Это все дерьмо с запада идет - что говорить про простой народ, если представитель госдепа в одном сапоге на пресс - конференциях скачет Тоже млин - мировые агрессоры)))))
Иной раз начинаешь переводить, и затыкаешься на самом простом месте. Вот как изъяснить разницу между "шарачковым палатном" и "зрэбнай тканiнай" если по словарям и то, и другое - "грубый холст"?
Или "каунер" - воротник. В покрое штанов, да. Белорусское "пакласць за каўнер" значит совсем не то, что русское "заложить за воротник".
Перевод подписи к фотографии (из энциклопедического справочника "Этнография Беларуси") на великорусский:
"Нагавицы, штаны - одна из основных частей традиционного мужского костюма белорусов. Так же назывались "портками". Шили из однотонного или сурового (некрашенного) льняного полотна, из плотной или полусуконной ткани, зимние - из тёмного сукна (суконники). Узкие штанины соединялись в верхней части ромбовидной вставкой, застёгивались спереди. Они бывали поясные, с поясом который застёгивался на палочку-биргельку или пуговицу, и беспоясные на завязке. Штанины внизу спадали свободно или обтягивались онучами и оборами (шнурками) лаптей. Рубаху носили поверх нагавиц и подпоясывали. В конце 19 в. белые полотняные нагавицы стали нижним бельём, а в начале 20 нагавицы были вытеснены из обихода фабричными изделиями общеевропейского покроя."
Точки зрения есть разные, но мне больше нравится считать, что исконное название этого предмета одежды - именно "нагавицы". Вообще слово "нагавицы" было распространено по всей восточной Европе:
«Наговицы — часть костюма, облегающая ноги, имевшая в разное время и в разных местах различное устройство: чулки из ткани до верха бедра, такие же чулки, дополненные набедренной частью, штаны-чулки (в Западной Европе XIV-XV вв.); привязные верхние штанины, высокие гамаши во всю ногу (на Севере и в Сибири); мягкие (суконные или вязаные) сапоги-чулки, надеваемые под обувь и закрепляемые под коленом (у татар, у народов Кавказа и по их образцам)» (Словарь русского языка XI-XVII веков);
«Ноговицы, часть обуви, употр. ныне почти только на Кавказе: камаши, голоши, штиблеты, род голенища, застегиваемого вокруг голени. Чувашенки носят род наговиц, колош, надетых и подвязанных под коленом» (Даль).
Где-то так называют штанины из грубой ткани или овечьей шкуры, которые пастухи надевают поверх простых штанов для защиты ног от колючих веток, где-то длинные чулки из плотной ткани, где-то - кожаные голенища, пристёгиваемые к обуви (то же, что краги и гамаши).
В последнее время, в связи с модой на средневековье, из всего этого богатства смыслов остались только кольчужные чулки - ноговицы.
Нетрудно представить, что первыми штаны-ноговицы придумали пастухи, где-нибудь в горной Греции или на Карпатах, которым надоело каждый раз отвязывать-привязывать к своим ногам эти самые ноговицы, и они раз и навсегда пришили их к своим юбкам-передникам. Или что там у них было вместо набедренных повязок. Хотя, ещё проще представить себе, что первыми эти три куска шкуры сшили древние охотники на мамонтов. И они же зашили низ юбки между ног. Чтобы не задувало. Тем более, что на известных скульптурках древних народов можно при желании увидеть элементы мехового комбинезона.
В культурную Европу, тем не менее, штаны явились верхом на всадниках - германцах во время Великого переселения народов, и победили бесштанную римскую армию. Для того, чтобы вместе со своими хозяевами поступить на службу к римским императорам. А через пару веков, когда германцы сами стали римскими императорами, и штаны удостоились права сесть на императорский трон.
Всё это время покрой штанов оставался прежним, мало отличался от того, что на рисунке. Тогда же, видимо, они и получили своё родовое имя: портки или порты. От общего индоевропейского корня "прт", со смыслом "войти, надеть" или от латинского porto - "я ношу". Тут же возникает вопрос, как латинское слово заставило всю Русь называть "портами" не только льняные штаны и рубахи, но и само льняное полотно...
Дальше было ещё интереснее. Рабовладельческий строй ушёл в историю вместе с античностью, и после пары тёмных веков раннего средневековья в городах (бывших римских укреплённых лагерях - "бургах") снова появилась какая-никакая промышленность, а следом за ней и ремесленные цеха. Первое время цеха были, несомненно, добрым делом. Мастера следили за качеством продукции, за тем, чтобы никто из членов цеха не халтурил и не сбивал цены за счёт низкого качества. Потом, когда жизнь стала богаче и насыщеннее, выяснилось, что что-то идёт не так. Что мастера-цеховики очень не хотят, чтобы хорошие товары становились дешевле и их становилось больше, и поэтому не дают молодым подмастерьям и ученикам начинать собственное дело или, хотя бы, применять более эффективные методы труда.
Молодые подмастерья и ученики начали уходить из старых городов туда, где не действовала власть цехов и магистратов, туда, где не действовало Магдебургское Право городов. В пригороды, в поместья к князьям и магнатам, в богатые деревни, и там организовывали собственные мастерские. Таких мастеровых в Литве (той Литве, что сегодня называется Беларусь) и Украине называли "партачами". Да, если кто ещё не в курсе - у нас было Магдебургское право, и в городах - ремесленные цеха.
Так и хочется сказать, что "партачами" их назвали из-за штанов-портков, но истина дороже. Название произошло от латинского pars/partis - часть.То есть, партач - частный ремесленник, не входящий в цех.
Жизнь партача сильно зависела от того, на чьей земле он устроился. В пригородах была сильна власть городских цехов, и партачи были вынуждены угождать городским головам. В княжеских имениях, особенно если у князя не было подвластных ему городов со своими цехами, партачи жили вольготно и, случалось, сами организовывались в новые цеха... со всеми последующими пертурбациями.
Но в общем и целом, городские цеха всячески гнобили партачей. Партачам запрещалось жить в городе, продавать в городе свои товары, иногда даже посещать городские церкви. Членам цехов, в свою очередь, запрещалось иметь какие-либо дела с партачами, покупать у них товар, отдавать им в жёны своих дочерей и т.д. и т.п. Разумеется, никто не мог помешать горожанину без огласки выехать в предместье и по дешёвке купить себе штаны, поэтому самые дурацкие запреты очень быстро уходили под сукно. Цехам оставалось только при всяком случае громогласно доказывать, что товар партачей - некачественный и гнилой.
Нельзя сказать, что они так уж были неправы. Всё-таки, в партачах оказывалось дочерта криворукого народа. Если вернуться к нашим порткам, то портняжки-партачи были вынуждены, чтобы не помереть с голода, кроить свой товар из самого дешёвого сырья по самым простым лекалам. Естественно, в мире, где все умели всё, профессионалам швейного дела приходилось конкурировать, в первую очередь, с домашними мастерицами, обшивавшими свою семью. И, предвосхищая эру промышленного производства, партачи освоили фасончик "one size fit's all" - то есть портки универсальной длины и ширины. Которые можно было натянуть вверх на любую задницу, затянуть шнурком у пояса, висящие штанины подкатать и замотать онучками, и получить белорусские нагавицы или козацкие шаровары. У казаков даже мода пошла на "шаровары шириной с Чёрное море" - чем больше ткани, тем дороже и круче.
Вообще, вот такой покрой штанов, с висящей мотнёй-ластовицей и безразмерным поясом, - верный признак крупносерийной деревенской мануфактуры. Как в средневековой Европе их шили недоучившиеся мастера-партачи, так и сегодня их строчат афганские дети по вечерам после работы на маковой плантации.
Это погоди...а как это так?!!...сиськи - то на спине,иле жёппа?!..чоза чертовщина!?....Зато в штонах! Ты это прекрати постить такие фотки,ато я тут срусь в каментах, и одновременно жру борщ...!-))
306 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Иной раз начинаешь переводить, и затыкаешься на самом простом месте. Вот как изъяснить разницу между "шарачковым палатном" и "зрэбнай тканiнай" если по словарям и то, и другое - "грубый холст"?
Или "каунер" - воротник. В покрое штанов, да. Белорусское "пакласць за каўнер" значит совсем не то, что русское "заложить за воротник".
Перевод подписи к фотографии (из энциклопедического справочника "Этнография Беларуси") на великорусский:
"Нагавицы, штаны - одна из основных частей традиционного мужского костюма белорусов. Так же назывались "портками". Шили из однотонного или сурового (некрашенного) льняного полотна, из плотной или полусуконной ткани, зимние - из тёмного сукна (суконники). Узкие штанины соединялись в верхней части ромбовидной вставкой, застёгивались спереди. Они бывали поясные, с поясом который застёгивался на палочку-биргельку или пуговицу, и беспоясные на завязке. Штанины внизу спадали свободно или обтягивались онучами и оборами (шнурками) лаптей. Рубаху носили поверх нагавиц и подпоясывали. В конце 19 в. белые полотняные нагавицы стали нижним бельём, а в начале 20 нагавицы были вытеснены из обихода фабричными изделиями общеевропейского покроя."
Точки зрения есть разные, но мне больше нравится считать, что исконное название этого предмета одежды - именно "нагавицы". Вообще слово "нагавицы" было распространено по всей восточной Европе:
«Наговицы — часть костюма, облегающая ноги, имевшая в разное время и в разных местах различное устройство: чулки из ткани до верха бедра, такие же чулки, дополненные набедренной частью, штаны-чулки (в Западной Европе XIV-XV вв.); привязные верхние штанины, высокие гамаши во всю ногу (на Севере и в Сибири); мягкие (суконные или вязаные) сапоги-чулки, надеваемые под обувь и закрепляемые под коленом (у татар, у народов Кавказа и по их образцам)» (Словарь русского языка XI-XVII веков);
«Ноговицы, часть обуви, употр. ныне почти только на Кавказе: камаши, голоши, штиблеты, род голенища, застегиваемого вокруг голени. Чувашенки носят род наговиц, колош, надетых и подвязанных под коленом» (Даль).
Где-то так называют штанины из грубой ткани или овечьей шкуры, которые пастухи надевают поверх простых штанов для защиты ног от колючих веток, где-то длинные чулки из плотной ткани, где-то - кожаные голенища, пристёгиваемые к обуви (то же, что краги и гамаши).
В последнее время, в связи с модой на средневековье, из всего этого богатства смыслов остались только кольчужные чулки - ноговицы.
Нетрудно представить, что первыми штаны-ноговицы придумали пастухи, где-нибудь в горной Греции или на Карпатах, которым надоело каждый раз отвязывать-привязывать к своим ногам эти самые ноговицы, и они раз и навсегда пришили их к своим юбкам-передникам. Или что там у них было вместо набедренных повязок. Хотя, ещё проще представить себе, что первыми эти три куска шкуры сшили древние охотники на мамонтов. И они же зашили низ юбки между ног. Чтобы не задувало. Тем более, что на известных скульптурках древних народов можно при желании увидеть элементы мехового комбинезона.
В культурную Европу, тем не менее, штаны явились верхом на всадниках - германцах во время Великого переселения народов, и победили бесштанную римскую армию. Для того, чтобы вместе со своими хозяевами поступить на службу к римским императорам. А через пару веков, когда германцы сами стали римскими императорами, и штаны удостоились права сесть на императорский трон.
Всё это время покрой штанов оставался прежним, мало отличался от того, что на рисунке. Тогда же, видимо, они и получили своё родовое имя: портки или порты. От общего индоевропейского корня "прт", со смыслом "войти, надеть" или от латинского porto - "я ношу". Тут же возникает вопрос, как латинское слово заставило всю Русь называть "портами" не только льняные штаны и рубахи, но и само льняное полотно...
Дальше было ещё интереснее. Рабовладельческий строй ушёл в историю вместе с античностью, и после пары тёмных веков раннего средневековья в городах (бывших римских укреплённых лагерях - "бургах") снова появилась какая-никакая промышленность, а следом за ней и ремесленные цеха. Первое время цеха были, несомненно, добрым делом. Мастера следили за качеством продукции, за тем, чтобы никто из членов цеха не халтурил и не сбивал цены за счёт низкого качества. Потом, когда жизнь стала богаче и насыщеннее, выяснилось, что что-то идёт не так. Что мастера-цеховики очень не хотят, чтобы хорошие товары становились дешевле и их становилось больше, и поэтому не дают молодым подмастерьям и ученикам начинать собственное дело или, хотя бы, применять более эффективные методы труда.
Молодые подмастерья и ученики начали уходить из старых городов туда, где не действовала власть цехов и магистратов, туда, где не действовало Магдебургское Право городов. В пригороды, в поместья к князьям и магнатам, в богатые деревни, и там организовывали собственные мастерские. Таких мастеровых в Литве (той Литве, что сегодня называется Беларусь) и Украине называли "партачами". Да, если кто ещё не в курсе - у нас было Магдебургское право, и в городах - ремесленные цеха.
Так и хочется сказать, что "партачами" их назвали из-за штанов-портков, но истина дороже. Название произошло от латинского pars/partis - часть.То есть, партач - частный ремесленник, не входящий в цех.
Жизнь партача сильно зависела от того, на чьей земле он устроился. В пригородах была сильна власть городских цехов, и партачи были вынуждены угождать городским головам. В княжеских имениях, особенно если у князя не было подвластных ему городов со своими цехами, партачи жили вольготно и, случалось, сами организовывались в новые цеха... со всеми последующими пертурбациями.
Но в общем и целом, городские цеха всячески гнобили партачей. Партачам запрещалось жить в городе, продавать в городе свои товары, иногда даже посещать городские церкви. Членам цехов, в свою очередь, запрещалось иметь какие-либо дела с партачами, покупать у них товар, отдавать им в жёны своих дочерей и т.д. и т.п. Разумеется, никто не мог помешать горожанину без огласки выехать в предместье и по дешёвке купить себе штаны, поэтому самые дурацкие запреты очень быстро уходили под сукно. Цехам оставалось только при всяком случае громогласно доказывать, что товар партачей - некачественный и гнилой.
Нельзя сказать, что они так уж были неправы. Всё-таки, в партачах оказывалось дочерта криворукого народа. Если вернуться к нашим порткам, то портняжки-партачи были вынуждены, чтобы не помереть с голода, кроить свой товар из самого дешёвого сырья по самым простым лекалам. Естественно, в мире, где все умели всё, профессионалам швейного дела приходилось конкурировать, в первую очередь, с домашними мастерицами, обшивавшими свою семью. И, предвосхищая эру промышленного производства, партачи освоили фасончик "one size fit's all" - то есть портки универсальной длины и ширины. Которые можно было натянуть вверх на любую задницу, затянуть шнурком у пояса, висящие штанины подкатать и замотать онучками, и получить белорусские нагавицы или козацкие шаровары. У казаков даже мода пошла на "шаровары шириной с Чёрное море" - чем больше ткани, тем дороже и круче.
Вообще, вот такой покрой штанов, с висящей мотнёй-ластовицей и безразмерным поясом, - верный признак крупносерийной деревенской мануфактуры. Как в средневековой Европе их шили недоучившиеся мастера-партачи, так и сегодня их строчат афганские дети по вечерам после работы на маковой плантации.
Штаны-афгани, ага.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена