Бегущий по лезвию «Москвич»
Звёзд с неба Московский автомобилестроительный завод никогда не хватал: с самого своего основания это был типичный рабочий середнячок, собирающий малолитражки. Тем не менее, ему достался неплохой козырь в виде громких трейдмарок: сам завод изначально носил имя Коммунистического интернационала молодёжи, а его топовая модель и вовсе звалась не каким-то там «газом», а звалась гордо и по столичному.
О Москвиче и участии в его судьбе легендарного голливудского дизайнера Сида Мида мне бы и хотелось с вами поговорить.
Начну с того, что весь этот зычный нейминг имел довольно любопытную обратную сторону. На протяжении всей истории Завода очень активное участие в его развитии принимали специалисты из Западной Европы и США. Считай, идеологические соперники. Это, согласитесь, добавляет интересных красок в патриотически-политический портрет «Москвича».
Первые Москвичи -- Форды модели А
Во-первых, самому факту своего существования Завод, расположившийся в самом сердце советской России, обязан не кому иному, как американцам. В конце ’20-ых постройкой Завода наряду с советскими специалистами занималась американская автокомпания Ford. Более того, первые три года работы с конвейера сходили лицензированные Форды моделей А (легковой) и АА (грузовой).
В общем, блестящий пример того, как эфемерная мировая революция и желанный крах капитализма пасовали перед реальной потребностью в перевозке людей и грузов.
Во-вторых. Лет через тридцать, в конце ’60-ых, на заводе прошло масштабное обновление производственных мощностей и замена конвейеров. На этот раз уже с привлечением как опыта, так и оборудования автомобилестроителей из французского Renault. Это не могло не сказаться на внешнем виде выпускаемых моделей. Поставляемые за рубеж, они нередко принимались за своих западных собратьев.
Москвич-400, собранный по мотивам немецкого Opel
Немецкий Opel, по мотивам которого собрали Москвич
К слову, такое происходило и ранее: после войны из Германии в СССР было вывезено оборудование завода Opel, на основе которого в 1947-ом был выпущен Москвич модели 400 – едва ли не точная копия Opel Kadett образца 1938-го года.
Однако установка французского оборудования лишь продлила выпуск стремительно устаревающих моделей – принципиально новые решения стали появляться на Заводе лишь в 70-ые с уходом старой команды, работавшей там с самого открытия, и вступления в должность новых главного конструктора и главного художника.
Начался очень любопытный период экспериментов и невиданной ранее творческой свободы. Пришедшая молодая команда художников, которую возглавил Иван Зайцев, стала разрабатывать смелые концепты. Среди них были варианты Москвичей-внедорожников и даже люксовые Москвичи.
Концепт Москвича, созданный коллективом И.А. Зайцева
Опытный образец Москвича-внедорожника
Но, пожалуй, самой яркой страницей в этой истории экспериментов, стало сотрудничество АЗЛК с Сидом Мидом, чьё имя наверняка знакомо въедливым любителям фантастики. Именно Мид создавал концепт-арты и занимался дизайном интерьеров, экстерьеров и кораблей для фильмов «Чужие» (корабль Сулако):
«Трон» (мотоциклы и прочий транспорт):
«Космическая одиссея 2010» (корабль Leonov):
«Короткое замыкание» (разумный робот), etc.
Не меньшей его страстью всегда были автомобили, что в полной мере проявилось во время работы над фильмом «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Сид Мид придумал дизайн спиннеров – летающих полицейских машин, ставших с годами одними из самых узнаваемых элементов фильма.
Ждала ли подобная успешная судьба Москвич – неизвестно. Но доподлинно известно, что именно Мид, в бытность своего сотрудничества с французской студией Raymond Loewy Studio, занимался разработкой Москвича будущего. По словам художника, сначала им предложили обновить салон. Но экстерьерные решения тоже появились, что и нашло отражение в этих концептах авторства Мид/Лоу:
К сожалению, контракт с дизайнером закончился, и советская сторона не стала его продлевать: все наработки Сида Мида остались неиспользованными. По крайней мере, в СССР. Вполне возможно, что какие-то его идеи потом нашли отражение в уже упомянутых спиннерах, и герой Харрисона Форда гонялся за репликантами, сидя за рулём дальнего родственника Москвича.
Москвича, который должен был стать новым поколением советских авто и, вполне вероятно, задать новое направление в отечественном машиностроении, но так и остался лишь смелой фантазией.
Советский ретрофутуризм. Москвич работы А.Ткаченко
Автор aleksei_turchin
29 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена