Все арт-автомобили BMW в за 40 лет
№1. 1975 3.0 CSL, Александр Колдер
Первый камень в основание художественной коллекции автомобилей заложил знаменитый скульптор Александр Колдер. Перед ним была поставлена непростая задача – создать динамическую скульптуру, в которой он не мог изменить ни единой детали, только покрасить. CSL стала одной из его последних работ перед смертью. Яркий 480-сильный спорткар принимал участие в «24 часах Ле-Мана» того же года.
Экипаж этой машины состоял из американца Сэма Пози и французов Жана Гуше и Эрве Пулена. После семи часов гонщикам пришлось сойти из-за дефектного карданного вала.
№2 1976 3.0 CSL, Фрэнк Стелла
Спустя год мощность CSL, вооруженной рядной «шестеркой» объемом 3,2 литра, достигла 750 сил. А расписать ее перед Ле-Маном пригласили мастера абстрактной живописи Фрэнка Стелла. Купе вышло на старт гонок в Сарте и в Дижоне, но в обоих случаях сошло с дистанции из-за технических проблем.
Стелла черпал вдохновение в инженерной составляющей гоночного автомобиля. Он нанес на кузов увеличенное изображение чертежной бумаги, а дополнительные штрихи подчеркивают каждый изгиб и углубление кузова со сложной аэродинамикой.
№3 1977 320i, Group 5 Рой Лихтенштейн
Автор третьего объекта, созданного уже на основе гоночной версии 3-series (E21), хотел изобразить дорогу, которая подсказывает автомобилю, куда двигаться. «Дизайн отражает окружающий мир, через которую машина едет», – объяснял свой замысел сам Лихтенштейн.
Даже если бы этот автомобиль был облит красной одного цвета, он все равно привлекал внимание – из-за потрясающего аэродинамического обвеса в духе 3.0 CSL, наследником которого и стала 320i. В гонках за рулем вновь был Эрве Пулен, но на этот раз ему удалось победить в своем классе и приехать девятым в абсолюте «24 часов Ле-Мана».
№4 1979 M1, Group 4 Энди Уорхол
Возможно один из самых известных арт-каров был создан королем китча и поп-арта. В отличие от своих предшественников, которые сначала создавали образ на миниатюрной модели, а воплощение в натуральную величину оставляли ассистентам, Уорхолл сразу перешел на большой «холст» и самостоятельно разукрасил среднемоторный спорткар с помощью кисти и валика.
«Я попытался передать яркое изображение скорости. Когда автомобиль движется очень быстро, контуры и цвета становятся размытыми», – рассказывал автор. Шестицилиндровый мотор, выдававший 470 сил, привез экипаж под номером 76 к шестому месту в абсолютном зачете и ко второму в классе на Ле-Мане 1979 года.
№5 1982 635CSi, Эрнст Фукс
Основой для арт-кара впервые послужила серийная модель. Сам автор описывал свою работу так: «огненная лиса охотится на зайца». «В темноте ночи испуганный заяц пересекает автобан и прыгает через горящую машину – первобытный страх и смелая мечта о преодолении измерения, в котором мы живем».
Творение Фукса стало первым, колеса которого не касались асфальта обычной дороги или гоночной трассы. С самого начала автомобиль был задуман как арт-объект. Тем не менее, он полностью функционален и оснащен рядной «шестеркой» мощностью 218 сил.
№6 1986 635CSi, Роберт Рошенберг
Шестой автомобиль появился спустя четыре года. На нем автор впервые использовал творения других художников: Рошенберг обрабатывал изображения с помощью фотографических методов и проецировал на машину. Слева размещен «Портрет молодого человека» кисти Бронзино, а справа – картина Жана Огюста Доминика Энгре.
На капот нанесли фотографии деревьев и болотной травы, сделанные самим автором, – они должны были подчеркнуть экологические проблемы, связанные с развитием автомобильной индустрии. Дизайн колесных колпаков Рошенберг придумал на основе рисунков античных тарелок. Как и работа Фукса, этот автомобиль всегда оставался выставочным объектом.
№7 1989 M3, Майкл Ягамара Нельсон
Австралийский художник превратил свою машину в шедевр искусства коренной народности Папуня. Проект занял семь дней напряженной работы. За внешней примитивностью рисунка скрывается множество смыслов: эксперт по этнографии увидит в них кенгуру или эму. Кроме того, здесь отражены религиозные мифы аборигенов в виде скалы и наскальные рисунки.
Расписанный Нельсоном BMW М3 использовался австралийским спортивным подразделением BMW, которое тогда возглавлял известный автогонщик Фрэнк Гарднер. В 1987 году Тони Лонгхерст привел этот автомобиль к победе в чемпионате Австралии AMSCAR. После этого, М3 попала в гоночную команду Mobil 1 – на ней ездил многократный чемпион туринговых гонок Питер Брок.
№8 1989 M3, Group A Кен Дон
Австралийцы санкционировали создание не одной, а сразу двух гоночных М3. Автором второй стал дизайнер Кен Дон. Его музой были попугаи и рыбы-попугаи, отличающиеся яркой окраской. Своим рисунком он хотел передать восхищение спортивными автомобилями. Все это объединилось в пестрой палитре цветов, характерных для Австралии.
Что касается спортивной составляющей, то 300-сильный BMW М3 команды JSP BMW Team под управлением Джима Ричарадса стал сильнейшим в группе А австралийского чемпионата в 1987 году. Обе машины были перекрашены уже после завершения автоспортивной карьеры.
№9 1990 535i, Матазо Каяма
Мастер традиционного японского искусства Матазо Каяма активно использовал современные технологии для достижения удивительного визуального впечатления. Во время создания седана 5-ой серии Каяма использовал аэрограф для распыления на кузов серебряного цвета десятков оттенков синей краски. После чего наносил, он нанес на кузов маленькие кусочки золотой, серебряной и алюминиевой фольги, вырезанные при помощи сложных техник Киригане и Араре.
Собственно из-за этих металлических аппликаций использовать машину для передвижения по дорогам оказалось невозможным. К ней даже прикасаться надо очень осторожно, чтобы не повредить тончайшие листочки фольги. По слухам, даже 211-сильный мотор заводили всего несколько раз, чтобы вибрация не нарушила целостность картины.
№10 1990 730i, Цезарь Манрике
«Я хотел изменить дизайн BMW таким образом, чтобы создать впечатление, будто машина без усилий скользит через пространство», – такими словами Цезарь описывал свое произведение на базе флагманского седана седьмой серии. Его максимальная скорость составляла 222 километров в час при 188 силах шестицилиндрового двигателя.
По мнению художника, автомобили, будучи важной составляющей нашей повседневной жизни, стали еще и неотъемлемой частью городского пейзажа. Их присутствие драматически меняет то, как выглядит весь мир вокруг нас. В своем проекте Манрике постарался «объединить в единый объект восприятие скорости и аэродинамики с эстетикой».
№11 1991 Z1, А.Р Пенк
BMW Z1 сам по себе достоин места в музее. Необычные двери, которые уезжали внутрь кузова, сделали родстер одним из самых необычных творений в истории BMW. А художник из Дрездена нанес на пластиковые панели машины изображения, напоминающие доисторические рисунки. Тем самым создав необычный симбиоз передовых технологий и наскальной живописи.
Одной из работ, прославивших Пенка в шестидесятые, стал рисунок «Человек-спичка», которому тоже нашлось место на водительской двери Z1.
№12 1991 525i, Эстер Малангу
В начале девяностых годов прошлого века началась экспансия традиционного искусства Африки за пределы континента. Поэтому раскрашивать 12-ю машину позвали южно-африканскую художницу из племени Ндебеле. «Мое искусство эволюционировало от племенных традиций украшения домов», – рассказывала Эстер.
Поскольку работа с подобным холстом для автора была в новинку, то, прежде чем нанести краски на весь автомобиль, она потренировалась на нескольких отдельных дверях. На выполнение работы Малангу потребовалась неделя.
№13 1992 3-series Touring Racer, Сандро Чиа
Сандро Чиа утверждает, что эта гоночная М3 просто умоляла его раскрасить ее бока. Он наносил слой за слоем, мазок за мазком до тех пор, пока вся поверхность не оказалась покрыта краской. Для художника этот опыт не стал первым в разукрашивании машин: будучи подростком, он увлекался граффити и тренировался на брошенных автомобилях.
«Автомобиль представляет собой желанный объект в нашем обществе, – говорил Чиа. — Он является центром притяжения. Люди смотрят на него. И этот автомобиль отражает бесчисленные взгляды».
№14 850 CSi, Девид Хокни
«BMW дали мне автомобиль и я часами смотрел на него, пытаясь придумать концепцию, пока однажды меня не осенило – надо показать, что скрывается у него внутри», – так описывал Хокни свою идею. В результате, он буквально вывернул купе наизнанку, сделав его «прозрачным».
Если присмотреться, то на капоте можно увидеть стилизованное изображение впускного коллектора, а через дверь виден водитель и его собака, сидящая на заднем сиденье. Абстрактные элементы дополняют образ. Четырнадцатый автомобиль серии стал первым, оснащенным мотором V12 мощностью 380 сил.
№15 V12 LMR, Дженни Хольцер
Полностью стихотворение, нанесенное на гоночную баркетту BMW звучит так: «Защити меня от того, что я хочу; недостижимое неизменно привлекательно; вы настолько сложны, вы не реагируете на опасность; отсутствие харизмы может быть смертельным; мономания является необходимым условием успеха; какое желание спасет нас, если секс не сможет?».
Концепция рисунка основана на традиционных цветах и материалах, используемых в автоспорте. Синий и белый остаются видимыми во время всех 24 часов гонки в Ле-Мане. Чтобы не увеличивать вес спортпрототипа, вместо хрома для букв использовалась тонкая алюминиевая фольга. В том году BMW выиграла абсолютный зачет суточного марафона – правда, не на этой машине. Арт-объект участвовал только в преквалификации.
№16 2007 H2R, Олафур Элиассон
Технически это не совсем автомобиль, но на 100 процентов объект искусства. Элиассон снял внешнее покрытие прототипа H2R и заменил его двумя наложенными друг на друга слоями металла. Сверху конструкция покрыта хрупким слоем льда. Элиассон хотел «переплавить» объект автомобильных технологий и промышленного дизайна в произведение искусства, затронув популярную тему возобновляемых источников энергии.
Сам прототип BMW H2R создавался как передовая мобильная лаборатория. Он установил девять рекордов для водородных транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания. На скоростной трассе в Мирамасе (Франция) компания доказала, что водород может заменить обычное топливо без ущерба динамическим возможностям – максимальная скорость прототипа достигла 300 километров в час.
№17 2009 Z4, Робин Род
Официально этот проект не входит в когорту легендарных Art Cars, но он был официально санкционирован компанией. Роду выбрал путь, на который до этого не решался ни один автор. Он использовал родстер не как полотно, а как инструмент. Художник наносил на колеса краску разных оттенков и гонял по холсту размером с футбольное поле до тех пор, пока не покрыл его толстым слоем цветов.
«Эта работа является выражением живописи в действии. Я хотел объединить мощность и острые ощущения, возникающие в процессе творения, -- говорит Робин. – Для меня использование спортивного автомобиля в качестве кисти стало отличным способом исследовать отношения между эмоциями, технологиями и индустриальной креативностью».
№18 2010 M3 GT2, Джефф Кунс
Мастер эпатажа, человек, ставший олицетворением современного искусства, – Джеф Кунс — был логичным выбором в качестве автора восемнадцатого автомобиля коллекции, открывшего второе десятилетие 21-го века. Эта М3 вышла на старт Ле-Мана под номером 79, как дань памяти творению Уорхолла, представленному в 1979 году. Однако, спустя пять часов после начала гонки команда сошла с дистанции из-за технической неисправности.
По замыслу Кунса, его машина демонстрирует пробуждение силы, движение и взрывную энергию.
Unofficial 2015 i3, Себастиан ‘Мистер Ди’ Бойле
В двухтысячных сразу несколько художников создали неофициальные версии арт-каров: дважды основной становился седан третьей серии (F30), но были и необычные объекты.
Бельгийский мастер балончика с краской и аэрографа разукрасил электрокар BMW i3 ярким граффити для того, чтобы выделить компактный электрический хетчбэк из толпы.
№19 2016 M6 GTLM Джон Бальдессари
В истории художественного проекта BMW были разные машины и стили, но среди них еще никогда не было столь сдержанного проекта. Эту работу можно принять за шутку, но именно такого эффекта и добивался автор – Джон Бальдессари. Что может выразить скорость ярче, чем подходящее слово? «Быстрый», – написано на борту гоночного автомобиля.
85-летний Бальдессари получил в свое распоряжение M6 GTLM, предназначенный для американского чемпионата IMSA. Кроме броской надписи, он добавил цветовые акценты на различные детали кузова. И красную точку на крыше, чтобы машину было легко узнавать сверху, «Мне нравится неоднозначность – когда одновременно у вас сталкиваются двух- и трехмерное измерения», — сказал Бальдессари.
Источник:
5 комментариев
8 лет назад
скин рисовал сам...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена