобилями. Тем не менее, эта машина стала единственным семиместным минивэном с постоянным полным приводом, когда-либо выпускавшимся в России.
5 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена