Словенские бани Новгородской земли, за особенностями которых наблюдал, даже дивился, согласно русских летописей,1 святой апостол Андрей Первозванный – это есть ни что иное, как бани-солеварни Русского Приильменья.
В монографии «Русская земля…» А.Н. Насонов разбирая текст Ипатьевской летописи: «и прииде к бани, рекомеи Родна», далее комментировал: «Баня означает вообще соловарня». В своих комментариях, но уже к тексту Галицко-Волынской летописи и Н.Ф.Котляр подтверждает древнее значение слова «баня», как «солеварня».
В.И.Даль также уточнял, что в старину под словом «баня» подразумевались в том числе «горячие ключи, источники». А такие «бани» прежде всего, содержащие преимущественно минеральную воду, дают возможность, и выпаривать соль. В «Славянских древностях» Любор Нидерле указывал, что в старину слово «бана» обозначало яму, из которой выкапывалось соленосное сырье. В топонимическом словаре «Имена московских улиц» (М. 2007) Р.А.Агеева относительно речушки «Баньки» и слова «баня» отмечала следующее: «В качестве географического термина это слово в древнерусском языке обозначало источник, преимущественно теплый. Ср. также украинское диалектное баня «минеральный источник, солеварня» ».
На современной карте Европы для «непосвященного» покажется неожиданно странным присутствие городов с «банными»2 названиями, таких как Баня-Лука в Боснии, просто Баня в Болгарии, Ла-Баньеса в Испании; во французских Пиренеях: Баньер-Де Бигор, Баньер-Де Лимон, Баньол-Сюр-Сез, а в Италии: Баньо-ди-Романьо, Баньи-ди-Сан-Джульяно, Баньи-ди-Лукка, Баньо-а-Риполи и многие другие. И неужели все эти города Европы изначально были неразделимы с культом бани-помывки, с необходимостью мыться и еще раз мыться?
У славян Македонии, Сербии и Хорватии слово «баня/банья» одновременно и баня-помывка и курорт-лечебница, то есть изначально минеральный (соленой) источник. И сегодня большинство курортов находится на месте «выхода» минеральных источников – в прошлом часто процветающих богатых солеварен.
Так в Приильменье на территории бывших великокняжеских соленых варниц расположен курорт «Старая Русса». По словам первого российского историка В.Н. Татищева: «Древний руссов город в устье Ловоти близ Ильменя доднесь Старая Русь или Руса знаем».
Любопытно, что у французов наравне со словом «сауна» соседствует и слово «сауньер» в значении «солевар», то есть осмысление бани с одной стороны, как парилки, а с другой как солеварни одинаково, что для сегодняшнего француза, так и для ильменского словеноруса в далекой древности.
Всемирно известный Баден-Баден в Германии также никогда не считался в Европе главенствующим центром помывочных бань-парилок, а был и остаётся чрезвычайно популярным и востребованным, прежде всего как целебно-оздоровительный курорт, который и в наши дни славится своими горячими (термальными) минеральными источниками и целебными грязями.
Само слово «Бад» содержит в себе одновременно значения: и бани- парилки и купальни и курорта-лечебницы. В настоящее время количество курортов-лечебниц именно с начальным словом «Бад» по всей Европе не дотягивает до цифры «100» буквально немного.
В восточных Альпах вблизи Зальцбурга и Гальштата в одном из древних центров соледобычи Европы и сегодня приглашают на лечение и отдых следующие курорты: Бад Хофгастайн, Бадгастайн, Бад Фуш, Бад Херинт, Бад Аусзе, Бад Ишль, Бад Халль и на границе Австрии с Германией Бад Райхенхаль, где поныне сохранилась старинная солеварня в виде одного из экспонатов местного МУЗЕЯ СОЛИ.
К тому же следует отметить существование в одном лице и центров соледобычи и курортов-лечебниц (с термальными источниками), но уже без лексемы (корня) «Бань… или Бад…» таких, как Слэник Молдово в Румынских Карпатах, Термо Порторож в Словении на Адриатике и Цехоцинек на Висле в Польше.
И уже без категоричной привязки солеварен к термальным источникам сегодня на Украине в Карпатах слово «БАНЯ» означает конкретно «СОЛЕВАРНЯ».Достаточно ознакомиться с историей Трускавца (снова курорта) или Борислава, где местные краеведы напоминают, что древнее значение слова «баня» применительно к Карпатам это и есть «солеварня».
В летописном рассказе о княгине Ольге, которая отомстила за убитого мужа князя Игоря; понятие как таковой бани-помывки обозначено словом «МОВЬ» И в наши дни в украинском и белорусском языках значение « бани-парилки» выражается словом «лазня». Слово «баня» помимо «солеварни» в украинском языке обозначает «главу /купол» церкви!
В поздних летописях упоминается список « Имена всем градом Русским ближних и дальних», где в Руси Карпатской присутствует город «Баня», и который славился не успехами «парило-помывочной индустрии», а прежде всего сверхвыгодной соледобычей. Важность финансово-кредитного учреждения под названием «Банк» в наши дни объяснять никому не стоит, и так все понятно. Но если проследить историю (этимологию) происхождения слова «банк», то его корни приведут к словам «бана», «банка», «баня», «бань…» со следующими значения:
«скамейка менялы» (а соль была самой ходовой «валютой» древности в т.ч. и для обмена);
«мель» (именно на морской мели оседавшую соленую жижу выпаривали на солнце);
«рудный пласт, глыба, горная порода» (конкретней относительно соленых копей и шахт не скажешь).
О стратегическом значении соли в жизни людей ещё в далекой древности процитируем фундаментальное исследование «История Европы» (Советской Академии Наук) от 1988 года: «В бронзовом веке, особенно во второй его половине все большее экономическое значение приобретают добыча и экспорт соли. Соль не только вошла в ежедневный рацион питания, но использовалась для консервирования и хранения продуктов, в производстве сыра и при обработке кожи».
От себя еще добавим, что только благодаря чрезвычайной близости в устье Тибра к месту добычи соли «Остии» – Вечный город Рим в свое время стал олицетворением могущества и процветания.
«Соль земли» - эти библейские слова принадлежат самому Иисусу Христу, обращенные в нагорной проповеди к своим ученикам-апостолам.
В наши дни хрестоматийное «соль земли» - это в первую очередь олицетворение надежности, опоры; на такого человека всегда можно положиться; он не подведёт.
II
Но вернемся к посещению апостолом Андреем словенской земли и к его знакомству с местными банями-солеварнями. Автор книги «Лечение солью» (из Санкт-Петербурга) Анастасия Семенова отмечала, что люди работающие в горячих цехах и живущие в жарком климате просто обречены на ежедневный приём трех-четырех-пяти дополнительных граммов соли, если не хотят, чтобы дело кончилось нарушением электролитного баланса, то есть резкого понижения давления, аритмии и сердечной слабости, замутнения сознания и прочих «прелестей».
Это утверждение в полной мере относится и к любителям попариться в бане. Для здоровья любого человека категорически противопоказано и регулярно в течении длительного времени посещать «ядрёную» парилку, и в то же самое время одновременно полностью исключить из своего рациона питания всё, что связано с солью или «солёным» (добровольно как ныне из-за всяких там «диет» или от безысходности как в древности из-за сумасшедшей дороговизны соли). В латинском языке кстати «здоровье» обозначается словом «salus», где прямая связь с солью (sal), как «генератором» здоровья, здесь безукоризненна.
Текст знаменитого карело-финского эпоса «Калевала» (песня 50), еще раз подтверждает, что в древности среди местного населения позволить себе на Северо-западе будущей России иметь не мыльни или мовни, а настоящие бани-парилки могли исключительно лишь единицы избранных.
В старину соль из-за ее умопомрачительной дороговизны была доступна без ограничений, без жесточайшей экономии лишь немногим. «Золотом древности» по праву считалась именно соль. «Кто учнёт соль за рубеж продавать или кого с продажной солью поймают, быть казненным смертью без всякой пощады, в тех местах велим и повесить». Строгость, даже жестокость этой царской грамоты удостоверяет очевидную значимость и ценность соли в жизни русского государства.
У Д.С.Лихачева шокирует следующее: «Хорошо известны факты из сравнительно недавней истории. Когда русский землепроходец Е.П. Хабаров организовал бурение на соль и научил местные народности пользоваться солью, избавил их от мучительной операции, необходимой из-за отсутствия соли, - подвергать себя периодически обкусыванию муравьями. Современные исследования показали, что некоторые племена Южной Америки и сейчас спасаются от соляного голодания именно так. Оказывается, есть виды муравьев, которые при укусе вносят в человеческий организм небольшие порции соли».
Но в словенских землях, а конкретнее к западу и югу от озера Ильмень соленые источники бьют и поныне. Название реки Шелони (Шолоны или Солоны) в Приильменье большинство ученых - этимологов напрямую связывает со словом «соль» с солеными промыслами словенской земли.
Именно солевары и солеторговцы, все те, кто неразрывно был задействован на процветание соленого промысла, могли себе позволить без материального ущерба, по-настоящему попариться в бане, позже восполнив сполна наступление соленого голодания в организме чем-то «до объедения солененьким».
Сам процесс сушки уже вываренной, но еще влажной соли заставлял создавать в солеварницах отдельные комнаты, где соль высушивалась. Такие комнаты-сушки соли в дальнейшем могли использоваться дополнительно как парилки.
В летописном рассказе о знакомстве апостола Андрея с особенностями новгородских бань, исследователи уже обращали внимание на странность и абсурдность фразы «И то творять по вся дни». Здравый смысл отказывается признать и согласиться с тем, что древние словенорусы Приильменья каждый день ходили в баню париться.
Но зато сам процесс выварки соли занимал от пяти до семи дней, что заставлял солеваров с незначительным перерывом на отдых в течение нескольких дней находиться в бане-солеварне. К тому же слово «творять» этимологически ближе к слову «варить», где «варя» и является, по сути, вываркой соли.
Помимо устья Днепра и территории ильменских словенорусов в рассказе летописи об апостоле Андрее, также перечисляются и следующие города: Синопа – на южном берегу Понта (Черного моря), Корсунь (Херсонес) в Крыму, а также города: Киев и Рим. И за исключением только Киева, все другие города (или их пригороды) были вовлечены в успешный соленой промысел.
Так «отец истории» Геродот еще в IV веке до Р.Х. писал: «В устье Борисфена (Днепра) само собой оседает несметное количество соли». Позже византийский император Константин Багрянородный конкретизировал: «От реки Днепр до Херсона триста миль, а в промежутках – болота и бухты, в которых херсониты добывают соль».
Относительно Синопы географ Страбон обращал внимание, что именно здесь «замечательные заведения для засолки» рыбы. Касательно пригорода Рима – Остии, про её солеварни в устье Тибра, то у Тита Ливия написано: «Римляне распространили свою власть до самого моря и при устье Тибра был основан город Остия; вокруг него стали добывать соль».
И в наши дни по древнему янтарному пути на границе Австрии и Словении сохранился город святого Андрея (Санкт-Андре), от которого по направлению в сторону Рима недалеко находится и очередной «банный» город Баньи-ди-Лустница.
Святой апостол Андрей Первозванный прекрасно осознавал всю важность соли для сохранения той же рыбы на продажу. Что в Синопе, что в Херсоне, что на озере Ильмень, его прошлый опыт рыбака-профессионала всегда выручал, помогал знакомству с людьми, с теми же рыбаками и торговцами соли.
Путь апостола Андрея охватил как Синопу (засол рыбы), так и Корсунь (Херсон, засол осетровых) и прошел через Ильменских словенорусов ( солеварни) и далее вывел наконец в Рим, возможно даже по древней дороге Италии – «Соленой», то здесь логика выбора маршрута самим апостолом понятна, где соль – там и торговый путь, где торговый путь – там и соль.
В предисловии к «Истории русской церкви» митрополита Макария читаем: «Дело в том, что путь апостолов был путь торговых сношений, который простирался с одной стороны до Китая и Цейлона, а с другой – до островов Британии и до полудиких стран Африки. По этому пути и двигались караваны, при которых всегда была вооруженная сила для охраны от врагов, разбойников и разных опасностей».
О водружении апостолом Андреем креста на безлюдной горе, на месте будущего Киева; – к этим словам летописца критически подошел первый русский историк В.Н.Татищев:
«И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа, Геродот, Страбон, Плиний и Птолемей многие города по Днепру кладут, то видно, что «Киев» или «Горы-Град» до Христа был населен …. Иоаким же точно говорит: Андрей в Киеве крестил. Что же он крест на горах водрузил, то видно, что Нестор или прежний писатель не вполне поняли древнего наречия».
К этому утверждению В.Н.Татищева добавим, что относительно словенских бань (солеварен) поздний летописец, через тысячу лет, также возможно «не вполне поняв древнего наречия» всё свёл лишь к обыденной карикатурной помывке. Вероятно, апостол Андрей рассказывал в Риме не только про обычай словенорусов обливаться студеной водой на морозе (что привычно для закаленного организма солевара), но и про бани-солеварни Приильменья.
Впрочем, сам летописный текст и прежде всего слова апостола Андрея «о словенских банях» ни в коей мере не противоречат утверждению о знакомстве первого ученика Иисуса Христа с солеварами Приильменья, и в летописи сохранилась возможно лишь часть рассказа о путешествии апостола Андрея по Новгородской Земле.
III
Потомки древних кельтов – шотландцы считают апостола Андрея и своим покровителем. Существующий сегодня в Шотландии город Сент-Андрус (Сент-Эндрюс) носит имя святого апостола Андрея Первозванного.
Полностью поддерживая позицию академиков О.Н.Трубачёва и В.В.Седова (о симбиозе между кельтами и славянами на ряде территорий древней Европы) и при этом утверждая формулу, что «Сент-Андрус» это есть апостол Андрей, то в таком именно контексте необходимо рассматривать и сами «андрусовские» географические названия (если они конечно есть) на пути следования первого ученика Иисуса Христа по Русской Земле от Крыма до Ладожского озера.
И самое неожиданное, что «андрусовские» названия не только есть, но исключительно сосредоточились только вблизи легендарного пути апостола Андрея по Русской Земле:
Андрусово вблизи Симферополя в Крыму,
Великая Андрусовка на Днепре между притоками Сула и Псел, но на противоположенном берегу (главной реки),
Андрусово в верховьях Днепра на Смоленской земле в Монастырщинском районе (недалеко от селения Баньковщина),
Андрусовская бухта в Ладожском озере около Олонца.
И сам город Сент-Андрус в Шотландии – город святого апостола Андрея.
Здесь также необходимо указать и на единственную «Андрусу» в Греции, именно на полуострове Пелопоннес, где в Патрах мученически был распят на кресте апостол Андрей.
Только существование в наши дни этих «андрусовских» названий было бы достаточным для закрепления исторической аксиомы, что апостол Андрей ходил вверх по Днепру вплоть до Валаама. Возвращаясь к названию «Андрусовской бухты» в Ладожском озере, здесь необходимо пояснить, что имя «Андреяна Андруссовского» (основателя в ХVI веке монастыря на берегу бухты) лишь только информирует о приходе инока Андреяна на берег уже существующей бухты под именем Андрусовской в честь святого апостола Андрея Первозванного, но в шотландской огласовке, где позже и появился монастырь.
Археологические материалы свидетельствуют, что у «соленого студенца» на месте будущей Старой Руссы в южном Приильменье люди проживали уже во II тысячелетии до Р.Х. Потребность организма в соли является, безусловно очень мощным человеческим инстинктом, который чрезвычайно трудно подавить. Ещё раз напомним, что в истории человечества известны случаи, когда туземцы не знавшие соли специально обкусывали себя муравьями, чтобы, наконец заполучить через муравьиную кислоту пусть и «суррогатную», но так необходимую для организма соль.
А один из первых признаков беременности?! Потянуло на солёненькое! Плоду ребенка требуется и требуется именно соль, которая генерирует развитие юного организма внутри матери. А здесь в Южном Приильменье в древнейшей русской земле доступность рвущихся наружу неиссякаемых соленых источников поражает и сегодня.
Уже Геродот в 4 веке до Р.Х. описывал похороны славянских (скифских) царей в стране Геррус на Днепре, бальзамирование которых состояло в первую очередь из соленой пропитки в течение 70-ти дней, так необходимой для сохранения тела умершего. В верховьях Днепра соль добывалась только в Южном Приильменье по Татищеву: «В Великой Руси у города Русы из озерка». И в отличии от «соли-самосадки» южных озер, в которой множество «пыли и песка» именно царская «русская» соль Приильменья возможно использовалась при бальзамировании славянских (скифских) царей уже во времена Геродота.
В 22-х километрах к северо-западу от города Холм на Ловати на Рдейском острове еще в ХVII веке Преосвященным Корнилием был водружен Крест с текстом местного предания: «остров Рдейский благословил лично святым крестом апостол Андрей Первозванный, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро на Валааме».
С учетом этого предания, название самой деревни «Андроново» на реке Порусье буквально в 12-ти километрах. от Рдейского острова, может информировать, что исток этой «русской» реки благословил лично первый ученик Иисуса Христа, либо здесь еще в апостольском веке была создана христианская община учениками апостола Андрея.
IV
Смеем утверждать, что запутанность летописи относительно бань-солеварен Приильменья напрямую связана и с вопросом о князе Аскольде, о его роли в истории становления русского государства.
В свое время главный знаток «буквоед» русских летописей академик А.А.Шахматов пытался привлечь внимание к следующему: «Русская летопись отчетливо помнит имена первых князей киевских: это Аскольд и Дир… вообще весь рассказ о вокняжении Олега в Киеве и устранении Аскольда и Дира носит весьма тенденциозный характер… Аскольд и Дир представлены какими-то узурпаторами власти; Едва ли подлежит какому-либо сомнению, что весь рассказ летописи сообразован с известными династическими интересами правящего княжеского дома; потомки Рюрика представляются единственными по праву носителями власти…».
Тот же академик А.А.Шахматов и профессор Г.В.Вернадский связывали князя Аскольда со старорусской или просто в древности «руской землей» Приильменья, которая славилась своим соленым «русским» промыслом, где сама Старая Русь, Руса или Старая Русса по верному замечанию историка А.Н.Насонова: «была центром княжей «русской силы», силой киевских князей».
Именно Ильменская Русь стоит вот главе племён, призывавших своих славянских братьев Варягов-Русь с южного берега Балтии: «Реша Русь (Ильменская), Чудь, Словене и Кривичи».
Возможно, летописец не мог позволить себе признать в тексте, что святой апостол Андрей Первозванный крестил и находился в земле, откуда вышел позже (убитый Рюриковичами) рус Аскольд; из той земли, где добываемая из минеральных источников соль являлась самым надежным «стабилизационным фондом» княжеской власти. Ведь отсутствие соленых разработок в самом Киеве всегда воспринималось местным населением ощутимо болезненно. Вспомним тот же соленой бунт 1113 года в Киеве, в то время, когда древний текст русской летописи уже конъюнктурно корректировался.
Отсюда возможно и превращение в обычные бани-помывки (мовни) «золотоносных» русских бань-солеварен Новгородской земли, о полном рабочем цикле которых святой апостол Андрей Первозванный живо рассказывал в Риме местным солеварам и солеторговцам. О пребывании апостола Андрея в Риме, а тем более на солеварнях в Остии также свидетельствует следующий факт. Уже в V веке главным собором в Остии становится именно собор Святого Андрея!
Умолчание в тексте Первой Новгородской Летописи (мл извода) рассказа об апостоле Андрее (и банях) не только не разрушает, а наоборот еще раз подтверждает достоверность исторического факта о посещении первым учеником Иисуса Христа Русского Приильменья! О встрече апостола Андрея с солеварами Приильменья изначально знали и помнили и передавали из поколения в поколение именно местные словенорусы, обитавшие в районах соледобычи преимущественно к югу от озера и в низовьях Шелони.
Вероятно, знакомство древних киевлян с преданием о встрече святого апостола Андрея Первозванного с солеварами Приильменья становится возможным после прихода в Киев варяга Аскольда из Старорусской области Приильменья. Сама Старорусская область до начала ХIV века по словам А.Н. Насонова: «…оставалась в значительной степени княжеской …Взвад, где князья гнали зверя, Руса, где были княжеские соляные варницы...ее главные силы: «засада», огнищане и гридьба. т.е. княжеская организация… Княжий характер Старорусской области подтверждается археологическими данными: мы разумеем признаки более ранней и быстрой христианизации края, выразившейся, по мнению Н. Рериха, в быстром переходе к жальническим погребениям на территории зарусской половины Шелонской пятины».
1. Оньдрею учащю в Синопии и пришедшю ему в Корсунь, уведе, яко ис Корсуня близ устье Днепрьское, и въсхоте пойти в Рим, и пройде в устье Днепрьское, и оттоле поиде по Днепру горе. И по приключаю приде и ста под горами на березе. И заутра въстав и рече к сущим с ним учеником: «Видите ли горы сия?—Яко на сих горах восияеть благодать божья; имать-град велик быти и церкви многи бог въздвигнутц имать». И въшед на горы сия, благослови я, и постави крест, и помоливъся богу, и сълез с горы сея, иде же послеже бысть Киев, и поиде по Днепру горе. И приде в словени, ид еже ныне Новъгород, и виде ту люди сущая, како есть обычай им, и како ся мыють и хвощутся, и удивися им. И иде в Варяги, и приде в Рим, и исповеда, елико научи и елико виде, и рече им: «Дивно видех Словеньску землю идучи ми семо. Видех бани древяны, и пережьгуть с рамяно, и совлокуться и будуть нази, и облеются квасом усниянымь, и возмуть на ся прутье младое, и бьють ся сами, и того ся добьють, едва слезуть ли живы, и облеются водою студеною, и тако ожиуть. И то творять по вся дни, не мучими никим же, но сами ся мучать, и то творять мовенье собе, а не мученье». Ты слышаще дивляхуся. Оньдрей же, быв в Риме, приде в Синопию»
Не помню точно источник, но такие интересные места я себе сохраняю, часть текста из книги "Старая Русса апостола Андрея", может она есть в электронном виде :)
Спасибо, скачал. Потом сравню с другими источниками по вопросу: город стоял там изначально или так же как название Великий Новгород было перенесено из Ярославля в ни кем неизвестные болота. По идеи город с такой историей должен был находиться на более судоходной реке.( вблизи Великого Новгорода (Ярославля)).
Предки заслуживают благодарности и уважения. И устанавливают "планку" - мы должны "прыгнуть" не ниже!
А "гордость" - это чувство превосходства, САМОуважения.
При чем умный человек знает, что это нерациональное и вредное чувство. А верующий - что это грех, вообще-то.
И ладно еще, если сам что-то сделал, заслужил право гордиться...
А что же значит "гордиться предками"?
Типа "А вот мои предки немцев били, французов били!" Так?
Вот некоторые верят, что "русичи" в свое время чуть ли не весь мир покорили. Ну и что?! Да хоть на Луну летали - ты этим с какого х*я гордиться будешь?
Пруд пруди таких диванно-интернетных гордунов: "...зато мы делаем лучшие ракеты!"
Вот что такое "дешевая гордость" - когда гордишься тем, к чему не приложил ни капли усилий. Например, родился в этой стране и гордишься теперь, что ты русский.
Тем временем в новостях: "В России появится сотовый оператор для гастарбайтеров" http://lenta.ru/news/2013/12/18/mtt/http://lenta.ru/news/2013/12/18/mtt/
Так что, Россия не отсталая, Россия впереди планеты!
Скажем так, что высшее общество на Руси тоже особо мыться не любило:в то время,как и сейчас все дурные привычки с запада приходили))) Переезжали с одного дворца в другой так как вонь в прежнем от дерьма была невыносима, туалетов ни в одном дворце не было, на хваленых и величественных балах гадили за колонами не стесняясь.
И крестьяне действительно были чище знати, это факт...
кто??? варяги -знать??? Варяги голодранцы-наёмники были, которые за лишнюю чешуйку(монета Новгорода)любому башку могли отвернуть, даже своим братьям. никогда вАРЯГИ НЕ БЫЛИ ЗНАТЬЮ. лУЧШЕ НИЧЕГО НЕ ПИСАТЬ, НЕ ЗНАЯ, ЧЕМ ПИСАТЬ ЕРЕСЬ.
"В древнем Новгороде строили бани деревянные, «нагревали их сколько возможно, били себя ветвием и обливались после студеной водой»."
Этимология слова баня:
Происходит от праслав. формы *banja, от которой в числе прочего произошли: русск.-церк.-слав. банІА (с XI в.), ст.-слав. баньскъ (Син. Пс.), русск., укр. ба́ня, сербохорв. ба̏ња (с XIV в.) — то же, болг. ба́ням «мою». Сюда же следует отнести русск. ба́нка со знач. «банка, сосуд, медицинская банка». Скорее всего, старое заимств. из народнолат. *bāneum (ср. лат. balneum, греч. βαλανεῖον). Отсюда же франц. bain, итал. bagno.
Мнение лингвиста
Этимология лазня, баня, купель.
"Надо исходить из понятия "бить, ударить".
В некоторых языках существуют такие примеры:
lit. pirti - бить и купать
lotysh. pert - также
st.slav. pęra, pьrati - бить и мыть, купать...
старорус. pьrtь - купель
lit. dobti - бить, friz. dafen - бить, st.island. dafla - мочиться во воде
greč. koptó - бить
lit. kapoti - кроме прочего, бить
копать - и бить (kopija)
Итак, лазня от лузнуть,
купель от копать (купать тоже отсюда),
баня от batati (бить)."
На конгрессе славистов в Праге, 1968 г.. был этот метод
предложен. Называется "Метод семантических респонзий".
Заключается в том, что если слово B со значением S2
произведено из слова A со значением S1,
то значения S1 и S2 представляют семант. респонзии.
Этот метод помогает открывать генетические связи слов,
которые морфематически не являются "прозрачными".
Есть до сих пор использование слова батать
"Ботать (батать)
бить, колотить по воде багром, чтобы испугать рыбу."
Для меня Родина это Русь прежде всего, а не конгломерат народов федерации которую я вообще воспринимаю абстрактно, ну не могу я назвать Родиной Татарстаны с Дагестанами, чужие они для меня. А на Руси, баня древняя традиция, гигиена с лечебной процедурой вместе взятые. А европейские грязнули из-за христианских ценностей вымирали от чумы, короли умирали от чесотки и при том не умели даже читать, Генрих I,король Франции, муж Анны Ярославны, дочери князя Ярослава, умер от чесотки и расписывался крестиком, так как не умел писать, а Ярославна, русская княжна, привезла с собой библиотеку из Киева и умела писать и читать, каждую неделю мылась, вот тебе и отсталая Русь, погрязшая в христианской религии и грязи Европа это распиаренная варварская страна, по сравнению с просвещённой и чистой языческой Русью. В Европе попы сжигали ведьм в то время как на Руси собирали библиотеки.
по-человечески я привык общаться с людьми. и, даже, пытался именно так с тобой и общаться. но ты же типичное быдло безотносительно к твоей национальности и места проживания, что и продемонстрировал наглядно. или мне глотать твои типо тонкие ******ки надо было штоле? да ****ли?
Человека, общающимся по "человечкски" - культурный человек, не зависимо от личности, с которой он будет общаться, остаётся культурным, а после ваших тут изречений, "культурные" вы наши, никакой культурой от вас и не пахнет.
Так что нечего тут выставлять из себя культурных, когда сами таковыми не являетесь.
тебе по какой-то причине хочется чтобы во мне концентрировалось всё тебе противное, чтобы я олицетворял всё, что тебе хочется ненавидеть. всё, что тебе хочется наречь "европейским". но, по сути, у меня более русский менталитет чем у тебя. а что касается формы - так она вторична по отношению к содержанию, не правда ли? вот ты поформе выражаешься кагбэ культурно, а по сути - как сявка. иначе чем объяснить ничем, кроме места моего проживания и твоих шаблонов относительного оного, не спровоцированный выпад в мой адрес?
ну и это: я нигде и не выставлял себя культурным. я сказал, что могу общаться по-человечески. это вы тут корчите из себя *** пойми что: по форме человек, а по содержанию - гниль. изрекать ***ню умными словами - особого ума не надо. а ты попробуй вещать истину простым языком ;)
439 комментариев
11 лет назад
Словенские бани Новгородской земли, за особенностями которых наблюдал, даже дивился, согласно русских летописей,1 святой апостол Андрей Первозванный – это есть ни что иное, как бани-солеварни Русского Приильменья.
В монографии «Русская земля…» А.Н. Насонов разбирая текст Ипатьевской летописи: «и прииде к бани, рекомеи Родна», далее комментировал: «Баня означает вообще соловарня». В своих комментариях, но уже к тексту Галицко-Волынской летописи и Н.Ф.Котляр подтверждает древнее значение слова «баня», как «солеварня».
В.И.Даль также уточнял, что в старину под словом «баня» подразумевались в том числе «горячие ключи, источники». А такие «бани» прежде всего, содержащие преимущественно минеральную воду, дают возможность, и выпаривать соль. В «Славянских древностях» Любор Нидерле указывал, что в старину слово «бана» обозначало яму, из которой выкапывалось соленосное сырье. В топонимическом словаре «Имена московских улиц» (М. 2007) Р.А.Агеева относительно речушки «Баньки» и слова «баня» отмечала следующее: «В качестве географического термина это слово в древнерусском языке обозначало источник, преимущественно теплый. Ср. также украинское диалектное баня «минеральный источник, солеварня» ».
На современной карте Европы для «непосвященного» покажется неожиданно странным присутствие городов с «банными»2 названиями, таких как Баня-Лука в Боснии, просто Баня в Болгарии, Ла-Баньеса в Испании; во французских Пиренеях: Баньер-Де Бигор, Баньер-Де Лимон, Баньол-Сюр-Сез, а в Италии: Баньо-ди-Романьо, Баньи-ди-Сан-Джульяно, Баньи-ди-Лукка, Баньо-а-Риполи и многие другие. И неужели все эти города Европы изначально были неразделимы с культом бани-помывки, с необходимостью мыться и еще раз мыться?
У славян Македонии, Сербии и Хорватии слово «баня/банья» одновременно и баня-помывка и курорт-лечебница, то есть изначально минеральный (соленой) источник. И сегодня большинство курортов находится на месте «выхода» минеральных источников – в прошлом часто процветающих богатых солеварен.
Так в Приильменье на территории бывших великокняжеских соленых варниц расположен курорт «Старая Русса». По словам первого российского историка В.Н. Татищева: «Древний руссов город в устье Ловоти близ Ильменя доднесь Старая Русь или Руса знаем».
Любопытно, что у французов наравне со словом «сауна» соседствует и слово «сауньер» в значении «солевар», то есть осмысление бани с одной стороны, как парилки, а с другой как солеварни одинаково, что для сегодняшнего француза, так и для ильменского словеноруса в далекой древности.
Всемирно известный Баден-Баден в Германии также никогда не считался в Европе главенствующим центром помывочных бань-парилок, а был и остаётся чрезвычайно популярным и востребованным, прежде всего как целебно-оздоровительный курорт, который и в наши дни славится своими горячими (термальными) минеральными источниками и целебными грязями.
Само слово «Бад» содержит в себе одновременно значения: и бани- парилки и купальни и курорта-лечебницы. В настоящее время количество курортов-лечебниц именно с начальным словом «Бад» по всей Европе не дотягивает до цифры «100» буквально немного.
В восточных Альпах вблизи Зальцбурга и Гальштата в одном из древних центров соледобычи Европы и сегодня приглашают на лечение и отдых следующие курорты: Бад Хофгастайн, Бадгастайн, Бад Фуш, Бад Херинт, Бад Аусзе, Бад Ишль, Бад Халль и на границе Австрии с Германией Бад Райхенхаль, где поныне сохранилась старинная солеварня в виде одного из экспонатов местного МУЗЕЯ СОЛИ.
К тому же следует отметить существование в одном лице и центров соледобычи и курортов-лечебниц (с термальными источниками), но уже без лексемы (корня) «Бань… или Бад…» таких, как Слэник Молдово в Румынских Карпатах, Термо Порторож в Словении на Адриатике и Цехоцинек на Висле в Польше.
И уже без категоричной привязки солеварен к термальным источникам сегодня на Украине в Карпатах слово «БАНЯ» означает конкретно «СОЛЕВАРНЯ».Достаточно ознакомиться с историей Трускавца (снова курорта) или Борислава, где местные краеведы напоминают, что древнее значение слова «баня» применительно к Карпатам это и есть «солеварня».
В летописном рассказе о княгине Ольге, которая отомстила за убитого мужа князя Игоря; понятие как таковой бани-помывки обозначено словом «МОВЬ» И в наши дни в украинском и белорусском языках значение « бани-парилки» выражается словом «лазня». Слово «баня» помимо «солеварни» в украинском языке обозначает «главу /купол» церкви!
В поздних летописях упоминается список « Имена всем градом Русским ближних и дальних», где в Руси Карпатской присутствует город «Баня», и который славился не успехами «парило-помывочной индустрии», а прежде всего сверхвыгодной соледобычей. Важность финансово-кредитного учреждения под названием «Банк» в наши дни объяснять никому не стоит, и так все понятно. Но если проследить историю (этимологию) происхождения слова «банк», то его корни приведут к словам «бана», «банка», «баня», «бань…» со следующими значения:
«скамейка менялы» (а соль была самой ходовой «валютой» древности в т.ч. и для обмена);
«мель» (именно на морской мели оседавшую соленую жижу выпаривали на солнце);
«рудный пласт, глыба, горная порода» (конкретней относительно соленых копей и шахт не скажешь).
О стратегическом значении соли в жизни людей ещё в далекой древности процитируем фундаментальное исследование «История Европы» (Советской Академии Наук) от 1988 года: «В бронзовом веке, особенно во второй его половине все большее экономическое значение приобретают добыча и экспорт соли. Соль не только вошла в ежедневный рацион питания, но использовалась для консервирования и хранения продуктов, в производстве сыра и при обработке кожи».
От себя еще добавим, что только благодаря чрезвычайной близости в устье Тибра к месту добычи соли «Остии» – Вечный город Рим в свое время стал олицетворением могущества и процветания.
«Соль земли» - эти библейские слова принадлежат самому Иисусу Христу, обращенные в нагорной проповеди к своим ученикам-апостолам.
В наши дни хрестоматийное «соль земли» - это в первую очередь олицетворение надежности, опоры; на такого человека всегда можно положиться; он не подведёт.
II
Но вернемся к посещению апостолом Андреем словенской земли и к его знакомству с местными банями-солеварнями. Автор книги «Лечение солью» (из Санкт-Петербурга) Анастасия Семенова отмечала, что люди работающие в горячих цехах и живущие в жарком климате просто обречены на ежедневный приём трех-четырех-пяти дополнительных граммов соли, если не хотят, чтобы дело кончилось нарушением электролитного баланса, то есть резкого понижения давления, аритмии и сердечной слабости, замутнения сознания и прочих «прелестей».
Это утверждение в полной мере относится и к любителям попариться в бане. Для здоровья любого человека категорически противопоказано и регулярно в течении длительного времени посещать «ядрёную» парилку, и в то же самое время одновременно полностью исключить из своего рациона питания всё, что связано с солью или «солёным» (добровольно как ныне из-за всяких там «диет» или от безысходности как в древности из-за сумасшедшей дороговизны соли). В латинском языке кстати «здоровье» обозначается словом «salus», где прямая связь с солью (sal), как «генератором» здоровья, здесь безукоризненна.
Текст знаменитого карело-финского эпоса «Калевала» (песня 50), еще раз подтверждает, что в древности среди местного населения позволить себе на Северо-западе будущей России иметь не мыльни или мовни, а настоящие бани-парилки могли исключительно лишь единицы избранных.
В старину соль из-за ее умопомрачительной дороговизны была доступна без ограничений, без жесточайшей экономии лишь немногим. «Золотом древности» по праву считалась именно соль. «Кто учнёт соль за рубеж продавать или кого с продажной солью поймают, быть казненным смертью без всякой пощады, в тех местах велим и повесить». Строгость, даже жестокость этой царской грамоты удостоверяет очевидную значимость и ценность соли в жизни русского государства.
У Д.С.Лихачева шокирует следующее: «Хорошо известны факты из сравнительно недавней истории. Когда русский землепроходец Е.П. Хабаров организовал бурение на соль и научил местные народности пользоваться солью, избавил их от мучительной операции, необходимой из-за отсутствия соли, - подвергать себя периодически обкусыванию муравьями. Современные исследования показали, что некоторые племена Южной Америки и сейчас спасаются от соляного голодания именно так. Оказывается, есть виды муравьев, которые при укусе вносят в человеческий организм небольшие порции соли».
Но в словенских землях, а конкретнее к западу и югу от озера Ильмень соленые источники бьют и поныне. Название реки Шелони (Шолоны или Солоны) в Приильменье большинство ученых - этимологов напрямую связывает со словом «соль» с солеными промыслами словенской земли.
Именно солевары и солеторговцы, все те, кто неразрывно был задействован на процветание соленого промысла, могли себе позволить без материального ущерба, по-настоящему попариться в бане, позже восполнив сполна наступление соленого голодания в организме чем-то «до объедения солененьким».
Сам процесс сушки уже вываренной, но еще влажной соли заставлял создавать в солеварницах отдельные комнаты, где соль высушивалась. Такие комнаты-сушки соли в дальнейшем могли использоваться дополнительно как парилки.
В летописном рассказе о знакомстве апостола Андрея с особенностями новгородских бань, исследователи уже обращали внимание на странность и абсурдность фразы «И то творять по вся дни». Здравый смысл отказывается признать и согласиться с тем, что древние словенорусы Приильменья каждый день ходили в баню париться.
Но зато сам процесс выварки соли занимал от пяти до семи дней, что заставлял солеваров с незначительным перерывом на отдых в течение нескольких дней находиться в бане-солеварне. К тому же слово «творять» этимологически ближе к слову «варить», где «варя» и является, по сути, вываркой соли.
Помимо устья Днепра и территории ильменских словенорусов в рассказе летописи об апостоле Андрее, также перечисляются и следующие города: Синопа – на южном берегу Понта (Черного моря), Корсунь (Херсонес) в Крыму, а также города: Киев и Рим. И за исключением только Киева, все другие города (или их пригороды) были вовлечены в успешный соленой промысел.
Так «отец истории» Геродот еще в IV веке до Р.Х. писал: «В устье Борисфена (Днепра) само собой оседает несметное количество соли». Позже византийский император Константин Багрянородный конкретизировал: «От реки Днепр до Херсона триста миль, а в промежутках – болота и бухты, в которых херсониты добывают соль».
Относительно Синопы географ Страбон обращал внимание, что именно здесь «замечательные заведения для засолки» рыбы. Касательно пригорода Рима – Остии, про её солеварни в устье Тибра, то у Тита Ливия написано: «Римляне распространили свою власть до самого моря и при устье Тибра был основан город Остия; вокруг него стали добывать соль».
И в наши дни по древнему янтарному пути на границе Австрии и Словении сохранился город святого Андрея (Санкт-Андре), от которого по направлению в сторону Рима недалеко находится и очередной «банный» город Баньи-ди-Лустница.
Святой апостол Андрей Первозванный прекрасно осознавал всю важность соли для сохранения той же рыбы на продажу. Что в Синопе, что в Херсоне, что на озере Ильмень, его прошлый опыт рыбака-профессионала всегда выручал, помогал знакомству с людьми, с теми же рыбаками и торговцами соли.
Путь апостола Андрея охватил как Синопу (засол рыбы), так и Корсунь (Херсон, засол осетровых) и прошел через Ильменских словенорусов ( солеварни) и далее вывел наконец в Рим, возможно даже по древней дороге Италии – «Соленой», то здесь логика выбора маршрута самим апостолом понятна, где соль – там и торговый путь, где торговый путь – там и соль.
В предисловии к «Истории русской церкви» митрополита Макария читаем: «Дело в том, что путь апостолов был путь торговых сношений, который простирался с одной стороны до Китая и Цейлона, а с другой – до островов Британии и до полудиких стран Африки. По этому пути и двигались караваны, при которых всегда была вооруженная сила для охраны от врагов, разбойников и разных опасностей».
О водружении апостолом Андреем креста на безлюдной горе, на месте будущего Киева; – к этим словам летописца критически подошел первый русский историк В.Н.Татищев:
«И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа, Геродот, Страбон, Плиний и Птолемей многие города по Днепру кладут, то видно, что «Киев» или «Горы-Град» до Христа был населен …. Иоаким же точно говорит: Андрей в Киеве крестил. Что же он крест на горах водрузил, то видно, что Нестор или прежний писатель не вполне поняли древнего наречия».
К этому утверждению В.Н.Татищева добавим, что относительно словенских бань (солеварен) поздний летописец, через тысячу лет, также возможно «не вполне поняв древнего наречия» всё свёл лишь к обыденной карикатурной помывке. Вероятно, апостол Андрей рассказывал в Риме не только про обычай словенорусов обливаться студеной водой на морозе (что привычно для закаленного организма солевара), но и про бани-солеварни Приильменья.
Впрочем, сам летописный текст и прежде всего слова апостола Андрея «о словенских банях» ни в коей мере не противоречат утверждению о знакомстве первого ученика Иисуса Христа с солеварами Приильменья, и в летописи сохранилась возможно лишь часть рассказа о путешествии апостола Андрея по Новгородской Земле.
III
Потомки древних кельтов – шотландцы считают апостола Андрея и своим покровителем. Существующий сегодня в Шотландии город Сент-Андрус (Сент-Эндрюс) носит имя святого апостола Андрея Первозванного.
Полностью поддерживая позицию академиков О.Н.Трубачёва и В.В.Седова (о симбиозе между кельтами и славянами на ряде территорий древней Европы) и при этом утверждая формулу, что «Сент-Андрус» это есть апостол Андрей, то в таком именно контексте необходимо рассматривать и сами «андрусовские» географические названия (если они конечно есть) на пути следования первого ученика Иисуса Христа по Русской Земле от Крыма до Ладожского озера.
И самое неожиданное, что «андрусовские» названия не только есть, но исключительно сосредоточились только вблизи легендарного пути апостола Андрея по Русской Земле:
Андрусово вблизи Симферополя в Крыму,
Великая Андрусовка на Днепре между притоками Сула и Псел, но на противоположенном берегу (главной реки),
Андрусово в верховьях Днепра на Смоленской земле в Монастырщинском районе (недалеко от селения Баньковщина),
Андрусовская бухта в Ладожском озере около Олонца.
И сам город Сент-Андрус в Шотландии – город святого апостола Андрея.
Здесь также необходимо указать и на единственную «Андрусу» в Греции, именно на полуострове Пелопоннес, где в Патрах мученически был распят на кресте апостол Андрей.
Только существование в наши дни этих «андрусовских» названий было бы достаточным для закрепления исторической аксиомы, что апостол Андрей ходил вверх по Днепру вплоть до Валаама. Возвращаясь к названию «Андрусовской бухты» в Ладожском озере, здесь необходимо пояснить, что имя «Андреяна Андруссовского» (основателя в ХVI веке монастыря на берегу бухты) лишь только информирует о приходе инока Андреяна на берег уже существующей бухты под именем Андрусовской в честь святого апостола Андрея Первозванного, но в шотландской огласовке, где позже и появился монастырь.
Археологические материалы свидетельствуют, что у «соленого студенца» на месте будущей Старой Руссы в южном Приильменье люди проживали уже во II тысячелетии до Р.Х. Потребность организма в соли является, безусловно очень мощным человеческим инстинктом, который чрезвычайно трудно подавить. Ещё раз напомним, что в истории человечества известны случаи, когда туземцы не знавшие соли специально обкусывали себя муравьями, чтобы, наконец заполучить через муравьиную кислоту пусть и «суррогатную», но так необходимую для организма соль.
А один из первых признаков беременности?! Потянуло на солёненькое! Плоду ребенка требуется и требуется именно соль, которая генерирует развитие юного организма внутри матери. А здесь в Южном Приильменье в древнейшей русской земле доступность рвущихся наружу неиссякаемых соленых источников поражает и сегодня.
Уже Геродот в 4 веке до Р.Х. описывал похороны славянских (скифских) царей в стране Геррус на Днепре, бальзамирование которых состояло в первую очередь из соленой пропитки в течение 70-ти дней, так необходимой для сохранения тела умершего. В верховьях Днепра соль добывалась только в Южном Приильменье по Татищеву: «В Великой Руси у города Русы из озерка». И в отличии от «соли-самосадки» южных озер, в которой множество «пыли и песка» именно царская «русская» соль Приильменья возможно использовалась при бальзамировании славянских (скифских) царей уже во времена Геродота.
В 22-х километрах к северо-западу от города Холм на Ловати на Рдейском острове еще в ХVII веке Преосвященным Корнилием был водружен Крест с текстом местного предания: «остров Рдейский благословил лично святым крестом апостол Андрей Первозванный, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро на Валааме».
С учетом этого предания, название самой деревни «Андроново» на реке Порусье буквально в 12-ти километрах. от Рдейского острова, может информировать, что исток этой «русской» реки благословил лично первый ученик Иисуса Христа, либо здесь еще в апостольском веке была создана христианская община учениками апостола Андрея.
IV
Смеем утверждать, что запутанность летописи относительно бань-солеварен Приильменья напрямую связана и с вопросом о князе Аскольде, о его роли в истории становления русского государства.
В свое время главный знаток «буквоед» русских летописей академик А.А.Шахматов пытался привлечь внимание к следующему: «Русская летопись отчетливо помнит имена первых князей киевских: это Аскольд и Дир… вообще весь рассказ о вокняжении Олега в Киеве и устранении Аскольда и Дира носит весьма тенденциозный характер… Аскольд и Дир представлены какими-то узурпаторами власти; Едва ли подлежит какому-либо сомнению, что весь рассказ летописи сообразован с известными династическими интересами правящего княжеского дома; потомки Рюрика представляются единственными по праву носителями власти…».
Тот же академик А.А.Шахматов и профессор Г.В.Вернадский связывали князя Аскольда со старорусской или просто в древности «руской землей» Приильменья, которая славилась своим соленым «русским» промыслом, где сама Старая Русь, Руса или Старая Русса по верному замечанию историка А.Н.Насонова: «была центром княжей «русской силы», силой киевских князей».
Именно Ильменская Русь стоит вот главе племён, призывавших своих славянских братьев Варягов-Русь с южного берега Балтии: «Реша Русь (Ильменская), Чудь, Словене и Кривичи».
Возможно, летописец не мог позволить себе признать в тексте, что святой апостол Андрей Первозванный крестил и находился в земле, откуда вышел позже (убитый Рюриковичами) рус Аскольд; из той земли, где добываемая из минеральных источников соль являлась самым надежным «стабилизационным фондом» княжеской власти. Ведь отсутствие соленых разработок в самом Киеве всегда воспринималось местным населением ощутимо болезненно. Вспомним тот же соленой бунт 1113 года в Киеве, в то время, когда древний текст русской летописи уже конъюнктурно корректировался.
Отсюда возможно и превращение в обычные бани-помывки (мовни) «золотоносных» русских бань-солеварен Новгородской земли, о полном рабочем цикле которых святой апостол Андрей Первозванный живо рассказывал в Риме местным солеварам и солеторговцам. О пребывании апостола Андрея в Риме, а тем более на солеварнях в Остии также свидетельствует следующий факт. Уже в V веке главным собором в Остии становится именно собор Святого Андрея!
Умолчание в тексте Первой Новгородской Летописи (мл извода) рассказа об апостоле Андрее (и банях) не только не разрушает, а наоборот еще раз подтверждает достоверность исторического факта о посещении первым учеником Иисуса Христа Русского Приильменья! О встрече апостола Андрея с солеварами Приильменья изначально знали и помнили и передавали из поколения в поколение именно местные словенорусы, обитавшие в районах соледобычи преимущественно к югу от озера и в низовьях Шелони.
Вероятно, знакомство древних киевлян с преданием о встрече святого апостола Андрея Первозванного с солеварами Приильменья становится возможным после прихода в Киев варяга Аскольда из Старорусской области Приильменья. Сама Старорусская область до начала ХIV века по словам А.Н. Насонова: «…оставалась в значительной степени княжеской …Взвад, где князья гнали зверя, Руса, где были княжеские соляные варницы...ее главные силы: «засада», огнищане и гридьба. т.е. княжеская организация… Княжий характер Старорусской области подтверждается археологическими данными: мы разумеем признаки более ранней и быстрой христианизации края, выразившейся, по мнению Н. Рериха, в быстром переходе к жальническим погребениям на территории зарусской половины Шелонской пятины».
1. Оньдрею учащю в Синопии и пришедшю ему в Корсунь, уведе, яко ис Корсуня близ устье Днепрьское, и въсхоте пойти в Рим, и пройде в устье Днепрьское, и оттоле поиде по Днепру горе. И по приключаю приде и ста под горами на березе. И заутра въстав и рече к сущим с ним учеником: «Видите ли горы сия?—Яко на сих горах восияеть благодать божья; имать-град велик быти и церкви многи бог въздвигнутц имать». И въшед на горы сия, благослови я, и постави крест, и помоливъся богу, и сълез с горы сея, иде же послеже бысть Киев, и поиде по Днепру горе. И приде в словени, ид еже ныне Новъгород, и виде ту люди сущая, како есть обычай им, и како ся мыють и хвощутся, и удивися им. И иде в Варяги, и приде в Рим, и исповеда, елико научи и елико виде, и рече им: «Дивно видех Словеньску землю идучи ми семо. Видех бани древяны, и пережьгуть с рамяно, и совлокуться и будуть нази, и облеются квасом усниянымь, и возмуть на ся прутье младое, и бьють ся сами, и того ся добьють, едва слезуть ли живы, и облеются водою студеною, и тако ожиуть. И то творять по вся дни, не мучими никим же, но сами ся мучать, и то творять мовенье собе, а не мученье». Ты слышаще дивляхуся. Оньдрей же, быв в Риме, приде в Синопию»
Санскрит:
«bandi» - «добыча»; «bandh» - «связывать, одеваться, укрепляться»; «bandha» - «узел, ловля, достижение, залог»; «bandhu» - «занятие, получение, родственник, товарищ, супруг»; «banduta» - «родство, дружба, принадлежность к чему-л.»;
«bhanj» - «говорить, освещать»; «bhanda» - «сосуд, утварь, музыкальный инструмент, украшение, повар, сокровище, казна»; «bhana» - «свет, знание»; «bhanu» - «солнце».
Вот так баня становится местом чистым, светлым
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
А вообще гордость за страну (тем более за прошлые заслуги) - самая дешевая гордость.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
А "гордость" - это чувство превосходства, САМОуважения.
При чем умный человек знает, что это нерациональное и вредное чувство. А верующий - что это грех, вообще-то.
И ладно еще, если сам что-то сделал, заслужил право гордиться...
А что же значит "гордиться предками"?
Типа "А вот мои предки немцев били, французов били!" Так?
Вот некоторые верят, что "русичи" в свое время чуть ли не весь мир покорили. Ну и что?! Да хоть на Луну летали - ты этим с какого х*я гордиться будешь?
Пруд пруди таких диванно-интернетных гордунов: "...зато мы делаем лучшие ракеты!"
Вот что такое "дешевая гордость" - когда гордишься тем, к чему не приложил ни капли усилий. Например, родился в этой стране и гордишься теперь, что ты русский.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
http://lenta.ru/news/2013/12/18/mtt/http://lenta.ru/news/2013/12/18/mtt/
Так что, Россия не отсталая, Россия впереди планеты!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
И крестьяне действительно были чище знати, это факт...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Этимология слова баня:
Происходит от праслав. формы *banja, от которой в числе прочего произошли: русск.-церк.-слав. банІА (с XI в.), ст.-слав. баньскъ (Син. Пс.), русск., укр. ба́ня, сербохорв. ба̏ња (с XIV в.) — то же, болг. ба́ням «мою». Сюда же следует отнести русск. ба́нка со знач. «банка, сосуд, медицинская банка». Скорее всего, старое заимств. из народнолат. *bāneum (ср. лат. balneum, греч. βαλανεῖον). Отсюда же франц. bain, итал. bagno.
Мнение лингвиста
Этимология лазня, баня, купель.
"Надо исходить из понятия "бить, ударить".
В некоторых языках существуют такие примеры:
lit. pirti - бить и купать
lotysh. pert - также
st.slav. pęra, pьrati - бить и мыть, купать...
старорус. pьrtь - купель
lit. dobti - бить, friz. dafen - бить, st.island. dafla - мочиться во воде
greč. koptó - бить
lit. kapoti - кроме прочего, бить
копать - и бить (kopija)
лузнуть:лызнуть - ударить, хлестнуть
lit. laužti - разбить, ламать, laužas - лесовал, laužis - каменоломня
lotyš. lauzt, lauza - подобно
st.ind. rudžati - разбить, ломать
armen. lucanem - разбить
Итак, лазня от лузнуть,
купель от копать (купать тоже отсюда),
баня от batati (бить)."
На конгрессе славистов в Праге, 1968 г.. был этот метод
предложен. Называется "Метод семантических респонзий".
Заключается в том, что если слово B со значением S2
произведено из слова A со значением S1,
то значения S1 и S2 представляют семант. респонзии.
Этот метод помогает открывать генетические связи слов,
которые морфематически не являются "прозрачными".
Есть до сих пор использование слова батать
"Ботать (батать)
бить, колотить по воде багром, чтобы испугать рыбу."
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Так что нечего тут выставлять из себя культурных, когда сами таковыми не являетесь.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
тебе по какой-то причине хочется чтобы во мне концентрировалось всё тебе противное, чтобы я олицетворял всё, что тебе хочется ненавидеть. всё, что тебе хочется наречь "европейским". но, по сути, у меня более русский менталитет чем у тебя. а что касается формы - так она вторична по отношению к содержанию, не правда ли? вот ты поформе выражаешься кагбэ культурно, а по сути - как сявка. иначе чем объяснить ничем, кроме места моего проживания и твоих шаблонов относительного оного, не спровоцированный выпад в мой адрес?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
ну и это: я нигде и не выставлял себя культурным. я сказал, что могу общаться по-человечески. это вы тут корчите из себя *** пойми что: по форме человек, а по содержанию - гниль. изрекать ***ню умными словами - особого ума не надо. а ты попробуй вещать истину простым языком ;)
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
А теперь в школу учить уроки.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена