Даже при сильных отрицательных температурах на якутских реках бывает много воды вперемешку со льдом. На местном наречии это явление называется «тарын», русскоязычные же якуты используют слово «наледь». Суть такова: вода выплескивается или просачивается из-под толщи льда через трещины, это происходит из-за избыточного давления. Оказавшись на поверхности же, она очень быстро замерзает на воздухе. Если для легковых машин это не слишком опасно, то для тяжелых фур – весьма и весьма.
Провалилась не сильно, ребята откапали её за неделю.
На первом участке пути от Иркутска до Оймякона с наледями мы не сталкивались, хотя и оказывались на зимниках, порой, очень труднопроходимых. Самое интересное и опасное началось приблизительно после поселка Тополиное и дальше вплоть до самого Тикси. В полной мере мы осознали масштабы этого природного феномена, когда ехали по рекам Нельгесе и Адыча.
Там мы впервые увидели главный кошмар местных дальнобойщиков – вмерзшие в лёд КамАЗы, один за одним они встречались на нашем пути. Некоторые из них мы смогли сфотографировать, пообщались с водителями.
Одна фура вмерзла только чуть-чуть, льдом прихватило колёса. Когда мы встретили ее на обратном пути, ее уже почти освободили из плена.
К нему на помощь приехала бригада, они постепенно достают машину из-подо льда старым «дедовским» способом. Так когда-то вымораживали корабли, застрявшие во льдах северных морей и рек.
Все местные знают простую формулу, по которой удобно рассчитывать толщину промерзания воды. Если температура воздуха, допустим, -50 градусов, то толща воды промерзает примерно на 50 сантиметров за одну ночь. Если -20, то на 20 сантиметров, и так далее.
Следовательно, если в холодную погоду выпилить лед почти до самой воды, то за ночь река промерзнет в этом месте дальше, вглубь. И на следующий день можно пилить еще глубже, и так день за днем, пока машина не окажется на поверхности. Дальше машину цепляют тросом и резко сдергивают.
Опасности при этом процессе две. Первую я уже упоминал: можно случайно пропилить лед до воды и всё тогда зальёт. Еще одна опасность – не успеть извлечь машину до ледохода. Тогда фуру просто сожмет и искорёжит льдинами, и восстановлению после этого она уже не подлежит.
Мужики бьются за машины до последнего, потому что у многих это техника – личная. КамАЗ – это кормилец целой семьи, и каждый день водитель рискует его лишиться.
АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире
На что жалуетесь?