Расплата за ямы
Хватит это терпеть
Дмитрий Петров — менеджер среднего звена. Обычный горожанин, работает на работе, ездит на машине.
Петрозаводск — столица Карелии. Типичный провинциальный город с северным колоритом и плохими дорогами, как везде. За рулем Дмитрий давно, дорожные ямы многократно «убивали» подвеску и колеса. Но с возмещением ущерба он не заморачивался — говорит, проще купить новое колесо, чем ввязываться в суды. А потом как-то купил дорогой комплект колес за 120 тысяч и угодил в глубокую яму за музыкальным театром. Колесо сломалось. И терпение Дмитрия лопнуло. Петров вызвал ГИБДД. Получил справку о ДТП, заказал экспертизу. И подал в суд на мэрию иск о возмещении ущерба.Первые деньги (учитывая длительность судебного процесса) он получил спустя девять месяцев. Потом повредил колеса еще раз — пострадала зимняя резина. Снова направил документы в суд. Через полгода получил деньги. Потом летом в одной из ям опять повредил два колеса и опять пошел в суд. И тут уже не выдержала мэрия.
Дмитрию позвонили из полиции и пригласили на беседу, пояснив, что городская администрация обвиняет его в мошенничестве.
Умные люди
В Петрозаводске мало улиц — в городе живет всего 300 тысяч человек. Центральная — проспект Ленина, тянется от вокзала до набережной. Ямы начинаются уже здесь — и на тротуаре, и на проезжей части. В дорожных дырах вязнут ржавые троллейбусы и выбираются из них со скрипом и уханьем. Легковые автомобили подпрыгивают. В глубине же города, например на улице Заводской, дороги местами нет вообще — одни сплошные рытвины.
Дмитрий везет меня по улице Кирова — местами в дорожные ямы можно уложить крупную собаку. Объезжает, виляя.
«Мне в администрации говорили, мол, как можно не объехать яму? — рассказывает Дмитрий. — Ну ведь ее же видно! А легко можно. Солнце светит в глаза — не увидишь. Или объезжаешь машину. А иногда ямы сплошняком: объезжаешь одну — попадаешь в другую. Яма, в которой я повредил первое колесо, была размером с детскую ванночку. В ней правда можно было бы выкупать ребенка — такая глубокая».
Несколько месяцев назад петрозаводчане опубликовали петицию, в которой просят президента починить им дороги. Вот ее сокращенный текст: «Из года в год в нашем городе одна и та же проблема. Это дороги. А точнее — их отсутствие. И с каждым годом все хуже и хуже. Дороги не делаются, а если делаются, то только на один сезон, делаются там, где не нужно этого делать. Колеи ужасные. Ямы нереальные. Во многих местах приходится выезжать на встречную полосу, чтобы не провалиться в яму. Ремонт дорог производится, только когда приезжает президент, и то ремонтируют те дороги, по которым он собирается проехать, но ведь такого не должно быть!» Под петицией четыре тысячи подписей. Ямы по-прежнему на своих местах.
Дмитрий Петров не специалист в дорожном строительстве. Но он недоумевает, почему ямы на дорогах заделывают тогда, когда они превращаются в «ванночки»?
«Очевидно же, что ремонтировать надо сразу, как только появляется трещина, — говорит Петров, выкручивая руль, чтобы объехать очередной провал. — Постепенно она разрастается и превращается в овраг. Ну сидят же там [в администрации] умные люди, ну неужели это не очевидно? Или вот я говорил мэру: есть же у нас в университете [Петрозаводский государственный университет] умы, которых можно попросить: “Сделайте нам, условно, программулину, при помощи которой мы подсоединим айфон к мусоровозу, он будет сканировать ямы и неровности, и у нас будет кадастровая карта всех ям нашего города”. Он говорит: “Идея хорошая, но мы до этого пока не дошли”. Ну отлично».
В день, когда журналист «Таких дел» приехала в Петрозаводск, стало известно, что МВД отказало мэрии в возбуждении уголовного дела. Будет ли администрация обращаться дальше, в прокуратуру, пока не известно. Но Дмитрий не переживает. «Ну напишут в прокуратуру — прокуратура откажет. Ничего у них не выйдет. Нет тут уголовного преступления, нет никакого мошенничества. Я все понимаю, чиновники хотят сэкономить деньги. Я с мэром говорил, она мне отвечала общими фразами, мол, все понимаем, дороги плохие, иски вынуждены проверять, денег в бюджете мало… Ну вот научитесь чинить дороги — будете экономить».
«Разбил машину молотком»
В администрации Петрозаводска «Таким делам» пояснили, что направлять заявления в правоохранительные органы с просьбой дать оценку действиям «пострадавшего» — нормальная практика.
«В процессе рассмотрения дел по взысканию ущерба с администрации, причиненного дорожно-транспортными происшествиями, администрация обращает внимание на порядок расчета гражданами сумм ущерба с целью недопущения преднамеренного обогащения за счет средств городского бюджета. В начале 2018 года решением Петрозаводского городского суда было вынесено решение о взыскании с администрации суммы ущерба, причиненного автомобилю Дмитрия Петрова. Сумма предъявленных требований превышала 100 тысяч рублей. При этом Петрозаводский городской суд установил, что предъявленная сумма является неправомерно рассчитанной, поскольку вина в совершении дорожно-транспортного происшествия является равной. В частности, суд указал на наличие в действиях Петрова грубой неосторожности, установив, что “по делу не установлено каких-либо фактов, свидетельствующих о сложной дорожной обстановке, объективно не позволяющих водителю своевременно обнаружить опасность для движения в виде препятствия и выбоины и принять возможные меры для снижения скорости вплоть до полной остановки транспортного средства в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия, объехать препятствие с учетом достаточной ширины дороги”. При таких обстоятельствах суд уменьшил сумму взыскания в два раза».
По словам руководителя пресс-службы Петрозаводской администрации Анникки Сильченко, мэрия посчитала возможным провести проверку с целью выявления возможных незаконных действий Петрова. Мошенником его никто не называл, Дмитрий драматизирует.
Сильченко рассказала, что были случаи, когда люди намеренно повреждали свои машины, чтобы взыскать с администрации деньги. Например, один автовладелец попал в яму, после чего разбил машину молотком — чтобы взыскать побольше. Другой врезался на парковке в столбик, после этого специально въехал в яму и вызвал ГИБДД для фиксации ДТП. И такие истории не редкость.
«В этом году на ремонт из республиканского дорожного фонда городу выделено 50 миллионов рублей. Половина этой суммы направлена на проектные работы для реконструкции двух городских мостов, еще 5 миллионов потратят на нанесение разметки и обеспечение безопасности дорожного движения. Уже состоялся аукцион на “ямочный ремонт”. Стоимость контракта — чуть менее 20 миллионов», — рассказала Сильченко.«50 миллионов — скромная сумма, — говорит Дмитрий Петров. — Возможно, денег стало бы больше, если бы каждый пострадавший подавал такие иски. Мэрия бы тогда разорилась и запросила у федерального центра большую сумму на ремонт дорог — иски-то надо выплачивать. Но почти никто не заморачивается, потому что это долго и муторно — проще починить машину или купить новое колесо. Я не жалею, что потратил столько времени и нервов на это. И дело даже не в том, что компенсировал ущерб, а в том, что смог всколыхнуть тему плохих дорог. Может, кто-то задумается и пойдет по моему пути».Будь как Дима
Шесть советов согражданам от Дмитрия Петрова о том, как получить от города деньги за ремонт автомобиля
По словам Дмитрия Петрова, если хочешь возместить ущерб за поломку машины по вине дорог, надо в первую очередь набраться терпения. В этом есть смысл, когда сумма ущерба выше суммы, которая будет потрачена на судебную тяжбу.
Первое. Когда угодил в яму и повредил автомобиль, надо убедиться, что рядом нет предупреждающего знака о плохой дороге. Если его нет — звоним в ГИБДД и ждем. Ждать можно долго — вычеркиваем из жизни несколько часов.
Второе. Когда сотрудники ГИБДД оформят протокол, надо поехать к ним в отделение. Там написать объяснение о том, что произошло, и получить справку.
Третье. Со справкой обратиться в экспертную организацию. Сотрудники назначат день и место проведения экспертизы. Услуга платная — заключение стоит около 4 тысяч рублей.
Четвертое. Когда заключение на руках, составляешь исковое заявление, платишь госпошлину и обращаешься в суд. Госпошлина обойдется в 2 тысячи рублей, и еще тысяч в 7—10 обойдутся юридические услуги. Услугами юриста можно не пользоваться, но тогда задача усложняется: нужно самому ходить на все судебные заседания, составлять исковые документы, писать заявления — а это время.
Пятое. На судебные тяжбы уходит от трех месяцев до полугода. В случае положительного решения суд взыскивает с администрации запрошенную сумму целиком или частично (как в одном из случаев Дмитрия, когда ему компенсировали половину ущерба). Через десять дней суд выдает исполнительный лист, который можно отнести в службу судебных приставов или напрямую в мэрию.
Шестое. Ждем деньги.
5 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
относим исполнительный лист в банк где открыт счет муниципалитета и через 3-5 дней денежки у вас.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена